Всероссийский урок Памяти и Славы
Классный руководитель
1 класса
Степанян Г.И.
Цель Урока: формирование патриотизма, воспитание российской идентичности школьников; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого дедов и прадедов учащихся, ветеранов и участников Великой Отечественной войны, на примере трудового подвига их родных и земляков в суровое военное время; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной, готовности к защите Отечества.
Задачи проведения урока: способствовать воспитанию семейно - родственной связи обучающихся на ярких примерах, связанных с историей Великой Отечественной войны.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, плакат «Стена Памяти», книги, фотографии на военную тематику, тетради, ручки, карандаши
Ход урока
Вступительное слово учителя о празднике День знаний.
(Слайд 1) Учитель: Ребята, сегодня во всех школах нашей страны проводится Всероссийский Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы - 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
(Слайд 2) Учитель: Скажите, пожалуйста:
1. Что означает лично для вас любить Родину, быть патриотом? (ответы учащихся)
(Слайд 3) Учитель: Какой словарь нам поможет точно узнать лексическое значение слова? (ответы детей).
Заглянем в толковый словарь Даля: «Патриот - тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины».
1.Списывание предложенного текста со слайда. (либо распечатать и раздать)
2. Словарная работа. Какие словарные слова встретились? Разделите их на слоги и поставьте ударение.
3. Фонетический разбор. Найдите слово, в котором количество звуков и букв не совпадает (своей). Выпишите слово и сделайте его фонетический разбор
(Слайд 4) Учитель: Историческая память - одно из главных богатств человеческой культуры. Пока люди помнят прошлый опыт, человеческое общество имеет возможность развиваться и совершенствоваться. Память войны призывает к ответственности за мир на земле.
Будем жить, встречать рассветы,
Верить и любить, Только не забыть бы это,
Лишь бы не забыть.
Эта память, верьте, люди,
целой земле нужна.
Если мы войну забудем -
Вновь придет она.
Учитель: ребята, именно нам предстоит донести эту память следующим поколениям. Как можно забыть весь этот ужас…..!? (Демонстрация слайдов)
Можно предложить чтение детям.
(Слайд 5) В те страшные годы речь шла о том, быть или не быть нашей стране, выжить или погибнуть нашему народу. Советский народ ценой неимоверных усилий сумел разгромить врага, однако заплатил за это огромную цену. Общие людские потери СССР в ходе войны составили 27млн. человек. Из них более 8млн. погибли на полях сражений, 7 млн. человек были истреблены нацистами на оккупированных территориях, более 4 млн. погибли от жестоких условий оккупационного режима.
- Каковы общие потери в ходе ВОВ? (27 млн.)
- А в оккупации? (4 млн.)
(Слайд 6) 5,27 млн. человек были угнаны на каторжные работы в Германию и сопредельные с нею страны, пребывавшие также под немецкой оккупацией. Из них вернулись на родину чуть больше половины, 450 тысяч эмигрировали, 2 млн. человек погибли и умерли в плену...
(Слайд 7) Каждый день войны стоил жизни более чем 18-ти тысячам человек на фронтах войны, от рук карателей в зоне оккупации и в гетто, в подполье и в партизанских отрядах, на каторжных работах и в газовых камерах лагерей смерти... Это 782 человека ежечасно, 14 человек ежеминутно...
Динамическая пауза (подготовить листочки по математике)
Итак, возвращаемся к тексту. (слайд 7)
Математический диктант
1. Найдите в тексте число, которое на 4 больше 10. (14)
2. Увеличьте его на 2 десятка (34)
3. Уменьшите число 14 в 2 раза (7)
4. Какую годовщину Победы мы отмечаем в этом учебном году? (75)
5. Через сколько лет отметим 100-летие? (25)
(Слайд 8) Представьте себе: каждые 5 секунд на войне погибал один человек... Это страшные цифры. За ними - миллионы изломанных и искалеченных судеб, горе и страдания сирот, вдов, матерей, невест... Нет такой российской семьи, которую война обошла бы стороной...
- Какая величина появилась в тексте? (время – 5 секунд)
6. Сколько секунд в 1 минуте? (60)
7. Сколько минут в 1 часе? (60)
8. Переведите 2 часа в минуты (120)
(Слайд 9) Учитель: Все семьи были затронуты войной - если не воевали, то работали в тылу, в госпитале, в колхозе…Живых свидетелей уже очень мало, и семейные истории превращаются в легенды, отрывочные сведения. Мы обязаны ПОМНИТЬ их - ибо: «Кто умер, но не забыт – тот бессмертен»
Учитель: Ребята, я предлагаю вам в этом году провести поисково-исследовательскую работу по теме «История моей семьи в истории Великой Отечественной войны», в ходе которой вы подробно познакомитесь с жизнью своих родных в годы войны, с вкладом членов своей семьи или рода в Великую Победу. (Результатами этой деятельности могут быть презентации с фотографиями из семейных альбомов, видео- и аудиозаписи интервью с близкими и дальними родственниками, соседями, земляками, которые были свидетелями и участниками исторических событий, подборки старых газет, а также изготовление транспарантов с фотографиями фронтовиков для дальнейшего участия в акции - шествии «Бессмертного полка»)
А в мае мы подведём итоги вашей работы, создав СТЕНУ ПАМЯТИ. Эту память вы должны передать своим детям, а они, в свою очередь, своим. Только так мы можем выразить свою благодарность погибшим и сохранить память о них.
Учитель: Память - часть нашей
культуры, национального самосознания, если мы хотим остаться народом, Россией,
жить и процветать, мы обязаны ПОМНИТЬ».
Прошла война, прошла беда.
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда об этом не забудем!
Рефлексия
- составим синквейн со словом ПАМЯТЬ и запишем его в тетрадь
Пример:
Память.
Светлая, вечная.
Помогает, хранит, живет.
Память остается в сердцах.
Вечность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.