МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
по дисциплине: "Обществознание»
Тема: «Особенности профессионального образования»
Для специальности: Сестринское дело.
I. Методический блок
Методическая разработка занятия по теме: «Особенности профессионального образования»
Специальность: Сестринское дело.
Дисциплина: Обществознание.
Вид занятия: комбинированный, по типу проблемного занятия
лекции-беседы.
1. Учебные цели:
Знать: новые понятия: образование как система, профессиональое образование, непрерывность образования.
Цель урока: понять особенности профессиональной деятельности в науке, образовании и медицине, а также значение непрерывного профессионального образования для медицинских сестер.
Задачи:
Описать особенности профессиональной деятельности в сфере науки, образования и медицины.
Рассмотреть структуру и содержание профессионального образования для медицинских сестер.
Понять важность непрерывного образования в медицинской практике.
Уметь: соотносить понятия «знание», «наука», и «образование», понимать этические проблемы науки и ответственность ученых за их открытия и изобретения, ответственность медицинских работников в своей профессиональной деятельности.
2. Воспитательные цели: усвоить основные понятия и вопросы темы для понимания проблем современного человека и проблем общественного развития; способствовать воспитанию у учащихся чувства ответственности за полученные знания и готовность применять их в своей будущей медицинской профессии.
3. Развивающие цели: на основе изученных понятий темы, формировать у студентов теоретический уровень мышления. Умение выделять главное и отличать от второстепенного, обобщать, строить систему доказательств.
Формируемые компетенции (для дисциплин ОГСЭ):
ОК:
ОК-4. Понимать сущность науки и образования, профессионального образования; в целом проблем общественного-культурного развития, и использовать эти знания в своей будущей профессии.
Осознавать многогранность общественного развития и стремиться к развитию собственной личности и к самообразованию.
ОК-5. Стремиться выявить и использовать творческие и инновационные элементы в своей будущей профессии на примере данного проблемного занятия.
ОК-6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством - поиск материалов, отражающих проблемы исторического развития в парах, в группе: одна часть ищет аргументы «за», другая- «против». Вырабатывается умение выслушивать другие точки зрения, уважительного отношения к оппонентам.
ОК-7. Каждый участник проблемного выступления принимает на себя
ответственность за работу своего содокладчика, в целом за логику и последовательность в изложении темы.
ОК-8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития- студенты самостоятельно готовят свои выступления, используют и реферируют дополнительную литературу, интернет.
ОК-10. Бережно относиться к наследию истории науки, в т.ч. медицинской науки, ее идеям и теориям.
ОК-11. Быть готовым брать на себя нравственную ответственность за свои решения.
4. Оборудование и оснащение занятия:
Проектор, ноутбук, экран, доска; методическая разработка занятия. Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов, Ю.А. Аверьянов и др.]. - М. Просвещение, 2014.
II. Ход занятия.
1.Постановка цели и задачи занятия.
Актуализация знаний по теме “Особенности профессионального образования»
Беседа по вопросам [на размышление]:
1. Какую роль играют практические занятия и стажировки в подготовке медицинских сестер?
Практическая подготовка позволяет студентам применять теоретические знания на практике и осваивать основные медицинские процедуры и навыки ухода за пациентами.
2. Почему междисциплинарный подход важен в подготовке медицинских сестер?
Взаимодействие с врачами, психологами и социальными работниками способствует комплексному подходу к лечению и уходу за пациентами, что повышает качество медицинской помощи.
3. Какое значение имеет непрерывное образование для медицинских сестер?
Постоянное обновление знаний и навыков через курсы, тренинги, семинары и самообразование позволяет медицинским сестрам адаптироваться к изменениям в медицинской практике и внедрять новейшие технологии и методики.
4. Какие профессиональные требования и этические принципы должны соблюдать медицинские сестры?
Медицинские сестры должны демонстрировать высокий уровень ответственности, профессионализма и эмпатии, а также строго соблюдать медицинскую этику и деонтологию.
2. Опрос домашнего задания.
3. Изучение новой темы.
План.
1.Особенности профессиональной деятельности в сфере науки, образования, медицины.
2.Профессиональное образование в сфере деятельности медицинской сестры.
3.Роль и значение непрерывности образования.
Изложение новой темы.
1. Особенности профессиональной деятельности в сфере науки, образования, медицины
1.1. Наука
1. Характеристика научной деятельности:
Определение науки: Наука — это система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, а также деятельность, направленная на получение новых знаний.
Цель научной деятельности: Открытие новых фактов, систематизация знаний, разработка теорий и практическое применение научных открытий.
2. Основные требования к ученым:
Аналитическое мышление: Способность анализировать данные, выявлять закономерности и делать выводы.
Исследовательские навыки: Умение проводить эксперименты, собирать и интерпретировать данные.
Критическое мышление: Оценка гипотез и теорий на предмет их логичности и обоснованности, способность к объективному анализу.
Творческий подход: Гибкость мышления, способность к инновациям и поиску нестандартных решений.
3. Роль и значение научных исследований в развитии общества:
Научные открытия и технологии: Влияние на технологический прогресс и улучшение качества жизни.
Медицинские исследования: Разработка новых методов диагностики и лечения заболеваний.
Экономическое развитие: Применение научных достижений для повышения эффективности производства и управления ресурсами.
1.2. Образование
1. Особенности профессиональной деятельности в сфере образования:
Цель образования: Передача знаний, навыков и культурных ценностей, формирование личности и социальная адаптация учащихся.
Педагогический процесс: Планирование и проведение учебных занятий, контроль и оценка знаний.
2. Ключевые навыки педагогов:
Коммуникативные навыки: Умение эффективно общаться с обучающимися и коллегами.
Умение объяснять: Способность ясно и доходчиво излагать материал.
Способность мотивировать: Вдохновлять учеников на учебу и развитие.
3. Важность педагогической деятельности для подготовки квалифицированных специалистов:
Формирование базовых и профессиональных знаний: Обеспечение прочного фундамента для будущей профессиональной деятельности.
Развитие критического мышления и самостоятельности: Подготовка к решению профессиональных задач.
Социальная адаптация: Воспитание нравственных и социальных качеств.
1.3. Медицина
1. Специфика медицинской деятельности:
Оказание медицинской помощи: Диагностика, лечение и профилактика заболеваний.
Медицинская документация: Ведение и обработка медицинских записей и отчетов.
Психологическая поддержка: Оказание психологической помощи пациентам и их родственникам.
2. Основные требования к медицинским работникам:
Высокая ответственность: Необходимость принятия решений, от которых зависит здоровье и жизнь людей.
Профессионализм: Глубокие знания и навыки в области медицины, постоянное обновление знаний.
Эмпатия: Способность к сопереживанию, умение поддержать пациента.
3. Значение медицинской этики и деонтологии:
Этические принципы: Соблюдение прав пациентов, конфиденциальности, обеспечение равного доступа к медицинской помощи.
Профессиональные нормы: Следование стандартам и правилам медицинской практики.
Этические дилеммы: Разрешение сложных ситуаций, связанных с моральными и профессиональными обязанностями.
Эти вопросы помогут студентам глубже понять особенности профессиональной деятельности в разных сферах и подготовить их к обсуждению и применению этих знаний в контексте их будущей медицинской практики.
Вопросы на усвоение новых знаний:
1.1. Наука
1. Какова основная цель научной деятельности?
Открытие новых фактов, систематизация знаний, разработка теорий и практическое применение научных открытий.
2. Какие основные требования предъявляются к ученым в их профессиональной деятельности?
Аналитическое мышление, исследовательские навыки, критическое мышление и творческий подход.
3. Какую роль играют научные исследования в развитии общества?
Влияние на технологический прогресс, разработка новых методов диагностики и лечения заболеваний, экономическое развитие.
1.2. Образование
4. В чем заключается цель образования?
Передача знаний, навыков и культурных ценностей, формирование личности и социальная адаптация учащихся.
5. Какие ключевые навыки необходимы педагогам для эффективного преподавания?
Коммуникативные навыки, умение объяснять и способность мотивировать.
6. Почему педагогическая деятельность важна для подготовки квалифицированных специалистов?
Формирование базовых и профессиональных знаний, развитие критического мышления и самостоятельности, социальная адаптация.
1.3. Медицина
7. В чем заключается специфика медицинской деятельности?
Оказание медицинской помощи, ведение медицинской документации, оказание психологической поддержки.
8. Какие основные требования предъявляются к медицинским работникам?
Высокая ответственность, профессионализм, эмпатия.
9. Что подразумевает медицинская этика и деонтология?
Соблюдение прав пациентов, конфиденциальности, обеспечение равного доступа к медицинской помощи, следование профессиональным нормам.
10. Как медицинский работник должен решать этические дилеммы в своей практике?
Оценивать ситуации с моральной и профессиональной точки зрения, принимать решения, соблюдая этические принципы и профессиональные стандарты.
2. Профессиональное образование в сфере деятельности медицинской сестры
2.1. Структура профессионального образования медицинских сестер
Профессиональное образование медицинских сестер имеет несколько уровней и форм, обеспечивая всестороннюю подготовку и постоянное развитие специалистов.
1. Основное образование:
Среднее профессиональное образование (СПО): Это базовый уровень подготовки медицинских сестер, включающий обучение в медицинских колледжах и техникумах. Программа СПО включает как теоретические занятия, так и практическую подготовку. Студенты изучают анатомию, физиологию, фармакологию, основы сестринского дела и другие дисциплины.
Высшее образование: Для более глубокого и специализированного обучения медицинские сестры могут поступать в университеты и медицинские академии, где получают степень бакалавра или магистра сестринского дела. Высшее образование позволяет освоить более сложные медицинские технологии и методики, а также подготовиться к руководящим должностям.
2. Специализации и повышение квалификации:
Курсы и тренинги: Для освоения новых навыков и знаний медицинские сестры регулярно проходят курсы повышения квалификации и тренинги. Это могут быть как краткосрочные, так и долгосрочные программы, направленные на изучение современных методов ухода за пациентами, новых медицинских технологий и процедур.
Семинары и мастер-классы: Эти формы обучения позволяют медицинским сестрам обмениваться опытом с коллегами, изучать передовые практики и методы работы, а также получать советы от ведущих специалистов в области медицины.
3. Практические занятия и стажировки:
Практика в медицинских учреждениях: Важнейшей частью подготовки медицинских сестер является практика, проводимая в больницах, поликлиниках и других медицинских учреждениях. Студенты получают возможность применять теоретические знания на практике, осваивать основные медицинские процедуры и взаимодействовать с пациентами.
Стажировки: Продолжительные стажировки позволяют студентам и молодым специалистам углубить свои знания и навыки, работая под руководством опытных наставников.
2.2. Содержание учебной программы
Учебная программа для медицинских сестер включает широкий спектр дисциплин и практических навыков, необходимых для профессиональной деятельности.
1. Основные дисциплины:
Анатомия: Изучение структуры человеческого тела, его органов и систем.
Физиология: Изучение функций органов и систем организма, их взаимодействия и регулирования.
Фармакология: Изучение лекарственных препаратов, их действий, показаний и противопоказаний, а также принципов назначения и применения.
Сестринское дело: Основы ухода за пациентами, проведение медицинских процедур, ведение медицинской документации и обеспечение комфортных условий для лечения и восстановления.
2. Практические навыки:
Уход за пациентами: Оказание помощи в повседневных нуждах пациентов, мониторинг состояния здоровья, выполнение врачебных назначений.
Проведение медицинских процедур: Взятие крови, инъекции, перевязки, установка капельниц и других медицинских манипуляций.
Работа с медицинской документацией: Ведение истории болезни, заполнение медицинских карт, составление отчетов и анализов.
3. Междисциплинарный подход:
Взаимодействие с врачами: Совместная работа с врачами различных специальностей для обеспечения комплексного подхода к лечению и уходу за пациентами.
Взаимодействие с психологами и социальными работниками: Участие в реабилитационных программах, психологическая поддержка пациентов и их Профессиональное образование в сфере деятельности медицинской сестры.
Вопросы на усвоение новых знаний:
1. Какие уровни профессионального образования доступны для медицинских сестер?
Основное образование: среднее профессиональное образование (СПО) и высшее образование.
2. Почему важна практика и стажировка в процессе обучения медицинских сестер?
Практические занятия и стажировки обеспечивают возможность применить теоретические знания на практике и приобрести необходимые навыки.
3. Какие дисциплины включаются в учебную программу медицинских сестер?
Основные дисциплины: анатомия, физиология, фармакология, сестринское дело.
4. Каковы основные практические навыки, которые должны освоить студенты в ходе обучения на медицинскую сестру?
Уход за пациентами, проведение медицинских процедур, работа с медицинской документацией.
5. Почему междисциплинарный подход важен в подготовке медицинских сестер?
Взаимодействие с врачами, психологами, социальными работниками улучшает качество медицинской помощи и способствует всестороннему развитию специалиста.
Роль и значение непрерывности образования для медицинских сестер
6. Почему необходимо непрерывное образование для медицинских сестер?
Постоянное обновление знаний и навыков, поддержание высокого уровня профессионализма и готовность к внедрению новых технологий и методик.
7. Какие формы непрерывного образования доступны для медицинских сестер?
Повышение квалификации, профессиональная переподготовка, участие в конференциях, семинарах, вебинарах, самообразование.
8. Каковы преимущества участия в конференциях и семинарах для медицинских сестер?
Возможность обмена опытом, получение новейшей информации и укрепление профессиональных связей.
9. Какие навыки и знания можно получить через самообразование?
Обновление теоретических знаний, освоение новых практических навыков, изучение передовых медицинских технологий и методик.
10. Как непрерывное образование влияет на карьерные возможности медицинской сестры?
Повышение квалификации открывает новые карьерные перспективы, способствует профессиональному росту и увеличению ответственности в работе.
3. Роль и значение непрерывности образования для медицинских сестер
В современных условиях динамично развивающейся медицины медицинские сестры сталкиваются с необходимостью постоянного обновления своих знаний и навыков. Непрерывное образование играет ключевую роль в поддержании высокого уровня профессионализма и обеспечении качественной медицинской помощи.
3.1. Зачем нужно непрерывное образование
1. Постоянное обновление знаний и навыков:
Развитие медицины: Медицинская наука и технологии постоянно развиваются, появляются новые методы диагностики, лечения и профилактики заболеваний. Медицинские сестры должны быть в курсе этих изменений, чтобы эффективно выполнять свои профессиональные обязанности.
Актуализация знаний: Постоянное обновление знаний позволяет медицинским сестрам применять в практике новейшие достижения медицины, улучшая качество ухода за пациентами.
2. Поддержание высокого уровня профессионализма и компетентности:
Профессиональное развитие: Непрерывное образование способствует профессиональному росту медицинских сестер, позволяя им развивать свои навыки и компетенции.
Качество медицинской помощи: Обновление знаний и навыков напрямую влияет на качество оказываемой медицинской помощи, повышая уровень безопасности и эффективности лечения пациентов.
3. Готовность к внедрению новых медицинских технологий и методик:
Новые технологии: Медицинские технологии развиваются с высокой скоростью, и медицинские сестры должны быть готовы к их внедрению и использованию в своей практике.
Инновационные методики: Непрерывное образование позволяет медицинским сестрам осваивать новые методики лечения и ухода за пациентами, что повышает уровень медицинской помощи.
3.2. Формы непрерывного образования
1. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка:
Курсы повышения квалификации: Регулярное участие в курсах позволяет медицинским сестрам обновлять свои знания и навыки, знакомиться с новыми методами и технологиями.
Профессиональная переподготовка: Программы профессиональной переподготовки помогают медицинским сестрам осваивать новые специализации или углублять знания в своей области.
2. Участие в конференциях, семинарах, вебинарах:
Конференции: Участие в профессиональных конференциях предоставляет возможность обмена опытом с коллегами, обсуждения новых тенденций и методов в медицине.
Семинары и вебинары: Эти мероприятия позволяют медицинским сестрам получать актуальную информацию от ведущих специалистов, обсуждать сложные случаи и получать практические рекомендации.
3. Самообразование:
Чтение профессиональной литературы: Изучение специализированных книг и журналов помогает медицинским сестрам быть в курсе новейших достижений и исследований в медицине.
Онлайн-курсы: Участие в онлайн-курсах и вебинарах позволяет медицинским сестрам осваивать новые знания и навыки в удобное для них время.
Профессиональные форумы: Участие в профессиональных форумах и сообществах помогает обмениваться опытом с коллегами, получать ответы на вопросы и советы по сложным клиническим случаям.
3.3. Преимущества непрерывного образования
1. Увеличение карьерных возможностей:
Профессиональный рост: Непрерывное образование способствует карьерному росту медицинских сестер, открывая новые перспективы и возможности для продвижения.
Специализация: Освоение новых специализаций и методик повышает конкурентоспособность медицинских сестер на рынке труда.
2. Повышение качества оказания медицинской помощи:
Профессионализм: Обновление знаний и навыков повышает уровень профессионализма медицинских сестер, что способствует улучшению качества медицинской помощи.
Безопасность пациентов: Высокий уровень компетентности медицинских сестер снижает риск ошибок и повышает безопасность пациентов.
3. Укрепление профессионального сообщества и обмен опытом:
Профессиональные связи: Участие в конференциях, семинарах и профессиональных сообществах способствует укреплению профессиональных связей и обмену опытом.
Коллективное развитие: Совместное обучение и обмен опытом помогают медицинским сестрам развиваться и совершенствоваться.
Вопросы на усвоение новых знаний:
Роль и значение непрерывности образования для медицинских сестер
-Почему необходимо непрерывное образование для медицинских сестер?
Постоянное обновление знаний и навыков, поддержание высокого уровня профессионализма и готовность к внедрению новых технологий и методик.
-Какие формы непрерывного образования доступны для медицинских сестер?
Повышение квалификации, профессиональная переподготовка, участие в конференциях, семинарах, вебинарах, самообразование.
-Каковы преимущества участия в конференциях и семинарах для медицинских сестер?
Возможность обмена опытом, получение новейшей информации и укрепление профессиональных связей.
-Какие навыки и знания можно получить через самообразование?
Обновление теоретических знаний, освоение новых практических навыков, изучение передовых медицинских технологий и методик.
-Как непрерывное образование влияет на карьерные возможности медицинской сестры?
Повышение квалификации открывает новые карьерные перспективы, способствует профессиональному росту и увеличению ответственности в работе.
Заключение.
Непрерывное образование медицинских сестер играет ключевую роль в поддержании высокого уровня профессионализма и компетентности, обеспечивая постоянное обновление знаний и навыков. Оно способствует карьерному росту, повышает качество медицинской помощи и укрепляет профессиональное сообщество. В условиях быстрого развития медицины непрерывное образование становится неотъемлемой частью профессиональной деятельности медицинских сестер, обеспечивая их готовность к новым вызовам и инновациям.
Вопросы для обсуждения.
-Почему медицинским работникам необходимо постоянное обновление знаний?
-Какие новые технологии в медицине вы считаете наиболее перспективными?
-Как, по вашему мнению, можно улучшить систему непрерывного образования для медицинских сестер?
Подведение итогов.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.