Цель: Научить подростка искать и находить помощь в трудных ситуациях.
Задачи:
1. Актуализировать личный опыт.
2. Дать понятие о копинг-стратегиях.
3. Научить использовать копинг-стратегии.
4. Показать возможности взаимопомощи внутри коллектива.
5. Повысить самооценку и уверенность в себе.
Время: 1 час
Оборудование и материалы: таблички «виды помощи», плакат «Социальная сеть», 3 листа миллиметровой бумаги, фломастеры, маркеры.
просите и дано вам будет,
стучите и отворят вам…»
Евангелие
1. Вступительное слово педагога:
Все люди сталкиваются с трудностями. Происходит что-то, что огорчает, расстраивает нас или, наоборот, сильно злит. Иногда нам грозят неприятности. Люди борются с трудностями, решают свои проблемы. Но иногда бывают такие ситуации, с которыми нам не по силам справиться одному, или слишком много трудностей сразу или неприятности длятся так долго, что мы устали, исчерпали свои силы.
За примерами далеко ходить не надо:
- хронические двойки
- упали и сломали ногу
- дразнят в техникуме
- поссорились с близким человеком
Почти у всех людей бывают в жизни такие ситуации. И тогда мы чувствуем бессилие, слабость, беспомощность перед бедой, отчаяние.
Запомните: искать, найти и воспользоваться помощью других людей – это и значит справиться с ситуацией!
2. Беседа. Виды помощи.
- Какая бывает помощь, в чем она может состоять?
Студенты отвечают на вопрос, педагог прикрепляет к доске таблички:
УСЛУГА
ДЕНЬГИ
ОБУЧЕНИЕ
МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА
ИНФОРМАЦИЯ
(нужно иметь несколько пустых табличек про запас, на случай, если назовут что-нибудь еще).
3. Сообщение педагога. К кому обратиться?
На доске вывешивается плакат «Социальная сеть».
Педагог приводит пример.
Группа студентов старшекурсников отбирает у студента младших курсов деньги. Вымогают, требуют приносить больше. Угрожают избить, если кому то расскажет.
В таком случае лучше всего сразу пойти к друзьям. Трудность в том, что у тех, кто становиться жертвой вымогательства, обычно мало друзей. Стоит рассказать им все и получить моральную поддержку. Может быть, кто-то из них уже был в подобной ситуации и нашел выход, может кто-то даст толковый совет. Нужно составить план действий и начать действовать как можно скорее. Обратись к педагогу, которому ты доверяешь, социальному педагогу. Обязательно скажи родителям. Если не можешь сам им сказать, попроси педагога.
4. Работа в группах.
Три ряда образуют три группы. На группу выдается лист бумаги А2, маркеры и описание проблемной ситуации. Задание: придумать необходимые для решения проблемы варианты помощи из разных источников. После завершения работы представитель группы рассказывает, как им удалось решить проблему.
Возможные варианты заданий:
«Вы тяжело болели, несколько месяцев лежали в больнице. Естественно сильно отстали. Теперь вам надо как-то догонять и снова включаться в студенческую жизнь»
«Вы влюблены. Родители считают, что вам нужно учиться и запрещают встречаться. В техникуме вам не до учебы. Педагоги ничего не знают и просят родителей обратить внимание на вашу успеваемость»
«У вас конфликт с преподавателем какого-то предмета. Грозит не аттестация. Раньше у вас по этому предмету бывало даже 4, а теперь, чтобы лишний раз не видеть педагога, вы прогуливаете»
5. Акция «Консультация специалиста!».
Слова педагога:
Каждый из нас имеет свои сильные стороны. Каждый умеет что-то делать хорошо. Кто-то хорошо учится и разбирается в сложных предметах; кто-то может сделать прическу и умеет вкусно готовить; кто-то сильный и спортивный; кто-то остроумный и сообразительный. Мы можем помочь друг другу в том, что умеем.
Студентам предлагается написать на листочках, в чем они могут оказать помощь.
6. Обобщающие слова педагога.
Помните, что вы не одни в этом мире. Не отгораживайтесь стенами. Ищите помощь и вы ее найдете. Будьте готовы принять помощь, если вам ее предлагают, и будьте готовы сами помочь в трудную минуту.
7. Завершение занятия.
Педагог предлагает всем встать в круг и взяться за руки. Передать друзьям через пожатие свое желание им помочь и почувствовать поддержку друзей. Можно поднять соединенные руки над головой и потрясти ими, можно хором сказать « Ты не один!».
Совет педагогу:
Занятие будет более эффективным, если пройдет на эмоциональном подъеме, затронет чувства учащихся. Хорошо, если студенты смогут действительно почувствовать взаимную поддержку.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.