Мастер-класс для родителей "Обучение звуковому анализу слова в домашних условиях"
Оценка 4.7

Мастер-класс для родителей "Обучение звуковому анализу слова в домашних условиях"

Оценка 4.7
Работа с родителями +1
doc
русский язык
1 кл
18.02.2023
Мастер-класс для родителей "Обучение звуковому анализу слова в домашних условиях"
В первом классе у многих детей возникает трудность в составлении звуковых схем. Родители, уделяя большое внимание своему ребенку – всеми силами пытаются помочь. Но порой возникает трудность – родители не могут объяснить или помочь своему ребенку в том или ином задании.
Мастер-класс для родителей.doc

Мастер-класс для родителей

"Обучение звуковому анализу слова в домашних условиях"

В первом классе у многих детей возникает трудность в составлении звуковых схем. Родители, уделяя большое внимание своему ребенку – всеми силами пытаются помочь. Но порой возникает трудность – родители не могут объяснить или помочь своему ребенку в том или ином задании. Возникает эта трудность в том, что многие из них закончили школу давно вспомнить что – либо им сложно. Еще одним из факторов является ФГОС, с которым родители также, как и дети знакомятся только с поступлением ребенка в школу. Многие родители, особенно начальных классов, часто подходят к учителю за советом. «Как лучше объяснить и помочь ребенку?» «Нам вот в школе объясняли по - одному, а сейчас по – другому.» Поэтому учителю стоит взять на заметку на

родительских собраниях проводить мастер-классы для родителей. Эти мастер-классы являются хорошим примером и уроком для родителей.  И контроль домашних заданий становится качественным.

Основными задачами данного мастер-класса является:

- сформировать представления родителей о методах и приемах работы;

- научить родителей применять данные методы и приемы работы с ребенком для закрепления полученных знаний и умений в домашних условиях.

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы собрали вас для того, чтобы провести «мастер – класс» по подготовке детей к обучению грамоте. Проведение данного «мастер – класса» считаем необходимым, для того, чтобы Вы смогли максимально приблизиться помочь усвоить и закрепить полученные знания детей на занятиях.

Обучения детей грамоте начинается с того, что детей знакомят сначала со звуками родного языка. Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:

фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие); определение количества звуков в слове; определение места звука в слове.

2. Теоретическая часть:

Уважаемые родители, вспомните, чем звуки отличаются от букв?

Звук – мы слышим и произносим.

Буквы мы пишем и читаем.

А какие бывают звуки?

Звуки бывают гласными и согласными.

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды. (гласные можно пропеть на мотив любой песенки)

Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду в виде губ, зубов, нёба.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими.

Когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками).

На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

Чтобы определить твердость- мягкость обратите внимание на губы:

При произнесении мягкого согласного – губы слегка улыбаются, а при произнесении согласного звука мы «как будто сердимся».

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

 

3. Практическая часть:

Давайте с Вами поиграем.

1.Игра «Светофорчики» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).

Я буду называть звук, а Вы поднимите соответствующий светофорчик. А, Т, Ж, Щ,Ы, Я – КАКИЕ ЗЕСЬ ЗВУКИ ВЫ УСЛЫШАЛИ

Я назову слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный.

2.Игра «Покажи картинку на определённый звук» (умение слышать звук в начале слова).

Я буду называть звуки, а Вы отбирать соответствующую картинку. Р, К, А, Н

Как проводится звуковой анализ слова?

Давайте рассмотрим звуковой анализ слова ДОМ.

Количество клеточек схемы этого слова соответствует количеству звуков в слове.

Уважаемые родители, Вам нужно

1.Определить последовательность звуков в слове, интонационно выделить их, и назвать изолированно.

2. Охарактеризовать звуки – гласный или согласный, твердый или мягкий, обозначить фишками – гласный – красный квадратик, согласный твердый – синий квадратик.

- Сколько звуков в слове ДОМ? (В слове ДОМ три звука)

- Какой первый звук в слове ДОМ? (первый звук [Д])

- Звук [Д] какой? (звук [Д] согласный, звонкий, твёрдый).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Д]? (Синим квадратиком).

- Какой второй звук в слове ДОМ? (Второй звук [О])

- Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).

- Какой третий звук в слове ДОМ? (Третий звук [М]).

- Звук [М] какой? (Звук [М] – согласный, звонкий, твердый).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [М]? (Синим квадратиком).

- Сколько гласных звуков в слове? (Один).

- Сколько согласных звуков в слове? (Два).

3.Игра «Составь схему слова» (определять звук в начале и в конце слова).Лебедь, улитка, стул.

А теперь карточками выложите звуковой анализ слова- Юла, перья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Памятка для родителей

 

   В русском языке 10 гласных букв: А,О,У,Ы,Э,И,Е,Ё,Ю,Я

  гласных звуков всего 6 : А,О,У,Ы,Э,И

  Буквы Я, Е, Ё, Ю обозначают 2 звука:

  я = й+а,  ю = й+у,  е =й+э , ё = й+о после гласных, в начале слова, после разделительных ь,ъ

  Согласные звуки делятся на ТВЕРДЫЕ и МЯГКИЕ                                 

   Всегда твёрдые согласные – Ж, Ш, Ц                       

 Всегда мягкие согласные – Й, Ч, Щ

  В русском языке 10 гласных букв: А, О,У,Ы,Э,И,Е,Ё,Ю,Я

  гласных звуков всего 6 : А,О,У,Ы,Э,И

  Буквы Я, Е, Ё, Ю обозначают 2 звука

после гласных, в начале слова, после разделительных ь,ъ

  я = й+а, ю = й+у,  е =й+э , ё = й+о

  Согласные звуки делятся на ТВЕРДЫЕ и МЯГКИЕ                                 

   Всегда твёрдые согласные – Ж, Ш, Ц                        

 Всегда мягкие согласные – Й, Ч, Щ

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 


Мастер-класс для родителей "Обучение звуковому анализу слова в домашних условиях"

Мастер-класс для родителей "Обучение звуковому анализу слова в домашних условиях"

Гласных звуков шесть: А У О И

Гласных звуков шесть: А У О И

Звук [Д] какой? (звук [Д] согласный, звонкий, твёрдый)

Звук [Д] какой? (звук [Д] согласный, звонкий, твёрдый)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Памятка для родителей —

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Памятка для родителей —
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2023