Урок по обществознанию "Человек славен добрыми делами" 6 класс
Оценка 4.8 (более 1000 оценок)

Урок по обществознанию "Человек славен добрыми делами" 6 класс

Оценка 4.8 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
doc
обществознание
6 кл
15.01.2020
Конспект урока с элементами игровой технологии

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

план-конспект урока.doc

ООО «Инфоурок»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План-конспект урока

по обществознанию

в 6-Б классе МБОУ Наро-Фоминской СОШ №5 СУИОП

на тему «Человек славен добрыми делами!»

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала: Козачевская Иванна Ивановна

слушатель курсов профессиональной переподготовки «Обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации».

Проверила: Немчикова Ольга Валентиновна

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Наро-Фоминск, 2019
Тема урока: Человек славен добрыми делами.

Эпиграф к уроку: Жизнь дана на добрые дела» (Слайд 1)

Дата проведения: 14.03.19

Тип урока: изучение нового материала.

Технология урока: игровые, ИКТ.

Цель урока:

Образовательная:

-сформировать у учащихся представление о добрых делах, добрых поступках, «золотом правиле морали».

Развивающая:

-развивать коммуникативные способности школьников, логическое мышление, умение работать с различными источниками информации, анализировать, делать выводы, отстаивать свою точку зрения.

Воспитательная:

-воспитывать чувство доброты, умение сочувствовать другим, показать на конкретных примерах доброту отношений между людьми.

Задачи: на доступном возрасте уровню подвести учащихся к пониманию того, что значит быть добрым, как научиться воспитывать в себе положительные качества.

Основные термины, понятия: добро, мораль.

Оборудование: мультимедийный проэктор, словарь Ожегова, раздаточный материал.

План урока:

1.     Что такое добро? Кого называют добрым?

2.     Доброе- значит хорошее.

3.     Главное правило доброго человека.

Ход урока

1.     Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка присутствующих. Ученики приветствуют учителя.                                           (1 минута)

2.     Мотивация. Учитель читает стихотворение

Достается не дешево

Счастье трудных дорог…

Что ты сделал хорошего?

Чем ты людям помог?  (Л. Татьяничева)

Дети размышляют над стихотворением, делятся своими добрыми делами. Например, покормили кошку, помогли маме приготовить завтрак.                                                                   (2 минуты)

3.     Актуализация. Учитель задает вопросы:

- Что такое добро?   Ответы учеников- добро приятное чувство, которое наполняет сердце человека, это благие дела по отношению к окружающим.

- Как вы считаете, какими качествами должен обладать добрый человек? Ответы учеников- человек должен обладать пониманием, добродушием, человечностью, умением выслушать другого, помочь, поддержать в трудную минуту.

- Назовите поступки или качества человека, которые вы характеризуете как зло?  Ответы учеников- зло это негативные ощущения, которые делают человеку больно, сеют в его сердце ненависть и злобу.

 Ученики слушают, осмысляют и вступают в диалог с учителем и одноклассниками, определяют тему урока, цель и его задачи. Записывают тему урока «Человек славен добрыми делами» в тетрадь.                                                                             (4 минуты)

4.     Изучение нового материала.

1)    Что такое добро? Кого называют добрым?    (Слайд 2)

Ученики работают со словарем, находят определения слов Добро и Мораль, читают и записывают определения в тетрадь.  Слайд 2.

Добро- это все то, что помогает человеку и обществу жить, развиваться, процветать, это нечто хорошее, полезное, противоположное злу, добрый поступок.

Мораль –это нравственные нормы поведения, отношения с людьми, а также сама нравственность.                                                             (4 минуты)                                                            Работа над народными пословицами. Читают пословицы и высказывают свое мнение.   (Слайд 5)                                                                          (5 минуты)

- «Кто добро творит, тому Бог отплатит»; ответы учеников- если человек делает добрые дела, то они обязательно к нему вернутся.

- «Час в добре побудешь- все горе забудешь»; ответы учеников- доброта помогает человеку забыть о своем горе, о неудачах. Помогает поверить в свои силы и надеяться на лучшее.

- «Доброе имя дороже богатства» ответы учеников- если человек делает добро другим, то о нем говорят только хорошее и слава о нем добрая.  А это дороже любого богатства.                               (Слайд 3)

Физкультминутка.

(Ученики повторяют движения за учителем)

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – за парты сесть опять.                            (1 минута)

2) Главное правило доброго человека.

Организация работы над главным правилом доброго поведения. Учитель с учениками отправляется в путешествие в сказку о Цветке и Бабочке. Учитель читает сказку, дети внимательно слушают.

Скучно было Цветку стоять целыми днями на одной ножке посреди клумбы. Он вырос и распустил свои лепестки намного раньше остальных цветов, и поэтому общаться ему было совершенно не с кем. И вот, в один из дней, на него села незнакомая, очень красивая Бабочка. Она, наверное, прилетела издалека, потому что таких красивых крыльев Цветок еще ни­когда не видел. Пока Бабочка, сложив крылья, отдыхала, Цветок пожаловался ей на свое одиночество и рассказал о том, как скучно и невесело ему живется. Сжалилась Бабочка над оди­ноким Цветком. Она решила не лететь дальше, а поселиться поблизости. Ей захотелось почаще прилетать к Цветку и рас­сказывать ему о тех местах, где она уже успела побывать.

Теперь Бабочка помногу раз в день прилетала к Цветку с новостя­ми, а он, широко раскрыв лепестки, радостно встречал свою красивую гостью. Но однажды, ког­да Бабочки не было рядом, к Цветку по­дошел мальчик и захотел его сорвать. Цветок сжался, задрожал от страха и попросил не срывать его, а вместо себя предло­жил мальчику поймать свою красивую подругу. Мальчик согласился и сходил домой за сачком. Вернувшись, он спря­тался и стал дожидаться Бабочки. Вско­ре она появилась в небе. Бабочка куда-то торопилась и летела мимо, но Цветок широко раскрыл свои лепестки и вос­кликнул:

– Бабочка, лети скорей ко мне, я тебя давно жду. Мне надо тебе кое-что сказать.

Как только Бабочка подлетела к Цвет­ку, она тут же оказалась в сачке. Она хотела выр­ваться из плена, но у нее ничего не получалось. Вдруг край сачка приподнялся, и Бабочка увидела руку, тянущуюся к ней. Чьи-то пальцы пытались ее схватить. Бабочка металась, билась крыльями и внезапно ей удалось вырваться на волю. Взлетев высоко, она оглянулась и увидела, что от удара сачка Цветок сло­мался. Он без движения лежал среди травы. Мальчик ушел, а Бабочка еще долго сидела рядом со своим сломанным и молчащим дру­гом, и горько плача, говорила:

– Это я виновата, это тебя из-за меня сломали, прости меня, Цветочек.

Читаем сказку, обсуждаем. Ученики отвечают на вопросы.  (Слайд 6) Беседа по вопросам:

- Как вы охарактеризуете поступок Цветка?  Ответы учеников-  Цветок поступил жестоко. Забыл о добром отношении Бабочки к нему. Решил спасти свою жизнь, обрекая свою подругу на погибель.

- Какие качества вы увидели в Бабочке?  Ответы учеников-  Бабочка добрая и жалостливая. От своей доброты не могла даже предположить, что ее друг способен на подлость. Она искренне любила Цветок и дорожила дружбой с ним.                                                                                 (10 минут)

3) Главное правило доброго человека.

Учитель задает вопрос о сказке.

- Какая мораль в этой сказке? Ответы учеников- поступай с другими так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Со слов учителя записывают золотое правило морали «не желай никому того, чего не желаешь себе.»        (Слайд 7)

Добрым человеком быть нелегко, но надо научиться им быть. Нужно помогать другим, выручать друзей в беде, не ссориться, улыбаться тем, с кем общаешься, сочувствовать и людям, и животным. Ведь доброта творит чудеса- делает человека красивым и счастливым.

Работа с учебником на стр. 89. Учащиеся самостоятельно читают рубрику путешествие в прошлое.  И вместе с учителем рассуждают над прочитанным.                                                                                   (5 минут)

5.     Творческое задание в группах «Очеловечить человечка».    (Слайд 8)    Учитель раздает листочки с изображениями девочки и мальчика. Задача учеников назвать своих героев именами, разукрасить и наделить их качествами доброго человека.  Некоторые ученики защищают свои проекты.                                                                                (8 минут)

6.     Формируем выводы о проделанной работе: добрый человек, это тот, который делает добрые дела, больше думает о других, чем о се6е, всегда приходит на помощь. Ведь человека ценят за доброе сердце, так как добрые дела живут века.                                                (3 минуты)

7.     Рефлексия.

Легко ли быть добрым? Нам приятно находиться в обществе добрых, порядочных людей, но для этого мы сами должны быть добрыми и помогать всем, кто нуждается в нас.                                         (2 минуты)

Выставление оценок учащимся за работу на уроке.

8.     Домашнее задание: параграф 10, стр. 86-92. Вопросы на стр. 91.

Одаренным детям дополнительное задание - Подготовить проект на тему

«Мои добрые поступки», или составить свое правило «как быть добрым».                                                                          (Слайд 10)                                                                                        

                                                                                                            (1 минута)

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1.     Обществознание 6 класс, под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, Москва «Просвещение» 2018, с. 111.

2.     Интернет ресурс  https://happy-school.ru/publ/pritchi/pritchi_o_ljubvi/cvetok_i_babochka/185-1-0-20086.

3.     Словарь Даля, Т.1, Москва «Олма Пресс» 2003, с. 447.

4.     Словарь Даля, Т.2, Москва «Олма Пресс» 2003, с. 559.

5.     Словарь Ожегова, Москва «Русский язык» 1988, с. 749.

 

 

 

 

 

 

 

скачать по прямой ссылке