КЛАССНЫЙ ЧАС «ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ В ЛЕРМОНТОВСКИЙ МУЗЕЙ- ЗАПОВЕДНИК «ТАРХАНЫ» (1-4 класс)
Оценка 4.8

КЛАССНЫЙ ЧАС «ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ В ЛЕРМОНТОВСКИЙ МУЗЕЙ- ЗАПОВЕДНИК «ТАРХАНЫ» (1-4 класс)

Оценка 4.8
doc
29.04.2021
КЛАССНЫЙ ЧАС «ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ В ЛЕРМОНТОВСКИЙ МУЗЕЙ- ЗАПОВЕДНИК «ТАРХАНЫ» (1-4 класс)
Вы совершите экскурсию в лермонтовский музей-заповедник «Тарханы» для того, чтобы познакомиться с жизнью М.Ю.Лермонтова в Тарханах. Показать необычность судьбы Лермонтова с детства, его рано проявившуюся гениальность, чтобы вы хотя бы мысленно прошли по аллеям старого парка, по сырой глинистой тропе, обросшей по краям кустарником, отдохнули в беседке. Чтобы в молчании постояли в подземелье перед свинцовым гробом поэта, освещенным пламенем свечей. Чтобы вошли в хранящий память о поэте, о его жизни, стоящий над прудом тархановский дом. Чтобы показать, что Тарханы на всю жизнь остались для М.Ю.Лермонтова живительным источником, питавшим эго поэзию.
классный час_Аманбаева М.М..doc

КЛАССНЫЙ ЧАС

«ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ В ЛЕРМОНТОВСКИЙ МУЗЕЙ-

ЗАПОВЕДНИК «ТАРХАНЫ»

(1-4 класс)

                                                                                               Автор разработки:

                                                                                               учитель начальных классов

                                                                                              МБОУ «СОШ № 13

                                                                                              с УИП эстетического цикла»

                                                                                              Аманбаева Менлизат Мовлиевна

                                                                                              (первая квалификационная категория)

                                                             АННОТАЦИЯ

                Вы совершите экскурсию в лермонтовский музей-заповедник «Тарханы» для того, чтобы познакомиться с жизнью М.Ю.Лермонтова в Тарханах. Показать необычность судьбы Лермонтова с детства, его рано проявившуюся гениальность, чтобы вы хотя бы мысленно прошли по аллеям старого парка, по сырой глинистой тропе, обросшей по краям кустарником, отдохнули в беседке. Чтобы в молчании постояли в подземелье перед свинцовым гробом поэта, освещенным пламенем свечей. Чтобы вошли в хранящий память о поэте, о его жизни, стоящий над прудом тархановский дом. Чтобы показать, что Тарханы на всю жизнь остались для М.Ю.Лермонтова живительным источником, питавшим эго поэзию.

 

                               ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ В ЛЕРМОНТОВСКИЙ МУЗЕЙ-

 

                                                       ЗАПОВЕДНИК «ТАРХАНЫ»

 

ТЕМА: Знакомство с имением М.Ю.Лермонтова Тарханы.

 

ЦЕЛЬ:  Знакомство учащихся с жизнью М.Ю.Лермонтова в Тарханах.

Задачи:

            1. Показать необычность судьбы Лермонтова  с детства, его рано проявившуюся

             гениальность.

            2.Воспитывать любовь  к русской поэзии.

 

Маршрут заочной экскурсии:

1. Дом в Москве, где родился М.Ю.Лермонтов.

2. Тарханы (общий вид).

3. Церковь Марии Египетской.

4. Река Милорайка.

5. Пруды: Большой, Средний, Барский.

6. Сады: Дальний, Средний, Круглый.

7. Беседка.

8. Дом ключника.

9. Дуб, посаженный М.Ю.Лермонтовым.

10.Барский дом:

     - зала;

     - классная комната;

     - комната М.Ю.Лермонтова.

11.Комната бабушки Е.А.Арсеньевой.

12.Церковь Архангела Михаила.

13.Фамильная усыпальница Арсеньевых.

 

                                               КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА

 

                                                 М.Ю. ЛЕРМОНТОВ (1814-1841)

 

 

                                                                                                          «Мы      узнаем    в   нем   поэта

                                                                                                           русского, народного, в высшем

                                                                                                          и    благороднейшем   значении

                                                                                                          этого слова».

                                                                                                                                       В.Г.Белинский

 

  Портрет          

    поэта

 

 Великий русский поэт (слайд).

 

Учитель (читает слова В.Г.Белинского) :

Так писал о великом русском поэте М.Ю.Лермонтове литературный критик В.Г.Белинский.   

 

            Мы видим годы рождения и смерти поэта. Коротким был жизненный путь поэта – 27 лет. В 2014 году будет праздноваться 200-летний юбилей со дня рождения великого русского поэта. Этот юбилей является знаковым событием для всей России.

Ребята, а вы что-либо знаете о М.Ю. Лермонтове? (Ответы детей.)

О жизни поэта вы знаете, но пока очень мало. В старших классах вы будете подробно знакомиться с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова. Сегодня ученики 5 класса познакомят вас с жизнью М.Ю.Лермонтова в Тарханах. Вы побываете в тех местах, где протекало детство Лермонтова.

Дом в Москве (слайд).

 

Ученик: В Москве на Красных Воротах  когда-то стоял дом, где родился М.Ю.Лермонтов в ночь со 2 на 3 октября 1814 года. Сейчас на этом месте мы видим памятник поэту и надпись на нем: «На этом месте находился дом, где 3 октября 1814  года родился великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов». (показываю слайд.) Много слов посвятил поэт этому городу.

 

Читает ученик:

Москва! Москва! …люблю тебя как сын

Как русский,- сильно, пламенно и нежно!

Люблю священный блеск твоих  седин

И этот Кремль зубчатый, безмятежный…

 

Ученик: Проведя в Москве зиму, семья Лермонтовых переезжает в Тарханы, пензенское имение Е.А.Арсеньевой, бабушки Михаила Юрьевича.

            Есть много памятных мест, где жил и работал Михаил Юрьевич Лермонтов. Однако, мало кто сумел побывать в тех местах, где протекало детство Лермонтова.

 

Учитель: Сегодня мы совершим заочную экскурсию в заповедный уголок Пензенской области – Тарханы. В край, где все напоминает о поэте. Здесь рос и воспитывался маленький Миша. Здесь прошли 12 лет жизни поэта – почти половина его короткого жизненного пути, сюда он возвращался, но уже взрослым (показываю слайд).

 

Ученик: Село Тарханы раскинулось среди необозримых полей, лесов и извилистых речушек. Лермонтов в своих стихах пишет об этих местах (показываю слайд).

 

Читает ученик:

Прекрасны вы поля земли родной,

Еще прекрасней ваши непогоды;

Туман, здесь овладевает неба своды!

Здесь степь раскинулась лиловой пеленой,

И так она свежа, и так родня с душой,

Как будто создана лишь для свободы.

 

Ученик: Раньше село Тарханы называлось Никольским. Жители Тархан издавна занимались хлебопашеством, скупали мед, сало, шерсть, но больше всего шкуры домашних животных. Выделывали мех и продавали далеко за пределами своей округи. Таких скупщиков, которые разъезжали по селам, называли тарханами. Отсюда и название села – Тарханы.

            Из Москвы ранней весной 1814 года прибыли родители Миши в Тарханы. Они привезли сына с собой.

 

Ученик: Мы видим портреты родителей поэта.

Отец Михаила Юрьевича – Юрий Петрович Лермонтов – молодой, но уже вышедший в отставку офицер.

Мать поэта – Мария Михайловна – была нежна и мечтательна. Мария Михайловна была одарена душою музыкальною. Очевидцы вспоминают: Посадив сына Мишу к себе на колени, она заигрывалась на фортепиано, а он, прильнув к ней головкой, сидел неподвижно. Звуки музыки как бы потрясали его младенческую душу, и слезу катились по его личику (слайд).

Перед вами портрет Елизаветы Алексеевны Арсеньевой – бабушки поэта. Это  была гордая, властная и суровая помещица (слайд).

 

Ученик: Мише не исполнилось и трех лет, как умерла его мать. Она похоронена в Тарханах. Вместе с горем в Тарханы пришла и вражда. Здесь происходили тяжелые объяснения между отцом Лермонтова и его бабушкой, по требованию которой Юрий Петрович (отец Миши) был вынужден отказаться от воспитания сына.

 

Ученик: Смерть дочери глубоко потрясла Елизавету Алексеевну. Она не захотела жить в доме, где произошла эта трагедия. Дом был снесен, а на его месте  Арсеньева построила церковь Марии Египетской – в память о дочери. Это единственное здание в усадьбе, которое дошло до нас в своем первозданном виде (показываю слайд).

            М.Лермонтов, будучи ребенком, часто  бывал на исповедях и причастиях. (Первая запись о Лермонтове была сделана, когда ему был всего лишь один год.) Интересна страница в другой книге – в 1821 году Лермонтов записан в качестве крестного отца у пяти младенцев – детей тархановских дворовых.

            Для себя с внуком Елизавета Алексеевна поставила в саду деревянный дом с мезонином, с балконами.

Ученик: Сейчас в бывших Тарханах музей-заповедник. И нашу заочную экскурсию мы начнем с главной и самой значительной части заповедника – барской усадьбы. В центре усадьбы на широкой зеленой поляне стоит барский дом (слайд). На окраине имения находились дубовые рощи, где брала начало небольшая речушка Милорайка (слайд).

 

Читает ученик:

Все тихо – полная луна

И возле берега волна

С холодным резвится лучом

 

Ученик: По ее руслу были устроены пруды, окружавшие усадьбу с трех сторон – Большой пруд, Средний пруд и Барский пруд (слайды).

 

Читает ученик:

Зеленой сетью трав подернут

Спящий труд

А за прудом село дымится – и встают

Вдали туманы над полями..

 

Ученик: В Тарханах будущего поэта окружала прекрасная природа. К барскому дому примыкал старый парк с тремя садами: Дальним (где Лермонтов любил уединяться), Средним садом и Круглым садом – соединенным липовой аллеей с дубовой рощей (слайды). 

 

Читает ученик:

В аллею темную вхожу я, сквозь кусты

Глядит вечерний луч, и желтые листы

Шумят под робкими шагами.

 

            В саду есть местечко, живописно обросшее черемухой и акацией. Здесь в лермонтовское время стояла беседка, где Лермонтов любил помечтать (слайд).

            Именно в Тарханах поэт полюбил красоту родной природы. Это мы можем прочувствовать, прослушав строки из стихотворения «Осень»:

 

Читает ученик:

Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят,

Лишь в бору поникли ели

Зелень мрачную хранят.

 

Ученик: Бабушка Елизавета Алексеевна все свое внимание, всю любовь сосредоточила на внуке. В Тарханах все было подчинено заботе о нем. Чтобы Миша не скучал, в Тарханы приглашались его сверстники – они учились вместе с Лермонтовым и были товарищами его детских игр. Катание с гор зимой, лесные прогулки летом, игры в войну (до сих пор в Тарханах сохранились остатки траншей, где разыгрывали сражения) (Слайды), верховая езда, забавы с маленьким оленем и лосем, специально привезенными из Москвы, катание на качелях, устроенных на огромном вязе около дома, - этот счастливый мир детства должен был сделать Лермонтова гармоничным человеком, защитить от грядущих бурь и бед.

 

Ученик: В парке каждая дорожка ведет к памятному лермонтовскому месту. У Среднего сада стоит могучий дуб – его когда-то посадил Лермонтов (слайд). 

 

Читает ученик:

Высокий дуб, краса холмов,

Перед явлением снегов

Роняет лист, но вновь весной

Покрыт короной листовой

И, зеленея в жаркий день,

Прохладную он стелет тень,

И буря вкруг него шумит

Но великана не свалит…

 

Но, дуб по преданию посаженный Лермонтовым, погиб от урагана 11 июня 1995 года.

 

Ученик: С младенческих лет мальчика окружали дворовые люди. К ним он относился с большим уважением и сочувствием, любил слушать их песни. Позже он писал: «…если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду ее искать, как в русских песнях».

 

Ученик: Маленький Миша любил смотреть народные гуляния, праздники. А.П.Шан-Гирей – троюродный брат Лермонтова – вспоминал: «Зимой на пруду мы разбивались на два стана и перекидывались снежными комьями; на плотине с сердечным замиранием смотрели, как православный люд, стена на стену, сходились на кулачки, и я помню, как раз расплакался Мишель, когда Василий садовник выбрался из свалки с губой, рассеченной до крови».

 

Ученик: В  лермонтовское понятие отчизны, народа навсегда вошли знакомые с детства образы крестьян, русской деревни, родной природы. Мир тархановской деревни времен Лермонтова раскрывается в экспозиции Дома ключника (слайд). Сам домик заставляет вспомнить о человеке, который долгое время опекал Лермонтова, был ему предан. Здесь жил Андрей Иванович Соколов, дядька поэта. Лермонтов находился на попечении Соколова с двухлетнего возраста. Андрей Иванович заботился о нем, сопровождал в Москву, Петербург и на Кавказ.  Тарханы посетил пензенский журналист. В очерке о Тарханах он рассказал о Соколове:

 

Ученик: На дворе, в ста шагах от дома, построен маленький фитилек, где давно проводит грустные дни бывший слуга Лермонтова – дряхлый, слепой старик, когда-то всей душой преданный поэту. В 1843 году Соколов получил вольную, но до конца дней  своих жил в Тарханах, в доме ключника. Андрей Иванович умер в 1875 году и погребен в Тарханах. При жизни он  бережно хранил вещи, принадлежавшие когла-то Лермонтову. Благодаря ему, часть этих вещей сохранилась до наших дней (слайд).

 

 

Ученик: Михаил Юрьевич уважал простых людей. Его мечтой было построить всем своим крестьянам каменные дома. Здесь мы видим людскую избу. Потомки тарханских крестьян называли Лермонтова «добрым». Они поведали, что поэт раздал 25 десятин своего леса, чтобы местные жители построили новые избы (слайд).

Ученик: А сейчас войдем в барский дом, но посетим лишь те комнаты, которые нам могут больше рассказать о Михаиле Лермонтове.

 

Читает ученик:

И если как-нибудь на миг удастся мне

Забыться, памятью к недавней старине

Лечу я вольной, вольной птицей,

И вижу я себя ребенком и кругом

Родные все места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей.

 

Зала (слайд). Бабушка Елизавета Алексеевна была гостеприимной хозяйкой. В зале собирались родственники и соседи, вели долгие разговоры о России, крестьянах, ценах на хлеб. Вот как об этом рассказывает биограф Лермонтова: «Святками каждый вечер приходили в барские покои ряженые из дворовых, плясали, пели. Зал заполнялся девушками, приходившими петь песни. (Ученики исполняют песню).

 

            Кресла карельской березы с лепными позолоченными спинками и узорчатыми сиденьями, столик красного дерева, бронзовые с позолотой канделябры и бра знакомят нас с обстановкой дворянского в начале 19 века.                                                                     Фамильные портреты доносят хрупкость и нежность облика Марии Михайловны (матери Лермонтова), расскажут о характере Юрия Петровича. В центре – Лермонтов 3-х лет, в белом платьице, похожий на девочку, с карандашом и листом бумаги в руке.

 

Ученик: На старинном рояле лежит женский платок из тонкого батиста с кружевом, принадлежавший Марии Михайловне (матери Лермонтова), рядом автограф Лермонтова из московских тетрадей: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она произвела бы прежнее действие. Ее певала покойная мать».

 

Ученик: Здесь мы видим гостиную, где отдыхали гости (слайд).

 

Ученик: Комната бабушки Михаила Лермонтова – Елизаветы Алексеевны Арсеньевой (слайд).

 

Ученик: Классная комната (слайд) – была специально отведена для занятий маленького Миши науками. Здесь мы видим второй его портрет. Родные так вспоминают десятилетнего поэта: «в зеленой курточке, темноволосый, с белокурым клоком надо лбом, с черными блестящими глазами». С шести лет мальчика начинает учить его двоюродный брат М.А.Пожогин-Отрашкевич. Лермонтов учился прилежно, был очень настойчивым. Бабушка наняла для внука учителей-французов из Петербурга. Лермонтов прошел курс домашнего обучения. Учебники русского и латинского, книги по истории и математике, географический глобус и другие школьные принадлежности дают представление о предметах, которые мальчик изучал в Тарханах.

 

Ученик: Троюродный брат и друг детства А.П.Шан-Гирей пишет в своих воспоминаниях: «Вообще Миша был счастливо одарен способностями к искусствам; с детства будущий поэт любил рисовать. Он писал акварелью, лепил. Из крашеного воска мальчик создавал целые картины. А зимой Миша любил делать из снега огромные фигуры, вызывающие большой интерес даже у взрослых (слайды).  В домашней жизни своей Лермонтов был почти всегда весел, ровного характера, часто занимался музыкой, а больше всего рисованием.

 

Ученик: Комнаты Лермонтова. Первая комната Лермонтова наверху (слайды) в мезонине: два кресла из тарханского дома, личные вещи поэта (слайд) – портсигар, трубка, дорожная ш  таланте Лермонтова художника дают представление его картины (слайды).

 

Ученик: Вторая комната (слайд) обставлена как рабочий кабинет поэта. Центральное место занимает старинный письменный стол с книгами и рукописями, над ним – портреты любимых писателей: Пушкина, Байрона, Скотта. Здесь работал поэт, когда приезжал погостить к бабушке. Михаил Юрьевич писал своему товарищу С.А.Раевскому: «Я теперь живу в Тарханах, у бабушки, слушаю, как под окном воет метель…Пишу четвертый акт новой драмы.»

            Чайная комната (слайд) – здесь любил отдыхать поэт.

 

Ученик: С  Лермонтовских времен без изменений  сохранилось здание церкви Михаила Архистратига . Эту церковь было решено поставить вместо церкви Николая Чудотворца, за ветхостью уничтоженной. Архангел Михаил считался покровителем Лермонтова. В церкви Михаила Архистратига двое суток стоял гроб с прахом поэта, доставленный в Тарханы из Пятигорска (слайд). Сейчас в здании церкви Михаила Архистратига – литературная композиция, рассказывающая о жизни и творчестве Лермонтова со времен переезда его из Тархан в Москву и до трагической гибели поэта.

 

Ученик: От церкви дорожка ведет к небольшой кирпичной часовне, ставшей фамильной усыпальницей членов семьи Арсеньевых (слайд). В часовне находятся памятники: самый большой черного мрамора поставлен над могилой поэта (слайд). На нем позолоченным лавровым венком вырезана надпись: «Михайло Юрьевич Лермонтов» и даты с двух боковых сторон: «Родился 1814 года, 3 октября» и «Скончался 1841 года, 15 июля». Здесь же находятся памятники Марии Михайловны (матери поэта), Елизаветы Алексеевны (бабушки) и Михаила Васильевича (деда поэта). Между часовней и церковью Михаила Архистратига появилась еще одна могила – отца поэта.

 

Ученик: В 1939 году в барском доме открылся дом-музей поэта, преобразованный спустя 5 лет в музей-усадьбу. В 1969 году был создан государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы», заочную экскурсию в который мы провели. И дом, и пруды. И аллеи, старинные вязы и дубы – все здесь сохранено, как это было при жизни Лермонтова. Люди бережно хранят память о великом русском поэте.

 

Учитель: Закончить нашу экскурсию я хочу словами писателя Ф.В.Гладкова: «Лермонтов – первый, кто потряс меня  на всю жизнь и останется навсегда любимым поэтом. Я мечтал увидеть Тарханы, дом, где он жил в раннюю пору своей жизни. Понятно мое волнение, когда я увидел эти места. Эти дорогие минуты я не забуду. Кажется, что я почувствовал живого, трепетного, с огненной душою Михаила Юрьевича».

            Мы видим памятник Лермонтову в Тарханах (слайд).

 

Ученик читает:

Я родину люблю

И больше многих: средь ее полей

Есть место, где я горесть начал знать

Есть место, где я буду отдыхать,

Когда мой прах, смешавшийся с землей,

Навеки прежний вид оставит свой.

 

Учитель: Нашу экскурсию мы провели для того, чтобы вы хотя бы мысленно прошли по аллеям старого парка, обошли Большой пруд. Чтобы вы вошли в хранящий память о поэте, о его жизни, стоящий над прудом тарханский дом.

            Это было ваше первое знакомство  с жизнью поэта.

 

Рефлексия: Какое чувство возникло у вас после посещения музея-заповедника «Тарханы»?

 

Обратите внимание на выставку книг М.Ю.Лермонтова. Мне кажется, у вас возникло желание взять в руки книги попросить своих родителей почитать вам стихи.

 

 

                                             ИЛЛЮСТРАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ,

                                          ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ХОДЕ ЭКСКУРСИИ:

 

 

 

1.      Фотоальбом «Кругом родные все места». Составитель А.Бархатов. М.:Планета

2.      Портреты Лермонтова М.Ю., Лермонтовой М.М., Арсеньевой Е.А.

3.      Карта-план музея-заповедника Тарханы. Путеводитель по лермонтовским местам.М.:Профиздат

4.      Репродукции картин М.Ю.Лермонтова ________http://mmmsayt.ru/m-yu-lermont__

5.      Официальный сайт. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», автор Суматохина Ирина Валерьевна, учитель русского языка и литературы

6.      Материалы к уроку литературы «Заочная экскурсия в лермонтовский музей-заповедник «Тарханы». Автор разработки учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 59 г.______ Воробьева Лариса Ивановна _____ http://school59.edu.yar.ru/tvorchestvo_uchashchihsya_i_pedagogov/raboti_uchiteley


7.      Скачано с www.znanio.ru

КЛАССНЫЙ ЧАС «ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ

КЛАССНЫЙ ЧАС «ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ

М.Ю.Лермонтова. 11.Комната бабушки

М.Ю.Лермонтова. 11.Комната бабушки

Есть много памятных мест, где жил и работал

Есть много памятных мест, где жил и работал

Лермонтов записан в качестве крестного отца у пяти младенцев – детей тархановских дворовых

Лермонтов записан в качестве крестного отца у пяти младенцев – детей тархановских дворовых

Лермонтова гармоничным человеком, защитить от грядущих бурь и бед

Лермонтова гармоничным человеком, защитить от грядущих бурь и бед

Ученик : А сейчас войдем в барский дом, но посетим лишь те комнаты, которые нам могут больше рассказать о

Ученик : А сейчас войдем в барский дом, но посетим лишь те комнаты, которые нам могут больше рассказать о

Лермонтов был почти всегда весел, ровного характера, часто занимался музыкой, а больше всего рисованием

Лермонтов был почти всегда весел, ровного характера, часто занимался музыкой, а больше всего рисованием

Когда мой прах, смешавшийся с землей,

Когда мой прах, смешавшийся с землей,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2021