Разработка занятия по теме "Решение сказочных сюжетно-логических задач методом рассуждений"
Оценка 4.7

Разработка занятия по теме "Решение сказочных сюжетно-логических задач методом рассуждений"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
доп. образование детей
3 кл
27.01.2020
Разработка занятия по теме "Решение сказочных сюжетно-логических задач методом рассуждений"
Занятие "По следам Винни-Пуха или День Забот в Зачарованом Лесу" с использованием квест-технологии, позволяющей вовлечь каждого ребенка в активную образовательную деятельность.
Конспект занятия По следам Винни Пуха.docx

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ТВОРЧЕСТВА И ТУРИЗМА ЮНЫХ «ДРУЖБА»

(МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План - конспект

открытого занятия

 

Тема: Решение сказочных сюжетно-логических задач методом рассуждений.

 

«По следам Винни-Пуха или день забот в Зачарованном Лесу»

https://golbis.com/wp-content/uploads/2014/09/555.gif?x13458

 

 

Разработан:  Хасановой Е. В., педагогом

дополнительного образования

Объединение: «Познайка»

Программа: Одаренный ребенок

Группа: 2, 2 г/о

Возраст обучающихся: 10 – 11 лет

 

 

 

 

 

 

 

г. Новый Уренгой,

2020

 

Форма «План-конспект открытого учебного занятия»

 

1.       

Образовательная область (направленность)

 социально-педагогическая

2.       

Дата и время проведения

27. 01. 2020 г. 09.50

3.       

Раздел, тема занятия

Раздел: Развитие математического интеллекта.

Тема: Решение сказочных сюжетно-логических задач методом рассуждений. «По следам Винни-Пуха или День забот в Зачарованном Лесу».

4.       

Цель:

Формирование мыслительной деятельности при решении сказочных сюжетно-логических задач

5.       

Задачи:

 

6.       

Образовательные

Ø  Формировать умение решать сюжетно-логические логические задачи методом рассуждений, на основе построения цепочки умозаключений;

Ø  Учить анализировать высказывания со связкой «если…, то…» и делать правильные выводы;

Ø  Учить оценивать истинность высказываний и их отрицаний;

Ø  Продолжить работу над формированием умения строить  графические схемы, таблицы к задачам;

7.       

Воспитательные

Ø  формировать культуру общения, толерантные, вежливые отношения друг к другу;

Ø  формировать умения работать в команде,

Ø  воспитывать положительный интерес к изучаемому предмету.

8.       

Развивающие

Ø  развивать речь, мышление в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать выделять главное, доказывать и опровергать;

Ø  развивать пространственное представление, память, внимание;

Ø  формировать умения самостоятельной работы с информацией;

Ø  развивать любознательность и сообразительность при выполнении заданий проблемного и эвристического характера.

9.       

Планируемые результаты

 

Личностные УУД:

§  воспитание личностных качеств (активности, умение сотрудничать, личной взаимной ответственности, самоорганизации);

§  формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности;

Метапредметные УУД:                

  1. Познавательные:

§  умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания;

§  умение работать с информацией;

§  умение осознавать поставленную задачу,  устанавливать причинно-следственные связи, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

  1. Коммуникативные:

§  умение работать в группе;

§  умение слушать и вступать в диалог с педагогом или другими обучающимися;

§  умение формулировать вопросы и отвечать на вопросы других;

§  умение давать обоснование собственной точки зрения.

  1. Регулятивные:

§  умение формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней;

§  умение действовать по плану и распределять свое время;

§  умение контролировать процесс и результаты деятельности, осуществлять самоконтроль;

§  умение осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Предметные:

§  умение устанавливать логические связи между разрозненными факторами;

§  умение рассуждать, анализировать и делать правильные выводы с целью извлечения неявной «замаскированной» информации;

§  осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

§  осознанно владеть изученными приемами решения задач.

10.   

Материально-техническое оснащение занятия

Проектор, ноутбук, демонстрационный экран, доска.

 

11.   

Учебно-методическое оснащение занятия

Дидактический материал для педагога: образовательная программа, методическая литература, технологическая карта занятия, презентация по теме занятия.

Дидактический материал для детей: карточки с заданиями, наборы танграм, клей, цветные карандаши.

12.   

Тип учебного занятия

 

Занятие-квест. Комбинированное занятие комплексного применения знаний, умений и навыков (овладение новыми навыками, обогащение и систематизация знаний)

13.   

Используемые методы и приемы обучения

Словесные: объяснение, работа с презентацией, поощрение.

Наглядные: метод иллюстраций, метод демонстраций (презентация), показ схемы

Практические упражнения:

14.   

Используемые педагогически е технологии

Личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая, игровая, технология проблемного обучения, квест-технология.

15.   

Формы организации занятия:

Фронтальная, групповая, индивидуальная работа

16.   

Предварительная работа

Составление плана конспекта, подбор заданий, разработка презентации к занятию.

17.   

Используемая литература

Заходер Б. «Винни-Пух и все-все-все», Москва: Самовар, 2000 г.

Коган М. С. «Сказочная игротека» - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009 г.

Ефимова И. В. Веселые занятия зимой. 2 класс Серия «Играем и развиваемся» - Ростов н/Д: Феникс, 2013 г.

Перельман. Я. И. 101 головоломка. – Москва: Издательств АСТ, 2017 г.

 

План занятия

№ п/п

Этап занятия

Время, мин.

1

Организационный момент. Введение в тему занятия.

3 минуты

2

Целеполагание. ( Формулирование целей занятия). 

5 минут

3

Основная часть занятия. Решение задач.

1.      Река. Мост.

·         Шифровка (1 мин.)

·         Танграм (3 минуты)

2.      Домик Пятачка (4 минут)

3.      Высокое – превысокое дерево. (4 мин.)

12 минут

4

Знакомая лужа. Динамическая пауза.

1 минута

 

Основная часть занятия. Решение задач.

4.      Нора Кролика (3 мин.)

5.      Дом Совы (3 мин.)

6.      Озеро Ослика Иа (7 мин.)

13 минут

5

Рефлексия.

5 минут

6.

Подведение итогов занятия.

1 минута

 

Итого

40 минут

 

 

Конспект занятия

 

I.                   Организационный момент. Введение в тему занятия. (3 мин.)

Здравствуйте, ребята. Сказка – произнося это слово, мы в мгновение ока переносимся в полный таинственности и чудес волшебный мир. Вы любите сказки? Какие сказки вы любите больше всего? Вот видите, как много сказок вы знаете и у каждого из вас есть своя любимая сказка. Сегодня на занятии мы тоже отправимся в сказку. Предлагаю вам узнать имя главного героя этой сказки, отгадав загадку:

В гости ходит он чуть свет:

Для хозяина – беда!

И «пыхтелки», как поэт

Сочиняет иногда.

И на мёд имеет нюх,

Он зовётся … (Винни-Пух).

Правильно, это медвежонок Винни-Пух из всем известной книги Бориса Заходера «Винни-Пух и Все – все – все».

Сегодня у Винни-Пуха особенный день – День Забот в его Зачарованном лесу, а всё потому, что они узнал, что у его друга Ослика Иа – День Рождения. И теперь самым важным делом для сказочного медвежонка будет предупредить всех друзей и приготовить подарки для Ослика Иа. Вы готовы помочь Винни-Пуху? Для того, чтобы мы не заблудились в Лесу, Винни-Пух оставил нам карту. Давайте внимательно с ней ознакомимся. Итак, мы сейчас с вами находимся у домика Винни-Пуха, на Пуховой Опушке. Наш неугомонный герой уже убежал на поиски своих друзей. Посмотрите на карту и определите маршрут, по которому нам предстоит отправиться на поиски Винни-Пуха и его друзей.

/Дети определяют маршрут по карте: Дом Винни-Пуха – река (мост) – Дом Пятачка – Высокий-Превысокий Дуб – Знакомая Лужа – Нора Кролика – Дом Совы – Озеро Ослика Иа/.         Маршрут проложен, тогда вперед на поиски по следам Винни-Пуха.

II.                Целеполагание. ( Формулирование целей занятия.  (4 мин.)

Ребята, какова цель нашего занятия? Распутайте паутинку и узнайте цель нашего путешествия. /Решение логических задач/.

А причем здесь сказка? /Предположительные ответы детей/.

Видов логических задач много. Сегодня мы будем решать логические задачи со сказочным сюжетом методом рассуждений. Чтобы помочь Винни-Пуху вам необходимо будет решить различные виды задач и головоломок.

 

III.             Основной этап занятия. Решение задач.  (3 мин.)

7.      Река (Мост)

Ребята, чтобы добраться до домика Пятачка, нам нужно преодолеть Реку. Но вот беда, некоторые дощечки моста сломаны. Вам необходимо подобрать дощечки и починить мост. Для этого вы должны сложить определенные фигурки из головоломки «Танграм». Так что же такое «тангарм»?

Танграм — это древняя китайская головоломка, в переводе с китайского                                языка обозначает «семь дощечек мастерства». Это головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры: изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д. Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура. В набор головоломки «Танграм» входит квадрат, разрезанный на пять треугольников (два больших, один средний и два маленьких), квадрат и параллелограмм. Из этих геометрических фигур головоломки «Танграм» можно составить несколько сотен силуэтов.

А какие силуэты сегодня составите вы? Для этого, пожалуйста, разгадайте шифровки, используя ключ, и выберите нужный силуэт.

 

 

 

 

 

 

 

21

63

83

47

63

83

41

Шифровка группа 1:                                                           Шифровка группа 4:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

43

87

27

87

65

85

81

87

45

 

 

Шифровка группа 3:                                                           Шифровка группа 2:

 

 

 

 

 

 

 

87

65

61

23

45

23

25

 

 

 

 

 

 

45

27

87

61

23

45

 

 

 

 

1

3

5

7

2

М

И

А

Р

4

Ь

П

К

В

6

Л

Е

С

З

8

Н

Д

Ё

О

Шифр:

 

 

 

 

 

Итак, каждая из четырех групп должны составить силуэты Медвежонка, Поросенка, Кролика и Ослика Иа. Приступая к составлению силуэтов, давайте запомним три правила составления танграмов. /Дети получают наборы «танграм» и карточки – схемы силуэтов./

Правила танграмов:

1. В каждую собранную фигуру должны входить все семь элементов танграма.

2. При составлении фигур элементы не должны налегать друг на друга.

3.Элементы фигур должны примыкать один к другому.

    Начинать нужно с того, чтобы найти место самого большого треугольника.

 

8.      Дом Пятачка.

Когда Винни-Пух добрался к домику Пятачка, он увидел своего друга, собирающего грибы на поляне возле домика. Винни-Пух и Пятачок решили устроить соревнование: кто больше соберет грибов за один час. Винни-Пух первые полчаса собирал по 4 гриба каждые 5 минут. Потом он устал и отдыхал 10 минут, а в оставшееся время собирал по 7 грибов каждые 10 минут. Пятачок каждые 10 минут собирал по 6 грибов. Кто выиграл соревнование? Сколько грибов собрал Винни-Пух? Сколько грибов собрал Пятачок? На сколько больше грибов собрал один из друзей?

9.      Высокое-превысокое дерево.

Винни-Пух шел, весело напевая песенку, и вдруг услышал громкое ж-ж-ж. «Это ж-ж-ж неспроста» - подумал Винни-Пух. Он увидел высокий – превысокий дуб, над которым кружили злые-презлые пчелы. Винни-Пух задумал полакомиться медом. Но пчелы еще с прошлого раза были очень злы на медвежонка, и согласились дать ему горшочек меда, если он правильно решит их задачу. Они вынесли три горшочка: оранжевый, коричневый и желтый. На оранжевом горшке было написано: «Здесь находится мёд», — а на коричневом: «Желтый горшочек пуст», -  а на желтом: «Здесь сидит пчела». «Если отгадаешь, в каком горшочке находится мёд - он твой» - сказали пчёлы. Винни-Пух прочитал надписи и сказал: «Действительно, в од­ном горшочке находится мёд, в другом - пчела, а третий - пуст, но он вспомнил, что это были подозрительные и неправильные пчелы, и догадался, что все надписи неверны. Где же находится мёд?  

Ответ:  В желтом горшочке. Из надписи на коричневом горшке следует, что в желтом горшочке что-то находится. Это не пчела, так как надпись на желтом горшочке  не верна. Значит, там находится мёд.

10.  Знакомая лужа /Физкультминутка/.

Медвежата в чаще жили,
Вперевалочку ходили,
Вот так, вот так вперевалочку ходили.
Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали,
Вот так, вот так дружно дерево качали.
А потом они плясали,
Дружно лапы поднимали,
Вот так, вот так дружно лапы поднимали.

11.  Нора Кролика.

Добравшись до норы Кролика, Винни-Пух решил подкрепиться. Он очень волновался и поэтому предупредил Пятачка, что они зашли в гости просто потому, что шли мимо, и ничего не хотят. Но Кролик был очень умным и сам догадался предложить друзьям подкрепиться. Посмотрите на угощение, которое приготовил Кролик (сгущенное молоко, мёд, хлеб и варенье), и выберите угощение для каждого из друзей. Известно, что:

      Медвежонок не любит мучное и молочные продукты.

      Поросенок не любит фруктовые продукты.

      Кролик не любит продукты животного происхождения.

1)      http://allergolog1.ru/wp-content/uploads/2017/06/med-1-300x298.jpghttp://allergolog1.ru/wp-content/uploads/2017/06/med-1-300x298.jpghttps://product-store.ru/upload/resize_cache/iblock/e57/200_300_0/aac792f2-772b-11e2-a0ec-000c29a7a75c_9b74247c-8c75-11e2-a72f-000c29c5e133.jpeghttp://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/84/757/84757948_1.jpghttps://images.ua.prom.st/1120344085_w200_h200_aromatizator-sguschennoetoplenoe-moloko.jpg                             2)                          3)                                      4)

https://edudomoy.com/wa-data/public/shop/products/44/01/144/images/155/155.750.jpg

 

/Ответ: 1) хлеб со сгущенным молоком – Пятачок; 2) хлеб с вареньем – Кролик; 3) мёд и яблочное варенье – Винни-Пух/.

12.  Дом Совы.

Винни-Пух добрался до домика Совы и рассказал ей все новости Зачарованного леса. Сова решила не только подарить Ослику подарок, но и приготовить угощения для праздничного стола. Она приготовила торты, кексы  и пироги. Тортов и кексов вместе было 7 штук, пирогов и кексов – 9, а тортов и пирогов – 6. Сколько было тортов, кексов и пирогов, если Сова приготовила всего 11 угощений.

 

13.  Озеро Ослика Иа.

Наконец Винни-Пух предупредил всех друзей о Дне Рождении Иа. Подарки также были уже готовы, тогда Винни-Пух, Кролик, Сова и Пятачок пошли на озеро к Ослику Иа, чтобы поздравить его с Днем Рождения. Известно, что:

·         Винни-Пух пришел не первым;

·         Сова пришла сразу после Кролика;

·         Кролик пришел позже Пятачка;

·         Между Винни-Пухом и Совой пришел один из друзей.

Кто первым пришел поздравить Ослика Иа?

/Ответ: первым пришел Пятачок, вторым – Винни-Пух, третьим – Кролик и последней пришла Сова/.

Пятачок, Сова и Винн-Пух принесли Ослику подарки в красивых подарочных коробках: красной, синей и зеленой, и поставили их перед Осликом.

- Ребята, вспомните, какие подарки подготовил каждый из друзей для Ослика Иа? /Ответ: горшок, зеленый воздушный шарик, хвост/

В стоящих перед Осликом коробках находятся: в одной – шарик, в другой – горшок, в третьей – хвост. Сова сказала, что:
· красная коробка правее, чем коробка с горшком;
· коробка с воздушным шариком правее, чем красная коробка. Верно ли, что хвост лежит в синей коробке, если зеленая коробка стоит левее, чем синяя? Раскрасьте коробки нужным цветом и напишите, что лежит в каждой из них.

1)                                         https://raskraski.online/pictures_preview/1601.gifhttps://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=30356b231fdfa8ba&mb=imgdb_preview_46                     2)                                      3)

 

 

 

 

 

 

IV.             Рефлексия.  (6 мин.)

Вот уж солнце закатилось, 
Сказка с нами распростилась.

Чем мы сегодня занимались на занятии?  /Решали логические задачи со сказочным сюжетом/

Что надо было сделать? /Помочь Винни-Пуху и его друзьям/

Что  делали?  /разгадывали шифровки, складывали танграмы, решали задачи/

Что не получилось и почему?  Какие трудности (проблемы) возникли (испытывали)?

Ребята, я предлагаю вам придумать окончание нашего занятия «По следам Винни-Пуха», и каким оно будет, зависит от вас. На доске прикреплены круг от солнышка и тучка. Детям раздаются лучики жёлтого и оранжевого цветов и  капельки дождя. Если занятие понравилось – прикрепите желтый лучик солнышка, если получили много интересной информации – оранжевый лучик солнца, ну а если было трудно или занятие не интересное, не было никакой полезной информации, то прикрепите капельку дождика под тучкой.

 

V.                Подведение итогов занятия  (1 мин.)

Молодцы ребята, сегодня на уроке я увидела у всех вас желание помочь попавшему в беду любимому герою, и стремление разобраться в сказочной ситуации! Читайте, ребята, сказки и решайте логические задачи, потому что логика – это искусство рассуждать и делать правильные выводы. И домашним заданием для вас будет интересная головоломка – судоку с портретами всех друзей. Помните, что в каждом столбце и в каждой строке не должно быть повторяющихся портретов.

/Приложение: Судоку «Винни-Пух и все- все-все» и набор недостающих изображений Совы, Пятачка, Кролика, Ослика Иа и Винни-Пуха»/.


 

 

 


 

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

Форма «План-конспект открытого учебного занятия» 1

Форма «План-конспект открытого учебного занятия» 1

Коммуникативные : § умение работать в группе; § умение слушать и вступать в диалог с педагогом или другими обучающимися; § умение формулировать вопросы и отвечать…

Коммуникативные : § умение работать в группе; § умение слушать и вступать в диалог с педагогом или другими обучающимися; § умение формулировать вопросы и отвечать…

Используемая литература Заходер

Используемая литература Заходер

Опушке. Наш неугомонный герой уже убежал на поиски своих друзей

Опушке. Наш неугомонный герой уже убежал на поиски своих друзей

Итак, каждая из четырех групп должны составить силуэты

Итак, каждая из четырех групп должны составить силуэты

Добравшись до норы Кролика, Винни-Пух решил подкрепиться

Добравшись до норы Кролика, Винни-Пух решил подкрепиться

Верно ли, что хвост лежит в синей коробке, если зеленая коробка стоит левее, чем синяя?

Верно ли, что хвост лежит в синей коробке, если зеленая коробка стоит левее, чем синяя?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2020