Классный час : «В мире музыки»
Цель: Вызвать интерес к музыке, истории,познакомить с композиторами .
Погибнет всё, когда пройдут года,
Но будет музыка звучать всегда!
Ход
Учитель: Добрый день, ребята! Тема нашего классного часа « В мире музыки». Мы узнаем много интересного из мира музыки.На протяжении веков, на протяжении всей истории развития человечества музыка всегда была вместе с народом, она сопровождала его и в будни, и в праздники. В наши дни музыку мы слушаем в концертных залах, по телевизору, она у нас в компьютерах, в мобильных телефонах.
фонограмма:
Стихия музыки — могучая стихия.
Она чем непонятней, тем сильней.
Глаза мои, бездонные, сухие,
Слезами наполняются при ней.
Она и не видна и невесома,
И мы ее в крови своей несем.
Мелодии всемирная истома,
Как соль в воде, растворена по всем.
Что только есть прекрасного на свете -
Всё музыка нам может передать:
И шум волны, и пенье птиц, и ветер.
Про всё она нам может рассказать.
То звонкою капелью засмеётся,
То вьюгой заметёт, запорошит,
Дождём весенним радостно прольётся,
Листвою золотою закружит.
Поют, танцуют, веселятся дети
И просто слушают, закрыв глаза.
Прекрасно, что есть музыка на свете!
Нам без неё прожить никак нельзя!
Как здорово сказано о музыке! Продолжаем ,разделимся на две команды.
Интеллектуальная разминка: команда 1
1.Какой музыкальный инструмент сочетает в себе фортепиано и гармонь? /аккордеон/
2.Каким термином обозначается скорость исполнения музыкального произведения? /темп/
3Какой музыкальный инструмент назван в честь древнерусского певца-сказителя? /баян/
4 Название какого инструмента содержит два термина «громко» и «тихо»? /фортепиано/
5.Большой коллектив музыкантов, руководимый дирижёром? /оркестр/
6. Назовите птицу, которую называют «певцом русских полей». /жаворонок/
7.Музыкальное произведение, предназначенное для организованного движения войск, массовых шествий, ходьбы? /марш/
8. Графические знаки для обозначения музыкальных звуков? /ноты/
9.Как называется соловьиная песня? /трель/
команда 2:
1.Каким музыкальным инструментом владел Садко? /гусли/
2.Самый большой духовой музыкальный инструмент? /орган/
3.Как называют модную песенку, хит, «гвоздь» сезона? /шлягер/
4.Как называется дирижёр, который руководит хором? /хормейстер/
5.Какой европейский город считают родиной вальса? /Вена/
6С именем какого эстрадного певца связана жизнь популярной песни Д. Тухманова «День Победы»? /Лев Лещенко/ /И.Усманов/
7. Писатель Э. Успенский придумал крокодила Гену, а кто из композиторов «научил» этого персонажа петь? /В. Шаинский/
8.Как называют музыканта-исполнителя, в совершенстве владеющего техникой своего инструмента? /виртуоз/
9.Какой инструмент вайнахского народа говорит,что он живуч/дечиг пондар/
Звучит ритмичная музыка .
Учитель: Что заставляет художника рисовать прекрасные картины, музыканта петь прекрасные песни? Что заставляет душу поэта танцевать? Музыка. Вдохновение, которое даёт красота. Подобно тому что мы зовём музыкой в повседневной жизни, для многих архитектура – это музыка, садоводство – это музыка, фермерство – это музыка, рисование – это музыка, поэзия – это музыка. Во всех занятиях жизни, где красота является вдохновением, существует музыка.
Если мы будем изучать себя, то обнаружим, что удары пульса и сердца, вдохи выдохи дыхания, - всё это работает в ритме. Жизнь зависит от ритмической работы всего тела. Дыхание проявляется как голос, как слово, как звук; и этот звук постоянно слышим, звук вовне и звук внутри нас самих. Это музыка. Поэтому не будет преувеличением сказать, что музыка есть язык красоты.
Ученик 1: Что тоньше слов с душою говорит?
Что так ласкает и тревожит сердце?
Конечно, музыка – её эфирный мир
Вдруг приоткроет двери…
И тот, кто музыку, как логарифм
Слагает, как завистливый Сальери,
Увы, не сможет полной жизни дать,
Его мелодия не станет вечной…
Она рождается, как утренний туман
У рек глубоких, полных жизни,
Она живёт, как бог, и тут, и там,
Её запишет тот, кто сердцем слышит!
Учитель:.
Люди издавна прислушивались к звукам природы и слышали в них музыку.
А слышали ли вы когда-нибудь музыку дождя, музыку ветра, музыку птичьих голосов? Музыка живёт повсюду, проявляясь в разных звуках.. Появились первые, очень примитивные музыкальные инструменты
Учитель: Чтобы понять и полюбить музыку, надо, прежде всего, научиться её слушать. Музыка сходна с интонацией человеческого голоса, человеческой речи. А интонацией голоса мы передаём состояние своей души, свои чувства и переживания. Даже не понимая слов, по одной только интонации речи, а также по её громкости и темпу мы можем определить, с чем к нам обращаются: с радостью или печалью.
Ученица Дашаева М на скрипке исполняет увертюру Халебского.
Учитель: «Музыка – могучий источник мысли». Научиться слушать и понимать серьёзную музыку сложно. Это процесс творческий, требующий от человека напряжения всех душевных сил.
Учитель: - Кто сочиняет музыку?
- Каких композиторов вы знаете?
- Как музыка приходит к нам?
- Кто исполняет музыку?
- Какие музыкальные инструменты вы знаете?
У каждого народа есть своя музыка. Музыка нашей большой и малой Родины неповторимы. «В ней наше славное прошлое и достойное настоящее, седая старина и современность. Музыка так много говорит сердцу каждого из нас потому, что в ней живёт душа народа».
/Звучит песня М.Межиевой «Нохчичоь»
Учитель: А сейчас вспомним величайшего чеченского композитора Аднана Шахбулатова , пожалуй нет ни одного композитора, который бы работал тяжело больным и прикованным к постели ,и в стольких музыкальных жанрах, как он. Шахбулатов писал симфонии, оперы, балеты, симфонические поэмы, инструментальную музыку, вокальные произведения и др. он оставил огромное музыкальное наследие.
Исполняется его произведение «Нохчийн вальс»
Ученик 2: Как многогранна музыка! Как юно
Она, звуча сквозь времени пласты,
В сердцах людских затрагивает струны
Любви, печали, памяти, мечты.
Учитель: западноевропейская музыка начиналась с Иоганна Себастьяна Баха. Его творчество открыло дорогу великим классикам: Гайдну, Моцарту, Бетховену. Поэтому имя его близко и дорого истинным любителям музыки.
/Звучит Прелюдия и фуга ре мажор И.С. Баха/
Ученик 3: Я знаю – ты музыкой стала
Когда мне бывает невмочь
Лишь музыки острое жало
Пусть больно – но может помочь.
Приникнет, пронзит дерзновенно
Тоски застаревший комок,
И рану омоет мгновенно
Мелодии светлый поток.
Я знаю – ты музыкой стала
Невидимой, властной волной,
Она от земного причала
Меня увлекает с собой.
И чёрная немочь не душит,
И снова как в прежние дни
Врачует подбитую душу
Поющие руки твои.
Учитель: Музыкальных инструментов существует великое множество. Это и духовые – медные и деревянные, и смычковые – скрипки, виолончели, и клавишные, и ударные и др.
Королём музыкальных инструментов называют орган. Когда играет орган, у слушателя возникает ощущение, что мощь его звучания раздвигает стены просторных залов и музыка звучит откуда-то издалека, извне.
Ученик 4: Из вечности музыка вдруг раздалась,
И в бесконечность она полилась,
И хаос она на пути захватила, -
И в бездне, как вихрь, закружились светила:
Певучей струной каждый луч их дрожит,
И жизнь, пробуждённая этою дрожью,
Лишь только тому и не кажется ложью
Кто слышит порой эту музыку Божью
Кто разумом светел, в ком сердце горит.
Учитель: Трое наших учениц школы работают в Государственном оркестре филармонии. Существуют оркестры духовые, симфонические, оркестры народной музыки. Играть в ансамбле не только интересно, но и трудно. Нужно думать, представлять, чувствовать одинаково. Ведь «ансамбль» в переводе с французского означает «вместе».
Мы подошли к кульминации нашей встречи. Сейчас для вас играет ансамбль народных инструментов(гармонь,дечиг пондар, балалайка,скрипка)
Растаяли в тишине последние звуки прекрасной мелодии…
Какая музыка была!
Какая музыка звучала…
Она совсем не поучала,
А лишь тихонечко звала.
Подошло к концу наше свидание с музыкой. Сегодня я хотела показать вам светлую тропинку в мир прекрасного.
Сохраните в своих сердцах любовь к музыке, и она откроет вам свои тайны.
Всего вам доброго, дорогие друзья!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.