Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств «Гармония»
Введение в образовательную программу
«Азбука творческого саморазвития в театре кукол»
Конспект занятия для детей 1-го года обучения
и их родителей
Преподаватель
Корсун Ирина Викторовна
г.Волжский
ЦЕЛЬ: Знакомство с программой курса " Азбука творческого саморазвития в театре кукол "Скоморошина" ", методикой и приемами работы в театре кукол на примере тем: «Введение в предмет», «Развитие образного ассоциативного мышления», «Речедвигательная гимнастика», «Пальчиковая гимнастика».
ЗАДАЧИ: Познакомить с программой курса обучения, ее целями и задачами (кратко); познакомить с фрагментами занятий по вышеизложенным темам, при этом дать возможность гостям почувствовать себя в роли обучающихся в театре кукол.
ПЛАН.
1. Орг. момент. 1—2 мин.
2. Знакомство с программой курса обучения в театре кукол (3—5 мин.)
3. Мотивационно — целевой блок. (1—2 мин.)
4. Разминка: Речедвигательная гимнастика; пальчиковая гимнастика.
5. «Цветные рассказы» — слова и эмоции. Развитие образного ассоциативного мышления. (5—7 мин.)
6. «Музыка и образ» — развитие образного мышления. Создание образа на заданную тему по прослушивании мелодий. (3—5 мин.)
7. Работа над образом героя, перенесенного в куклу. Этюды на ширме с перчаточными куклами. (5—7 мин.)
8. Подведение итогов.
ОБОРУДОВАНИЕ.
1. Записи классической музыки (CD).
2. Ноутбук /CD - проигрыватель.
3. Раздаточный материал (бумага, ножницы, клей, карандаши)
4. Куклы, ширма.
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Гости рассаживаются по местам, педагог готовит раздаточный материал. Знакомство с гостями.
II. ЗНАКОМСТВО С ПРОГРАММОЙ КУРСА ОБУЧЕНИЯ
В ТЕАТРЕ КУКОЛ.
Театр кукол! Как много значит он для детского сердца? С каким нетерпением ждут дети встречи с ним!
Куклы могут все. Или почти все. Они творят чудеса: веселят, развивают творческие способности детей, корректируют их поведение.
Атрибуты театра кукол, на мой взгляд, являются идеальным инструментом психокоррекции детских неврозов. Спрятавшись за ширму (за стенку), закрывшись маской (замаскировавшись), дети часто говорят от лица куклы и поэтому, не страшась уличения, они получают уникальную возможность целительной исповеди без малейшего психического расстройства (ущерба) для своей и без того хрупкой психики.
В процессе общения с куклой проявляется познавательная и предметная деятельность ребенка. Овладение речью через куклу позволяет ребенку воспринимать явления более осознанно» Чем богаче речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможность в познании действительности, активнее происходит психическое развитие.
Восприятие живой образной речи побуждает детей к творчеству. Занятия в театре кукол дают возможность детям почувствовать себя в роли маленького творца. Это не только уникально, но и полезно?
При этом дети смогут понаблюдать, насколько больше становятся их творческие возможности, богаче фантазия.
Воспитанный театром человек вырастает душевно более тонким, чутким к искусству, природе, переживаниям других людей.
Но еще сильнее влияние театра на того, кто в силу обстоятельств, иногда случайных, в раннем возрасте познает театр изнутри. Кем бы он потом ни стал, театр остается для него моделью трудной, но увлекательной деятельности тесно сплетенных друг с другом людей, моделью жизни.
Так родилась идея эксперимента. Что если благоприятные условия создать для всех детей, скажем, целого детского сада? Если руководить их общением с искусством, что будет тогда? Придет ли личная заинтересованность, проявятся ли творческие способности? Родится ли стремление самому попробовать создать что — то?
И театр начал свою жизнь. Главное в нашем театре для меня и для детей — увидеть каждого. Понять, что представляет собой каждый ребенок, как маленький, пусть еще неоформившийся художник, как гражданин. Помочь раскрыть чувство собственной неповторимости, собственной единственности, если хотите, уникальности — очень важно в психологическом смысле. И каждый должен воспринять это чувство как чудо открытия себя. Но в том — то и секрет, что открытие себя — это в то же время как бы открытие других. Так что такое открытие — вовсе не индивидуальное, а, скорее, общественное.
Для этого придумана целая система (программа социально — ролевого типа «Азбука творческого саморазвития в театре кукол»). В условиях, происходящих в образовании инноваций, связанных с гуманистическим, личностным, диалогическим подходами, программа учит детей «диалогу» не только с куклой, но и через нее с самим собой, а это имеет несомненную ценность.
ПЕРЕЧЕНЬ РОЛЕЙ
(где пробует себя ребенок, занимаясь в театре кукол):
актера — кукольника;
режиссера;
художника;
сценариста;
портного;
критика и т.д.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА реализует следующие
ЦЕЛИ:
развитие творческой индивидуальности ребенка;
развитие образного и ассоциативного мышления;
обучение специальным умениям и навыкам, связанными с реализацией образа, перенесенного в куклу, и навыками техники кукловождения и актерского мастерства.
ЗАДАЧИ, решение которых предусмотрено данной программой, состоят в том, чтобы:
развить
творческие возможности: наблюдательность, память,
воображение, инициативу, эмоциональную отзывчивость на художественный вымысел,
самостоятельность и образность мышления;
научить, самостоятельно работать над собой и ролью;
при помощи
индивидуально направленного тренинга привить детям потребности! к
самостоятельному, систематическому творческому труду; к познанию жизни и ее
законов; к совершенствованию
актерской психотехники;
привить навыки актерского мастерства, кукловождения, оформительского искусства, публичности выступления;
воспитать культуру речи.
Это трудная работа, но мы стремимся к тому, чтобы занятия сохраняли непосредственность детской игры, основанной на импровизации.
III. МОТИВАЦИОННЫЙ БЛОК.
ПЕДАГОГ: Сегодня я предлагаю вам познакомиться с некоторыми фрагментами наших занятий. Но предлагаю быть не просто зрителями, а выступить в роли учащихся. Для начала давайте познакомимся с новоиспеченными учениками.
Педагог раздает маленькие визитки, где предлагает написать свои имена тех, кто решился быть учеником.
ПЕДАГОГ; (зачитывает имена, представляется сам). Вот и хорошо. Все познакомились и можно приступать.
IV. РАЗМИНКА.
РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНАЯ И ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
ПЕДАГОГ: Вы любите путешествовать? ОТВЕТ: Да!
ПЕДАГОГ: Сейчас мы с вами отправимся в путешествие… на поезде. Но сначала мы проверим, в каком состоянии наши вагоны. Поднимем руки, потянемся и проверим состояние крыши, а теперь — днища. То же самое и с другой стороны. Сколько сторон у каждого вагончика? ( Ответ). Проверим их с каждой стороны. Молодцы!
Надвигаются холода, и чтобы нам в пути не замерзнуть, давайте запасемся дровами, чтобы в вагоне было тепло, и чай можно было согреть. Возьмём в руки топоры (руки над головой в «замок»), поставим ноги пошире, для устойчивости. И — приступаем?
На "и" — вдох и руки над головой, на "ух" — резко опускаем тело и руки вниз (6—7 раз). Вот и готовы дрова. А насорили — то сколько! Надо все убрать. Взяли метелки и подметаем (повороты корпуса влево — вправо со звуком " Ш " на выдохе 7—8 раз).
Молодцы! Хорошо управились! Теперь — запасаемся продуктами, сложим их в наши корзиночки (сплетение пальцев и образование корзиночек, (2—3 раза). Вот молодцы! Раз все готово — можно давать сигнал (образование колокола из сплетенных пальцев). Дзинь — дзинь — дзинь... Вагоны сцеплены (руки в «замок») — отправляемся (движение кистей рук, сплетенных в «замок», сначала круговые, потом — вверх — вниз в сопровождении звука «Чух» 7—8 раз).
Поезд прибыл на станцию «Зарядка для губ и язычка» (все делают артикуляционную гимнастику: пятачок, мороженое, конфетки, лошадки). Отправляемся дальше (сигнал — пальцы — колокол, движение поезда).
Поезд прибыл на станцию «Чистоговорная» (проговариваем чистоговорки «Аты — баты», «Маланья — болтунья», «Мамаша — Ромаше»). Молодцы! Отправляемся дальше (сигнал — колокол — пальцы и т.д.).
V. ЦВЕТНЫЕ РАССКАЗЫ.
Станция «Игровая». Вы любите играть? ( Ответ). Предлагаю поиграть в слова, Я называю ряд слов, а вы должны тут — же ответить: какие эмоции вызывают у вас эти слова. Например: желтый - ответ радость… Ясно? (Называется ряд слов, ответ учеников — по 2—3 чел. на каждое слово). Очень хорошо, молодцы!
VI. «МУЗЫКА И ОБРАЗ»
ПЕДАГОГ: Поезд прибыл на станцию «Музыкальная». Сейчас мы с вами послушаем музыку. И я предлагаю снова обратиться к цветной бумаге и попробовать составить цветное изображение ваших чувств и эмоций, слушая музыку. Все готовы?
ОТВЕТ.
ПЕДАГОГ: Тогда за работу — слушаем и творим!
( По окончании мелодии педагог предлагает кому-нибудь рассказать свою историю чувств: 2—3 чел.) Молодцы. Очень Хорошо? Но нам пора отправляться дальше. (Сигнал — колокол, отправление)
VII. РАБОТА НАД ОБРАЗОМ ГЕРОЯ, ПЕРЕНЕСЕННОГО В КУКЛУ.
ПЕДАГОГ: Поезд прибыл на станцию «Театральная». И из этой станции мы увидим с вами самые невероятные истории, которые навеют нам следующие мелодии. Кто первый желает выступить? ( Ответ). Пожалуйста, артисты, займите свои места за ширмой, а ваши помощники — куклы — ждут уже там. (Звучат отрывки из различных музыкальных произведений, этюды на ширме 2 — 3 пары).
Молодцы! Настоящие артисты! Отправляемся дальше. (Сигнал — колокол — паровоз...)
VIII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
ПЕДАГОГ: Следующая станция — «Конечная»!
Так, или примерно так, проходят наши занятия. Они, как правило, интересны, очень веселы. В них раскрываются новые, неожиданные грани способностей ребят, их таланта. Свободно чувствуя себя в игре, в ее стихни, дети становятся смелыми, способными проявлять наблюдательность, чувство юмора, ума и многое другое...
Ученые давно заметили, что люди, вкусившие творчество, совсем по другому живут и работают, становятся талантливыми во многих других областях.
А ведь главное богатство любой страны — именно талантливые люди, И не важно, чем наши дети будут заниматься во взрослой жизни: главное — делать они это будут творчески, т.е. вдохновенно, с фантазией, выдумкой.
Я благодарю всех за внимание. Если у кого — то из наших гостей есть ко мне вопросы — пожалуйста, мы можем остаться и поговорить. Еще раз: спасибо, и — до свидания?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.