Классный час "В мире музыки"

  • Занимательные материалы
  • Игры
  • Культурные мероприятия
  • docx
  • 28.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

классный час рассчитан на отдых с лирическими отступлениями
Иконка файла материала кл.час В мире музыки.docx

Классный час : «В мире  музыки»

 

Цель: Вызвать интерес к музыке, истории,познакомить с композиторами .

 

Погибнет всё, когда пройдут года,

Но будет музыка звучать всегда!

 

 

 

Ход

 

Учитель: Добрый день, ребята! Тема нашего классного часа « В мире музыки». Мы узнаем много интересного из мира музыки.На протяжении веков, на протяжении всей истории развития человечества музыка всегда была вместе с народом, она сопровождала его и в будни, и в праздники. В наши дни музыку мы слушаем в концертных залах, по телевизору, она у нас в компьютерах, в мобильных телефонах.

фонограмма:

Стихия музыки — могучая стихия.

 Она чем непонятней, тем сильней.

 Глаза мои, бездонные, сухие,

 Слезами наполняются при ней.

 

 Она и не видна и невесома,

 И мы ее в крови своей несем.

 Мелодии всемирная истома,

 Как соль в воде, растворена по всем.

 

 Что только есть прекрасного на свете -

 Всё музыка нам может передать:

 И шум волны, и пенье птиц, и ветер.

 Про всё она нам может рассказать.

 

 То звонкою капелью засмеётся,

 То вьюгой заметёт, запорошит,

 Дождём весенним радостно прольётся,

 Листвою золотою закружит.

 

 Поют, танцуют, веселятся дети

 И просто слушают, закрыв глаза.

 Прекрасно, что есть музыка на свете!

 Нам без неё прожить никак нельзя!

 

 

Как здорово сказано о музыке! Продолжаем ,разделимся на две команды.

 

Интеллектуальная  разминка: команда 1

1.Какой музыкальный инструмент сочетает в себе фортепиано и гармонь? /аккордеон/

2.Каким термином обозначается скорость исполнения музыкального произведения? /темп/

3Какой музыкальный инструмент назван в честь древнерусского певца-сказителя? /баян/

4 Название какого инструмента содержит два термина «громко» и «тихо»? /фортепиано/

5.Большой коллектив музыкантов, руководимый дирижёром? /оркестр/

6. Назовите птицу, которую называют «певцом русских полей». /жаворонок/

7.Музыкальное произведение, предназначенное для организованного движения войск, массовых шествий, ходьбы? /марш/

8. Графические знаки для обозначения музыкальных звуков? /ноты/

9.Как называется соловьиная песня? /трель/

команда 2:

1.Каким музыкальным инструментом владел Садко? /гусли/

2.Самый большой духовой музыкальный инструмент? /орган/

3.Как называют модную песенку, хит, «гвоздь» сезона? /шлягер/

4.Как называется дирижёр, который руководит хором? /хормейстер/

5.Какой европейский город считают родиной вальса? /Вена/

6С именем какого эстрадного певца связана жизнь популярной песни Д. Тухманова «День Победы»? /Лев Лещенко/ /И.Усманов/

7. Писатель Э. Успенский придумал крокодила Гену, а кто из композиторов «научил» этого персонажа петь? /В. Шаинский/

8.Как называют музыканта-исполнителя, в совершенстве владеющего техникой своего инструмента? /виртуоз/

9.Какой инструмент вайнахского народа говорит,что он живуч/дечиг пондар/

 

Звучит   ритмичная музыка .

 

Учитель: Что заставляет художника рисовать прекрасные картины, музыканта петь прекрасные песни? Что заставляет душу поэта танцевать? Музыка.  Вдохновение, которое даёт красота. Подобно тому что мы зовём музыкой в повседневной жизни, для многих архитектура – это музыка, садоводство – это музыка, фермерство – это музыка, рисование – это музыка, поэзия – это музыка. Во всех занятиях жизни, где красота является вдохновением, существует музыка.

     Если мы будем изучать себя, то обнаружим, что удары пульса и сердца, вдохи выдохи дыхания, - всё это работает в ритме. Жизнь зависит от ритмической работы всего тела. Дыхание проявляется как голос, как слово, как звук; и этот звук постоянно слышим, звук вовне и звук внутри нас самих. Это музыка. Поэтому не будет преувеличением сказать, что музыка есть язык красоты.

Ученик 1: Что тоньше слов с душою говорит?

Что так ласкает и тревожит сердце?

Конечно, музыка – её эфирный мир

Вдруг приоткроет двери…

И тот, кто музыку, как логарифм

Слагает, как завистливый Сальери,

Увы, не сможет полной жизни дать,

Его мелодия не станет вечной…

Она рождается, как утренний туман

У рек глубоких, полных жизни,

Она живёт, как бог, и тут, и там,

Её запишет тот, кто сердцем слышит!

Учитель:.

Люди издавна прислушивались к звукам природы и слышали в них музыку.

А слышали ли вы когда-нибудь музыку дождя, музыку ветра, музыку птичьих голосов? Музыка живёт повсюду, проявляясь в разных звуках.. Появились первые, очень примитивные музыкальные инструменты

Учитель: Чтобы понять и полюбить музыку, надо, прежде всего, научиться её слушать. Музыка сходна с интонацией человеческого голоса, человеческой речи. А интонацией голоса мы передаём состояние своей души, свои чувства и переживания. Даже не понимая слов, по одной только интонации речи, а также по её громкости и темпу мы можем определить, с чем к нам обращаются: с радостью или печалью.

Ученица Дашаева М  на скрипке исполняет увертюру Халебского.

 

Учитель: «Музыка – могучий источник мысли». Научиться слушать и понимать серьёзную музыку сложно. Это процесс творческий, требующий от человека напряжения всех душевных сил.

Учитель: - Кто сочиняет музыку?

- Каких композиторов вы знаете?

- Как музыка приходит к нам?

- Кто исполняет музыку?

- Какие музыкальные инструменты вы знаете?

У каждого народа есть своя музыка. Музыка нашей большой и малой  Родины неповторимы. «В ней наше славное прошлое и достойное настоящее, седая старина и современность. Музыка так много говорит сердцу каждого из нас потому, что в ней живёт душа народа».

 

/Звучит песня М.Межиевой «Нохчичоь»

 

Учитель: А сейчас вспомним величайшего чеченского композитора Аднана Шахбулатова , пожалуй нет ни одного композитора, который бы работал  тяжело больным и прикованным к постели  ,и в стольких музыкальных жанрах, как он. Шахбулатов   писал симфонии, оперы, балеты, симфонические поэмы, инструментальную музыку, вокальные произведения и др. он оставил огромное музыкальное наследие.

Исполняется  его  произведение  «Нохчийн вальс»

 

Ученик 2: Как многогранна музыка! Как юно

Она, звуча сквозь времени пласты,

В сердцах людских затрагивает струны

Любви, печали, памяти, мечты.

 

Учитель: западноевропейская музыка начиналась с Иоганна Себастьяна Баха. Его творчество открыло дорогу великим классикам: Гайдну, Моцарту, Бетховену. Поэтому имя его близко и дорого истинным любителям музыки.

/Звучит Прелюдия и фуга ре мажор И.С. Баха/

Ученик 3: Я знаю – ты музыкой стала

Когда мне бывает невмочь

Лишь музыки острое жало

Пусть больно – но может помочь.

Приникнет, пронзит дерзновенно

Тоски застаревший комок,

И рану омоет мгновенно

Мелодии светлый поток.

Я знаю – ты музыкой стала

Невидимой, властной волной,

Она от земного причала

Меня увлекает с собой.

И чёрная немочь не душит,

И снова как в прежние дни

Врачует подбитую душу

Поющие руки твои.

Учитель: Музыкальных инструментов существует великое множество. Это и духовые – медные и деревянные, и смычковые – скрипки, виолончели, и клавишные, и ударные и др.

Королём музыкальных инструментов называют орган. Когда играет орган, у слушателя возникает ощущение, что мощь его звучания раздвигает стены просторных залов и музыка звучит откуда-то издалека, извне.

Ученик 4: Из вечности музыка вдруг раздалась,

И в бесконечность она полилась,

И хаос она на пути захватила, -

И в бездне, как вихрь, закружились светила:

Певучей струной каждый луч их дрожит,

И жизнь, пробуждённая этою дрожью,

Лишь только тому и не кажется ложью

Кто слышит порой эту музыку Божью

Кто разумом светел, в ком сердце горит.

 

Учитель: Трое наших учениц школы работают в Государственном оркестре  филармонии. Существуют оркестры духовые, симфонические, оркестры народной музыки. Играть в ансамбле не только интересно, но и трудно. Нужно думать, представлять, чувствовать одинаково. Ведь «ансамбль» в переводе с французского означает «вместе».

 

Мы подошли к кульминации нашей встречи. Сейчас для вас играет ансамбль народных инструментов(гармонь,дечиг пондар, балалайка,скрипка)

 

Растаяли в тишине последние звуки прекрасной мелодии…

Какая музыка была!

Какая музыка звучала…

Она совсем не поучала,

А лишь тихонечко звала.

 

Подошло к концу наше свидание с музыкой. Сегодня я хотела показать вам светлую тропинку в мир прекрасного.

Сохраните в своих сердцах любовь к музыке, и она откроет вам свои тайны.

Всего вам доброго, дорогие друзья!