План-конспект
воспитательного мероприятия
Тема: «Великий государь великого государства»
Дата проведения: 01.09.2022 г.
Форма проведения: исследование с элементами викторины.
Участники: кадеты 5 «Д» класса.
Цель: сформировать у воспитанников образ Петра Ι, как царя – реформатора, разносторонне развитого великого человека.
Задачи:
Образовательная – познакомить с жизнью Петра Великого, способствовать формированию представления о времени правления Петра Ι, его реформах.
Развивающая – познавательные интересы учащихся, самостоятельность мышления, развитие умений работать с источниками информации, умение ориентироваться в тексте, развитие речи, мышления, воображения.
Воспитательная – способствовать формированию чувства гордости за нашу Родину, умение общаться друг с другом, слушать и понимать речь других, доказывать свою точку зрения.
Использование современных педагогических технологий
Название современных образовательных технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе |
Инновационные приёмы и методы работы |
Этапы урока/занятия (мероприятия), на которых технология применяется |
Элементы технологии сотрудничества |
|
Мотивационный этап |
Элементы технологии воспитания с помощью аудиовизуальных технических средств |
Метод эмоционального воздействия и настроя |
Вступительная часть |
Элементы игровой технологии |
Технология деятельного метода |
Основной этап |
Элементы диалога «педагог - воспитанники»
|
Прием коллективного обсуждения |
Подведение итогов. Рефлексия |
Оборудование, оформление, реквизиты: презентация, план-конспект.
Ход мероприятия:
I. Мотивационный этап.
Интеллектуальная разминка.
Воспитатель: Прочитайте имена исторических деятелей и события. Соотнесите их друг с другом (на столах листочки, один на парту). Расскажите, вкратце что вы о них знаете? Что они сделали для государства?
Иван Грозный смутное время
Лжедмитрий (1,2) золотые времена
Михаил Романов первый русский царь
Алексей Романов восстановление государства после смуты
Ответы (на слайде): Иван Грозный – первый русский царь; Лжедмитрий (1,2) – смутное время; Михаил Романов – восстановление после смуты; Алексей Романов – золотые времена.
Информация (если никто не ответит): Иван Грозный расширил государственные границы: взял Астрахань, Казань); смутное время - события конца XVI-начала XVII веков в России, после смерти Федора - сына Ивана Грозного закончился род Рюриковичей, каждый хотел занять место царя.Лжедмитрий1, а потом и 2 представлялись родственниками Ивана Грозного, очень тяжёлые были времена в России, не было постоянного царя, голод, жить было невыносимо, изменники впустили в Москву иноземцев и главой гос-ва провозгласили польского королевича; Михаил Романов - на защиту Родины поднялся весь народ, наконец-то отогнали поляков, стране нужен был постоянный царь, решили избрать царя всей землёю, им оказался Михаил Романов, наступила династия Романовых, которая правила 300 лет, Михаил был двоюродным племянником Федора-сына Ивана Грозного, тяжелое было время. в стране была разруха после смуты, очень много сделал Михаил для государства, голод отступил, Россия обогатилась; Алексей Романов - после смерти Михаила встает на престол его сын Алексей, тихошный, как называли его в народе, очень был хороший, добрый, золотые времена (эпоха) называли тогда люди это время.
II. Вступление.
Воспитатель: сегодня продолжим говорить о династии Романовых, о каком царе будем говорить сегодня, попробуйте догадаться сами. Прочитайте строчки.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
-Кто написал эти строчки? (А.С. Пушкин).
- О ком же будем говорить сегодня? (Ответ: О Петре -1, Великом)
- Правильно, молодцы!
- Как вы догадались? Какие слова вам помогли? (Ответ: Мореплаватель, вечный работник)
- Это был единственный царь, который всё делал сам. Никогда не сидел без дела. Ему было всё интересно.
-Итак, тема нашего мероприятия…«Великий государь великого государства»
Пётр Первый (1672-1725)- Пётр I Великий – русский царь и первый российский император, создатель русского флота, основатель Санкт-Петербурга, полководец и дипломат, сумевший провести самые радикальные реформы в истории России
III. Основной этап.
Просмотр видеоролика «К 350-летию Петра Великого»
Предсказание
Воспитатель: Появление на свет Петра было связано с таинственным предсказанием. Два монаха, по звездам предсказали царю Алексею, что у него родится сын Петр и что именно он из детей наследует его престол и станет таким героем, с которым не сравнится никто из современников. И вот в ночь на 30 мая 1672 года над Москвой на темном небе ярко-засияла большая звезда. В этот момент вторая жена Алексея Михайловича – Наталья Кирилловна, родила ему сына. Наутро люди говорили, что царский сын будет великим человеком, ибо Бог приветствует его появление на свет новой звездой. Маленького царевича назвали Петром. В честь святого Петра. (В этот день был праздник святого Петра.)
Удары колоколов кремлевских соборов нарушили утреннюю тишину столицы. Веселый перезвон продолжался весь день. Так по традиции отмечалось прибавление семейства в царском роду.
Детство Петра
Побыв год с царицей, он был отдан на воспитание нянькам. Петр был живым и красивым мальчиком, смотрел на всех живо и самоуверенно, ему не сиделось на месте. Царевич учился охотно и бойко. На досуге он любил слушать разные рассказы и рассматривать книжки с картинками. Петру нравились увлекательные рассказы его учителя (Никиты Зотова) о других странах и городах в те времена, которые были мало известны русскому народу.
Еще ребенком Пётр поражал людей красотой и живостью своего лица и фигуры. Из-за своего высокого роста – 203 см – он выдавался в толпе на целую голову. В то же время при таком большом росте. Он был не богатырского сложения – носил обувь 39 размера, в одежду 48 размера. Руки Петра были также небольшие, и его плечи узкие для его роста, то же самое, его голова была также мала по сравнению с телом.
Окружающих пугали очень сильные судорожные подёргивания лица, особенно в минуты гнева и душевного волнения. Эти конвульсивные движения современники приписывали детскому потрясению во время стрелецких бунтов или попытке отравлений царевной Софьей.
Всё свободное время Пётр проводил вдали от дворца — в сёлах Воробьёве и Преображенском. С каждым годом у него увеличивался интерес к военному делу. Пётр одел и вооружил своё «потешное» войско, состоявшее из сверстников по мальчишеским играм. В 1685 году его «потешные», одетые в иностранные кафтаны, под барабанный бой полковым строем шли через Москву из Преображенского в село Воробьёво. Сам Пётр служил барабанщиком.
В 1686 году 14-летний Пётр завёл при своих «потешных» артиллерию. В Преображенском, против дворца, на берегу Яузы был построен «потешный городок» Пресбург. В 1688 году он поручил голландцу Карштену Брандту отремонтировать, вооружить и оснастить этот бот, а затем, спустить на Яузу-реку. В эти годы Пётр заинтересовался всеми науками, которые были связаны с военным делом. Для командования полками и изучения военной науки нужны были люди знающие и опытные. Но среди русских придворных таких не было.
Пётр был провозглашен царём в 1682 году в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года. С юных лет проявляя интерес к наукам и заграничному образу жизни, Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы (1697-1698 годы). По возвращении из них, в 1698 году, Пётр развернул масштабные реформы российского государства и общественного уклада.
Реформы Петра
Причины реформ:
§ Необходимость обеспечить армию и флот всем необходимым в ходе Северной войны
§ Нарастающее экономическое отставание России от передовых стран Европы
§ Несовершенство системы государственного управления
§ Стремление Петра Первого превратить Россию в европейскую державу
Пётр I изменил начало летоисчисления с так называемой византийской эры («от сотворения Адама») на «от Рождества Христова». 7208 год по византийской эре стал 1700 годом от Рождества Христова, а Новый год стал праздноваться 1 января.
В 1704 году Петром была проведена денежная реформа, в результате которой основной денежной единицей стала не деньга, а копейка
Идеалом государственного устройства для Петра 1 было «регулярное государство», модель, подобная кораблю, где капитан-царь, его поданные-офицеры и матросы, действующие по морскому уставу.
В результате преобразований была создана сильная регулярная армия и мощный военно-морской флот. К концу царствования Петра численность регулярных сухопутных войск достигала 210 тыс. и до 110 тыс. нерегулярных войск. Флот состоял из 48 линейных кораблей;787 галер и других судов; людей на всех судах было почти 30 тыс.
После возвращения из Великого посольства Пётр I повёл борьбу с внешними проявлениями "устаревшего" образа жизни (наиболее известен запрет на бороды), но не менее обращал внимание на приобщение дворянства к образованию и светской европеизированной культуре. Петр стремился привить в России европейские обычаи. Уже в к.17 в. он стал появляться в европейском платье, которое в 18 в. стало обязательным для государственных служащих. Петр заботился о привитии хороших манер боярам, обучал из правилам этикета. Для тех, кто не хотел расставаться с русским платьем Петр придумал налоги, например «Бородовые деньги».
Специальным указом царя в 1718 были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. На ассамблеях дворяне танцевали и свободно общались, в отличие от прежних застолий и пиров. Некоторые мероприятия были довольно массовыми, например, в петербургских маскарадах участвовало до 1000 «масок»
В 1714 г. Пётр подписал указ об обязательном обучении дворянских детей «цифири» и геометрии. Стали создаваться «цифирные школы», где помимо дворян обучались дети приказных, служилых и посадских людей. По окончании такой школы дворянин получал аттестат об образовании, без которого священник не имел права его обвенчать.
Кадет происходит от французского слова (CADET-МЛАДШИЙ)- это молодые люди на венной службе в солдатских чинах до производства их в офицеры. Истрия кадетских корпусов в России берет начало 27 января 1701 года, когда император Пётр Великий подписал указ об организации в Москве Школы математических и навигационных наук. В указе отмечалось, что «Школа оная потребна не токмо к единому мореходству и инженерству, но артиллерии и гражданству к пользе». Пётр Великий отлично сознавал, что ему и всем россиянам и Отечеству не существовать без Армии и Флота.
16 (27) мая 1703 была заложена крепость Санкт-Питер-Бурх, так же стал называться и город. Название было выбрано Петром I в честь святого апостола Петра. Первоначальное Sankt-Piter-Burch было имитацией голландского произношения Sint-Petersburg, так как Пётр жил и учился некоторое время в Нидерландах. В 1720 году название Санкт-Питер-Бурх меняется на Санкт-Петербург. Кроме официального названия в народе появляется также сокращённое, на русский манер «Питер-град» или просто «Питер».
Существует распространенная легенда, что первый камень Петропавловской крепости был заложен царем Петром собственноручно и что во время этого события в воздухе был замечен орел. Но данные утверждения не подтверждаются однозначно источниками: орлы не водятся в этой местности, а царь наиболее вероятно находился в это время в Лодейном поле, где строились корабли для будущего Балтийского флота.
IV. Подведение итогов.
Воспитатель: Кто он? Пётр Первый – Великий император. Россия в результате всей многогранной деятельности Петра превратилась в великую державу. В 1721 году царю присвоили титул Петра Великого, Отца Отечества и Императора Всероссийского. Россия стала империей – так называли больше и мильные государства
• Архитектор
• Дипломат
• Герой
• Император
• Победитель
• Писатель
• Полководец
• Символ
• Князь
• Реформатор
• Учёный
• Изобретатель
• Защитник
Подведем итоги:
Соправитель: Иван V (1682 — 1696)
Предшественник: Фёдор III Алексеевич
Преемник: Екатерина I
Вероисповедание: Православие
Рождение:
30 мая (9 июня) 1672)
Москва, Русское царство
Смерть:
28 января (8 февраля) 1725) (52 года)
Санкт-Петербург, Российская империя
Похоронен: Петропавловский собор, Санкт-Петербург
Династия: Романовы
Отец: Алексей Михайлович
Мать: Наталья Кирилловна
Супруга: 1)
Евдокия Лопухина
2) Екатерина Алексеевна
Дети: (от 1)
Алексей Петрович
(от 2) Анна Петровна
Елизавета Петровна
Пётр (ум. в детстве)
Наталья (ум. в детстве)
остальные умерли в младенчестве.
Петр Первый – яркая популярная личность не только в истории России, но и в мировой. Если бы среди исторических деятелей проводился конкурс, то в номинации «Самая популярная историческая личность», Петр Первый без сомнения был бы среди лидеров. В историографии эпоха Петра Великого трактуется крайне противоречиво. Среди историков нет единодушия в оценке личности и деяний Петра. Споры о Петре ведутся сейчас. Велись раньше, и будут вестись всегда-всегда, пока живут люди, неравнодушные к истории нашей страны.
V. Рефлексия.
Воспитатель: а теперь узнаем были ли вы внимательны? Необходимо ответить на вопросы викторины.
Приложение
Распечатать на парту.
Иван Грозный
|
смутное время
|
Лжедмитрий (1,2)
|
золотые времена |
Михаил Романов
|
первый русский царь
|
Алексей Романов
|
восстановление государства после смуты |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.