Классный час «Великий подвиг маленькой женщины» по теме «Праведники народов мира – судьба спасителей евреев в годы Великой Отечественной войны».
Оценка 5

Классный час «Великий подвиг маленькой женщины» по теме «Праведники народов мира – судьба спасителей евреев в годы Великой Отечественной войны».

Оценка 5
Работа в классе
docx
воспитательная работа +1
5 кл—11 кл +1
17.01.2021
Классный час «Великий подвиг маленькой женщины» по теме «Праведники народов мира – судьба спасителей евреев в годы Великой Отечественной войны».
Классный час по теме "Праведники народов мира – судьба спасителей евреев в годы Великой Отечественной войны». Цель изучения темы: формирование толерантного сознания, исторического мышления и культуры памяти обучающихся на примере уроков Холокоста, активизация интереса к малоизученным страницам истории Второй мировой и Великой Отечественной войн. Цель учебного занятия – знакомство учащихся с ролью Ирены Сендлер, её деятельности с позиций морально - нравственных оценок и критериев – индивидуальных, групповых и общечеловеческих ценностей.
Борисенкова Н.И., кл.час.docx

Борисенкова Нина Ивановна,

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №30 г. Озерска Челябинской области

Конспект классного часа

Тема «Праведники народов мира – судьба спасителей евреев в годы Великой Отечественной войны»

Цель изучения темы – формирование толерантного сознания, исторического мышления и культуры памяти обучающихся на примере уроков Холокоста, активизация интереса к малоизученным страницам истории Второй мировой и Великой Отечественной войн.

Планируемые результаты:

·        личностный результат воспитание сочувствия и сострадания к жертвам нацизма, желание помогать людям, осуждения зла и насилия;

·        метапредметный результат – развивать умения обрабатывать полученные знания об исторических событиях, анализировать их, размышлять в рамках обсуждаемой нравственной проблемы для решения учебных и познавательных задач;

·        предметный результат сформировать представление о том, что такое Холокост, толерантность, роль Ирены Сендлер в спасение детей в годы второй мировой войны.

Классный час «Великий подвиг маленькой женщины»

Кол-во часов: 1 час

Цель учебного занятия – знакомство учащихся с ролью Ирены Сендлер, её деятельности с позиций морально - нравственных оценок и критериев – индивидуальных, групповых и общечеловеческих ценностей.

 

I.                  Организационный момент

II.               Актуализация знаний. Беседа

Миновал бурный и противоречивый ХХ век. Он стал веком широкого распространения в мире идей прав человека. Сегодня мы являемся свидетелями взаимовлияния и взаимопроникновения различных национальных культур, экономик, и государств.

Гармоничное развитие сообществ возможно только на принципах равноправия и равноценности самых разных культур, толерантного отношения к самым разным проявлениям человеческой самобытности.

- Что означает слово - толерантность?

- Толерантность — это терпимость к чужому. Неважно, идет ли речь о чужом мнении, чужой религии и конфессии. Важно, что толерантный человек терпим к другим людям или общественным явлениям. 

- К сожалению, наше неумение или нежелание жить рядом с непохожими на нас самих людьми делает реальным предположения о том, что в ближайшем будущем культурные различия могут стать главным источником враждебности между людьми.

- Странно, потому что, мы живем в стране, заплатившей в прошлом веке непомерно много за то, чтобы больше никогда не возникало подобных настроений. Страшно, потому, что именно эти массовые настроения используют те, кто в борьбе за «чистоту» национальной культуры, городов, улиц или рынков готов унижать людей. С «не тем» цветом кожи, разрезом глаз, акцентом, верой.

- Страшные события одной из самых известных трагедий XX века  - преднамеренной попытке полного истребления целой нации, включая мужчин, женщин и детей, приведшей  к уничтожению более 6 000 000 евреев, получило название ХОЛОКОСТ.

- Кто знает, что означает слово «холокост»?

- гибель значительной части еврейского населения Европы в ходе систематических преследований и уничтожения его нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-1945 гг.

Слово имеет древнее происхождение, в переводе с античного греческого означает жертвоприношение сожжением.

- Основанием для массового уничтожения людей стали расовые теории нацистов, которые привели к уничтожению еврейского, цыганского, белорусского населения, поляков, чернокожих, душевно больных и не трудоспособных.

В 1933 году к власти Германии пришел Адольф Гитлер, который утверждал, что немецкая нация имеет превосходство над остальным народами. Евреи, негры и цыгане относились, по его мнению, к неполноценным, «низшим расам».

- Причины столь неимоверной жестокости немцев и их единомышленников и соучастников из других стран Европы продолжают исследоваться историками. В их распоряжение поступают всё новые документы, они пытаются по-новому оценить и старые, известные.

- О событиях тех дней важны воспоминания и участников подпольных организаций сопротивления - Совета помощи евреям (Жегота).

III. Изучение нового материала

1 фото

- Эту бабушку – божий одуванчик зовут Ирена Сендлер . Вы знаете кто она? Скорее всего, нет.

Жизнь Ирены Сендлер – это очень тяжелая, но удивительно прекрасная история. История огромной любви, невероятного мужества и необычайной доблести.

- Поэтому наш классный час называется  «Великий подвиг маленькой женщины (пять фотографий)».

Ирена Сендлер прожила долгую и интересную жизнь, скончавшись в Варшаве 12 мая 2008 года в возрасте 98 лет. Ей определенно было чем гордиться, при этом она никогда не хвасталась тем, что делала в годы Второй мировой войны, считая это абсолютно нормальным и обыденным — помогать тем, кто погибал. Для нее это всегда была больная тема, Ирена была уверена в том, что могла сделать для них еще больше…

Цитата Ирены Сендлер – «Мы, те, кто спасал детей, вовсе не герои. Это утверждение мне не нравится. Напротив, меня преследуют угрызения совести, потому что я сделала так мало».    

2 фото

Ирена родилась 15 февраля 1910 года в Варшаве в семье Станислава Кшижановского (1877-1917) и Янины Каролины Гжибовской (1885-1944). До рождения дочери Станислав принимал активно участие в подпольной деятельности в период революции 1905 года, он состоял в ППС (Польской партии социалистов), по профессии он был врачом. Лечил Кшижановский преимущественно евреев-бедняков, которым остальные доктора просто отказывали в помощи. В итоге в 1917 году он умер от тифа, которым заразился от своих пациентов.

После его смерти еврейская община, которая высоко ценила заслуги доктора Кшижановского, решила оказать помощь его семье, предложив оплатить обучение Ирены до ее совершеннолетия — достижения 18-летнего возраста. Мать девушки отказалась взять их деньги, так как понимала, как тяжело живут многие из пациентов ее супруга, при этом она рассказала эту историю дочери. Возможно, именно так в сердце девушки поселились благодарность и любовь к этим людям, которые в будущем подарили жизнь тысячам детей.

После окончания школы Ирена поступила в Варшавский университет на отделение польской литературы. Тогда же во время обучения в университете она вступила в Польскую партию социалистов, так как хотела продолжить дело своего отца. В довоенной Польше предубеждения относительно евреев были достаточно распространены, при этом многие поляки их не поддерживали и выступали против расовых предрассудков.

К примеру, во время обучения Ирены в Варшавском университете в его лекционных залах существовали специальные «скамьи для евреев», их устанавливали для еврейских студентов, а находились они в последних рядах университетских аудиторий, их еще называли «скамеечное гетто». Очень часто Ирена Сендлер со своими друзьями, которые разделяли ее взгляды, демонстративно садилась на эти скамьи вместе с еврейскими студентами. А после того как польские националисты избили еврейскую подругу Ирены, она перечеркнула печать в своем студенческом билете и была отстранена от учебы на 3 года.

Такой была Ирена Сендлер до начала Второй мировой войны.

Цитата Ирены Сендлер: «Меня учили в детстве: если тонет человек, его нужно спасти независимо от его религиозной или национальной принадлежности».

3 фото

Ирена Сендлер. Женщина, спасшая из Варшавского гетто более 2,5 тыс. детей 

А это Ирена Сендлер - сотрудница варшавского Управления здравоохранения.

К моменту начала войны и оккупации Польши гитлеровскими войсками Ирена жила в Варшаве. В самом начале оккупации еще в 1939 году Ирена Сендлер начала помогать евреям. Вместе с подпольщиками она изготовила и раздала еврейскому населению порядка 3 тысяч поддельных польских паспортов, которые спасли их владельцев сначала от попадания в гетто, а потом и от смерти.

До 1939 года еврейский квартал Варшавы занимал примерно пятую часть города. После оккупации Польши нацистами, они задумались над созданием на территории Варшавы гетто.

Гетто - район города, предназначенный для принудительного проживания людей, выделенных, как правило, по национальному или религиозному признаку.

Их планы начали воплощаться в жизнь в марте 1940 года. Нацисты организовали гетто на территории города, где исторически проживал большой процент еврейского населения. Из этого района было выселено 113 тысяч поляков, на место которых поселили 138 тысяч евреев. К концу 1940 года в гетто проживало уже 440 тысяч человек (примерно 37% всего населения Варшавы), при этом площадь гетто составляла всего 4,5% от площади всего города.

Дети в Варшавском гетто

Условия проживания жизни в гетто были чудовищными, здесь была огромная скученность населения, а нормы выдачи продовольствия крошечными, они были рассчитаны на то, чтобы жители гетто погибли от голода. Так во второй половине 1941 года продовольственная норма для евреев составляла всего 184 килокалории в сутки. Для примера: энергетическая ценность куска (100 г) бородинского хлеба - 203 ккал. Но благодаря нелегально поставлявшимся в Варшавское гетто продуктам питания, реальное потребление здесь составляло в среднем 1125 килокалорий в день.

Смертность в гетто была достаточно высокой, при этом нацисты боялись эпидемий, которые могли возникнуть среди ослабленных еврейских жителей, после чего могли распространиться на другие оккупированные территории. Именно по этой причине на тот момент уже сотрудница варшавского Управления здравоохранения Ирена Сендлер могла посещать гетто для санитарной обработки и других мероприятий, направленных на предотвращение эпидемий. В частности она проверяла жителей гетто на признаки возникновения тифа, распространения этого заболевания очень боялись немцы.

В 1942 году Ирена начала сотрудничать с польской подпольной организацией Жегота — Совет помощи евреям (ее псевдонимом в организации — Иоланта). Посещая гетто, Сендлер буквально разрывалась на части, для того чтобы помочь как можно большему количеству нуждающихся. По ее словам, внутри был настоящий ад, люди в гетто сотнями умирали прямо на улицах, а весь мир, молча, смотрел на это. Ирена организовала целую систему помощи для жителей Варшавского гетто, используя на эти цели деньги городской администрации и благотворительных еврейских организаций. Она проносила на территорию гетто еду, уголь, одежду, а также предметы первой необходимости. Летом 1942 года, когда из гетто в массовом порядке началась депортация евреев в лагеря смерти, она поняла, что пора действовать решительно, терять время больше было нельзя.

Чтение текста.

К тому моменту польская подпольная организация «Жегота» организовала крупномасштабную акцию по спасению еврейских детей. Знавшая в гетто многих людей Ирена Сендлер стала важной составляющей данной акции, обеспечив ей успешное выполнение. На территории гетто Ирена ходила по домам, баракам, подвалам и везде старалась найти семьи с детьми. По воспоминаниям героини, самым трудным было уговорить родителей отдать своих детей. Они спрашивали Ирену — может ли она гарантировать им безопасность? А что она могла им гарантировать, лишь то, что оставшись в гетто детей ждала бы неминуемая гибель, а вне его стен у них появлялся шанс на спасение. В конечном итоге родители отдавали ей детей, а буквально на следующий день они могли стать жертвами расправ в гетто или оказывались отправленными в лагеря смерти.

Ирена смогла использовать страх фашистов перед эпидемией в гетто и нашла различные дороги, выводящие детей из этого ада. При этом она действовала не одна, во всех рассказах о ее деятельности в гетто упоминаются и другие люди, этих людей было действительно много. К примеру, известен шофер грузовика, в кузове которого под брезентом из гетто вывозили малышей. Грузовик возил в гетто дезинфекционные средства. У водителя грузовика была собака, которую он сажал вместе с собой в кабину. По одной из версий он выдрессировал ее лаять при выезде из гетто, по другой просто наступал собаке на ногу, после чего она заходилась жалобным лаем. Лай должен был заглушать плачь маленьких детей, если бы он раздался в этот момент из кузова грузовика. Помогали Сендлер и медсестры-волонтерки, которые выдавали малышам небольшую дозу снотворного, после чего вместе с трупами вывозили детей в город.

Существовал также знаменитый трамвай № 4 «трамвай жизни», как его еще называли, он курсировал по всей Варшаве и делал остановки и внутри гетто. Медсестры прятали младенцев в картонных коробках с отверстиями, чтобы они не задохнулись, под сидениями этого трамвая, заслоняя их своими телами. Помимо этого еврейских детей вывозили из гетто в тюках и мусорных мешках с окровавленными бинтами и отбросами, предназначенными для городских свалок. Именно так в корзине с мусором Ирена Сендлер вывезла из гетто в июле 1942 года свою приемную дочь Эльжбетту Фицовскую, которой тогда было всего 6 месяцев. Родители девочки были убиты нацистами.

Малышей выносили из гетто, используя также канализационные коллекторы. Однажды Ирена смогла спрятать ребенка даже у себя под юбкой. Старших детей часто проводили тайными ходами через дома, которые примыкали к гетто. Такие операции были рассчитаны буквально по секундам. К примеру, один спасенный из Варшавского гетто мальчик рассказывал, что он, затаившись, ждал за углом дома, пока пройдет немецкий патруль, после чего, досчитав до 30, бежал через улицу к канализационному люку, который к тому моменту уже был открыт снизу. После этого он прыгал в люк и по канализации выходил за пределы гетто.

- Можно ли считать действия Ирены осознанными? Почему она так поступала?

- Герой ли она? Почему вы так считаете?

- А вот как свой поступок оценивала сама Ирена

Цитата Ирены Сендлер: «Герои совершают выдающиеся подвиги. То, что делала я, не было исключительным. Это было в порядке вещей».

4 фото

Ирена Сендлер. Женщина, спасшая из Варшавского гетто более 2,5 тыс. детей

И все-таки везение Сендлер не могло продолжаться вечно.

20 октября 1943 Сендлер была арестована гестапо по доносу арестованной ранее владелицы прачечной, в которой располагался один из пунктов конспиративных встреч. После своего ареста она содержалась в корпусе «Сербия» павякской тюрьмы.

Павяк - варшавская тюрьма, в годы Второй мировой войны - главный тюремный центр нацистских властей на территории оккупированной Польши.

Ее подвергали избиениям и пыткам, в ходе которых у нее были сломаны обе ноги и обе руки. Но сломить ее дух гестаповцам так и не удалось: никакой информации от нее они не получили. С тех пор Сендлер могла передвигаться только на костылях. Гестапо приговорило Ирену Сендлер к смертной казни, но она была спасена организацией Жегота, которая подкупила охранника, чтобы тот внес ее имя в список уже расстрелянных. Таким образом, до конца войны Ирене Сендлер пришлось скрываться. Значительно позже, после окончания войны, Ирена Сендлер сказала: «Я могла бы сделать больше, спасти больше детей… и это сожаление по несделанному будет следовать за мной до конца моей жизни».

Цитата  Ирены Сендлер:

«Я единственная, которая выжила из группы спасателей, но я хочу чтобы все знали: когда я координировала нашу деятельность, нас было около 20-25 человек. Я делала это не одна».

5 фото

Повзрослевшие спасенные дети у Ирэны Сендлер.

В списках Ирены Сендлер оказалось более 2,5 тысяч спасенных из Варшавского гетто детей, этот список был примерно в два раза длиннее знаменитого списка Оскара Шиндлера. После войны она раскопала свой тайник и передала свои списки Адольфу Берману, председателю Центрального комитета польских евреев (с 1947 по 1949 год). С помощью этих списков сотрудникам комитета удалось вернуть часть детей родным, а сироты были помещены в еврейские детские дома, откуда позднее смогли отправиться в Израиль.

Список спасенных детей принес Ирене в 1965 году почетное звание «Праведника народов мира» и одноименную именную медаль, правда, ей пришлось ждать еще 18 лет, прежде чем она смогла посетить Израиль, для того чтобы посадить свое дерево на аллее памяти. Власти коммунистической Польши просто не выпускали женщину из страны. В 2003 году Ирена Сендлер была награждена Орденом Белого орла — высшей государственной наградой Польши, также она являлась почетным жителем Варшавы и города Тарчина. Помимо этого в 2007 году она была награждена международным орденом Улыбки, став самой старшей из награжденных. Орден улыбки — это награда, которая вручается известным людям, приносящим детям радость. Ирена Сендлер очень гордилась этим орденом. Польский парламент признал ее национальной героиней. А в 2006 году польский президент и премьер-министр Израиля выдвинули Ирену Сендлерову на соискание Нобелевской премии мира. Но поскольку подобные премии — это прежде всего политика, ее вручили американскому вице-президенту Альберту Гору за фильм о глобальном потеплении.

Ее судьба — своего рода ответ на вопрос, что может изменить "маленький" человек, оказавшийся в эпицентре исторических катаклизмов.

Цитата Ирены Сендлер: «Более полувека прошло после ада Холокоста, но его призрак до сих пор нависает над миром и не дает забыть о себе».

IV. Первичное осмысление и закрепление знаний

- Нужно ли помнить о Холокосте и почему?

- Что же такое толерантность и почему она важна в современном мире?

V.  Итоги урока. Рефлексия

- Продолжите пять фраз:

Ирена Сендлер – это __________________________________________

Ирена Сендлер в годы войны спасла ____________________________

Ирене Сендлер было присвоено звание __________________________  

Польский парламент признал Ирену Синдлер _____________________

-         Закончить классный час я хочу словами Ирены

«Мы и будущие поколения должны помнить человеческую жестокость и ненависть, которая правила теми, кто сдал своих соседей в руки врага, ненависть, которая толкнула их на убийство… Моя мечта – чтобы память об этом стала предупреждением миру, и человечество никогда впредь не повторило той трагедии».

         А изучение страшного прошлого - это не только сохранение памяти о погибших, но и одно из условий выживания современного человека.

 

Используемая литература и Интернет источники:

-         Брухфельд С., Левин П. А. Передайте об этом детям вашим... История Холокоста в Европе. 1933-1945/ Стефан Брухфельд, Пол А. Левин. - Москва: Текст, 2000. – 103 с.

-         Джек Майер. Храброе сердце Ирены Сендлер / перевод на русский язык Куликова Д.А.). - ООО «Издательство «Эксмо», 2011. – 170 с.

-         Маццео, Тилар. Дети Ирены. Драматическая история женщины, спасшей 2500 детей из варшавского гетто / Тилар Маццео; (перевод с английского Д.В.Шляпина). – Москва : Эксмо, 2020. – 384 с. – (феникс. Истории сильных духом).- 382 с.

-         Холокост. Энциклопедия. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН),  2005. – 808 с.

-         https://ru.wikipedia.org/wiki/Сендлерова,_Ирена

- https://timemislead.com/vtoraya-mirovaya-voyna/irena-sendler-velikiy-podvig-malenkoy-zhenshhinyi

- https://zen.yandex.ru/media/novorossia/irena-sendler-jenscina-spasshaia-iz-varshavskogo-getto-bolee-25-tys-detei-59c4ac2a0c9b9775d661bf41

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Борисенкова Нина Ивановна, учитель истории и обществознания

Борисенкова Нина Ивановна, учитель истории и обществознания

Миновал бурный и противоречивый

Миновал бурный и противоречивый

Слово имеет древнее происхождение, в переводе с античного греческого означает жертвоприношение сожжением

Слово имеет древнее происхождение, в переводе с античного греческого означает жертвоприношение сожжением

Эту бабушку – божий одуванчик зовут

Эту бабушку – божий одуванчик зовут

Лечил Кшижановский преимущественно евреев-бедняков, которым остальные доктора просто отказывали в помощи

Лечил Кшижановский преимущественно евреев-бедняков, которым остальные доктора просто отказывали в помощи

Цитата Ирены Сендлер: «Меня учили в детстве: если тонет человек, его нужно спасти независимо от его религиозной или национальной принадлежности»

Цитата Ирены Сендлер: «Меня учили в детстве: если тонет человек, его нужно спасти независимо от его религиозной или национальной принадлежности»

Варшавы), при этом площадь гетто составляла всего 4,5% от площади всего города

Варшавы), при этом площадь гетто составляла всего 4,5% от площади всего города

В 1942 году Ирена начала сотрудничать с польской подпольной организацией

В 1942 году Ирена начала сотрудничать с польской подпольной организацией

К примеру, известен шофер грузовика, в кузове которого под брезентом из гетто вывозили малышей

К примеру, известен шофер грузовика, в кузове которого под брезентом из гетто вывозили малышей

Можно ли считать действия Ирены осознанными?

Можно ли считать действия Ирены осознанными?

Таким образом, до конца войны

Таким образом, до конца войны

Список спасенных детей принес Ирене в 1965 году почетное звание «Праведника народов мира» и одноименную именную медаль, правда, ей пришлось ждать еще 18 лет, прежде…

Список спасенных детей принес Ирене в 1965 году почетное звание «Праведника народов мира» и одноименную именную медаль, правда, ей пришлось ждать еще 18 лет, прежде…

Закончить классный час я хочу словами

Закончить классный час я хочу словами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2021