Классный час «Земляки – гордость наша!»
Цель: увековечение памяти о Победе в Великой Отечественной войне, формирование у младших школьников чувства гордости и уважения к землякам-фронтовикам.
Задачи:
Развивать интерес к историческим событиям и судьбам людей, сохранивших мир на земле.
Содействовать сохранению исторической память о героях – земляках.
Формировать важнейшие качества личности: уважение старшего поколения, чувства гордости за свой народ, свою Родину, свою страну
Для решения поставленной цели и задач были использованы: фотографии из архивов родственников участников войны, награды и медали фронтовиков, фрагменты видеоклипов «О той весне», «Они живы пока мы их помним», музыкальное сопровождение «Журавли», «День Победы», «А закаты алые», отрывок из поэмы Р.Рождественского «Реквием», презентация «Хроники о Великой Отечественной войне».
Приглашенные гости: дочь участника войны Антропова Татьяна Павловна, правнучка Тихонова Парфирия Ивановича Анастасия.
Ход мероприятия
Фрагмент видеоклипа «О той весне»
Ученики читают отрывок из поэмы Р. Рождественского «Реквием» (фоном звучит мелодия из песни «Журавли»)
1 ребенок:
Помните!
Через века,
Через года, -
Помните!
О тех,
Кто уже не придет
Никогда, -
Помните!
В горле сдержите стоны,
Памяти
Павших
Будьте
Достойны!
Вечно достойны!
Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
Жизнью
Просторной,
Каждой секундой,
Каждым дыханьем
Будьте
Достойны!
2 ребёнок:
Люди!
Покуда сердца
Стучатся, -
Помните!
Какой ценой
Завоевано счастье, -
Песню свою
Отправляя в полет, -
Помните!
О тех,
Кто уже никогда не споет, -
Помните!
Детям своим
Расскажите о них,
Чтобы запомнили!
Детям
Детей
Расскажите о них,
Чтобы тоже
Запомнили!
3 ребёнок:
Во все времена
Бессмертной Земли
Помните!
К мерцающим звездам
Ведя корабли, -
О погибших
Помните!
Встречайте трепетную весну,
Люди Земли.
Убейте войну,
Прокляните
Войну,
Люди Земли!
Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет
Никогда, -
Заклинаю, -
Помните!
(на фоне презентации «Хроник о Великой Отечественной войне»)
Учитель: Мы все родились после Великой Отечественной войны. Детство у нас доброе, чистое, мирное – да, так и должно быть…
Но было очень страшное время для всей нашей страны.
22 июня 1941 года в 4 часа утра немецкие войска со своими союзниками (Венгрией, Италией, Румынией и Финляндией) перешли границу Советского Союза. Так началась ВОВ. Первым принял на себя удар фашистской армии город Брест в Белоруссии. 3,5 тысячи человек против целой дивизии, усиленной танками, самолетами, артиллерией.
Во вторую мировую войну было вовлечено 72 государства. Мобилизовано около 110 млн. человек. По приблизительным данным погибло около 62 млн. человек, из которых 27 млн. составляют граждане Союза Советских Социалистических Республик.
Подрастающее поколение должно знать и помнить о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны, иметь представление о том, какие огромные потери понесла советская армия на полях ожесточенных сражений и на оккупированных врагом территориях. Нам необходимо помнить о тех людях, благодаря которым мы сегодня живем и радуемся каждому дню.
— Что вы, ребята, представляете, когда слышите слово «Война»?
— Что вы представляете, когда слышите слово «Мир»?
Практическое задание «Война и мир»
Каждый ребенок подходит к доске и распределяет слова по двум группам:
Мир:
Земля, свет, общество, договор, радость, дружба, согласие, единство, спокойствие, примирение, идиллия
Война:
Вражда, боевые действия, кровопролитие, страх, боль, слёзы, потеря.
Учитель: Сегодня у нас в гостях дочь нашего земляка, одного из участников той страшной войны, Антропова Татьяна Павловна, которая расскажет нам о своем отце, Горбунове Павле Александровиче, человеке, который сделал всё, чтобы над нами было мирное небо.
Выступление гостя
Мой папа, Павел Александрович, был призван Иланским райвоенкоматом к военной службе в 1941 году. Имея образование 7 классов, сразу был направлен в Вилинское техническое училище курсантом миномётного отделения, где готовили радистов телеграфистов для работы в разведке в тылу врага.
Я даже посвятила ему стихи.
Шагнул в войну он в девятнадцать!
Тогда сирень вокруг цвела.
Его любимая «Тальянка»
Призывно девушек звала…
Фашистом прерван звук «Тальянки»,
И надо Родину спасать!
Шагнул в войну он в девятнадцать.
Ушел связистом воевать.
За родинку на носу отца забраковали. Никак не мог понять солдат, почему он не может стать разведчиком?
«Разведчик не должен иметь выраженных примет», - объяснил ему командир батареи. После окончания курсов зачисляют Павла в 1238 стрелковый полк 372 стрелковой дивизии радиотелеграфистом. Тогда еще он не знал, что радист на войне – не только ответственная и необходимая профессия, но и опасная.
Когда земля содрогалась от разрывов бомб и грохота гитлеровских танков, не задумываясь о смерти, он обеспечивал дивизии связью.
Среди тяжелых боев были и затишья, в которые папа писал письма домой и мечтал о том времени, когда встретится со своими родными, заведёт свою семью и будет жить в любви и мире.
В будущем его мечты сбылись, но тогда, в тяжелое военное время, только песня наполняла солдат новыми силами, отвагой и храбростью.
Еще мальчишкой научил мой дедушка играть его на гармони, и не зря! Досталась солдату фронтовая гармонь, которая сопровождала его в нелегких боях под Сталинградом.
Он рассказывал, как однажды зашёл в землянку командир полка с гармошкой в руках и спросил: «Гармонисты есть?!» «Есть!» - ответил папа. «Так бери гармонь, весели бойцов!»
Отец спас много жизней, но получил осколочные ранения в ноги.
Под огнём смертоносным
Связь со штабом держал.
Был обстрел перекрёстным
Лес окрестный дрожал.
«Тяжело был я ранен»,
- Внукам он говорил.
Ноет ночью всё тело.
Стонет старый солдат.
Бил фашистов за дело,
Защищал Сталинград.
К концу войны на груди Павла Александровича висели медали «За отвагу», «За боевые заслуги», орденом «Отечественной войны 1 степени», орденом «Жукова» (показывает медали своего отца)
Все рассказы отца о войне отразила я в стихах и рассказах. И дети, и внуки знают, как сражался их дед и прадед.
А теперь я готова ответить на все ваши вопросы. (дети задают вопросы дочери участника ВОВ)
Учитель: Ребята, сегодня у нас ещё одна гостья, бывшая ученица нашей школы, Тихонова Анастасия, её прадед, Тихонов Парфирий Иванович, был участником Великой Отечественной войны. Настя много знает из рассказов своих родственников про ветерана и с радостью поделится своими знаниями с нами, ведь она гордиться таким прадедом.
(рассказ Анастасии сопровождается фотографиями)
Анастасия: Провожала на фронт солдата большая и дружная семья: отец и мать – Тихоновы Аграфена Ивановна и Иван Александрович и пять сестер: Пелагея, Александра, Прасковья, Анна и Екатерина.
Впервые, оторвавшись от семьи и дома, оказавшись за тысячи километров от них, все, что связывало и согревало юного солдата с родными это письма-треугольники. Некоторые письма с фронта до сих пор бережно хранит мой дядя Женя, внук Парфирия Ивановича.
После боев под Старой Руссой прадедушку зачислили артиллеристом-наводчиком 776 минометного полка. Миномет в то время был незаметным в бою, надежной опорой стрелковых подразделений.
В боях, благодаря расчетам Парфирия Ивановича, было остановлено много танков и захвачено несколько машин с пехотой.
«Ловко получалось, - вспоминал он, - идут танки, подпустим их на 300-200 метров и тогда открываем огонь».
В одном из боев он и получил контузию. Шесть месяцев пролежал в госпитале в городе Балашово, пока не восстановились речь и слух. И снова в строй! И снова в бой!
Участвовал в освобождении Украины и Молдавии, прошел с боями Румынию и Венгрию, а День Победы встретил в Болгарии, где прослужил еще два года. Он вернулся в родную деревню Едет и наполнился дом радостью и счастьем.
Дорога к Победе пролегала через множество препятствий. На груди солдата медаль «За победу над Германией», Орден славы 3 степени (показ медалей) Парфирий Иванович говорил: «Не в цацках дело…» - и надолго замолкал, видимо вспоминал то страшное время.
Дети задают вопросы правнучке участника ВОВ
Учитель: В нашем поселке Инголь и деревне Едет немало было людей, которые защищали нашу страну, свои семьи от врагов. Конечно, сегодня уже нет никого из тех отважных и смелых солдат, но память о них живет до сих пор в наших сердцах.
И спустя много лет, мы бережно храним о них воспоминания. Благодаря им над нами сегодня мирное небо!
Видеоролик «О героях былых времен»
https://cloud.mail.ru/public/uGro/qma2PVVW9
Учитель: В заключении нашего мероприятия ученик 6 класса Андрей Гаврис исполнит песню «День Победы», вы, ребята, можете подпевать всем известную композицию.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.