Тема занятия: «Введение в образовательную программу .Понятие о материалах и инструментах»
Цель занятия:
- формирование у детей
начальных научно-технических знаний;
- формирование желания и умения трудиться;
- ознакомление с материалами и различными инструментами;
- формирование
профессионально-прикладных навыков и создание условий для социального,
культурного и профессионального самоопределения;
- развитие у детей тяги к техническому творчеству.
Задачи:
Обучающие:
- сформировать умение планировать свою работу;
- обучить приёмам и технологии изготовления несложных конструкций;
- создание условий для усвоения и приобретения навыков работы с инструментами и материалами, применяемыми в моделизме.
приобретения ребёнком практических навыков работы с материалами;
-обучение первоначальным правилам инженерной графики .
Развивающие:
- создать условия к саморазвитию учащихся;
- содействие развитию у детей способностей к техническому творчеству;
-развитие и расширение политехнического кругозора;
-пробуждение любознательности и интереса к устройству простейших технических объектов, и желание выполнять модели этих объектов.
Воспитательные:
· развитие коммуникативных навыков;
· вовлечение детей в соревновательную деятельность;
· воспитание творческой активности;
· воспитание чувства гражданственности;
· владение умениями самоконтроля.
Ожидаемые результаты обучения
Должны знать:
· Основные свойства материалов для моделирования;
· Принципы и технологию постройки плоских и объёмных моделей из бумаги и картона, способы применения шаблонов; способы соединения деталей из бумаги и картона
· Названия основных деталей и частей техники;
· Необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования.
Должны уметь:
· Самостоятельно построить модель по шаблону;
· Определять основные части изготовляемых моделей и правильно произносить их названия;
· Выполнять разметку несложных объектов на различных материалах при помощи линейки и шаблонов;
· Работать простейшими ручным инструментом;
· Окрашивать детали модели и модель кистью;
· Разбираться в чертежах, составлять эскизы будущих моделей;
·
Самостоятельно изготовить модель от начала до конца
Материалы
и инструменты: Бумага , картон, картон для шаблонов,
пенопластовая плита толщиной 3,5 мм и размером 500х500, картон для шаблонов,
нож канцелярский, ножницы, линейка, карандаши, клей «Титан», цветной скотч или
маркер для раскраски.
Форма обучения: дистанционная.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Батырова Гулфира Флуровна , педагог дополнительного образования по начально-техническому моделированию Центра детского технического творчества №5.
II. Сообщение темы занятия.
Сегодня мы с вами ознакомимся с программой «Юный моделист- конструктор.».
III. Усвоение нового материала.
Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно мыслить люди.
Полученные знания технического моделирования на занятиях по программе «Юный моделист- конструктор», подготовят учащихся к самостоятельному, практическому их применению в повседневной жизни, а также создадут основу для формирования творческой личности и условия, которые помогут определиться в выборе вашей будущей профессии.
Под техническим моделированием понимается один из видов технической деятельности, заключающейся в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном и уменьшенном масштабе путём копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений.
Начальное техническое моделирование - первая ступень в подготовке детей в области технического моделирования. Это объединение для детей, интересующихся техникой и ручным делом.
Кроме этого на занятиях моделизмом вы получите представление о судо- , авто- и авиастроительных специальностях, что является ориентиром в выборе интересной профессии.
Начальное техническое моделирование не требует наличия специальных рабочих мест или сложного технологического оборудования, занятия могут проводиться даже дистанционно в учебных классах, в домашних условиях, чем мы с вами будем и заниматься.
Освоение материала в основном будет происходить в процессе практической творческой деятельности. На занятиях вы ознакомитесь с различными технологиями обработки материалов (бумаги, древесины, пенопласта, пластика), а также технологией использования готовых форм в моделировании. Закономерности использования способов обработки материалов вам будут представлены в виде правил, алгоритмов, технологических карт. В процессе изучения программного материала вы будете получать научно-технические знания, практические умения и навыки, необходимые в общественно полезном, производительном труде, ознакомитесь с различными профессиями; научитесь обращаться с оборудованием, инструментами, экономить материалы, электроэнергию, соблюдать технологическую дисциплину и правила безопасности труда.
Значительно оживит процесс нашего обучения организация соревнований с техническими моделями различного уровня и активное участие в различных формах презентаций, выступлений, конкурсов.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме коллективного обсуждения во время проведения защиты творческого проекта технического объекта.
Сегодня мы с вами поговорим о бумаге и картоне.
Конструирование из бумаги – одно из направлений моделирования. Магия превращения плоского листа бумаги в объёмную конструкцию не оставляют равнодушным не только детей, но и взрослых. Уникальность бумажного моделирования заключается в том, что, начиная с элементарных моделей, которые делаются за несколько минут, с приобретением определённых навыков и умений можно изготовить модели высокой степени сложности (детализации и копийности).
Бумага сделана из волокон древесины, соломы, камыша, тряпья с добавлением примесей природных минеральных (белая глина, тальк) и клеевых веществ.
Пользуясь только этими материалами и простыми канцелярскими инструментами можно создать разные модели.
Эти материалы доступны, обладают прекрасными конструктивными особенностями, легки в обработке и имеют привлекательные внешние свойства.
Для работы с бумагой и картоном нужно правильно подбирать инструменты.
В последнее время в продаже появились специальные резаки для работы с бумагой. Это макетный нож с полотном длиной 10-12см, коротким заточенным лезвием, срезанным под углом 45 градусов.
Шило необходимо для прокалывания отверстий, для скручивания бумажных полосок, нанесения клея в труднодоступные участки конструкции, оно должно иметь удобную ручку и иглу 2,5 – 3см длиной.
Ножницы подойдут как обычные канцелярские, также медицинские с закругленными концами (для вырезания небольших участков по криволинейному контуру).
Зажимы или канцелярские скрепки необходимы для предварительного соединения деталей при монтаже изделия.
Линейки разной длины - от 15 и до 100см, пластмассовые или металлические.
Рассмотрим основные способы обработки бумаги и картона.
Сгибание – операция, в результате которой отдельные части бумаги и картона располагаются под углом друг к другу. Способом сгибания бумаге придают форму конуса, цилиндра и др.
Складывание - перегнув, свернув придать какую-нибудь форму (например, сложить лист пополам). В изделиях, выполненных способом складывания, сохраняется приданное сгибом направление. Складывание листа выполняется «от себя», проглаживание сначала осуществляется ребром ладони, а затем гладилкой или кольцом ножниц.
Разметка с помощью чертежно-измерительных инструментов - линейки, угольника, чертежного и измерительного циркулей выполняется как на бумаге, так же на картоне.
При выполнении любых видов разметки необходимо соблюдать следующие требования:
- все виды разметки выполняются с учетом экономии материалов;
- разметка осуществляется в верхнем левом углу на изнаночной стороне листа;
- разметку крупных деталей удобнее выполнять стоя;
- шаблон и трафарет придерживают так, чтобы он был прижат к материалу в нескольких точках;
- разметку по шаблону и трафарету выполняют следующим образом: разметку начинают от верхней точки в низ, с начала по левому краю шаблона, а затем от верхней точки вниз по правому краю шаблона, линия разметки должна быть хорошо видна работающему;
- придерживать линейку при разметке необходимо в нескольких точках, так, что бы линия разметки проходила сверху (над линейкой) или со стороны рабочей руки.
Резание бумаги и картона.
Резание бумаги и картона выполняется ножницами и макетным ножом (резаком) - это наиболее распространенный способ обработки бумаги.
При обработке бумаги ножницами необходимо соблюдать следующие правила:
- при резании по прямой линии надо смотреть на концы ножниц и направлять их вдоль намеченной линии;
- при резании по внешнему криволинейному контуру ножницы передвигают против часовой стрелки, надо смотреть на место резания, поворачивая не ножницы, а заготовку;
- по внутреннему контуру режут по часовой стрелке;
- большие листы бумаги удобнее разрезать ножом;
- при резании бумаги нож держат наклонно, а при резании картона нож держат вертикально.
Резание макетным ножом по линиям разметки удобнее выполнять с помощью металлической или пластмассовой линейки, а еще лучше фальцлинейки (металлическая линейка с выступающим бортиком). Склеивание бумаги и картона.
Для работы с бумагой в настоящее время применяются разные клеящие материалы. Наиболее подходящим из них является клей ПВА. Одно из его преимуществ перед другими материалами - быстрота высыхания. При высыхании клей ПВА превращается в прозрачную пленку не видимую на бумаге. Работая с клеем важно соблюдать следующие правила:
- под детали необходимо подкладывать лист бумаги или клеенку;
- кисть для клея должна быть жесткой, соразмерной размерам деталей;
- при оклеивании картона бумагой, клей наносят на оборотную сторону бумаги, а не на картон, так как бумага тоньше и размокает быстрее и равномернее;
- клей наносят тонким равномерным слоем;
- после нанесения клея надо подождать, чтобы бумага намокла и растянулась;
- намазанную клеем деталь осторожно накладывают на изделие более широкой стороной, затем ее накрывают чистой бумагой и протирают салфеткой, слегка разглаживая от центра к краям;
- плоские изделия просушивают под прессом.
Подведение итогов работы.
Наше занятие подошло к концу. Сегодня мы с вами ознакомились с программой дистанционного обучения по техническому моделированию. Вы получили сведения о самых простых и доступных материалах для моделирования, как бумага и картон, о способах их обработки, об инструментах , используемых при конструировании из бумаги и правила техники безопасности при работе с колющими и режущими предметами, с клеем.
Я предлагаю вам несколько заданий для самостоятельной работы.
1. Найти сведения о способах изготовления бумаги.
2. Изучить литературу по различным техникам обработки бумаги.
3. Сделать сообщение о видах бумаги, картона и их свойствах.
4. Изготовить собственную модель самолета из бумаги или картона.
5. Изучить правила безопасного труда при работе с режущими инструментами, с клеем.
Правила работы с колющими и режущими предметами.
1. Содержать рабочее место в чистоте, не допускать загромождения рабочего места посторонними предметами, которые не используются в работе в данное время.
2. Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
3. Передавать колющие и режущие предметы ручкой от себя, располагать их на столе острым концом от себя.
4. Ножи, сверла и шило направлять острием от себя.
5. Не стараться резать заготовку с одного раза.
6. Игла шила должна хорошо держаться в ручке.
7. Ножницы во время работы находятся справа кольцами к себе.
8. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
9. Лезвия ножниц должны быть остро наточенными.
10. Передавать ножницы нужно кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
11. Нельзя резать на ходу.
12. При работе с ножницами необходимо следить за направлением резания и пальцами левой руки, которые поддерживают материал.
Правила работы с клеем.
1. Перед работой с клеем стол необходимо застелить клеенкой или газетой.
2. Постарайтесь, чтобы клей не попадал на одежду, лицо и особенно в глаза.
3. Если вдруг клей все же попадет в глаза, срочно вымойте руки и промойте глаз теплой водой.
4. После работы клей плотно закройте, уберите.
5. Обязательно вымойте руки и кисточку.
До свидания, дорогие ребята! До новых встреч!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.