Методическая разработка
«Современные педагогические технологии обучения в системе
дополнительного образования детей» (на материале объединения «Увлекательный английский» МУ ДО «Центр детского творчества» Ленинского р-на г. Саратова»)
МУ ДО «Центр детского творчества» Ленинского р-на г. Саратова
Капнист Наталия Николаевна
(методист, педагог дополнительного образования)
Решение проблем успешного обучения, формирования познавательной активности учащихся, связано с широким использованием различных инновационных образовательных технологий, обеспечивающих совершенствование базовых и социальных компетентностей. К ним относят имитационные технологии, в том числе кейс-метод (Case study) - метод анализа ситуаций, о применении которого в образовательном процессе объединения «Увлекательный английский» пойдет речь.
В настоящее время кейс-метод или имитационное моделирование широко применяется в коммерческой деятельности, экономике, маркетинге, политике, обществоведении, во многих других областях и в системе образования: в вузах, в школе. Метод был впервые применен в Гарвардской бизнес-школе (Harvard Business School) в 1924 году. В российской образовательной практике среди кейсологов-теоретиков и практиков следует упомянуть отечественных специалистов Г. Багиева, Г. Конищенко, В. Наумова, А. Сидоренко, Ю. Сурмина, П. Шеремета.
Вместе с тем отсутствуют работы, где бы описывалось применение этого метода в работе с детьми младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования. Логично поставить вопрос: а целесообразно и эффективно ли это, ведь традиционно кейс-метод считается подходящим для обучения в более «взрослом» коллективе. Это и обусловило выбор данного направления методической разработки «Современные педагогические технологии обучения в системе дополнительного образования детей».
Суть кейс-метода (Case study) в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Кейс представляет собой модель реальной ситуации, подготовленную по определенному формату и предназначенную для обучения учащихся анализу разных видов информации. Чем ближе эта модель к реальной ситуации, тем ценнее кейс. Существуют разные подходы классификации кейсов. Рассмотрим классификацию, основу которой составляют содержание кейса и степень его воздействия на учащихся. В данной классификации можно выделить:
практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации;
обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение;
научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
Деятельность педагога при использовании кейс-метода включает две фазы. Первая фаза представляет собой сложную творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа. Следует отметить, что сегодня нет определённого стандарта представления кейсов. Однако любой кейс включает в себя: ситуацию (какая-либо проблема, история из реальной жизни, случай); контекст ситуации (особенности действия участников ситуации); комментарий ситуации; задания для работы с кейсом; различные приложения.
Кейсы могут быть представлены в различной форме. Однако опыт показывает, что очень большие по объему кейсы вызывают у учащихся некоторые затруднения по сравнению с малыми, особенно при работе впервые.
Вторая фаза включает в себя деятельность педагога на занятии, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой на уроке, оценивает вклад учащихся в анализ ситуации.
Case study на английском языке рекомендуется применять на старшей ступени, т.к. обучающимся необходим определённый запас знаний, достаточно высокий общий уровень владения английским языком и сформированные коммуникативные навыки. Однако педагог применяет метод кейсов на занятиях с учащимися младшего школьного возраста 7-10 лет. Используются, так называемые, мини-кейсы (Mini case). Данный подход способствует разрушению старых стереотипов пассивного обучения.
Для начального этапа (дошкольники и младшие классы) педагог применяет в кейсах поисково-игровые задания, направленные на развитие навыков наблюдения, и творческого воображения, а также различных типов мышления, например, соедините цифры с рисунком; найдите различия между картинками, найдите путь на карте, составьте картинку из компонентов.
Стоит отметить, что кейс-технология не является универсальным методом и применяется особенно успешно только в сочетании с другими методами обучения иностранным языкам, т.к. сам по себе не закладывает обязательного нормативного знания языка.
Для работы с учащимися младшего школьного возраста педагог наполняет кейс иллюстрированным материалом, мультимедийным контентом соответствующего возрастного ценза (презентации, видеоролики, фильмы). Пример-рекомендация: подборка обучающих анимационных роликов YouTube на темы поведения за столом, правил безопасности, охраны природы и т.п. «Family Education Series».
Второй этап - работа учащихся с кейсом на занятии. Этот этап включает в себя разбивку учащихся на группы, работу каждой группы с материалом, обсуждение его и выработку общего решения. Материалы, которые предоставляются группам, имеют одну и ту же форму, но различаются содержанием. Этим достигается схожесть условий решения задач, а, следовательно, и возможность применения одних и те же критериев оценивания работы каждой группы.
Приведем пример применения метода «Case study» на занятии для учащихся второго года обучения (8-9 лет) в объединении «Увлекательный английский» подросткового клуба «Волна» МУ ДО «Центр детского творчества» Ленинского района г. Саратова.
Тема занятия: «Help yourself - Приглашение к столу».
Анализ кейса заключается в подборе наиболее подходящего поведения за столом дома, на празднике и в гостях. Учащиеся делают свой выбор, формулируя критерии выбора (сервировка стола, блюда, атмосфера). Затем, группы представляют свою точку зрения, аргументирую свой выбор.
Структура и ход занятия:
Перед началом урока учащиеся делятся на мини-группы (по принципу посадки на занятии)
1.Учащиеся знакомятся с темой занятия «Help yourself - Приглашение к столу». Перед началом работы с кейсом учащиеся знакомятся с новой лексикой для предварительного обеспечения понимания текста / проблематики:
dining-room-столовая, table cloth-скатерть, chair-стул, plate-тарелка, glass-стакан, fork-вилка, spoon-ложка, soup-суп, sandwich-бутерброд, cake-пирог, fruit-фрукты, balloons-воздушные шарики.
2. Учащимся предлагается выполнить задание на усвоение новой лексики вне контекста данной проблематики (соединить слова с картинками).
3. Учащимся демонстрируются иллюстрации из жизни детей. Задается вопрос: Who eats at home, away, at the party? - Кто ест дома, на празднике, в гостях?).
4. Now listen to the advice about behaving at the table. (Теперь послушайте советы о том, как вести себя за столом).
Для полного понимания темы предлагается обсудить пути решения данной проблемы между группами.
5. Decide what should children choose? Why? (Реши, что необходимо выбрать детям, чтобы хорошо провести время за столом).
Учащиеся внутри группы находят пути решения для каждого из вариантов, после чего происходит межгрупповое обсуждение.
Таким образом, применение кейс-метода требует от педагога больше времени на подготовку по созданию кейсов, однако данный метод позволяет педагогу, который готовит учащихся к решению образовательных и впоследствии профессиональных задач, повышению креативности мыслительной деятельности учащихся, сформировать у учащихся, в том числе младшего школьного возраста, самостоятельность мышления, умение аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.