Мастер-класс для родителей
"Обучение звуковому анализу слова в домашних условиях"
В первом классе у многих детей возникает трудность в составлении звуковых схем. Родители, уделяя большое внимание своему ребенку – всеми силами пытаются помочь. Но порой возникает трудность – родители не могут объяснить или помочь своему ребенку в том или ином задании. Возникает эта трудность в том, что многие из них закончили школу давно вспомнить что – либо им сложно. Еще одним из факторов является ФГОС, с которым родители также, как и дети знакомятся только с поступлением ребенка в школу. Многие родители, особенно начальных классов, часто подходят к учителю за советом. «Как лучше объяснить и помочь ребенку?» «Нам вот в школе объясняли по - одному, а сейчас по – другому.» Поэтому учителю стоит взять на заметку на
родительских собраниях проводить мастер-классы для родителей. Эти мастер-классы являются хорошим примером и уроком для родителей. И контроль домашних заданий становится качественным.
Основными задачами данного мастер-класса является:
- сформировать представления родителей о методах и приемах работы;
- научить родителей применять данные методы и приемы работы с ребенком для закрепления полученных знаний и умений в домашних условиях.
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы собрали вас для того, чтобы провести «мастер – класс» по подготовке детей к обучению грамоте. Проведение данного «мастер – класса» считаем необходимым, для того, чтобы Вы смогли максимально приблизиться помочь усвоить и закрепить полученные знания детей на занятиях.
Обучения детей грамоте начинается с того, что детей знакомят сначала со звуками родного языка. Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:
фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие); определение количества звуков в слове; определение места звука в слове.
2. Теоретическая часть:
Уважаемые родители, вспомните, чем звуки отличаются от букв?
Звук – мы слышим и произносим.
Буквы мы пишем и читаем.
А какие бывают звуки?
Звуки бывают гласными и согласными.
Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды. (гласные можно пропеть на мотив любой песенки)
Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы.
Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.
Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду в виде губ, зубов, нёба.
Согласные звуки бывают глухими и звонкими.
Когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками).
На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.
Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,
Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.
Чтобы определить твердость- мягкость обратите внимание на губы:
При произнесении мягкого согласного – губы слегка улыбаются, а при произнесении согласного звука мы «как будто сердимся».
Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.
Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.
3. Практическая часть:
Давайте с Вами поиграем.
1.Игра «Светофорчики» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).
Я буду называть звук, а Вы поднимите соответствующий светофорчик. А, Т, Ж, Щ,Ы, Я – КАКИЕ ЗЕСЬ ЗВУКИ ВЫ УСЛЫШАЛИ
Я назову слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный.
2.Игра «Покажи картинку на определённый звук» (умение слышать звук в начале слова).
Я буду называть звуки, а Вы отбирать соответствующую картинку. Р, К, А, Н
Как проводится звуковой анализ слова?
Давайте рассмотрим звуковой анализ слова ДОМ.
Количество клеточек схемы этого слова соответствует количеству звуков в слове.
Уважаемые родители, Вам нужно
1.Определить последовательность звуков в слове, интонационно выделить их, и назвать изолированно.
2. Охарактеризовать звуки – гласный или согласный, твердый или мягкий, обозначить фишками – гласный – красный квадратик, согласный твердый – синий квадратик.
- Сколько звуков в слове ДОМ? (В слове ДОМ три звука)
- Какой первый звук в слове ДОМ? (первый звук [Д])
- Звук [Д] какой? (звук [Д] согласный, звонкий, твёрдый).
- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Д]? (Синим квадратиком).
- Какой второй звук в слове ДОМ? (Второй звук [О])
- Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).
- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).
- Какой третий звук в слове ДОМ? (Третий звук [М]).
- Звук [М] какой? (Звук [М] – согласный, звонкий, твердый).
- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [М]? (Синим квадратиком).
- Сколько гласных звуков в слове? (Один).
- Сколько согласных звуков в слове? (Два).
3.Игра «Составь схему слова» (определять звук в начале и в конце слова).Лебедь, улитка, стул.
А теперь карточками выложите звуковой анализ слова- Юла, перья
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Памятка для родителей
— В русском языке 10 гласных букв: А,О,У,Ы,Э,И,Е,Ё,Ю,Я — гласных звуков всего 6 : А,О,У,Ы,Э,И — Буквы Я, Е, Ё, Ю обозначают 2 звука: — я = й+а, ю = й+у, е =й+э , ё = й+о после гласных, в начале слова, после разделительных ь,ъ — Согласные звуки делятся на ТВЕРДЫЕ и МЯГКИЕ — Всегда твёрдые согласные – Ж, Ш, Ц Всегда мягкие согласные – Й, Ч, Щ |
— В русском языке 10 гласных букв: А, О,У,Ы,Э,И,Е,Ё,Ю,Я — гласных звуков всего 6 : А,О,У,Ы,Э,И — Буквы Я, Е, Ё, Ю обозначают 2 звука после гласных, в начале слова, после разделительных ь,ъ — я = й+а, ю = й+у, е =й+э , ё = й+о — Согласные звуки делятся на ТВЕРДЫЕ и МЯГКИЕ — Всегда твёрдые согласные – Ж, Ш, Ц Всегда мягкие согласные – Й, Ч, Щ |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.