Классный час «Я – гражданин России».
Цели:воспитывать уважение к себе, к другим людям, формировать гражданскую позицию.
Ход классного часа
Организационный момент.
То, о чём мы сегодня будем говорить, относится ко всем нам: к вам,
вашим родителям, ко мне, к нашим гостям.
– Как вы думаете, что нас объединяет, что у нас общего?
(Ответы детей.)
Верно. В первую очередь мы все люди и граждане одной страны.
(СЛАЙД 1)
Вот и тема нашего классного часа «Я – гражданин России». Когда появился человек, он был награждён разумом, способностью к мастерству и искусству. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища и т. д., и сегодня наша задача разобраться в том, кто же такой человек, какова его миссия на планете и кого можно назвать гражданином.
Человек на свет уже рождается человеком! Банальная истина?!
Так что же такое человек? Какие понятия включает в себя это слово?
СЛАЙД 2
Ч еловек
индивид организм индивидуальность личность гражданин
Все эти понятия относятся к каждому человеку. Попробуем разобраться сначала с понятиями «индивид», «организм», «индивидуальность».
Игра «Лото»
На столе у каждой группы находятся ватман с одним из этих понятий и в конверте карточки
(Homosapiens,системапищеварения, голова, рост, вес, руки, единичное, походка, внешность, природное существо, принадлежность к роду человеческому, ноги,голос, почерк, сердце, система кровообращения).
После окончания работы каждой группе необходимообъяснить, почему взяты именно эти карточки.
1 -я г р у п п а. Человек-индивид.
Homosapiens, единичное, природное существо, принадлежность к роду человеческому.
2-я группа. Человек-организм.
Голова, руки, ноги, сердце, система кровообращения, система пищеварения.
3-я группа. Человек-индивидуальность.
Рост, вес, голос, почерк, походка, внешность.
(Командиры групп объясняют, почему они выбрали именно эти понятия.)
Классный руководитель: Спасибо всем группам.
Ведущий: Сейчас послушайте слова Пастернака, которые послужат небольшим заданием. Вам предстоит отгадать слово в кроссворде.
Во всём мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
Всё время, схватывая нить
Событий, судеб.
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.
(Б. Пастернак.)
Для того, чтобы отгадать ключевое слово в кроссворде, подберите антонимы к предложенным вам словам
(СЛАЙД 3)
Ответы: 1. смелость; 2. авторитет; 3. творчество;А.ответственность; 5. любовь; 6. совесть; 7. доброта; 8. цель.
Что же такое личность?
Классный руководитель: Каждый родившийся человек, естественно включается в жизнь общества. И каждый выделяется из группы людей своейнеповторимостью, своими особенными качествами, каждый из нас личность.
Личностью не рождаются, а становятся в определённых общественных условиях. В зависимости от многих жизненных обстоятельств человек может стать цельной, уважаемой в обществе личностью, а может ею и не стать. История знает много примеров выдающихся личностей, которых поистине можно считать настоящими гражданами.
Боль гражданства - не в собственной боли.
Тот, кто истинный гражданин,
Защищает собой все поле,
Даже если он в поле один.
Все мы порознь, как в чаще тропинка,
И дорога, когда мы одно.
Все мы порознь, как в поле травинка,
Ну а вместе - Бородино.
Показной героизм - криводушен.
Вы, не чувствуя собственных ран,
Защищайте Россию, как Пушкин,
Незаметный ее капитан.
Защищайте ее от двуличных
Подхалимов и клеветников
И от “умников” заграничных,
И отечественных дураков.
Защищайте леса и озера,
Прикрывая их грудью своей,
От губительного раздора…
Не забудьте защиту людей!
Защищайте, как наши высоты,
Нашей совести рубежи,
Наших женщин - от хамства чьего-то,
И детей - от безверья и лжи.
Крикуны исчезают бесследно,
Но, как совести внутренний глас,
На защиту России - бессмертно
Поднимает гражданственность нас.
(СЛАЙД 4) определения
Итак, кто же такой гражданин
1) Взрослый человек, а также форма обращения к нему.
2) Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое правами и обязанностями;
СЛАЙДЫ(5,6,7)1-Это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки. 2- Каждый человек общества должен иметь свою гражданскую позицию. 3 - А гражданская позиция невозможна без политической, нравственной и правовой культуры.
На протяжение тысячелетней истории России большинство людей, проживавших в “этой стране”, и в смутные, и в хорошие времена, гордились своей принадлежностью к ней. И в определенных обстоятельствах проявлялись его особые свойства, которые свидетельствовали о том, что это - Гражданин.
Приведите примеры высокой гражданственности, которую в трудные для страны минуты показывали миллионы россиян (учащиеся приводят примеры).
Россия лучшим своим гражданам ставит памятники. В Москве на Красной площади памятник Минину и Пожарскому с надписью “Благодарная Россия - Гражданину Минину и князю Пожарскому”
3)Гражданин – почетное звание, человек с большой буквы.
СЛАЙД 8 Минин и Пожарский
Итак, какими же качествами должен обладать гражданин
–Вокруг центрального понятия расположены начала фраз – толкований. Прочитайте. Соотнесите слова по смыслу.
СЛАЙД 9
знать(права)
выполнять(обязанности)
любить(свою Родину)
охранять(территорию)
беречь(природу)
гордиться(культурой, языком)
приумножать(богатства)
Дети работают самостоятельно, затем проверяются их ответы и схема на слайде
Работа в группах.
Задание. Гражданские качества человека проявляются в его поступках. В течение нескольких минут (указать) подготовьте небольшой рассказ о настоящем гражданском поступке (может быть, вспомните свой поступок). - Главное - объяснить, в чем гражданственность этого поступка.
Проверка групповой работы
СЛАЙД 10
Есть люди на Руси, чьи лица, имена
Известны нам едва ль не с колыбели,
Горжусь тобой, великая страна!
В своих делах они тебя воспели.
Заключение.
Я надеюсь, что наш разговор о гражданской позиции каждого школьника не закончен, и вы ещё раз задумаетесь над этим, оказавшись в других, скорее всего, более сложных жизненных ситуациях. И пусть каждый из вас выберет своё правильное решение. И пусть каждый чаще задаёт себе такие вопросы:
Зачем любить и ненавидеть?
Растить цветы и звёзды видеть?
Зачем терять, зачем искать,
Зачем былое вспоминать?
Зачем живые все живут?
В чём смысл жизни заключён?
В чём заключён её закон?
И не даёт покоя мне,
Моей недетской голове
Один единственный вопрос:
Зачем родился я и рос?
И помните, будущее можно улучшить, лишь активным вмешательством в настоящее.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.