Методическая разработка занятия по дисциплине "Обществознание" на тему"Социальная структура общества"
Оценка 4.7

Методическая разработка занятия по дисциплине "Обществознание" на тему"Социальная структура общества"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
обществознание
21.01.2025
Методическая разработка занятия по дисциплине "Обществознание" на тему"Социальная структура общества"
МР Общ.№20.docx

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

по дисциплине: "Обществознание»

Тема: «Социальная структура общества»

 

Для специальности: Сестринское дело.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Методический блок

 

Методическая разработка занятия по теме: «Социальная структура общества»

Специальность: Сестринское дело.

Дисциплина: Обществознание.

Вид занятия: комбинированный, по типу проблемного занятия

лекции-беседы.

1.      Учебные цели:

 Социальная структура общества

Знать: Основные понятия:

·         Социальная структура общества

·         Социальная стратификация

·         Социальные группы

·         Социальная мобильность

·         Классы и слои общества

·         Социальные институты

Цель:

Изучить и понять структуру общества, социальные группы и классы, их взаимодействие, а также влияние социальной мобильности на общественные отношения.

Задачи:

·         Усвоить понятие и сущность социальной структуры общества.

·         Исследовать различные виды социальной стратификации и социальные группы.

·         Рассмотреть принципы и механизмы социальной мобильности.

·         Понять влияние социальных институтов на структуру общества.

·         Анализировать примеры социальной стратификации и мобильности в современном обществе, включая медицинскую сферу.

Уметь:

·         Понимать и объяснять роль и значение социальной структуры в обществе.

·         Оценивать влияние социальной мобильности на профессиональную деятельность, включая медицину.

·         Идентифицировать социальные группы и их характеристики.

·         Анализировать социальные процессы и их влияние на общественные и профессиональные отношения.

·         Применять полученные знания в анализе социальных явлений и процессов, касающихся медицинской практики.

Воспитательные цели:

·         Формирование социальной ответственности: Воспитывать уважение к разным социальным группам и понимание их роли в обществе.

·         Развитие социального понимания: Учить видеть и оценивать социальные процессы и их влияние на личную и профессиональную жизнь.

·         Формирование гражданской позиции: Стимулировать активное участие в общественной жизни и заботу о благополучии общества.

·         Понимание взаимосвязи социальных ролей: Развивать осознание того, что каждый человек занимает определенное место в социальной структуре и имеет определенные роли и обязанности, включая медицинскую практику.

3.  Развивающие цели: на основе изученных понятий темы, формировать у студентов теоретический уровень мышления. Умение выделять главное и отличать от второстепенного, обобщать, строить систему доказательств. Развить эстетическое восприятие и умение анализировать художественные стили и направления. Стимулировать интерес к изучению современного искусства и его влияния на восприятие профессии.

Формируемые компетенции (для дисциплин ОГСЭ):

ОК:

ОК-4. Понимать сущность социума и его структуры; в целом проблем социального развития, и использовать эти знания в своей будущей профессии.

Осознавать многогранность развития общества, его групп, классов, слоев, мобильности и  стремиться к развитию собственной личности, к самообразованию.

ОК-5. Стремиться выявить и использовать творческие и инновационные элементы в своей будущей профессии на примере данного проблемного занятия.

ОК-6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством - поиск материалов, отражающих проблемы исторического развития в парах, в группе: одна часть ищет аргументы «за», другая- «против». Вырабатывается умение выслушивать другие точки зрения, уважительного отношения к оппонентам.

ОК-7. Каждый участник проблемного выступления принимает на себя

ответственность за работу своего содокладчика, в целом за логику и последовательность в изложении темы.

ОК-8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития- студенты самостоятельно готовят свои выступления, используют и реферируют дополнительную литературу, интернет.

ОК-10. Бережно относиться к наследию истории науки, в т.ч. медицинской науки, ее идеям и теориям.

ОК-11. Быть готовым брать на себя нравственную ответственность за свои решения.

4. Оборудование и оснащение занятия:

Проектор, ноутбук, экран, доска; методическая разработка занятия. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов, Ю.А. Аверьянов и др.].  - М. Просвещение, 2014.

  II. Ход занятия.

1.Постановка цели и задачи занятия.

Актуализация знаний по теме: «Социальная структура общества»

Вопрос:

Что такое социальная структура общества?

Ответ: Социальная структура общества — это система взаимосвязанных социальных групп, классов и слоев, которые занимают разные положения в социальной иерархии и выполняют различные социальные роли. Она определяет, как люди взаимодействуют друг с другом, какие у них права и обязанности, а также их место в обществе.

Вопрос:

Какие основные виды социальной стратификации существуют?

Ответ: Основные виды социальной стратификации включают:

1.      Классовую: Деление общества на классы в зависимости от экономического положения (например, богатые, средний класс, бедные).

2.      Кастовую: Жесткое деление общества на касты, характерное для некоторых традиционных обществ.

3.      Сословную: Деление на сословия, которые отличаются по своим правам и обязанностям (например, дворянство, крестьянство).

4.      Профессиональную: Деление на социальные группы в зависимости от рода деятельности (например, врачи, учителя, инженеры).

Вопрос 3:

Что такое социальная мобильность и какие ее виды существуют?

Ответ: Социальная мобильность — это процесс перемещения индивидов или групп в социальной структуре общества. Основные виды социальной мобильности включают:

1.      Вертикальная мобильность: Перемещение вверх (восходящая мобильность) или вниз (нисходящая мобильность) по социальной иерархии.

2.      Горизонтальная мобильность: Перемещение в пределах одного социального уровня, например, смена работы без изменения социального статуса.

3.      Межпоколенная мобильность: Изменение социального статуса между поколениями, например, когда дети занимают более высокое социальное положение, чем их родители.

4.      Внутрипоколенная мобильность: Изменение социального статуса в течение жизни одного поколения, например, продвижение по карьерной лестнице.

План.

1.Социальные общности, группы, их типы. Социальная стратификация, ее критерии.

2.Социальное неравенство. Социальная структура российского общества. Государственная поддержка социально незащищенных слоев общества в Российской Федерации.

3.Положение индивида в обществе. Социальные статусы и роли. Социальная мобильность, ее формы и каналы в современном российском обществе.

Изложение новой темы.

1.Социальные общности, группы, их типы. Социальная стратификация, ее критерии

Социальная структура общества включает различные социальные общности и группы, каждая из которых играет важную роль в формировании социальных взаимодействий и отношений. Понимание типов социальных групп и механизмов социальной стратификации является ключевым для анализа социальной динамики и обеспечения эффективного функционирования общества.

Социальные общности и группы

Социальные общности — это совокупности людей, объединенных общими условиями жизни, деятельностью или отношениями. Они могут быть различного масштаба и природы, начиная от малых групп и заканчивая большими социальными институтами.

Социальные группы — это устойчивые объединения людей, которые взаимодействуют друг с другом на основе общих интересов, целей и социальных норм. Социальные группы классифицируются по различным признакам:

1.      Первичные группы: Это небольшие группы с тесными, личными связями, например, семья, близкие друзья. В первичных группах взаимодействия эмоционально насыщенные и устойчивые. В медицинской практике такие группы важны для создания поддержки и доверительных отношений между пациентами и медицинскими работниками.

2.      Вторичные группы: Это большие, формальные группы, основанные на общих целях и задачах, например, рабочие коллективы, учебные группы. Во вторичных группах взаимодействия менее личные и более структурированные. В медицине вторичные группы включают команды медицинских работников, которые обеспечивают координацию и эффективность медицинских услуг.

3.      Референтные группы: Это группы, на которые индивиды ориентируются при принятии решений и формировании своего поведения. Примеры включают профессиональные ассоциации и научные сообщества. В медицине референтные группы помогают устанавливать стандарты практики и профессиональной этики.

4.      Малые группы: Это группы, включающие ограниченное число членов, что позволяет установить личные связи, например, врачебные бригады. Малые группы способствуют более тесному сотрудничеству и обмену информацией.

5.      Большие группы: Это группы, включающие значительное число людей и организованные более формально, например, больницы, медицинские ассоциации. Большие группы могут обеспечить широкое взаимодействие и обмен ресурсами.

Социальная стратификация

Социальная стратификация — это систематическое разделение общества на различные социальные слои, основанное на различных критериях, таких как доход, власть, образование и престиж. Социальная стратификация отражает неравенство в распределении ресурсов, прав и обязанностей.

1.      Классовая стратификация: Основана на экономическом положении людей. Включает разделение на классы, такие как богатые, средний класс и бедные. В медицине классовая стратификация может проявляться в доступе к медицинским услугам и качеству оказываемой помощи.

2.      Кастовая стратификация: Основана на рождении и включает жесткие социальные границы. Хотя кастовая система характерна для некоторых традиционных обществ, её влияние может проявляться в различных социальных контекстах.

3.      Сословная стратификация: Основана на правовых и исторических различиях, например, дворянство, крестьянство. В современном обществе такие различия менее выражены, но исторические сословные различия могут продолжать влиять на социальные возможности.

4.      Профессиональная стратификация: Основана на различиях в профессиях и квалификациях, например, врачи, медсестры, технический персонал. В медицинской сфере профессиональная стратификация важна для понимания иерархии и распределения обязанностей.

Критерии социальной стратификации

Критерии социальной стратификации включают:

·         Доход: Финансовое положение человека.

·         Власть: Возможность влиять на решения и действия других.

·         Образование: Уровень и качество полученного образования.

·         Престиж: Социальное уважение и статус, связанный с профессией или социальным положением.

Примеры:

·         Доход: Высокооплачиваемые специалисты, такие как хирурги, имеют более высокий статус и доступ к ресурсам.

·         Власть: Главные врачи и руководители медицинских учреждений обладают значительной властью.

·         Образование: Врачи с высокой квалификацией и специализированным образованием занимают более высокие позиции.

·         Престиж: Медицинские профессии часто ассоциируются с высоким социальным престижем.

Вопрос:  Каковы основные типы социальных общностей и групп в обществе, и какие функции они выполняют? Ответ: Социальные общности и группы являются неотъемлемыми компонентами социальной структуры общества. Они играют важную роль в формировании социальных связей и взаимодействий. Основные типы социальных общностей и групп включают:

1.      Первичные группы: Это небольшие, интимные группы, в которых люди находятся в тесном личном взаимодействии, например, семья, близкие друзья. В медицинской практике первичные группы важны для поддержки пациентов и создания доверительных отношений между медицинским персоналом и пациентами.

2.      Вторичные группы: Это большие, формальные группы, где взаимодействие менее личное и более целенаправленное, например, рабочие коллективы, учебные группы. В медицинских учреждениях вторичные группы включают команды медицинских работников, обеспечивающих координацию и эффективность медицинских услуг.

3.      Референтные группы: Группы, на которые люди ориентируются, принимая решения и формируя свое поведение, например, профессиональные ассоциации, научные сообщества. В медицине референтные группы помогают устанавливать стандарты практики и профессиональной этики.

4.      Малые и большие группы: Малые группы включают ограниченное число членов, что позволяет установить личные связи (например, врачебные бригады). Большие группы могут включать значительное число людей и организованы более формально (например, больницы, медицинские ассоциации).

Вопрос: какие критерии используются для определения социальной стратификации в современном обществе? Ответ: критерии социальной стратификации включают:

·         Доход: Финансовое положение человека.

·         Власть: Возможность влиять на решения и действия других.

·         Образование: Уровень и качество полученного образования.

·         Престиж: Социальное уважение и статус, связанный с профессией или социальным положением.

Примеры:

·         Доход: Высокооплачиваемые специалисты, такие как хирурги, имеют более высокий статус и доступ к ресурсам.

·         Власть: Главные врачи и руководители медицинских учреждений обладают значительной властью.

·         Образование: Врачи с высокой квалификацией и специализированным образованием занимают более высокие позиции.

·         Престиж: Медицинские профессии часто ассоциируются с высоким социальным престижем.

Т. О., понимание социальной стратификации и типов социальных групп важно для анализа социальных процессов и взаимодействий в медицинской практике. Это знание помогает обеспечить справедливый доступ к медицинским услугам, улучшить качество жизни пациентов и создать эффективные рабочие группы в медицинских учреждениях.

2.      Социальное неравенство. Социальная структура российского общества. Государственная поддержка социально незащищенных слоев общества в Российской Федерации

Социальное неравенство

Социальное неравенство представляет собой неравномерное распределение ресурсов, возможностей и привилегий среди различных групп населения. Это явление может проявляться в разных формах: экономическом неравенстве, неравенстве в доступе к образованию, здравоохранению, социальной защите и пр.

Основные аспекты социального неравенства:

1.      Экономическое неравенство: Различия в уровне доходов и благосостояния. В российском обществе это может проявляться в разнице между доходами различных социальных слоев, регионов и отраслей.

2.      Неравенство в доступе к образованию: Различия в качестве и уровне образования, которые могут определяться социальным статусом, местом проживания и другими факторами.

3.      Неравенство в здравоохранении: Различия в доступе к медицинским услугам, качеству медицинской помощи и профилактическим мероприятиям.

Для студентов медколледжа важно понимать, как социальное неравенство влияет на здоровье населения. Пациенты из разных социальных слоев могут иметь различные возможности для получения медицинской помощи, что требует особого внимания со стороны медицинских работников для обеспечения справедливого и доступного здравоохранения.

Социальная структура российского общества

Социальная структура российского общества характеризуется разнообразием социальных групп и слоев, которые различаются по своим экономическим, культурным и социальным характеристикам.

Основные элементы социальной структуры:

1.      Социальные классы: В России выделяются такие классы, как богатые, средний класс и бедные. Эти классы различаются по уровню доходов, собственности и доступу к ресурсам.

2.      Профессиональные группы: Различные группы по профессиональной принадлежности, такие как врачи, учителя, рабочие, предприниматели и т.д.

3.      Этнические и культурные группы: Россия является многонациональным государством, что определяет разнообразие этнических и культурных групп, каждая из которых имеет свои особенности и потребности.

Примеры социальной структуры:

·         Высший класс: Включает крупные предприниматели, высокопоставленные чиновники и руководители крупных компаний.

·         Средний класс: Составляют специалисты с высшим образованием, такие как врачи, учителя, инженеры и средние предприниматели.

·         Низший класс: Включает рабочие, служащие с низким уровнем квалификации и безработные.

Государственная поддержка социально незащищенных слоев общества в Российской Федерации

Государственная поддержка социально незащищенных слоев общества направлена на обеспечение минимального уровня жизни, социальной защиты и равных возможностей для всех граждан.

Основные направления государственной поддержки:

1.      Социальные выплаты и пособия: Включают пенсии, пособия по безработице, пособия многодетным семьям и другие виды социальной помощи.

2.      Меры социальной защиты: Включают программы поддержки инвалидов, пожилых людей, детей-сирот и других уязвимых групп населения.

3.      Доступ к образованию и здравоохранению: Обеспечение бесплатного или льготного доступа к образовательным и медицинским услугам для социально незащищенных слоев.

Примеры государственной поддержки:

·         Пенсионная система: Обеспечивает финансовую поддержку пожилых людей через систему государственных пенсий.

·         Социальные льготы: Включают льготы на проезд, коммунальные услуги и медикаменты для инвалидов и малоимущих граждан.

·         Программы поддержки материнства и детства: Включают материнский капитал, пособия по уходу за ребенком и другие меры поддержки семей с детьми.

Для студентов медколледжа важно понимать роль государства в обеспечении социальной защиты и поддержке здоровья населения. Медицинские работники играют ключевую роль в реализации программ социальной поддержки и должны быть осведомлены о возможностях и механизмах государственной помощи для эффективного оказания медицинских услуг социально незащищенным слоям населения.

Вопрос: Что такое социальное неравенство? Ответ: Социальное неравенство - это неравномерное распределение ресурсов, возможностей и привилегий среди различных групп населения. Оно может проявляться в разных формах, таких как экономическое неравенство, неравенство в доступе к образованию и здравоохранению.

Вопрос: Какие меры государственной поддержки предусмотрены для социально незащищенных слоев общества в Российской Федерации? Ответ: Государственная поддержка социально незащищенных слоев общества включает социальные выплаты и пособия (например, пенсии и пособия по безработице), меры социальной защиты (программы поддержки инвалидов, пожилых людей и детей-сирот), а также обеспечение доступа к образованию и здравоохранению через бесплатные или льготные услуги.

Заключение

Социальное неравенство и социальная структура являются важными аспектами анализа общества. Понимание этих процессов помогает медицинским работникам лучше понимать потребности различных социальных групп и эффективно взаимодействовать с пациентами. Государственная поддержка социально незащищенных слоев населения играет ключевую роль в обеспечении справедливости и равенства в обществе, что особенно важно для обеспечения доступного и качественного здравоохранения для всех граждан.

  3.Положение индивида в обществе. Социальные статусы и роли. Социальная мобильность, ее формы и каналы в современном российском обществе

Положение индивида в обществе

Положение индивида в обществе определяется его социальными статусами и ролями. Социальный статус — это место, занимаемое человеком в социальной структуре общества, которое определяется различными факторами, такими как профессия, образование, доход, семейное положение и т.д. Важно понимать, что каждый человек может иметь несколько статусов одновременно (например, студент, работник, родитель).

Примеры социальных статусов:

·         Предписанные статусы: Статусы, которые человек получает от рождения или автоматически (например, сын/дочь, мужчина/женщина).

·         Приобретенные статусы: Статусы, которые человек достигает своими усилиями (например, врач, студент, предприниматель).

Социальные роли

Социальная роль — это ожидаемое поведение человека в соответствии с его социальным статусом. Роли помогают организовать поведение людей и поддерживать порядок в обществе. Например, роль врача предполагает оказание медицинской помощи, соблюдение профессиональной этики и постоянное повышение квалификации.

Примеры социальных ролей:

·         Роль студента: Предполагает учебу, выполнение заданий, участие в учебных мероприятиях.

·         Роль медицинского работника: Включает оказание медицинской помощи, взаимодействие с пациентами и коллегами, соблюдение медицинских стандартов.

Социальная мобильность

Социальная мобильность — это процесс перемещения индивидов или групп в социальной структуре общества. Социальная мобильность может быть вертикальной (повышение или понижение социального статуса) и горизонтальной (перемещение в пределах одного уровня статусов).

Формы социальной мобильности:

·         Вертикальная мобильность: Повышение (например, карьерный рост от медсестры до врача) или понижение статуса (например, потеря работы и переход на менее престижную должность).

·         Горизонтальная мобильность: Перемещение в пределах одного социального уровня (например, переход из одной больницы в другую на ту же должность).

Каналы социальной мобильности:

·         Образование: Один из основных каналов вертикальной мобильности. Получение высшего образования, особенно в медицине, открывает возможности для карьерного роста.

·         Профессиональная деятельность: Карьера в медицинской сфере может привести к повышению социального статуса благодаря профессиональным достижениям и опыту.

·         Семья и брачные отношения: Могут оказывать влияние на социальное положение через семейные связи и поддержку.

Социальная мобильность в современном российском обществе

В современном российском обществе социальная мобильность значительно влияет на структуру общества и возможности индивидуального развития. Основные каналы социальной мобильности включают образование и профессиональную деятельность.

Особенности социальной мобильности в России:

·         Образование: Система образования в России предоставляет возможности для получения качественного образования, что способствует вертикальной мобильности. Медицинские колледжи и университеты играют ключевую роль в подготовке квалифицированных специалистов.

·         Карьерные возможности: В медицинской сфере существует много возможностей для карьерного роста и повышения социального статуса. Это включает в себя получение дополнительных квалификаций, повышение профессиональных навыков и участие в научной деятельности.

·         Социальная политика: Государственные программы и инициативы, направленные на поддержку молодых специалистов и развитие здравоохранения, способствуют социальной мобильности и улучшению качества жизни медицинских работников.

  Вопрос: Что такое социальный статус и как он влияет на положение индивида в обществе? Ответ: Социальный статус — это место, занимаемое человеком в социальной структуре общества. Он может быть предписанным (полученным от рождения, например, сын или дочь) или приобретенным (достигнутым благодаря собственным усилиям, например, врач или студент). Социальный статус определяет обязанности и права человека, его отношения с другими людьми и его роль в обществе.

  Вопрос: Какие формы социальной мобильности существуют и как образование влияет на социальную мобильность в медицинской сфере? Ответ: Существует две основные формы социальной мобильности: вертикальная (повышение или понижение социального статуса) и горизонтальная (перемещение в пределах одного уровня статусов). Образование является одним из ключевых каналов вертикальной социальной мобильности. В медицинской сфере получение высшего медицинского образования и дополнительных квалификаций способствует карьерному росту и повышению социального статуса.

Заключение.

Понимание положения индивида в обществе, социальных статусов и ролей, а также механизмов социальной мобильности является важным аспектом для студентов медколледжа. Это знание помогает лучше понимать социальную структуру, взаимодействовать с пациентами и коллегами, а также планировать свою карьеру и профессиональное развитие. Социальная мобильность в российском обществе предоставляет возможности для достижения высоких профессиональных и социальных позиций, особенно в медицинской сфере, где образование и профессиональная деятельность играют ключевую роль.

3.Подведение итогов занятия и оценивание работы студентов.

ДЗ. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень [Л.Н. Боголюбов, Ю.А. Аверьянов и др.].  - М. Просвещение, 2014. §13-выписать новые понятия в словарь.

 Подготовить сообщение по подгруппам: 1-я подгруппа- «Социальное неравенство- определение, его причины и возможные пути устранения неравенства» [Привести примеры];

2-я подгруппа- «Социальная мобильность - определение, причины и каналы изменения положения человек в обществе» [Привести примеры, включая медицинскую сферу].

3-я подгруппа-«Социальные интересы- определение, проявление и пути осуществления социальных интересов».  [Привести примеры, включая медицинскую сферу].


 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО

I . Методический блок Методическая разработка занятия по теме: «

I . Методический блок Методическая разработка занятия по теме: «

Формируемые компетенции (для дисциплин

Формируемые компетенции (для дисциплин

Горизонтальная мобильность : Перемещение в пределах одного социального уровня, например, смена работы без изменения социального статуса

Горизонтальная мобильность : Перемещение в пределах одного социального уровня, например, смена работы без изменения социального статуса

Социальная стратификация — это систематическое разделение общества на различные социальные слои, основанное на различных критериях, таких как доход, власть, образование и престиж

Социальная стратификация — это систематическое разделение общества на различные социальные слои, основанное на различных критериях, таких как доход, власть, образование и престиж

Малые и большие группы : Малые группы включают ограниченное число членов, что позволяет установить личные связи (например, врачебные бригады)

Малые и большие группы : Малые группы включают ограниченное число членов, что позволяет установить личные связи (например, врачебные бригады)

Социальные классы: В России выделяются такие классы, как богатые, средний класс и бедные

Социальные классы: В России выделяются такие классы, как богатые, средний класс и бедные

Заключение Социальное неравенство и социальная структура являются важными аспектами анализа общества

Заключение Социальное неравенство и социальная структура являются важными аспектами анализа общества

Социальная мобильность в современном российском обществе

Социальная мобильность в современном российском обществе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2025