Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Старые Озинки» ОМР СО
413602, Саратовская область,Озинский район, с. СтарыеОзинки, ул. Ленина, д.29
тел.88457645340, e-mail: as09@yandex.ru
ИНН 6423004230 ОГРН
1026400706738
Классный час
«Я – гражданин России»
2,4 класс
Подготовила:
Григорьева Тамара Михайловна
учитель начальных классов
МОУ «СОШ с. Старые Озинки».
Тема классного часа
«Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ»
Цели:
воспитание чувства патриотизма, интереса к истории и культуре родной страны
обобщение и закрепление элементарных представлений об истоках происхождения государственных символов России, об их основных функциях, о символическом значении изображений на гербе, цветов герба и флага;
- формирование представлений о государственных символах России, об их основных функциях — объединять жителей страны, служить отличительными знаками государства;
- развитие познавательных интересов.
Задачи:
- дать детям элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, о его важнейших законах, о символах государства - Флаге, Гербе, Гимне России;
- воспитывать гордость за свою Родину;
- формировать потребность в сохранении исторического и культурного наследия своей страны;
- содействовать моральному развитию детей.
Форма проведения: педагогическая мастерская.
Технология проведения: педагогическая мастерская интересна тем, что объединяет в себе:
а) игровые и коммуникативно – исследовательские технологии. Характерной чертой данной технологии является моделирование жизненно-важных (практико-ориентированных) ситуаций и поиск путей их решения. Организационные формы- деловые игры, ролевые и сюжетные игры-путешествия, дидактическая игра. Экспериментирование и моделирование как обучающие приемы.
б) Коммуникативно – исследовательские технологии. Организация процесса воспитания в содружестве, работа в группах, диалог, дискуссия. Организационная форма – совместный поиск решения проблемных ситуаций на основе активного взаимодействия всех участников процесса.
Ценность технологии – в наличии разных точек зрения, создание собственного продукта творчества. Итогом мастерской оказываются новые вопросы, над которыми человек размышляет, находится в поиске ответов, формирует собственную культуру мысли, действия.
Оформление:
Зал оформляется в соответствии с темой
Мультимедийная презентация,
Аудиозаписи Гимна России, текст гимна.
Кроссворды .
Виды Москвы,
Аудиозаписи песен и гимна;
Герб;
Флаг;
Народные костюмы.
Ход классного часа.
Учитель: Добрый день! У меня к вам просьба: посмотрите в окно. Что вы там увидели?
Вы улыбаетесь? Посмотрите, у нас в классе сразу стало светлее. Почему? (объясняют почему) в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит, здесь собрались добрые люди.
Эпиграфом нашей беседы сегодня будут слова известного писателя Т.Г.Шевченко
«В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки» (слайд 3).
-Почему?
Как вы понимаете смысл этого высказывания?
Давай те прослушаем произведение «С чего начинается Родина!» в исполнение Марка Бернеса.
Звучит песня «С чего начинается Родина!» Слайд № 5
-Что такое Родина?
Родина! Это слово с детства знает каждый родина – это место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями.
Родина мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми заботится о них, приходит на помощь, придает силы.
Послушайте одну историю. (Слайд 3)
«Жил – был Человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг у него начались неприятности: поссорился с товарищами, на работе – выговор. В общем, обиделся Человек на всех, а больше всего – на свою страну:
даже говорить стал: “Не “моя страна”, не “мой народ”, а “эта страна”, “этот народ”.
“Пусть они живут, как хотят, мне с ними не по пути”, – решил Человек. Собрал вещи и поехал жить за границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа нашлась, и деньги появились. Но только почему-то нерадостно у него на душе, будто что-то важное потерял, без чего все остальное уже не так привлекательно. Не хочется отдыхать на дорогих курортах. Завелась тоска и гложет изнутри. В общем, как говорят в народе, “на душе кошки скребут”. Человека замучила тоска по Родине, которую он оставил, по людям, которые были ему, когда-то дороги. Вот бежит он на причал встречать теплоход, не может наговориться на родном языке. Вернувшись, домой открывает семейный альбом, со слезами на глазах рассматривает фотографии. И снова звучат слова: “моя страна”, “моя Родина”. Такое состояние называется – ностальгия. Ностальгия – это тоска по Родине».
А кто знает пословицы о родине.
«Одна у человека мать, одна у него и родин».
«Любовь к родине – чувство, очень личное, глубокое, тихое».
«Родину не выбирают».
Учитель:
Среди множества государств на Земле есть одна большая и очень красивая страна — наша Родина. Послушайте, как замечательно написал о ней поэт М.В. Исаковский:
Поезжай за моря-океаны,
Надо всею землей пролети:
Есть на свете различные страны,
Но такой, как у нас, не найти.
Глубоки наши светлые воды,
Широка и привольна земля...
- Как называется страна, в которой мы живем? (Россия.)
Россия страна необыкновенная. Когда на Дальнем Востоке встает солнце, начинается утро, в других областях страны - глубокая ночь, а на западе еще только вечер. На севере уже наступили холода, выпал снег, а на юге плещется теплое море, цветут южные растения. Каждая область России замечательна своей природой, своей народной культурой, художественными промыслами, трудом и достижениями людей..
Учитель. Скажите, пожалуйста, как называют жителей
нашей страны —
России? (Россияне.)
В России живут люди разных национальностей — русские, чуваши, татары, якуты, буряты, чукчи, эвенки и многие другие. Все они и мы с вами — россияне, мы - граждане России. Нас много, мы все разные, но у нас у всех одна Родина. Это нас объединяет.
-Скажите ребята , что есть у каждого государство, и без этого государство не существует? Не знаете? Перед вами отгадка .
Крассворд №1
У государственных символов есть еще одно значение, тоже важное. Все страны в мире имеют свои государственные символы. Герб, флаг и гимн, нужен каждому государству. Они служат не только символами объединения для граждан страны, но и знаками принадлежности, знаками отличительными или опознавательными. Мы можем увидеть герб и флаг России на границе, при въезде на территорию нашей Родины. Над зданиями посольств, торговых представительств нашей страны за рубежом развеваются государственные флаги. Герб изображен на очень важных документах, например на паспорте гражданина России.
Давайте рассмотрим принесенные из дома монетки — рубли и копейки.
- Какие изображения вы видите на монетах? Одинаковые ли
они?
(Нет, на одних монетах изображен всадник с копьем, а на других — двуглавый
орел.)
Как называются монетки, на которых изображен всадник? Почему они так называются? (Монетки, на которых изображен всадник, называются копейками. Называются они так потому, что у всадника есть копье, которым он поражает дракона).
Как вы думаете, зачем нужно изображение государственного герба на монетах? (Чтобы можно было отличить российские монеты от денежных знаков других стран.)
- Почему изображение российского флага помещают на автомобилях, самолетах, кораблях? (Чтобы было понятно, что эти автомобили, самолеты, корабли принадлежат нашей стране — России.)
Символы России. Составьте карту «Символы России»
-Мы должны любить свою Родину, гордиться ею, в том числе и государственными символами, которые являются частью истории и культуры.
- Какие вы знаете государственные символы? (Герб, флаг, гимн.)
Государственные символы очень важны. Герб, флаг, гимн объединяют всех людей, живущих в стране, независимо от их национальности.
Следующая наша остановка на станции "Флаг России". Учащийся: Слайд №6
Ученик:
А флаг России – триколор,
Полотнище в три цвета.
В нем яркой красной полосой
Страна наша воспета.
В России так заведено,
Что любят красный цвет давно.
Не зря ведь названы у нас
И площадь Красной, и изба,
А также девица красна,
Ведь красный – это красота.
И цвет крови, и цвет жизни,
И цвет верности Отчизне.
Продолжим экскурс в старину,
Тогда узнаем, почему
У флага есть еще два цвета,
Что значат эти цвета два?
Синий – это небо, верность.
Белый – мир и чистота.
День рожденья есть у флага
В середине августа.
- Как выглядит флаг России? Какие цвета есть на флаге нашей страны? (Белый,
синий и красный — цвета российского флага.)
Учитель предлагает ребятам рассмотреть изображение Государственного флага России и проверить, правильно ли они назвали его цвета.
Ученик:
Флаг, как и герб, - отличительный знак, символ государства. Наличие флага показывает полную независимость государства от других государств, его самостоятельность.
Кремль – место работы Президента Российской Федерации. Когда Президент в Кремле, над зданием поднят государственный флаг России. Флаг России состоит из трех полос одинаковой ширины. Верхняя полоса – белая, средняя – синяя, нижняя – красная.
В России эти цвета почитались издавна и имели свои символические значения: белый — благородство, синий — честность, красный — смелость и великодушие.
Бело-сине-красный флаг впервые дал русскому флоту и армии царь Петр 1. Расположение полос отражало древнерусское понимание мира: внизу – мир физический (природный), красный; выше – небесный, голубой; еще выше – мир Божественный, белый.
Государственном гербе России — это наш герб.
Кроссворд №2о флаге
1. Государственный символ, который можно увидеть в праздничный день на зданиях.(флаг)
2. Как называется флаг, который существует в единственном
экземпляре?(знамя)
3. Часть флага из дерева или металла.(древко)
4.Часть флага из ткани.(полотнище)
5. Как назывался флаг в древности?(стяг)
Вторая наша остановка на станции "Герб России". Слайд № 7
Ученик:
На герб посмотрим: здесь орел,
Да не простой – двуглавый,
Символизирует страну –
Могучий, величавый.
В Европе с Азией страна
Раскинулась широко –
Меж океанов и морей,
От запада к востоку.
Вот и взирает птица-царь
В две стороны внимательно:
В порядке ль все, не шел, чтоб враг,
Следит он обязательно.
В руках держава, скипетр есть,
Над главами – короны.
И всадник на коне верхом,
И змей, копьем сраженный.
Ученик:
Герб – это символ объединения и отличительный знак государства, города, области. Каждый герб имеет рисунок и описание. Они закреплены законом. Гербы городов и областей утверждают их законодательные собрания. Есть закон о Государственном гербе Российской Федерации. Он подписан Президентом нашей страны и утвержден Государственной Думой. В законах определены правила использования гербов, которых мы должны строго придерживаться.
Дети рассматривают изображение герба России.
- Что вы видите на рисунке? (Герб России.)
- Кто изображен на гербе России? (Золотой двуглавый орел, всадник, копьем поражающий дракона.)
- Как вы думаете, что означает изображение всадника, побеждающего дракона? (Победу добра над злом.)
Дети обобщают ответы, делают вывод, что познакомились с важным государственным символом нашей страны — гербом, внимательно рассмотрели его и знают, что на нем изображено. На уроках истории они узнают еще много нового и интересного о происхождении и истории государственных символов России.
Кроссворд № 3 о гербе «Солнышко»
1.Государственный символ, который можно увидеть на денежных знаках.(герб)
2. Изображение на гербе России.
Герой, побеждающий чудовище.(всадник, Георгий)
3. Главное изображение на гербе России.(орел)
4. Что означало изображение золотого орла в древности?(солнце
5. Оружие, предмет, изображенный на гербе России.
Это оружие дало название монетке,(копьё)
6. Часть герба, на которой располагаются все изображения.(щит)
Третья наша остановка на станции "Гимн России". Слайд № 8
Ученик:
Что такое гимн вообще?
Песня главная в стране!
В гимне российском есть такие слова:
Россия – любимая наша страна.
Россией гордимся, России верны,
И нету на свете лучше страны.
Слова написал те Сергей Михалков,
Понятен и близок нам смысл этих слов.
А Александров ноты сложил, работу над гимном так завершил.
Гимн слушаем стоя и молча всегда:
Его нам включают в момент торжества!
Из стихотворения о гимне вы поняли, как нужно его слушать.
Кроссворд№ 4 о гимне
Обучающиеся делают вывод, что гимн нужно слушать стоя и
молча.
Учитель. Давайте послушаем гимн нашей страны. Слайд №9
Ученик:
При официальном исполнении Государственного гимна России, во время
торжественных собраний, посвященных государственным праздникам, и других важных
мероприятий присутствующие слушают его стоя, а мужчины снимают головные уборы.
Так люди выражают свое уважение к одному из важнейших государственных символов
— гимну. Гимн — это музыкальное произведение, которое исполняют в особых,
торжественных случаях. У гимна России есть авторы. Музыку написал композитор
Александр Васильевич Александров, а слова — поэт Сергей Владимирович Михалков.
Гимн нашей страны обязательно исполняют, когда поднимают российский флаг. Он звучит 9 мая в День Победы во время парада на Красной площади в Москве. Гимн России исполняют, когда проводятся спортивные состязания. Его можно услышать, например, перед началом футбольного матча. На международных соревнованиях гимн нашей страны звучит во время награждения победителей — российских спортсменов. Даже Новый год начинается с гимна. Бьют часы — куранты на Спасской башне Московского Кремля, а затем звучит гимн России.
Учитель предлагает учащимся еще раз послушать Государственный гимн, обращает внимание детей на то, что музыка гимна России величественная и торжественная. (Презентация «Гимн России»).
Мы с вами выяснили, как важны и необходимы государственные символы для государства и для всех нас, поэтому к ним нужно относиться с уважением.
Ведущий. Кроссворд, который вы разгадывали, напоминает солнце
В древности золотой двуглавый орел был символом солнца. В настоящее время двуглавый орел на гербе России означает единство и независимость нашей страны. Давайте послушаем стихотворения о Родине, которые вы выучили.
Деревьев разных не сочтешь -
Одно другого краше.
Но где ты дерево найдешь
Родней …березки нашей!
Танец «Во поле береза стояла» Слайд №10
Диана читает стихотворение
Сказка
Собрались звери вместе: ёж, волк, лиса и заяц.
Взяла лиса и выгнала зайца из его избушки. А волк заставляет ежа на себя работать, а зарплату не платит.
Разобиделись звери друг на друга и начались скандалы, да ругань. Даже сами звери устали от этого. Сели на лавочку и задумались, как жить дальше? Вдруг лиса как крикнет:
- Стойте, я придумала, надо идти к людям и спросить их, как они так живут. Знают что можно, а что нельзя делать. И побежали звери к людям. (Дети садятся на свои места)
- Как называется документ, где записаны законы государства?
Кроссворд № 5
345к76о78н349c332т23и456т89у87ц46и942я
…….Конституция Слайд № 11
Конституция – это главный закон, который определяет жизнь нашего государства, права и обязанности граждан.
Конституция была принята 12 декабря 1993 года. Все права и обязанности граждан России записаны в конституции.
-Как вы понимаете слова « права», « обязанности»?
( Права- это то, что ты можешь делать, а можешь и не делать, обязанности- это то, что ты должен выполнять, независимо от своего желания).
-А вы, как граждане России, какие имеете права и обязанности?
-Вспомните, какие права имеют граждане нашей страны?
Назвать права и обязанности человека.
-Как вы понимаете, что такое права человека, права ребёнка?
Верно, это самое ценное, что есть у человека, что даёт ему возможность жить полноценной, счастливой жизнью, быть живым и здоровым, развиваться, проявить себя.
-Кто знает, какие права есть у детей?
1. Право на жизнь.
2. Право на имя, отчество и фамилию.
3. Право жить и воспитываться в семье.
4. Право на образование.
5. Право на медицинское обслуживание.
6. Право на защиту своих прав
7. Право на полноценное питание и приемлемый образ жизни.
8. Право на отдых и досуг
Все эти права записаны в законах, а это значит, что нарушать их, отнимать у вас никто не может. Человек, который нарушает ваши права, совершает преступление, и он несёт ответственность перед государством.
Какие же права имеет человек по конституции?
1. Право на жизнь.
2. Право на свободу.
3. Право на личную неприкосновенность.
4. Право на труд.
5. Право на отдых.
6. Право на свободу слова.
7. Право на образование.
8. Право на медицинское обслуживание.
А теперь давайте закрепим, то что вы услышали.
Игра: «Какие права нарушаются в сказках»
«Золушка»- права на отдых. Слайд №12
«Лягушка – путешественница»- на право передвижения. Слайд №13
«Заюшкина избушка»- право на личную собственность Слайд №14
«Золотой ключик» Буратино – на бесплатное обучение, которым он не воспользовался. Слайд №15
«Гуси – лебеди» - на свободу. Слайд №16
- Как называется человек, который правит страной?
-(президент )Путин Владимир Владимирович. Слайд №17
Рефлексия:
- Ребята, вы устали?
-Вам понравился классный час?
- Что нового вы узнали?
Игра “Волшебный цветок”.
Учитель.
-Давайте вернемся к нашему чистому листу бумаги. Какими же качествами, по вашему мнению, должен обладать человек, любящий и уважающий свою Родину?
У каждого из вас лежит цветок. Напишите на его лепестках те качества, которыми должен обладать такой человек и приколите свои цветы на наш чистый лист бумаги.
Вот какая получилась у нас душа – цветочная поляна, на которой расцвели необходимые человеческие качества. Мы должны с вами, ребята, стремиться к тому, чтобы эти качества расцветали не только здесь, но и в душе каждого человека. Заботьтесь о своей поляне, наполняйте ее добрыми поступками и делами.
Итог мероприятия.
А теперь ребята ещё раз повторим, все то, что узнали сегодня.
Видеоклип о России Слайд №18
- Цените мир, спокойствие, возможность расти, жить, учиться. С благодарностью относитесь к нашей истории, своей Родине. Для каждого человека понятие Родина вызывает особые чувства. Место, где родился, сделал первый шаг, произнёс первое слово. Будьте достойными гражданами своей страны.
Литература.
1. Изучаем свои права.1-4 классы: внеклассные мероприятия в картинках, театрализациях, инсценировках / авт.-сост. Е.А. Гальцова.– Волгоград: Учитель, 2007.
2. Методические разработки воспитательных дел в классе / Под ред. Е. Н. Степанова, М.А. Александровой. Вып. 1. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
3. Методические разработки воспитательных дел в классе / Под ред. С.О. Домбек, Н.В. Лебедевой. Вып. 2. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
4. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
5. Классные часы в 1-4 классах / авт.- сост. И.В. Персидская и др.- Волгоград: Учитель, 2006.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.