Министерство образования Пермского края
Управление образования Верещагинского муниципального округа
МБОУ «Верещагинский образовательный комплекс»
Методические разработки уроков по теме: «Деньги»
Предмет «Экономика» – 10 класс
Автор: Никитина Надежда Васильевна,
учитель обществознания
МБОУ «ВОК» СП Сепычевская СОШ
с. Сепыч - 2024
Содержание
4. Урок №3 по теме: «Причины и виды инфляции»
5. Урок №4 по теме: «Количественная теория денег. Инфляция»
6. Урок - зачет №5 по теме: «Деньги»
7. Заключение
Пояснительная записка
Основная черта современного мира – отсутствие стабильности: появляются новые технологии, свершаются научные открытия, общественные отношения приобретают новое содержание и формы, в связи, с чем возросло значение информации в жизни человека, информационное пространство, с одной стороны, стремительно расширяется, с другой стороны, происходит быстрое «старение» знаний. Возникает необходимость быстрого реагирования на изменения жизни, умения выработать собственную позицию на основе знаний о мире. Для этого необходимы навыки самообразования, формирования информационной компетентности, которая предполагает не столько наличие знаний, сколько владение навыками поиска, отбора нужной информации, ее осмысления, переработки и использования. Школьным урокам обществознания, экономики и права в силу их предметного содержания принадлежит ведущая роль в решении этих задач.
Урок в современной школе остается основной формой организации работы с информацией, он должен быть эффективно и продуктивно организован. Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации познавательной продуктивной деятельности учащихся является организация самостоятельной работы, как по приобретению новых знаний, так и по их применению.
Под самостоятельной учебной работой понимают организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний.
Информационная компетенция выражается в умениях самостоятельно: интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи, делать аргументированные выводы, использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности в той или иной ситуации, структурировать имеющуюся информацию, представлять ее в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителя информации.
В традиционной методике самостоятельная работа на уроках предметов гуманитарного цикла занимает в среднем от 5 до 7 минут. Направлена такая работа, как правило, на дублирование мысли учителя или автора учебника, это работа по образцу, продуктивной деятельности ученика отводится в ней незначительное место. Чаще это работа с учебником: ответы на вопросы, комментарии к тексту, рисункам, фотографиям или работа с картой. Преобладание в учебниках заданий репродуктивного уровня, нацеленность контрольно – измерительных материалов на проверку знаний, процессов запоминания и воспроизведения, а не на созидание нового продукта мыслительной деятельности, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к учению. В результате возникает противоречие между «знаниевой» парадигмой образования и потребностью подростков не только получить информацию, но и выработать на ее основе свою жизненную позицию, выразить свою точку зрения на общественные явления. Отсюда возникает проблема – репродуктивный характер самостоятельных работ препятствует формированию информационной компетенции учащихся, развитию самостоятельности их мышления.
В течение ряда лет преподавания экономики, обществознания и права в школе пытаюсь изменить характер самостоятельной работы на уроке и доказать, что без продуктивной деятельности не может быть ни знаний, ни знающих и мыслящих учеников. Организация продуктивной самостоятельной работы на уроках является средством формирования прочных знаний, информационной компетенции учащихся и выработки их собственной гражданской позиции, воспитания активности и самостоятельности мышления как черт личности, развития умственных и творческих способностей моих учеников.
Критерии оценки эффективности материалов
Критерии |
Показатели |
1. положительное отношение учащихся к обучению |
- взаимодействие на основе сотрудничества; - комфортная психологическая обстановка на уроке; - повышение интереса к предмету; - желание идти на урок; - формирование положительной «Я – концепции». |
2. познавательная активность |
- вовлеченность всех учащихся в учебную, самостоятельную деятельность; - активная самостоятельная работа с учебным материалом; - наличие вопросов, выдвижение гипотез и предложений; - проявление самостоятельности в решении предметных задач; - увеличение числа призеров олимпиад, конкурсов; - увеличение числа участников конкурса учебно – исследовательских работ. |
3. повышение успеваемости |
- повышение качества знаний по предметам (обществознание, экономика, право); - повышение результатов экзаменов; - успешное продолжение обучения в профессиональных образовательных учреждениях |
4.творческая активность |
- рост количества творческих работ (эссе, сочинений, докладов, кроссвордов, ребусов и др.); - увеличение числа участников в олимпиадах, конкурсах, чемпионатах. |
5. гражданская активность |
- результаты выборов в Молодежный парламент; - участие в работе Молодежного парламента; - участие школьников в общественных акциях и проектах. |
Продуктивные формы организации самостоятельной работы способствуют формированию информационной компетенции и развитию самостоятельности мышления. Поэтому я стремлюсь осуществлять комплексную разработку уроков по экономике и обществознанию. В работе представлены 5 уроков по теме: «Деньги» - от урока изучения нового материала до урока систематизации знаний.
Использование данных материалов предполагает повышение информационной компетенции старшеклассников: формирование навыков самостоятельного поиска, отбора, переработки, осмысления информации, применения ее в деятельности с целью выработки гражданской позиции, способствует развитию экономического мышления.
Описанный опыт и разработки уроков могут быть использованы в работе учителей экономики и обществознания при организации учебной самостоятельной работы учащихся.
Урок №1 по теме: «Деньги» - 10 класс
Тема урока: «Деньги. Функции денег».
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения: урок-практикум.
Методы обучения:
Цель урока: рассмотреть историю появления и эволюцию денег, структуру современной денежной системы, изучить функции денег и их свойства.
Задачи:
Оборудование:
Литература: Хасбулатов Р.И. Экономика, учебник, М., изд-во «Дрофа», базовый и углубленный уровни 10-11 классы.
Использование ОЭР: «1С: Школа. Экономика. 9-11 класс. Практикум. 2CD. 2020 год»
Ход урока
1. Организационный момент.
– Приветствие.
– Сообщение темы и цели урока. (Слайд 1)
2. Изучение нового материала (10 минут): рассказ учителя + фронтальная беседа + работа обучающихся по схеме, таблице, учебнику.
Учитель: Понимание механизмов функционирования современного хозяйства невозможно без ясного представления роли денег. По сути дела, в современном мире в денежной форме выражается любое экономическое явление, так что можно с полным основанием утверждать, что вся экономика является денежной.
Многовековая история развития денег, насыщенная множеством драматических и даже трагических сюжетов, свидетельствует о развитии формы, которую они принимали, - от шкур животных, ракушек, жемчуга через господство благородных металлов к современным бумажным и электронным деньгам. (Слайд 2)
Деньги возникли не как продукт соглашения между людьми, а как результат их хозяйственной деятельности, поэтому у денег разнообразная родословная.
Первоначально обмен носил случайный характер и имел вид прямого товарообмена Т-Т. (Слайд 3)
Вопрос учителя: как называется такой вид обмена?
Ответ обучающихся: бартер.
Вопрос учителя: каковы трудности бартерного обмена?
Ответ обучающихся: бартер не даёт возможности владельцу товара выбирать необходимые ему блага, продавца и время покупки, требуя множество промежуточных торговых сделок.
Учитель: Поэтому в дальнейшем возник товарно-денежный обмен, состоящий из двух несинхронных актов продажи и купли Т1 – Д – Т2. Ограниченные возможности бартера преодолеваются благодаря использованию денег.
Долгое время роль денежных товаров (денег), которые беспрепятственно обменивались на любой другой товар (то есть были всеобщим эквивалентом), играли скот, шкуры животных, соль, чай. К примеру, в древней Руси определённое количество шкурок белки или куницы можно обменять на коня или дом. Когда люди научились обрабатывать металл, то появились и металлические денежные товары в форме кусков, слитков, пластин. Это продолжалось многие сотни лет.
Потом роль денег закрепилась за благородными метами – золотом, серебром. Произошло это в силу природных свойств данных металлов.
Вопрос учителя: Какие это свойства?
Ответ обучающихся: Золото и серебро удобно в хранении – оно не портится в отличие от, например, шкур животных. Золото и серебро удобно перевозить, это однородные металлы, легко делятся на части, не теряя своей ценности, к тому же они редки в природе.
Учитель: Сначала золото и серебро обращались в слитках, потом, чтобы каждый раз не взвешивать (подчеркните этот факт!), стали выпускать монеты – куски серебра или золота определённого веса и формы, на которых ставили штамп.
Появление первых металлических денег относят к 7 веку до нашей эры. Вопрос учителя: Как называлось государство, в котором впервые стали чеканить монеты?
Ответ обучающихся: Лидия.
Учитель: Монеты различных эпох и стран мира были порой настоящим произведением искусства. Монеты часто переходили из рук в руки и постепенно стирались. Получалось, что монета принималась в уплату по номиналу, а весила меньше. Это не мешало ей обращаться на рынке. В конечном итоге, возникла возможность заменить полноценные деньги бумажными (банковские билеты, казначейские билеты). Вот так, например, выглядели первые российские бумажные деньги, которые назывались ассигнации. Вопрос учителя: В какой стране появились первые бумажные деньги?
Ответ обучающихся: В Китае в 812 г н.э.
Учитель: Наряду с наличными денежными средствами сегодня широко распространены безналичные (чеки, векселя), когда при платежах и расчётах не происходит физическая передача денежных знаков, а просто вносятся соответствующие записи в специальные книги, счета. В последние десятилетия широкое распространение получили «электронные деньги» (кредитные и дебетовые карточки). Имеют хождение VISA, AMERICAN EXPRESS, MASTERCARD и другие. Деньги раньше всех прочих феноменов хозяйственной жизни привлекли к себе внимание человеческой мысли. Начиная с Платона и Аристотеля и по сегодняшний день по этой проблеме известно более 12 тыс. специальных работ.
Учитель: Деньги в современном мире присутствуют везде, где имеют место экономические отношения между разными экономическими агентами – людьми, фирмами, государствами.
Давайте порассуждаем: какова роль денег в кругообороте доходов и расходов?
Работа учащихся по схеме «Кругооборот доходов и расходов при участии государства».
Учитель: Таким образом, мы говорим о деньгах, когда речь заходит о семейном бюджете или государственном, о заработной плате родителей или доходах крупных фирм, о кассовых сборах нового фильма или о стоимости обеда в кафе. Такое внимание к деньгам объясняется тем, что в современной экономике они выполняют сразу несколько важных функций.
Давайте совместными усилиями разберёмся, что означают данные функции.
Работа с таблицей «Функции денег» [1]– ученики читают табличные пояснения, учитель дополняет и разъясняет непонятные места, одновременно учитель выступает в роли диспетчера – управляет схемой).
Вопрос учителя: какая из перечисленных функций наиболее важная, значимая?
Ответ обучающихся: функция обмена.
После указанной выше работы учитель предлагает дать учащимся самостоятельное определение «деньги». (Как правило, ученики дают очень близкое понятие).
А затем просит сравнить это определение с определением из словаря учебника - стр. 341.
3. Закрепление изученного материала:
Практическое задание №1 (4 минуты). Выполнение упражнения 1. (3 минуты).
Неполная проверка упражнения – 1 минута.
Вопрос учителя: Какими качествами должны обладать деньги?
(Для того, чтобы ребята смогли ответить правильно на данный вопрос предложите найти им ответ по учебнику – стр.95)
Ответ обучающихся: У денег должны быть такие качества, как:
Учитель: Ликвидностью обладают не только деньги, ими обладают и любые другие активы, принадлежащие человеку на праве частной собственности.
Обучающиеся самостоятельно знакомятся с определением «активы» – стр.340 учебника «Экономика».
Практическое задание №2. (4 минуты)
Выполнение упражнения 2 Проверка упражнения – 2 минуты.
Примечание: Географические замечания являются здесь существенными, так как во Франции или Швейцарии французский франк будет более ликвидным, чем российский рубль. Этот же французский франк будет более ликвидным в Москве, чем в с.Поярково, имеющего обменный пункт в банке, который меняет рубли только на юани и доллары США. Даже в Москве существует всего несколько банков, совершающих операции с французским франком. Именно поэтому он и оказывается менее ликвидным, чем вклад до востребования, который можно снять со счёта в любой день, кроме воскресенья.
4. Промежуточный контроль посредством ОЭР. [1]
Работа обучающихся с образовательным электронным ресурсом:
«Экономика, 9-11 класс. Практикум».
Время выполнения заданий практикума – 5 минут. Проверка практикума (2 минуты) осуществляется учащимися самостоятельно через просмотр собственных ошибок после сдачи учителю заполненного учеником индивидуального листа заданий.
Время работы ребят по оформлению мини - сообщения должно совпасть со временем работы остальных учащихся с ОЭР – 7 минут.
Затем следует заслушать подготовленные таким образом выступления ребят. (5 минут):
1 выступление: «Исчезнут ли некоторые функции денег?»
2 выступление: «Выгодно ли капиталовложение в монеты?»
5. Рефлексия. Решение проблемных вопросов (10 минут).
Учитель: Почему национальная денежная единица Великобритании называется фунтом стерлингов, ведь фунт – это мера веса, а не стоимости?
Ответ обучающихся: это название уходит корнями в те времена, когда ещё использовались золотые деньги. Стоимость золота определялась весом: чем тяжелее была золотая монета, тем большей стоимостью она обладала. Потому, что золото – это товар и как таковой обладает собственной стоимостью. От использования золотых денег англичане отказались, а название «фунт стерлингов» осталось.
Учитель: Какого свойства не хватает баскетбольному мячу, чтобы он мог выполнять роль денег?
Ответ обучающихся: баскетбольному мячу для выполнения функции денег не хватает таких свойств денег как свойства делимости и портативности. Поделенный мяч – это совсем не то, что целый мяч, к тому же баскетбольный мяч не удобен в переноске – он достаточно громоздкий: неудобной шарообразной формы.
Учитель: У бриллиантов есть все свойства, необходимые товару, чтобы выполнять роль денег. Действительно, они в достаточной степени однородны, обладают высокой стоимостью, прочностью, портативностью, делимостью и к тому же они являются редкостью. Почему же они не стали деньгами?
Ответ обучающихся: бриллианты обладают слишком высокой стоимостью, слишком редки и слишком прочны. Ценность бриллиантов зависит от их размеров, поэтому 10 мелких бриллиантов, равных по весу одному, не равны по его цене. Один крупный бриллиант стоит гораздо дороже, чем 10 мелких вместе взятых. Это главная причина, по которой бриллианты не могли выполнять функцию денег.
Учитель: Что лучше выполняет функцию сбережения деньги или картина П. Пикассо?
Ответы обучающихся: деньги в любой момент можно поменять на любой товар. Картину П. Пикассо обменять на любой товар сложно – на поиски покупателя надо затратить время, сделать дорогостоящую экспертизу о подлинности картины. Но деньги очень несовершенное средство сбережения, т.к. во время инфляции они теряют свою покупательную способность. В условиях инфляции картина будет лучшим средством сбережения, чем деньги.
Последний вопрос интересен тем, что поможет завязать дискуссию в классе. Обязательно кто-то из учеников приведёт аргументы в защиту денег как средство накопления, а кто-то будет - против. Позвольте им высказать свою точку зрения на этот счёт. Данная дискуссия поможет ученикам обнаружить довольно важные экономические явления, будет способствовать развитию экономического мышления. После того как они выскажутся, подведите итог дискуссии, указав на неоднозначность ответа на данный вопрос.
6. Домашнее задание (Комментарии – 1минута).
Данное домашнее задание является своеобразным мостиком к следующей теме урока: «Факторы формирования денежной массы».
Выучить: определения «деньги», «активы», «ликвидность»
Ответить на вопрос: виноват ли Колумб в «революции цен?»
Задание на выбор: составить кроссворд «Мир денег и торговля», написать экономическое эссе на тему: «Деньги – это универсальные весы», «Как деньги обманывают время» или объясните как вы понимаете высказывание Уильяма Ю. Гладстона, премьер – министра Великобритании: «Даже любовь не свела с ума стольких людей, сколько мудрствования о сущности денег».
8. Подведение итогов урока. Выставление оценок за работу на уроке.
Информационные источники:
1. ОЭР:1С: Школа. Экономика. 9-11 класс. Практикум. 2 CD. 2020.
2. Большая электронная детская энциклопедия. Том 8. История человеческого общества. 2006.
3. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: в 2Кн.1. Пособие для учителя.-3-еизд. – М.: Вита-Пресс, 2018. – 447с.6
Урок № 2 по теме «Деньги» - 10 класс.
Тема урока: «Факторы формирования величины денежной массы» - 10 класс.
Цель урока: рассмотреть взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим уровнем цен, используя уравнение количественной теории денег.
Ход урока:
1.Оргмомент(приветствие, сообщение темы и целей урока, этапов работы).
Для того, чтобы перейти к изучению нового материала, необходимо вспомнить основные понятия.
УЭ-1. Повторение материала прошлого урока.
Вводный контроль.
Цель: контроль знаний по теме «Причины возникновения, формы и функции денег».
Выполните тест. Выберите один верный ответ:
1. выпуск в обращении дополнительного количества денежных знаков – это:
а) активы б) инфляция в) эмиссия г) ликвидность
2. отличие наличных денег от других активов в том, что…
а) номинальная стоимость наличных денег уменьшается в результате инфляции;
б) наличные деньги наиболее ликвидны;
в) номинальная стоимость денег увеличивается в результате инфляции;
г) наличные деньги лучше других активов выполняют функцию сохранения ценности.
3. деньги служат в качестве…
а) единицы счета; б) средства платежа;
в) средства накопления; г) все вышеперечисленное верно.
4. прямой обмен товара на товар без использования денег в экономике носит название:
а) бартер б) безналичный расчет;
в) свободная торговля г) несостоятельность рынка
5. что обладает наименьшей ликвидностью
А) купюра в 100 долларов б) автомобиль «Мерседес»
В) рояль г) купюра в 50 000 рублей
6. функция денег как мера стоимости – это
а) цена товара, выраженная в деньгах
б) цена труда при производстве товара
в) «Масштаб» цен, с помощью которого определяется стоимость товара и услуг.
7. что обладает более высокой ликвидностью
А) купюра в 10 000 рублей б) акция МММ
В) срочный вклад (на 3 месяца в сбербанке)
Г) облигация сберегательного государственного банка
Передайте тетради друг другу и проверьте тест: 1в 2б 3г 4а 5в 6а 7а
За правильный ответ – 1 балл
7 баллов – «5»
5-6 баллов – «4»
4 балла – «3»
ниже 4 баллов – вы не справились с заданием, повторите материал пройденного урока.
УЭ – 2. Изучение нового материала.
Цель : усвоить понятия
- денежная масса, факторы ее формирования.
- количественная теория денег.
- уравнение обмена.
- скорость обращения денег.
Внимательно слушайте объяснение материала учителем.
УЭ - 3. Самостоятельная работа.
Цель: закрепить важные понятия: денежная масса, скорость обращения денег, уравнение обмена. Откройте учебник на стр. 100 параграф 18.
Запишите и запомните определения:
- денежная масса стр. 101
- скорость обращения денег стр.102
Запишите и запомните уравнение обмена стр. 103
Ответьте на вопросы:
1. Какие факторы определяют количество денежной массы в стране?
2. Как можно рассчитать скорость обращения денег в стране, количество денежной массы в стране, используя уравнение обмена.
Работа в парах.
Ответы прослушайте друг у друга и поставьте оценку.
УЭ – 4. Практическая работа.
Цель: научить применят уравнение обмена (Ирвинга Фишера) при решении задач.
Решение задачи, используя уравнение обмена (Ирвинга Фишера) М*V=Р*Q
I. Предположим, что в государстве А номинальный национальный продукт составил 1 000 000 рублей. Обращение каждого рубля составляет 4 раза в год. Сколько рублей должно выпустить в обращение правительство, чтобы не допустить повышения цен в стране?
II. В стране К. рис является единственным производимым и потребляемым продуктом. В 2000 году здесь было произведено и продано 1000 кг. риса по цене 150 юань за 1 кг. ( юань – денежная единица). Количество денег, обращаемых в стране К., равно 50 000 юань. Чему равна скорость обращения денег в этой стране?
Решение задач оценят консультанты.
Ответы к задачам: 1) М= 250000руб. ; 2) V= 3 раза в год.
УЭ – 5. Прочитайте резюме.
I. Объем денежной массы, которая обращается в стране, не может быть произвольным.
II. Объем денежной массы зависит от количества продающихся товаров, их цен, а также скорости обращения денег.
III. Избыточная масса денег может привести к падению покупательной способности денег и дать толчок к развитию инфляции.
УЭ - 6. Выходной контроль.
Цель: Проверка усвоения знаний по теме.
Найдите соответствующее определение каждому термину. ( Прочитайте ключевое слово)
1. Ирвинг Фишер г) сумма денег, которой владеют граждане, фирмы и
государственные организации и которую
используют для расчетов в качестве сбережений
2. Уравнение обмена д) основоположник количественной теории денег
3. Скорость обращения денег н) число раз, которое каждая денежная единица
участвовала в течение года при заключении сделок
4. Номинальный е) М*V=Р*Q
национальный продукт
5.Денежная масса б) реальный объем национального производства
представленный в виде Р*Q ( в текущих ценах)
6. Деньги и) особый товар, который принимается всеми
в обмен на другие товары и услуги.
Выставьте общую оценку за урок, оценивая в парах.
Ключевое слово: Деньги.
Рефлексия: подведение итогов урока. Что было сегодня для вас самым полезным? Что особенно интересное вы сегодня узнали? Считаю, что поставленных целей мы с вами добились!
Домашнее задание: параграф 18, повторить записи в тетради.
2. Решите задачи:
а) Номинальный национальный продукт страны В составил 800 000 000 руб. Обращение каждого рубля составляет 5 раз в год. Сколько денег необходимо выпустить правительству, чтобы не допустить инфляции в стране?
Б) Какова скорость обращения денег в стране, если известно, что общая сумма денег, которая необходима ей для нормального денежного обращения равна 1 000 000 денежных единиц, средний уровень цен на товары 20 денежных единиц, а общий объем товаров, производимых за год – 30 000 штук?
3. Творческое задание: Составьте ребус, кроссворд, связанные с понятиями деньги, факторы формирования денежной массы. А можно приготовить карточки – рисунки, в которых зашифрованы слова «деньги», «бартер», «прибыль», «эмиссия», «ликвидность», «денежная масса». Можно составить электронную презентацию по данной теме.
Спасибо вам за плодотворную работу на уроке!
Урок №3 по экономике – 10 класс
Тема урока: «Причины и виды инфляции»-10 класс
Цель урока: дать определение инфляции, рассмотреть ее причины и способы ее измерения; понятия, которые необходимо усвоить учащимся:
- инфляция и ее виды;
- покупательная способность денег;
- индекс потребительских цен;
- инфляция спроса;
- инфляция предложения;
- стагфляция;
научить решать задачи на определение индекса потребительских цен и темпа инфляции.
Ход урока:
1.Оргмомент (приветствие, сообщение темы и целей урока, этапов работы).
УЭ -1. Вводный контроль. Повторение материала прошлого урока по теме: «Факторы формирования величины денежной массы».
Цель: контроль знаний по теме: «Факторы формирования величины денежной массы».
1 задание: напишите уравнение обмена Ирвинга Фишера в тетради.
2 задание: выполните тест Вариант №1. Оцениваем в парах.
Вариант 1.
1.Уравнение количественной теории денег выглядит следующим образом:
а) M*Q=P*V в) M*V=P*Q
б) M*P=Q*V г) M : V= Q : P
2.В качестве показателя инфляции в стране обычно используется:
А) индекс цен внешней торговли;
Б) валютный курс;
В) количество денег в обращении;
Г) индекс потребительских цен.
3. Покупательная способность денег…
а) уменьшается во время дефляции;
б) уменьшается во время инфляции;
в) увеличивается во время инфляции;
г) никаким образом, не связана ни с инфляцией, ни с дефляцией.
4. Что обладает более высокой ликвидностью?
А) купюра в 10 000 рублей;
Б) акция МММ;
В) срочный вклад (на 3 месяца в сбербанке);
Г) облигация сберегательного государственного банка
5.Что не является функцией денег в рыночной экономике?
а) средство измерения;
б) средство производства;
в) средство платежа;
г) средство сохранения стоимости.
6. Реальная стоимость купюры в 100 000 рублей
а) стоимость бумаги, на которой она напечатана;
б) стоимость труда, материалов и оборудования, затраченных на ее производство;
в) стоимость золота, которое обеспечивает купюру;
г) стоимость товара и услуг, которые можно купить на 100 000 рублей.
Передайте тетради друг другу и проверьте тест: 1в 2г 3б 4а 5б 6г
За правильный ответ – 1 балл
6 баллов – «5»
4-5 баллов – «4»
3 балла – «3»
ниже 3 баллов – вы не справились с заданием, повторите материал пройденного урока.
УЭ -2. Изучение нового материала.
Цель: усвоить понятия:
- инфляция и ее виды;
- покупательная способность денег;
- индекс потребительских цен;
- инфляция спроса;
- инфляция предложения;
- стагфляция;
- определение индекса потребительских цен и темпа инфляции.
Внимательно слушайте объяснение учителя.
УЭ -3. Самостоятельная работа.
Цель: закрепить понятия: инфляция и ее виды, покупательная способность денег, индекс потребительских цен, инфляция спроса, инфляция предложения, стагфляция,
определение индекса потребительских цен и темпа инфляции.
Откройте учебник на с.113 §19.
Запишите и запомните определения:
- инфляция с.113;
- покупательная способность денег с.113.
Затем запишите в тетрадь:
- инфляция – повышение общего уровня цен в экономике. Процесс, противоположный инфляции, называется дефляцией.
- Виды инфляции а) «ползучая» - повышение общего уровня цен до 5% в год (нормальное явление в экономике); б) «умеренная» - повышение общего уровня цен от 5% до 10% в год; в) «галопирующая» - прирост цен составляет от 10% в год и более; г) гиперинфляция – ситуация в экономике, когда рост общего уровня цен в стране в течение месяца превышает 50% или когда цены за год повышаются на 1000%.
Стагфляция – состояние экономики страны, характеризующееся сочетанием одновременного спада в производстве с развивающимся процессом инфляции, выражающейся в росте цен. Это тяжелая форма кризиса в экономике, при которой происходит сокращение уровня реального ВВП и гиперинфляции.
С точки зрения причин, вызывающих инфляцию, экономисты различают два типа инфляции.
1. Инфляция спроса, которая возникает как следствие избыточных совокупных расходов в условиях, близких к полной занятости экономических ресурсов. Под совокупными расходами понимаются расходы фирм, домашних хозяйств и государства, т.е. всех секторов экономики, предъявляющих совокупный спрос на произведенный национальный продукт.
2. Инфляция предложения, которая возникает как следствие повышения средних затрат на единицу продукции и сокращения совокупного предложения. Два источника этой инфляции – увеличение номинальной зарплаты работников и рост цен на сырье и энергию. Именно инфляция предложения приводит к стагфляции.
Инфляция измеряется с помощью индексов цен. При этом можно использовать различные индексы:
- индекс потребительских цен (ИПЦ);
- индекс цен производителей на промышленную продукцию;
- индекс – дефлятор ВНП.
Наиболее распространен ИПЦ, т.к. этот индекс демонстрирует изменение стоимости жизни.
Стоимость базовой товарной корзины в текущем периоде
-------------------------------------------------------------------------------- Х 100%
Стоимость базовой товарной корзины в базисном периоде
Товарная корзина – это набор, состоящий из основных товаров и услуг, удовлетворяющих основные потребности человека.
Если перечислены основные товары и их цены, то можно рассчитать
Q1(09г.)Х Р1(10г.) +Q2(09г.) Х Р2(10г.) +…+Qn(09г.)ХРn(10г.)
ИПЦ(2010г)= ----------------------------------------------------------------------Х 100%
Q1(09г.)Х Р1(09г.) +Q2(09г.) Х Р2(09г.) +…+Qn(09г)ХРn(09г.)
Темп инфляции – это прирост общего уровня цен за определенный период времени, выраженный в процентах. Он рассчитывается по формуле:
ИПЦ 2011 - ИПЦ 2010
Темп инфляции (для 2011г.) π = ---------------------------------- Х 100%
ИПЦ 2010
УЭ -4. Практическая работа.
Цель: научиться применять формулу расчета темпа инфляции при решении задач на определение уровня инфляции в стране.
Задача 1. Определите темп инфляции в стране, если известен уровень цен:
Год |
Индекс потребительских цен |
темп инфляции |
1970 |
100 |
--- |
1990 |
260 |
|
1991 |
275 |
|
1992 |
298 |
|
1993 |
300 |
|
Внимательно послушайте объяснение учителя, а затем выполните решения и заполните таблицу.
Ответы: темп инфляции составил в 1990г. – 160%; 1991г.- 25%; 1992г. – 8,36%; 1993г. – 0,67%.
УЭ -5. Прочитайте резюме.
Суть инфляции состоит в росте цен, ведущем к обесцениванию денег. Наука различает инфляцию спроса и инфляцию затрат, каждая из которых способна сформировать у людей инфляционные ожидания. Особенно опасной для экономики является гиперинфляция, которая крайне затрудняет торговлю, снижает склонность людей к сбережениям и делает невозможным вложение денег в хозяйственные операции.
УЭ -6. Выходной контроль.
Цель: проверка усвоения знаний по теме урока.
Бинарный тест по теме: «Инфляция».
На эти суждения вам надо дать ответ «Да» или «Нет».
1. Инфляция означает долговременное, устойчивое повышение цен всех товаров и услуг, производимых экономикой.
2. Инфляция, вызванная ростом военных расходов в экономике, является примером инфляции издержек.
3. Снижение темпов инфляции называется дефляцией.
4. Стагфляция есть результат гиперинфляции.
5. Если уровень инфляции составляет 20% в год, то такая инфляция называется галопирующей.
Ответы к бинарному тесту: 1.-да; 2- нет; 3- нет; 4-да; 5- да.
Если вы справились с заданием, значит, материал урока усвоен. Если допустили ошибки, значит надо материал повторить еще раз.
Самооценка: поставьте себе общую оценку за урок.
Рефлексия: подведение итогов урока. Что вы сегодня положите в багаж своих знаний? Что вам необходимо еще доработать? Что было сегодня для вас бесполезным? Считаю, что поставленных целей мы с вами добились!
Домашнее задание:§19, повторите записи в тетради, выучите формулы для решения задач на следующем уроке.
Спасибо вам за работу на уроке!
Урок №4 по теме: «Деньги».
Практическая работа по теме: «Количественная теория денег. Инфляция» - 10 класс
Цель урока: научить решать задачи на определение денежной массы в стране, скорости обращения денег, темпа инфляции; подготовить учащихся к уроку зачету по теме: «Деньги».
Учитель объясняет, что задачи №1-5 необходимо решать по формуле уравнения Ирвинга Фишера М Х V = P Х Q,
задачи №6-7; 5.5; 5.6 на определение темпа инфляции (π)
π (для 2010г) =
Задача 1. В стране номинальный национальный продукт равен 2400 млн. руб. Обращение каждого рубля составляет 8 раз в год. Сколько денег надо выпустить, чтобы не допустить инфляции в стране?
Задача 2. В стране обращается 6 млн.руб., производство продукции составляет 105 тысяч изделий, которые проданы по цене 300 долларов. Определите скорость обращения денег.
Задача 3. В стране номинальный национальный продукт равен 1800
млн. руб., обращение каждого рубля составляет 6 раз в год. Сколько денег
надо выпустить в обращение, чтобы не допустить инфляции в стране?
Задача 4. В стране А производится 10 тыс. тонн риса по цене 15 тыс. руб. за тонну, обращается 5000 млн. руб., Определить скорость обращения денег в стране.
Задача 5. Какова скорость обращения денег в стране, если в стране обращается 10 млн. ден. единиц, средний уровень цен составляет 500 ден. единиц, а объем товаров 40000 т.е.
Задача 6. Определите темп инфляции в стране, если известен уровень цен:
Год |
Индекс потребительских цен |
темп инфляции |
1970 |
100 |
--- |
1990 |
246 |
|
1991 |
273 |
|
1992 |
290 |
|
1993 |
298 |
|
Задача 7.Определите темп инфляции в стране, если известен уровень цен:
Год |
Индекс потребительских цен |
темп инфляции |
1980 |
100% |
---- |
1990 |
240 |
|
1991 |
270 |
|
1992 |
300 |
|
1993 |
600 |
|
1994 |
800 |
|
1995 |
600 |
|
Решить задачи на стр. 38 задачника А.А. Мицкевича №5.5, 5.6, 5.7
Оценка практической работы: проверка в парах и оценка работы.
«удовлетворительно» - если правильно выполнены первые пять задач на определение денежной массы, скорости обращения денег в стране;
«хорошо» - правильно выполнены первые семь задач на определение денежной массы, скорости обращения денег в стране, темпа инфляции;
.«отлично» - выполнены все задачи.
Домашнее задание: учащимся необходимо подготовиться к уроку – зачету по теме: «Деньги». На зачете будут работать 6 консультантов по вопросам:
1. «История возникновения денег»
2. «Современная структура денежной массы. Эмиссия денег».
3. «Деньги, товар, бумажные деньги. Характеристика денег».
4. «Функции денег. Активы и ликвидность».
5. «Факторы формирования денежной массы. Количественная теория денег».
6. «Инфляция. Причины и виды инфляции».
Вам необходимо будет ответить на все вопросы консультантов, решить задачу и выполнить тест на самоконтроль.
Ответы к задачам по практической работе:
Задача 1. В стране номинальный национальный продукт равен 2400 млн. руб. Обращение каждого рубля составляет 8 раз в год. Сколько денег надо выпустить, чтобы не допустить инфляции в стране? М= 300 млн. руб
Задача 2. В стране обращается 6 млн.руб., производство продукции составляет 105 тысяч изделий, которые проданы по цене 300 долларов. Определите скорость обращения денег.
V = 5,25 раз в год
Задача 3. В стране номинальный национальный продукт равен 1800 млн. руб., обращение
каждого рубля составляет 6 раз в год. Сколько денег надо выпустить в обращение,
чтобы не допустить инфляции в стране? М =300000 руб.
Задача 4. В стране А производится 10 тыс. тонн риса по цене 15 тыс. руб. за тонну, обращается 5000 млн. руб., Определить скорость обращения денег в стране.
V = 3 раза в год
Задача 5.Какова скорость обращения денег в стране, если в стране обращается 10 млн. ден. единиц, средний уровень цен составляет 500 ден. единиц, а объем товаров 40000 т.е.
V=2 раза в год.
Задача 6. Определите темп инфляции в стране, если известен уровень цен:
Год |
Индекс потребительских цен |
темп инфляции |
1970 |
100 |
--- |
1990 |
246 |
--- |
1991 |
273 |
11% |
1992 |
290 |
6,23% |
1993 |
298 |
2,76% |
Задача 7.Определите темп инфляции в стране, если известен уровень цен:
Год |
Индекс потребительских цен |
темп инфляции |
1980 |
100% |
---- |
1990 |
240 |
140% |
1991 |
270 |
12,5% |
1992 |
300 |
11,1% |
1993 |
600 |
100% |
1994 |
800 |
33,3% |
1995 |
600 |
-25% |
Решить задачи на стр. 38 задачника А.А. Мицкевича №5.5, 5.6, 5.7
Задача 5.5 Ответ: проиграли на 5900%.
Задача 5.6 Ответ: выиграли на 900%
Задача 5.7 Ответ: Базисные цены: 62,69; Текущие цены: 70,48.
Урок №5 по теме: «Деньги» - 10 класс.
Урок – зачет по теме: «Деньги» - 10 класс.
Цель урока: систематизировать знания обучающихся, провести контроль знаний и практических умений школьников, коррекционную работу ; способствовать развитию коммуникативных навыков, познавательного интереса к предмету, деловой активности; формированию ответственности за порученное дело.
Ход урока.
1. Оргмомент (приветствие, сообщение темы и цели урока).
2. Вступительное слово учителя. Обращение к эпиграфу «Деньги – это центр, вокруг которого вращается вся экономическая наука». Так говорил о деньгах известный ученый экономист Альфред Маршалл.
А знаете вы, что деньги – одно из величайших изобретений человечества. Согласно закона Грешама следует, что «Плохие деньги вытесняют хорошие деньги из обращения». Это означает, что любой тип денег, который становится более ценным в ином качестве, чем деньги, исчезает из обращения. Плохими считаются металлические монеты, так как их стоимость на рынке цветных металлов ниже их официальной стоимости.
3. Инструктаж по проведению зачета.
1). Вам необходимо ответить консультантам (на минимум – удовл.) 3 обязательных вопроса (на выбор предложено 6 теоретических вопросов), решить 3 задачи и выполнить тест – самоконтроль.
Если вы справитесь полностью и останется время, то вы имеете право выполнить дополнительное творческое задание – составить кроссворд по основным понятиям темы
( есть возможность получить дополнительные баллы).
2). Вам выдан лист учета, в который вносят оценки за вашу работу консультанты по 5-бальной системе. Они были оценены за свою работу в конце прошлых уроков и получили право на контроль знаний у вас.
3). При оценке ответа ученика на вопросы консультанты учитывают требования к ответу.
4). Любую консультацию вы можете получить у учителя (это может привести к потере баллов).
5). Тест на самоконтроль – завершает зачет. Затем вы все баллы суммируете и делите на количество выполненных заданий. Полученный средний балл выставляется в журнал.
6). Итоги работы будут размещены в таблице на доске, где сделают записи консультанты.
4. Зачет – работа осуществляется 4 консультантами. За каждым консультантом закреплено по 2 этапа зачета. Ученикам выданы все необходимые задания.
5. Подведение итогов работы (сообщение консультантов по результатам работы)
Благодарю консультантов и обучающихся за работу на уроке.
Материалы к уроку:
Вопросы зачета:
7. «История возникновения денег»
8. «Современная структура денежной массы. Эмиссия денег».
9. «Деньги, товар, бумажные деньги. Характеристика денег».
10. «Функции денег. Активы и ликвидность».
11. «Факторы формирования денежной массы. Количественная теория денег».
12. «Инфляция. Причины и виды инфляции».
З А Д А Ч И:
1. Номинальный национальный продукт страны В составил 800 000 000 долларов. Обращение каждого доллара составляет 5 раз в год. Сколько денег необходимо выпустить правительству, чтобы не допустить инфляции в стране?
2. Какова скорость обращения денег в стране, если известно, что общая сумма денег, которая необходима ей для обращения равна 2 000 000 рублей. В стране производится 35 000 единиц товара по цене 200 рублей.
3. Номинальный национальный продукт страны А составил 600 000 000 долларов. Обращение каждого доллара составляет 4 раз в год. Сколько денег необходимо выпустить правительству, чтобы не допустить инфляции в стране?
4. В стране К картофель произведен в 1995 году 1 000 кг. по цене 150 картиков за 1 кг. количество денег, обращающихся с К., равно 50 000 картиков. Чему равна скорость обращения денег в этой стране? (Картик – денежная единица)
5. Определите темп инфляции в стране, если известен уровень цен:
Год |
Индекс потребительских цен |
темп инфляции |
1970 |
100 |
--- |
1990 |
270 |
|
1991 |
280 |
|
1992 |
300 |
|
1993 |
310 |
|
Тест на самоконтроль по теме: «Деньги»
Выберите верный ответ.
Вариант 2.
1. отличие наличных денег от других активов в том, что…
а) номинальная стоимость наличных денег уменьшается в результате инфляции.
б) наличные деньги наиболее ликвидны.
в) номинальная стоимость наличных денег увеличивается в результате инфляции.
г) наличные деньги лучше других активов выполняют функцию сохранения ценности.
2. Деньги служат в качестве…
а) единицы счета
б) средства платежа
в) средства накопления
г) все вышеперечисленное верно
3.Прямой обмен товара на товар без использования денег в экономике носит название:
а) бартер
б) безналичный расчет;
в) свободная торговля
г) несостоятельность рынка
4. Что обладает наименьшей ликвидностью?
а) купюра в 100 долларов
б) автомобиль «Мерседес»
в) рояль
г) купюра в 50 000 рублей
5. Функция денег как мера стоимости – это
а) цена товара, выраженная в деньгах
б) цена труда при производстве товара
в) «Масштаб» цен, с помощью которого определяется стоимость товара и услуг.
6. Что обладает более высокой ликвидностью?
А) купюра в 10 000 рублей
б) акция МММ
В) срочный вклад (на 3 месяца в сбербанке)
Г) облигация сберегательного государственного банка
Лист учета знаний по теме: «Деньги»
Фамилия ___________________________________
Имя _________________________________________
Класс___________
№ |
Этапы зачета |
Оценка |
Подпись консультанта |
1. |
История возникновения денег. |
|
|
2. |
Современная структура денежной массы. Эмиссия денег. |
|
|
3. |
Деньги, товар, бумажные деньги. Характеристика денег. |
|
|
4. |
Функции денег. Активы и ликвидность. |
|
|
5. |
Факторы формирования денежной массы. Количественная теория денег. |
|
|
6. |
Инфляция. Причины и виды инфляции. |
|
|
7. |
Решение задач на определение количественной теории денег и темпа инфляции. |
|
|
8. |
Тест на самоконтроль. |
|
|
9. |
Итоги зачета: средний балл (сумма всех баллов : на количество выполненных заданий) |
|
|
Сводный лист контроля знаний учащихся 10 класса по теме: «Деньги»
Ф.Имя |
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
№6 |
№7 |
№8 |
Итог |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценка ответов обучающихся по экономике:
«Отлично» - ответ полный, отражающий материал курса. Правильно раскрыто содержание понятий, экономических закономерностей, взаимосвязей, приведены примеры. Ответ самостоятельный с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важнейших экономических событиях современности.
«Хорошо» - ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный, но есть неточности в изложении экономического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам.
«Удовлетворительно» - ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности, затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки при ответе.
«Неудовлетворительно» - ответ неправильный, не даются ответы на вспомогательные вопросы.
Заключение
Использование различных видов и форм самостоятельной работы на уроке является одним из эффективных путей по осмыслению учащимися понятий предмета. Результатом целенаправленной работы являются успехи учеников. У большинства обучающихся сформировано положительное отношение предметам экономика, обществознание, повысился интерес к изучению общественных дисциплин, дети с удовольствием выполняют творческие работы. Успеваемость по предмету повысилась с 96% в 2023г. до 98% в 2024г., качество знаний до 60%.
В последние 5 лет ученики активно участвуют в муниципальном конкурсе ученических исследовательских работ, занимают призовые места. В муниципальном туре предметных олимпиад по экономике, обществознанию и праву показывают лучшие в районе результаты, становятся участниками регионального тура: 2022 год – 4 призовых места в муниципальном туре, 2023 год – 3 призовых места в муниципальном туре и 2 призовых места в заочном краевом туре олимпиады по обществознанию; 2024 год – 4 призовых места в муниципальном туре; 3 призовых места во II региональном туре интерент – олимпиад граждановедческих знаний, правовых знаний по ОПД и ЗПП. Ежегодно обучающиеся 9-11-х классов выбирают обществознание для итоговой аттестации, все учащиеся сдают экзамены успешно. Выпускники средней школы, участвуя в ЕГЭ, в 2022 году показали средний балл 67, это на 3,5 балла выше среднего по краю. Выпускники школы ежегодно поступают на экономический факультет классического университета, в колледжи Пермского края на отделения юриспруденции, экономики и финансов. Об активности гражданской позиции обучающихся свидетельствуют следующие факты: 96 % учащихся – активные участники общественных акций, проводимых в поселении; участвуют в реализации школьных проектов «Забота» - помощь педагогам – ветеранам, «Красивый ландшафт Сепычевской школы» - озеленение и благоустройство школьной территории, «Школьный музей».
Как и любому учителю, мне в повседневном труде хочется добиться того, чтобы звонок с урока не прекратил дальнейшей работы мысли каждого из моих учеников. Представляется, что более результативно решать поставленные задачи, можно используя современные интерактивные технологии, они позволяют обеспечить самостоятельную деятельность обучающихся, направленную на достижение поставленных целей и высокого уровня развития личности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.