Тема: Юрий Гагарин. Я тоже был маленьким.
Цели: обобщение и углубление представлений детей о первом в мире космонавте Ю.А. Гагарине, о его жизни и судьбе, о первом полёте человека в космос;
Цели: *изучить жизнь и деятельность выдающегося космонавта Ю.А. Гагарина;
* воспитывать духовно-нравственные качеств личности, национальную гордость за наш народ; помочь учащимся определиться с выбором конкретного жизненного идеала;
* развивать познавательный интерес и устную речь учащихся, коммуникативные способности
Планируемые результаты.
Первый уровень результатов - приобретение учащимися знаний о первом в мире космонавте Ю.А.Гагарине
Второй уровень результатов – формирование у учащихся чувства уважения к человеку, открывщему путь в космос; чувства гордости за страну, гражданин которой первым побывал в космосе; пробуждение в детях уважения к космонавтам.
Третий уровень результатов - получение учениками опыта общественного действия через организацию «Юные Гагаринцы»
Оборудование: презентация, лента времени (приложение 1), карточки с датами и событиями из жизни Ю.А. Гагарина (приложение 2)
1. Вступительная часть. Определение темы и цели классного часа
Классный час проходит в виде монолога (рассказ от лица Ю.А.Гагарина) на фоне презентации.
-Ребята, прочитайте, что написано на доске? (9 марта )
-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
-Всё верно. В этом году 9 марта мы всей страной, всем миром отмечаем 90-летие со дня рождения Юрия Алексеевича Гагарина.
-А какие задачи мы поставим перед собой?
-Юрий Гагарин совершил свой первый полёт, когда ему было 27 лет. А вам сейчас только по 8 лет. У вас всё впереди. Но Юрий Алексеевич Гагарин тоже когда-то был маленьким. Давайте послушаем его историю. Чтобы ничего не упустить, на ленте времени вы будете отмечать важные даты. (Приложение 1)
2. Основная часть. Беседа по прочитанным материалам.
ВСТУПЛЕНИЕ
-Я с самого детства любил запускать бумажные самолётики. Меня увлекала красота их парения. Мысль о том, что можно увидеть всю Землю с высоты птичьего полёта-и даже выше!- казалась мне волнующей и невероятной. Конечно, в детстве я не мечтал стать космонавтом. Да и как можно стать тем, кого ещё не бывало?
Мальчишкой я запомнил слова знаменитого лётчика Валерия Чкалова: «Если быть, то быть первым». Но теперь мне кажется, что вся моя жизнь была подготовкой к Звёздному городку, где меня готовили к первому полёту в космос. К 108 минутам в невесомости, когда я оказался по другую сторону звёздного океана… Меня зовут Юрий Гагарин.
Я РАССАЖУ ВАМ СВОЮ ИСТОРИЮ. (Слайд 2)
Это я!
-Я родился 9 марта 1934 года в деревушке Клушино, под Гжатском.
(Слайд 3).
-Мои родители были крестьянами. (Слайд 4).
-Они много трудились и приучали меня, сестру и двух братьев всегда делать что-то полезное. (Слайд 5).
- У отца были золотые руки, так все говорили. Помню, как я торопился показать ему свои достижения, если сам починил забор, например, или впряг лошадь. Даже не знаю, кто из нас гордился больше! Мама очень много читала и знала ответы на все-все вопросы.
-Мама рассказала мне, что во время войны 1812 года наша деревня была уничтожена Наполеоном. Кто бы мог подумать, что военные рассказы из учебников истории могут стать реальностью? Новая война началась в 1941 году, когда я пошёл в первый класс. (Слайд 6).
-Моя семья, как и вся страна, пережила ужасные времена. На долгие годы я разлучился со старшим братом и сестрой… Снова пойти в школу я смог только через три года-в девять лет. Так что на второй год иногда остаются не только двоечники, но и будущие космонавты!
Без паники! Я всё успею, всё успею!
-После войны я переехал в город Гжатск, где я продолжил учёбу в новой, мирной обстановке. Зная, как тяжело достаётся кусок хлеба, мне поскорее хотелось тоже стать полезным. В 15 лет я оставил учёбу в средней школе: захотел освоить какое-то ремесло и стать мастеровым, как мой отец.
-Я пошёл на завод сельскохозяйственных машин в подмосковных Люберцах. А чуть позже начал заниматься в заводском училище. Утром работа, вечером учёба. А ведь ещё хочется мяч погонять, в кино сходить, почитать книжки о приключениях. (Слайд 7).
-Труд на заводе непростой: нужно не только обладать техническими знаниями, но и быть в отличной физической форме. Литейщик готовит из расплавленного металла формы для самых разных деталей- от шестерёнок наручных часов до колёс огромных турбин. (Слайд 8).
-Пойди потаскай тяжеленные конструкции, их надо ещё и в формы отлить!
-К счастью, я всегда увлекался спортом. Даже подумывал стать спортсменом. Но меня в числе лучших студентов училища рекомендовали в Саратовский индустриальный техникум. Захотелось оправдать ожидания родителей и учителей! Да и получить перспективную специальность инженера- совсем неплохо. (Слайд 9, 10).
-В техникум я поступил в 1954 году, но спорт не оставил. Даже вывел баскетбольную команду в чемпионы города. Так что забрасывать мячи в корзину можно и при росте 1 метр 57 см! (Слайд 11).
- Однажды на занятиях по физике я узнал об учёном Константине Циалковском. Начал читать и растворился в его научном воображении. Реактивные самолёты, ракеты- он предвидел будущее! Пожалуй, тогда и началось моё «космическое» увлечение и мечты о межпланетных полётах.
-Решено. Осенью 1954 года я записался в Саратовский аэроклуб. (Слайд 12). Сначала было много нудных уроков по аэродинамике. Потом прыжки с парашютом. Затем по сто раз отрабатывал взлёт и посадку. И только после всего этого - первый самостоятельный полёт на ЯК-18. Оказаться в небе, ощутить состояние полёта, разрезать воздух крылом самолёта-вот это чувства! Мёртвая петля, колокол, бочка - как бы научиться этому поскорее!
ФИЗМИНУТКА
-В 1955 году я получил сразу два диплома с отличием: специалиста-литейщика и лётчика-спортсмена. Выбор был непростым. Меня же отправили в техникум получать земную профессию, а я увлёкся небом…Я не вернулся на завод, но тяжёлая работа приучила меня преодолевать сложности.
-И вот новая страница жизни, новый город: я зачислен в Оренбургское авиационное училище. (Слайд 13).
Полетаем!
-Учёба длилась два года, с 1955 по 1957. Теория давалась хорошо, а вот лётная программа… Однажды меня даже чуть не исключили: никак не мог нормально посадить самолёт! «Нет чувства земли»-такой «диагноз» мне поставили. Эту способность не заменит ни один прибор. Те несколько мгновений, когда воздушное судно замирает перед посадкой,- их нужно чувствовать, если не хочешь погубить себя и самолёт. Но как же доказать, что мне просто нужно чуть больше опыта?
-Вступился за меня инструктор-лётчик Анатолий Колосов. Мне разрешили дополнительные тренировки. Тренер предположил, что мой невысокий рост влияет на угол обзора. Мне на сиденье подложили подкладку. Ура, я идеально выполнил полёт и посадку! Можно сказать, летал на воздушной подушке! (Слайд 14).
Спутник, смотри! Спу-у-у-утник!
-Во время выпускных экзаменов случилось невероятное событие: 4 октября 1957 года первый в мире искусственный спутник Земли прочертил небо. (Слайд 15).
-Люди в разных частях планеты могли увидеть спутник, услышать его позывные- все ликовали! Через некоторое время в космос начали отправлять собак.
-Помню, мы с друзьями рисовали модели будущих космических кораблей. Мы спорили: кто же из людей полетит в космос первым? Одни говорили, что это обязательно будет учёный, другие - что врач, третьи-подводник или биолог. А мне так хотелось, чтобы он был лётчиком-испытателем!
-Оренбург не только приблизил меня к заветному полёту, но и подарил встречу с будущей женой-Валентиной. (Слайд 16).
-Я окончил училище и попросился на службу в Заполярье. Лётчики-испытатели Северного флота патрулируют Арктику и охраняют наши границы с воздуха. Сколько я полярных ночей навидался, ух… Работа на севере закаляет: приходилось очень много практиковаться в лётном деле, изучать карты…(Слайд 17).
Приглашение
-Как-то я узнал о наборе в секретный отряд лётчиков-испытателей. Какой отряд, куда лететь-неизвестно…И требования странноваты: безупречное здоровье, рост не более 170 см… По-моему, я идеальный кандидат!
-После десятка проверок и осмотров меня пригласили на встречу с конструктором Королёвым. (Слайд 18).
-Мои догадки были верны: в Москве набирали первый отряд будущих космонавтов-И я в него попал! Вскоре мы с семьёй переехали в Звёздный городок-базу будущих космонавтов.
-Сначала претендентов было 20, из них отобрали шесть человек. (Слайд 19).
-Ребята мне понравились, мы быстро сдружились. Ты даже представить не можешь, сколько мы тренировались и какие упражнения выполняли! А ещё и теоретические занятия по космической и ракетной технике, астрономии, геофизике…(Слайд 20).
-Год тренировок- и меня назначили командиром космического корабля «Восток-I».
-Полёт планировали на 12 апреля 1961 года. (Слайд 21).
-Ракета готова к старту, в 9 утра 7 минут по московскому времени 12 апреля 1961 года дана команда «Зажигание».
-«Поехали!»-сказал я по радиосвязи. По имени меня уже не называют, только «Кедр»-это мой позывной. Кстати, больше позывных по названиям деревьев не будет ни у одного космонавта…
-Так начались мои 108 минут в космосе. С собой мне дали космический обед: картошку, котлеты, джем-всё в тюбиках, как зубная паста. Невесомость-это удивительно! Я даже потерял карандаш, пришлось обойтись без записей. Но главное впечатление произвёл на меня вид нашей планеты. Нежно-голубой сияющий шар я потом часто видел во сне. (Слайд 22).
Приземление
-В 10 часов 55 минут я опустился… в деревне Смелково Саратовской области. «Землян» мой вид в оранжевом скафандре сначала напугал.
(Слайд 23).
«Передаём сообщение ТАСС о первом в мире полёте человека в космическое пространство!»
-Но по всем радиоприёмникам уже звучал голос диктора Юрия Левитана:
«Передаём сообщение ТАСС о первом в мире полёте человека в космическое пространство!»
-По всему Советскому Союзу радостные люди выбегали на улицы, услышав известие о моём полёте. Все обнимались, бросали в небо цветы, плакали от счастья. (Слайд 24).
-Вскоре я уже сам готовил отряд космонавтов. Первая женщина-космонавт Валентина Терешкова - моя ученица. Она полетела в космос летом 1963 года. (Слайд 25).
-Я объездил десятки стран с «Миссией мира», рассказывал о нашей стране и даже пил чай с британской королевой! Можно сказать, мы с ней квиты, оба нарушили правила этикета. Я съел лимонную дольку из чая, а она не удержалась и сфотографировалась со мной. (Слайд 26).
Конец
-Меня зовут Юрий Гагарин. Я рассказал вам свою историю. Первый человек в космосе…Меня сразу возвели на пьедестал почёта, в газетах, и по радио называли «советским богатырём» и «сверхчеловеком». Приписывали качества, которыми я никогда не обладал, и умалчивали об озорных поступках и неудачах. Что за глупости! Встречаясь с разными людьми со всего земного шара, я старался донести простую мысль: я не супергерой. Да и к чему обладать суперспособностями? Можно осуществить любую мечту, если быть трудолюбивым, отзывчивым, добрым и не зазнаваться. «Цивилизация начинается с улыбки»,- сказал однажды писатель Василий Розанов. (Слайд 27).Может быть, поэтому моя улыбка и стала символом космических открытий?.. Если вы откроетесь миру, то он обязательно откроется в ответ!
3. Закрепление
-Ребята, вы прослушали историю, рассказанную от лица Юрия Гагарина. Какие важные даты вы отметили на ленте времени?
1934-В селе Клушино Смоленской области родился Юрий Гагарин
1949-Начал учёбу в ремесленном училище в Люберцах
1951-Поступил в Саратовский индустриальный техникум
1954-Начал занятия в Саратовском аэроклубе
1955-Курсант Оренбургского авиационного училища
1957-Начал службу на Северном флоте в качестве лётчика-истребителя
1960-Принят в первый отряд космонавтов
1961-Совершил первый в мире полёт человека в космос
1962-Готовит сам к полётам новые отряды космонавтов
-На вашей ленте времени осталась одна последняя и трагическая дата. 1968 год Юрий Гагарин погиб во время полёта на истребителе.
- Но мы не будем грустить. Мы будем помнить о Юрии Алексеевиче Гагарине. Как его земляки должны знать историю его жизни.
- Я предлагаю вам проверить, как вы запомнили историю жизни Юрия Алексеевича Гагарина. Я раздам карточки. На одних записаны даты из жизни Юрия Гагарина. На других события, связанные с этими датами. Необходимо соотнести дату и событие. (Приложение 2)
- А, знаете ли, ребята, что в нашем городе существует детская организация «Гагаринцы»?
-Как вы думаете, почему она так называется? Чем занимается?
- В это году в эту организацию будут принимать и вас. И как земляки Юрия Алексеевича Гагарина, как будущие члены этой организации вы, прежде всего, должны знать биографию Ю.А. Гагарина, знать о его подвиге.
4. Итог
-Ребята, наш классный час подошёл к концу. Что вы для себя из него вынесли?
-Хотели бы вы стать космонавтами, как наш земляк?
-Можете вы сейчас мечтать стать космонавтами? Что надо делать, чтобы мечта осуществилась? Учитесь, будьте добрыми и отзывчивыми к миру, стремитесь к своей мечте. И когда-нибудь ваша мечта осуществится.
Источники информации:
1. К.Рыжов. 100 великих россиян.- М.: Издательство Вече, 2006.-656с.
2. Они тоже были маленькими/гл.ред.М.А.Фрид.-М:ООО Ашет Коллекция, 2018.-Выпуск №1.-28 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.