МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОЛОКОЛЬЧИК»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
(МБДОУ «КОЛОКОЛЬЧИК»)
Игровой тренинг
«Мяч и речь»
Учитель-логопед:
Людмила Ивановна Полякова
2024-2025 уч. г.
|
Игры с мячом известны с древних времен, хотя точно история не знает ни места, ни времени рождения этих игр.
Практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются почти у всех народов мира и не случайно считаются самыми распространенными из игр.
В России игры с мячом также, были известны издавна. В простонародье мячи чаще всего делали из тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка — ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком.
В некоторых областях мячи делались из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до тех пор, пока комок не делался плотным, после чего его бросали в кипяток. Затем его вынимали из воды, вновь катали и просушивали. Такой мяч был легким и мягким, а по упругости не уступал резиновому. Настоящие же резиновые мячи могли позволить себе только дети из богатых семей.
Теперь любой ребенок имеет возможность играть с мячом. И выбор их достаточно широк: в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества — на любой вкус. Как правило, ребенка более всего привлекают мячи яркие, прыгучие, легкие.
Однако опросы родителей за последние три года показали, что играм с мячом уделяется мало внимания. Не у всех детей дома имеются мячи, и даже летом, на отдыхе, мяч остается незаслуженно забытым. Не знают родители и игр с мячом, соответственно, не могут научить им и своих детей. Из множества существующих игр большинство родителей называли в основном футбол.
Использование мяча в играх с детьми с тяжелыми нарушениями речи, может быть прекрасным инструментом, используемым в коррекционной практике.
Значение игр с мячом в развитии детей с нарушениями речи:
1. Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают его к общению.
2. Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.
3. Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции.
4. Развивают речь, общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
5. Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи.
6. Регулируют силу и точность движения.
7. Само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание.
8. Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гиперподвижных детей.
9. Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.
10. Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов — легких, сердца, улучшают обмен веществ.
Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.
Мы предлагаем подборку игр с мячом, которые могут быть использованы на различных этапах коррекционной работы.
Игры с мячом удобны тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки к ним, больших временных затрат и могут быть рекомендованы логопедам, воспитателям и родителям.
1. Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей и мелкой моторики.
Для полноценного формирования устной речи ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук, так как идущие в кору головного мозга импульсы от движущихся пальцев рук стимулируют активную деятельность речевых зон.
Можно: использовать маленькие мячики или шарики из пластмассы, резины, дерева, каучука; подбирать их по цвету; вводить с их использованием элементы самомассажа
Упражнения:
· сжимание мячика
· обхват пальцами
· прокатывание
· прокатывание между пальцами
· разминание между ладонями
Для развития мелкой моторики и тактильных ощущений с можно использовать теннисные мячики и колючие шарики Су-Джок:
1. «Разноцветные шары» - прокатывание шариков снизу вверх разными пальцами правой и левой руки.
2. «Дождик» - прокатывание шариков
3. «Парашютисты» - прокатывание шариков с пропеванием гласных
4. «Плывет, едет, скачет» - прокатывание шарика по дорожкам усложненной конфигурации
5. «Спираль»
6. «Кто быстрее?»
7. «Снежинки»
8. «Время года» - закрепление лексики по теме «Календарь»
9. «Перевертыши» - прокатывание шариков с чтением слов
10. «Угощение» - использование съемных картинок
11. «Машина и стрекоза»
12. «Путешествие колобка» - закрепление навыков пространственной ориентировки
2. Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве
· используются для профилактики нарушений пространственной ориентировки, приводящей к дисграфии
· применяются резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи
Упражнения:
· прокатывание мяча от ребенка к ребенку в определенном направлении
· выполнение инструкций («В правую руку мячик возьми, над головою его подними…»)
· попадание мячом в ворота, расположенные в разных направлениях
· рисование мячом фигур на полу
3. Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов
/. Игра «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук»
Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.
Логопед: Когда услышите звук «А», стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук: А — У — О— У —А — А — О— У
2. Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»
Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.
Логопед: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э».
А—Э — У — Ы — Э—А — У—О—А—Э — Ы — Э
3. Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»
Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.
Вариант 1.
Логопед предлагает детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу.
Ребенок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропевая гласный:
А—А—А—А—А—А.
Вариант 2.
Игру можно проводить сидя на полу в кругу или парами, пропевая заданные логопедом гласные звуки и прокатывая мяч.
Логопед обращает внимание детей на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно.
4. Игра «Стучалочка»
Звуки я сказать хочу
И по мячику стучу.
Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия.
Ход игры. Дети
и логопед садятся в круг. Мяч зажат у каждого между коленями.
Логопед произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют
индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с
постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например:
А
Э
О
У
АА
ЭЭ
ОО
УУ
ААА
ЭЭЭ ООО УУУ
Затем можно произносить различные сочетания звуков:
ААЭ
АЭО ААУ
5. Игра «Поющие мячики»
По мячу сперва стучу,
А потом его качу.
Цель: закрепление короткого и длительного произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия, закрепление длительного ротового выдоха.
Ход игры. Дети распределяются парами и садятся лицом друг к другу на расстоянии трех метров. У каждой пары мяч. Логопед произносит сочетания гласных звуков. Последний звук произносится длительно, пропевается.
Например: А А Э-э-э-э-э, У Э А-а-а-а-а.
Первые два звука сопровождаются ударом кулака по мячу; пропевая третий звук, ребенок катит мяч партнеру. Прокатывание мяча подчеркнуто плавное, длительное, как и произнесение гласного звука.
6. Игра «Разноцветные мячики»
Красный — гласный.
Синий — нет.
Что за звук?
Мне дай ответ!
Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления.
Оборудование: мячи красного и синего цвета.
Ход игры.
Вариант 1. Логопед бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный — если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно логопеду.
Вариант 2. Ребенок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного цвета. А если мяч синий, то ребенок называет слово, начинающееся с согласного звука.
7. Игра «Тихо — громко»
Мы катались по горам,
Пели тут и пели там.
Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса.
Оборудование: малые мячи.
Ход игры. Пропевание заданного звука по демонстрации логопеда.
Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с
мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) —
уменьшается.
При горизонтальном движении руки с мячом (мяч катится по дорожке) сила голоса
не изменяется. В дальнейшем дети самостоятельно дают задание друг другу.
8. Игра с передачей мяча
«Мяч передавай, слово называй»
Цель: развитие фонематических представлений, быстроты реакции.
Ход игры. Играющие выстраиваются в колонну. У игроков, стоящих первыми, по одному большому мячу (диаметром 25-30 см).
Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча).
Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.
9. Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка»
Свяжем мы из слов цепочку.
Мяч не даст поставить точку.
Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.
Ход игры.
Логопед называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается
от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова — начало следующего.
Например: весна— автобус— слон— нос— сова...
10. Игра «Слог да слог — и будет слово — мы в игру сыграем снова»
Вариант 1.
Цель: закрепление умения добавлять слог до слова.
Ход игры. Логопед говорит детям:
— Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са - хар, са - ни.
Затем логопед поочередно бросает мяч детям и говорит первый слог, дети ловят и бросают обратно, называют целое слово. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол.
Вариант 2.
Цель: дифференциация звуков, развитие внимания, быстроты мышления.
Ход
игры. Логопед бросает детям мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су»
или «шу», «со» или «шо», «сы» или «ши». Ребенок заканчивает слово: Ша- шары,
са- санки, шо-
шорох, со-сорока, шу- шуба, су- сумка, ши- шины, сы- сырок
11. Игра
с перебрасыванием мяча «Мяч поймаем — раз! И два — мы распутаем
слова!»
Ход игры. Бросая мяч детям, логопед произносит слова, а дети, возвращая мяч, их повторяют: Тарелка, пещера, комната, посуда, витрина, колодец.
Затем логопед запутывает слова, переставляя слоги. А дети должны их распутать: релтака (тарелка), щепера (пещера), накомта (комната), супода (посуда) и т.д.
12. Игра «Звучащие игрушки»
Навострите ваши ушки:
Звуки скажут вам игрушки.
Цель: анализ и синтез обратных слогов и закрепление слогослияния.
Оборудование: красные и синие мячи из ткани с вышитыми на гранях буквами, обозначающими гласные и согласные звуки.
Ход
игры. Логопед вызывает двух детей: «Это звучащие игрушки, они умеют петь и
говорить». Называет на ухо детям звуки, которые они должны будут спеть или
произнести. «Сейчас я нажму на кнопочку и наши игрушки заговорят»
(поочередно прикасается к детям).
«Дети-игрушки» воспроизводят свои звуки, а остальные дети устно «прочитывают» получившийся слог.
Дети определяют, какой звук они услышали первым, какой - вторым, и воспроизводят вместе со «звучащими игрушками» слог. Затем обратный слог выкладывается из мячиков с буквами и читается.
13. Игра «Мяч поймай — слово составляй»
Мы поймали три мяча —
Слово скажем мы сейчас.
Цель: составление трехзвуковых слов и их анализ.
Оборудование: мячи из ткани с вышитыми на них гласными и согласными буквами.
Ход
игры. Логопед бросает каждому ребенку мяч, называя звуки задуманного слова:
М — А—К Д — О — М К—О—Т
Дети находят на своем мяче букву, соответствующую названному звуку, и составляют из мячей слово, читают, анализируют его.
14. Игра с перебрасыванием мяча
«Мяч лови и мяч бросай,
сколько звуков — называй»
Цель: определение последовательности и количества звуков в слове.
Ход
игры. Логопед, бросая мяч, произносит слово. Ребенок, поймавший мяч,
определяет последовательность звуков в слове и называет их количество.
Последовательность. Трехзвуковые слова типа: МАК, СОН, КИТ.
Четырехзвуковые слова с открытыми слогами: РАМА, МАМА.
Четырехзвуковые слова со стечением согласных: КРОТ, СТОЛ, СПОР.
15. Игра «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги»
Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.
Ход игры. Логопед бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.
4. Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи
1. Игра с перебрасыванием мяча «Логопеду мяч бросай и животных называй»
В зависимости от темы игры возможны варианты: «Логопеду мяч бросай, четко фрукты называй» или «Логопеду мяч бросай, транспорт быстро называй».
Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Вариант 1.
Ход игры. Логопед называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч логопеду, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.
Вариант 2. Логопед называет видовые понятия, а дети — обобщающие слова.
2. Игра с
мячом «Я знаю три названия животных» (цветов) или «Я знаю три имени
девочек» (пять имен мальчиков).
Раз и два, и три, четыре —
Все мы знаем в этом мире.
Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости.
Ход игры. Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имен мальчиков: Саша, Витя, Коля, Андрей, Володя».
Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками, ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; Отбивание мяча правой и левой рукой на месте.
3. Игра с
мячом «Животные и их детеныши»
Человеческие дети
Знают всех зверят на свете.
Цель: закрепление в речи детей названий детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Ход игры. Бросая мяч ребенку, логопед называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет детеныша этого животного. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча; прокатывание мяча, сидя на ковре.
4. Игра с
мячом «Кто как разговаривает»
Мяч лови, да поскорей
Назови язык зверей.
Цель: расширение
словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Ход игры.
Вариант 1. Логопед или ведущий поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос:
Вариант
2. Логопед, бросая ребенку мяч, спрашивает: «Кто рычит?», «А кто
мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?», и т. д.
5. Игра с
перебрасыванием мяча «Подскажи словечко»
Есть всего один ответ.
Кто-то знает, кто-то — нет.
Цель: развитие
мышления, быстроты реакции.
Ход игры. Логопед, бросая мяч поочередно каждому ребенку, спрашивает:
— Ворона каркает, а сорока?
Ребенок, возвращая мяч логопеду, должен ответить:
— Сорока стрекочет.
Примеры вопросов: Сова летает, а кролик? Корова ест сено, а лиса? Крот роет норки, а сорока? Петух кукарекает, а курица? Лягушка квакает, а лошадь? У коровы теленок, а у овцы? У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
6. Игра с
перебрасыванием мяча «Чей домик?» или «Кто где живет?»
Кто в берлоге, кто в норе?
Назови-ка поскорей!
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом .
Ход игры. Бросая мяч поочередно каждому ребенку, логопед задает вопрос, а ребенок, возвращая логопеду отвечает.
7. Игра с
мячом «Скажи ласково»
Мячик маленький поймай,
Да словечко приласкай.
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, называет первое слово (например, шар), а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний.
8. Игра с
перебрасыванием мяча «Что происходит в природе»
Человек легко находит,
Что в природе происходит.
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч логопеду, должен на заданный вопрос ответить.
9. Игра с
перебрасыванием мяча
«Составь предложение»
Мячик прыгать я заставлю,
Предложение составлю.
Цель: развитие внимания, быстроты мыслительных операций.
Ход игры. Логопед бросает мяч кому-нибудь из детей, произнося при этом несогласованные слова, например: «Девочка играть». Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов: «Девочка играет», и бросает мяч обратно логопеду.
10. Игра
с мячом «Кто как передвигается?»
Кто летает, кто плывет,
Кто ползет, а кто идет.
Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости.
Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч логопеду, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасы- ванием мяча различными способами.
11. Игра
с мячом «Какие действия совершают эти животные?» или «Что делают
эти животные?»
Что животные умеют —
Птицы, рыбы, кошки, змеи?
Цель: активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных, развитие воображения, ловкости.
Ход игры. Логопед, разными способами бросая мяч каждому ребенку по очереди, называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.
12. Игра
«Кто чем занимается?»
Никогда мы не забудем,
Что умеют делать люди.
Цель: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости.
Вариант 1. Бросая или прокатывая мяч ребенку, логопед называет профессию, а ребенок, возвращая мяч логопеду, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.
Вариант 2.
Логопед называет глагол, а ребенок — профессию (продает— продавец).
13. Игра
«Кто может совершать эти движения?»
Кто и что — летит, бежит,
Ходит, плавает, лежит?
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.