Классный час: «Знание – Ответственность – Здоровье».
Цель: - осмысление уже имеющейся информации, доведение ее до уровня научного знания и до практических компетенций.
Задачи:
- развитие умений формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение и позицию в отношении способов снижения рисков ВИЧ-инфицирования;
- повысить мотивацию на здоровый и безопасный образ жизни;
- содействовать формированию позитивных жизненных ориентиров и планов;
- содействовать выработке моделей безопасного поведения в различных трудных жизненных ситуациях;
- актуализировать знания о ВИЧ-инфекции, поведенческих факторах риска.
Участники: организатор-ученик, учитель-эксперт, врач-эксперт, обучающиеся.
Форма проведения: дискуссия, игра, «мозговой штурм».
Технологии: технологии, направленные на развитие навыков рефлексивно-оценочной деятельности, формирование субъектной позиции ее участников в осознанном выборе здорового образа жизни, предупреждении рискового личного и социального поведения.
Оборудование: плакаты с информацией по теме; листы бумаги для записи каждой группе; карточки с ситуациями; таблички: «нейтралитет», «+», «-«; жетоны; инструкции проведения групповой дискуссии и групповой игры; ленточки, значки, наклейки; презентация.
Актуальность темы.
По темпам роста заболеваемости ВИЧ-инфекцией Россия вышла на 3-е место после Южноафриканской республики и Нигерии. 64% всех новых диагнозов ВИЧ в Европе приходятся на Россию.
На начало 2017 года общее число случаев ВИЧ-инфекции среди граждан России достигло 1 114 815 человек (в мире — 36,7 миллионов ВИЧ-инфицированных, в т.ч. 2,1 млн. ДЕТЕЙ). Из них умерло по разным причинам (не только от СПИДа, а от всех причин) 243 863 ВИЧ-инфицированных. В декабре 2016 г. 870 952 россиян жили с диагнозом ВИЧ-инфекция.
На 01 июля 2017 года число ВИЧ-инфицированных в России составило 1 167 581 человек, из них умерли по разным причинам 259 156 человек (в 1-ом 8 полугодии 2017 года уже умерло 14 631 ВИЧ-инфицированных, что на 13,6% больше, чем за 6 месяцев 2016 года.). Показатель пораженности населения РФ ВИЧ-инфекцией в 2017 году составил 795,3 зараженных ВИЧ на 100 тысяч населения России (в 2016 году - 594,3 на 100 тыс. чел.).
С 2005 г. в стране регистрируется рост количества новых выявленных случаев заражения ВИЧ, в 2011-2016 годах ежегодный прирост составлял в среднем 10%.
Больше всего новых случаев в 2017 году выявлено в Кемеровской, Иркутской, Свердловской, Челябинской, Томской, Тюменской областях, а также в Ханты-Мансийском автономном округе.
Высокая пораженность ВИЧ-инфекцией (более 0,5% от всей популяции) зарегистрирована в 30 наиболее крупных и преимущественно экономически успешных регионах, где проживало 45,3% населения страны.
К наиболее пораженным субъектам Российской Федерации относятся: Свердловская область (зарегистрировано 1647,9 живущих с ВИЧ на 100 тыс. населения — 71354 чел.), Иркутская область (1636,0 на 100 тыс. населения — 39473 чел.), Кемеровская область (1582,5 на 100 тыс. населения — 43000 чел.), Московская область (629,3 на 100 тыс. населения — 46056 чел.), г. Москва (413,0 на 100 тыс. населения — 50909 чел.).
За последние 15 лет радикально изменилась возрастная структура среди впервые выявленных больных. В 2000 г. 87% больных получали диагноз ВИЧ-инфекции до 30 лет. На долю подростков и молодежи в возрасте 15-20 лет в 2000 г. приходилось 24,7% вновь выявленных случаев ВИЧ-инфекции, в результате ежегодного уменьшения в 2016 году эта группа составила лишь 1,2%.
В 2016 г. ВИЧ-инфекция преимущественно выявлялась у россиян в возрасте 30-40 лет (46,9%) и 40-50 лет (19,9%), доля молодежи в возрасте 20-30 лет сократилась до 23,2%.
Следует отметить, что при низком уровне охвата тестированием подростков и молодежи, ежегодно регистрируется более 1100 случаев инфицирования ВИЧ среди лиц в возрасте 15-20 лет. По предварительным данным наибольшее количество ВИЧ-инфицированных подростков (15-17 лет) было зарегистрировано в 2016 году в Кемеровской, Нижегородской, Иркутской, Новосибирской, Челябинской, Свердловской, Оренбургской, Самарской областях, Алтайском, Пермском, Красноярских краях и Республике Башкортостан. Основная причина заражения ВИЧ среди подростков — незащищенные половые контакты с ВИЧ- инфицированным партнером (77% случаев у девушек, в 61% у юношей).
В 2016 г. существенно выросла роль полового пути передачи ВИЧ-инфекции. В 2017 году эта тенденция только укрепилась. Более того половой путь обогнал наркотический. Так, в 1-ом полугодии 2017 года доля полового пути заражения ВИЧ составила 52,2%, через употребление инъекционных наркотиков — 46,6%. По предварительным данным среди впервые выявленных в 2016 г. ВИЧ-позитивных с установленными факторами риска заражения 48,8% инфицировались при употреблении наркотиков нестерильным инструментарием, 48,7% — при гетеросексуальных контактах, 1,5% — при гомосексуальных контактах, 0,45% — составляли дети, инфицированные — от матерей во время беременности, родов и при грудном вскармливании. Растет количество детей, зараженных при грудном вскармливании: в 2016 г. было зарегистрировано 59 таких детей, 2015 г. — 47, 2014 г. — 41 ребенок. В 2016 г. зарегистрировано 16 случаев с подозрением на заражение в медицинских организациях при использовании нестерильного медицинского инструментария и 3 случая при переливании компонентов крови от доноров реципиентам.
При сохранении нынешних темпов распространения ВИЧ-инфекции и отсутствии адекватных системных мероприятий по предупреждению ее распространения прогноз развития ситуации остается неблагоприятным.
Изучение факторов, способствующих заражению ВИЧ-инфекцией, позволило констатировать, что, в основном, это заражение обусловлено «рискованным» поведением, способствующим реализации ведущих путей передачи вируса от человека человеку – через кровь и половые контакты.
Многолетний опыт изучения особенностей распространения эпидемии показывает, что молодежь особенно уязвима к ВИЧ в силу рискованного сексуального поведения и употребления ПАВ из-за недостаточного информирования о сущности и путях распространения ВИЧ-инфекции, а также по целому ряду других социальных и экономических причин. В связи с распространением среди молодёжи таких явлений как татуировки и пирсинг, появляются новые обстоятельства, которые увеличивают число ситуаций с риском ВИЧ-инфицирования.
По оценкам экспертов ВОЗ, снизить темпы развития эпидемии возможно, в первую очередь, за счет просвещения людей с целью изменения их поведения. Принимая во внимание международный опыт борьбы с эпидемией ВИЧ-инфекции и опыт, накопленный в России, можно предполагать, что превентивное обучение в области ВИЧ/СПИД позволит не только уменьшить угрозу заражения, но и создать у подрастающего поколения установки на формирование навыков здорового образа жизни и ответственного поведения.
План.
1. Вступительное слово организатора.
2. Основная часть.
2.1. Конкурс: «Научные факты и мифы о ВИЧ».
2.2. Жизненные ситуации, в которых мы можем оказаться.
2.3. Групповая дискуссия «ЭТО МОЯ ПОЗИЦИЯ!».
2.4. Учебная игра «Проектная инициатива «Ответственное поведение – ресурс здоровья».
3. Заключение. Рефлексивно-оценочная часть.
Ход мероприятия:
1. Вступительное слово организатора.
1 декабря проходит ежегодный Всемирный День борьбы со СПИДом. В этом году он проходит под лозунгом: «Мое здоровье – мое право» и в том числе: право на качественную информацию, потому что чем более у нас информированное общество, тем больше наши люди живущие с ВИЧ защищены от стигмы и дискриминации.
Мы сегодня будем говорить о жизненных ситуациях в которые мы все можем попадать и ситуации, которые могут быть связаны с рисками поэтому будем оценивать риски и будем говорить о том как себя вести, чтобы избежать заражения.
2. Основная часть (разделиться на 3 команды).
2.1. Научные факты и мифы о ВИЧ
Организатор: первое задание: назовите три научных факта о ВИЧ и три мифа о ВИЧ, которые распространены и которые вы слышали.
Каждая команда представляет ответы.
Учитель-эксперт дает комментарий к названным научным фактам и мифам.
2.2. Жизненные ситуации, в которых мы можем оказаться.
Организатор: перед Вами карточки-листы, на обратной стороне которых записаны ситуации. Ваша задача: определить риски заражения в данной конкретной ситуации и описать модель безопасного поведения.
№ 1. В ресторане, в кафе.
№ 2. В больнице, в поликлинике.
№ 3. На спортплощадке, в фитнес-зале.
Команды по очереди переворачивают карточки-листы и выполняют задание. Остальные думают о том, что можно добавить к ответу группы, с чем согласиться, а с чем нет.
Эксперты комментируют ответы.
2.3. Групповая дискуссии на тему: «Это моя позиция!» (на экран выводится презентация темы групповой дискуссии: «ЭТО МОЯ ПОЗИЦИЯ!»). Пожалуйста, порассуждайте о следующей ситуации, в которой можно оказаться. Для всех она будет одна.
Организатор знакомит участников с целью групповой дискуссии, зачитывает инструкцию.
Инструкция проведения групповой дискуссии:
- организатор предлагает различные утверждения по теме дискуссии;
- все участники расположены в секторе «нейтралитета»; они не могут разговаривать между собой;
- после демонстрации каждого утверждения организатор просит участников найти аргументы «за» или «против» представленного суждения, занимая соответствующую позицию в аудитории, отмеченную как «+» или «–»;
- те, кто согласен, выходит в сектор «+»;
- те, кто не согласен, выходит в сектор «–»;
- группы участников располагаются друг напротив друга; каждому участнику по очереди предоставляется возможность высказать свои аргументы «за» или «против» представленного суждения;
- если аргументы оппонента были убедительны, то участник может перейти на ту или иную сторону, объяснив смену своей позиции;
- когда высказались все участники, слово предоставляется экспертам.
Выполнение задания. Организатор выводит на экран 1-е утверждение и зачитывает участникам следующие утверждения:
Утверждение 1. Человек отвечает только за свои поступки и не несет ответственности за поступки другого. Согласны ли Вы с этим утверждением?
Выступают, те, кто согласны, а потом не согласны.
|
Когда высказались все участники, слово предоставляется экспертам. Экспертные комментарии.
Основная идея экспертной позиции:
Если мы знаем, что кто-то рядом с нами допускает безответственное, опасное для других поведение и ничего не предпринимаем для того, чтобы остановить это, мы тем самым способствуем наступлению негативных последствий и становимся, практически, соучастниками этого опасного действия. Поступки одного человека не могут не затрагивать других людей. Создается жесткая угроза жизни, ценностям здорового образа жизни, увеличивается разрыв в отношениях со значимыми и близкими людьми, родителями.
После экспертных комментариев экспертов участники дискуссии возвращаются в сектор «нейтралитета».
Выполнение задания. Организатор зачитывает на экране 2-е утверждение
Утверждение 2. Вопросы профилактики ВИЧ-инфекции находятся в зоне ответственности государства, а возможности отдельного гражданина в решении этой проблемы минимальны. Согласны ли Вы с этим утверждением? Когда высказались все участники, слово предоставляется экспертам. Экспертные комментарии. Основная идея экспертной позиции: Здесь важны усилия, как государства, так и отдельного гражданина. Государство обеспечивает невозможность передачи инфекции через препараты крови, медицинские инструменты, а также гарантирует бесплатную диагностику ВИЧ-статуса и лечение Ответственность гражданина не менее важна, так он способен не допускать рискованного безответственного поведения, способствующего распространению ВИЧ-инфекции, а также вправе принимать решение о своевременной диагностике и в случае необходимости проявлять приверженность назначенному лечению.
2.4. Учебная игра «Проектная инициатива «Ответственное поведение – ресурс здоровья».
Организатор знакомит участников с целью проектной игры и зачитывает инструкцию.
|
Инструкция к проведению игры:
1. На экран выводится проблемная ситуация. Задание: необходимо выработать пакет проектных идей в режиме «мозгового штурма». Каждый участник группы высказывает свою идею, не ожидая очереди. Идею, высказанную каким-либо участником, желательно развивать. Группа вырабатывает как можно больше идей. После критической оценки наработанных идей, отбирается самая удачная, с точки зрения большинства участников.
Если кто-то из участников не согласен с групповым решением, то он может выдвинуть свою идею индивидуально.
2. Представитель группы озвучивает проектную идею группы.
3. Участники других групп выступают в роли экспертов и отмечают те идеи, которые заслуживают развития (отмечают жетоном). Свои идеи оценивать нельзя.
4. Эксперты комментируют каждую проектную идею, отмечая своим знаком наиболее перспективные способы решения проблемы.
5. Победителем игры считается команда, набравшая большее количество жетонов.
Ход игры:
Организатор зачитывает проблему, которая одновременно демонстрируется на экране.
Проблема 1: В Российской Федерации наблюдается рост числа ВИЧ-инфицированных граждан, что повышает риск распространения этой инфекции. Одной из профилактических мер является тестирование на определение ВИЧ-статуса
Задача: выработайте идеи по стимулированию молодежи, проживающей в нашем регионе, к добровольному тестированию на выявление своего ВИЧ-статуса.
Организатор: сообщите, пожалуйста, о количестве наработанных проектных идей в ваших группах.
Группы сообщают количество наработанных идей (группа, наработавшая большее количество идей, получает жетон от организатора.)
Организатор: предлагаю каждой группе выбрать из наработанных идей наиболее эффективную, обсудив её в группе в течение 1 минуты.
Организатор: Перед выступлением групп, предлагаю другим группам выступить в роли экспертов и отметить те идеи, которые заслуживают развития. Напоминаю, что идеи, предлагаемые группами, следует внимательно слушать и записывать. Идеи других команд желательно развивать.
Вспомним слова Антона Павловича Чехова «Краткость – сестра таланта». Поэтому выступления групп должны быть не более 2 минут.
Организатор: Слово предоставляется проектной группе 1 (2, 3, 4). (Выступают представители от каждой команды.)
Организатор: Уважаемые участники команд! Вам предоставляется время на совещание в течение 1 минуты, чтобы выбрать наиболее удачные идеи (кроме своей) и высказать аргументы для обоснования своего выбора.
Организатор: Выскажите ваши суждения.
Организатор: Уважаемые эксперты! Прошу высказать ваши экспертные суждения. (Эксперты комментируют каждую проектную идею, отмечая своим знаком наиболее перспективные способы решения проблемы.)
Организатор: Спасибо нашим экспертам. Давайте их поблагодарим аплодисментами (аплодисменты).
Организатор: Переходим ко второй проблемной ситуации. При её обсуждении мы будем использовать метод продуцирования новых идей.
Проблема 2: В Российской Федерации зарегистрировано более 900 тысяч людей, живущих с ВИЧ. При этом лишь 48% молодых людей считают, что совместное обучение с ВИЧ-положительными детьми – это нормально, и относиться к ВИЧ-положительным людям нужно как к обычным гражданам.
Задание: Выработайте идеи по профилактике стигматизации людей, затронутых ВИЧ-инфекцией.
Организатор: Предлагаю каждой группе выбрать из наработанных идей наиболее эффективную, обсудив её в группе в течение 1 минуты.
Организатор: Слово предоставляется проектной группе 1 (2, 3, 4). (Выступают представители от каждой команды.)
Организатор: Уважаемые участники команд! Вам предоставляется время на совещание в течение 1 минуты, чтобы выбрать наиболее удачные идеи (кроме своей) и высказать аргументы для обоснования своего выбора.
Организатор: Команд, прошу высказать ваши экспертные суждения (группам, идеи которых были отмечены, получают специальный жетон).
Организатор: Уважаемые эксперты! Прошу высказать ваши экспертные суждения. (Эксперты комментируют каждую проектную идею, отмечая своим знаком наиболее перспективные способы решения проблемы.)
Экспертные комментарии.
Основные идеи экспертной позиции:
Как правило, люди решают сдать анализ на ВИЧ по самым разным причинам, назовем лишь некоторые, а вы выберете то, что вам ближе:
1) Знание о своем положительном ВИЧ-статусе может помочь человеку вовремя получить медицинскую помощь, которая способна предотвратить серьезные и угрожающие жизни заболевания. Например, при наличии ВИЧ-инфекции некоторые инфекции, например туберкулез, должны лечиться по-другому. Также при наличии ВИЧ очень важно следить за показателями иммунитета. Это позволяет вовремя назначить необходимое противовирусное лечение, и предотвратить развитие СПИДа.
2) Знание об отсутствии у себя инфекции, может помочь человеку принять решение о том, как сделать свое поведение наиболее безопасным, чтобы не заразиться ВИЧ.
3) Диагностика ВИЧ-инфекции позволяет предотвратить передачу ВИЧ ребенку во время беременности.
4) Для некоторых людей знание своего ВИЧ-статуса, пусть даже положительного, может быть менее страшным, чем постоянное беспокойство и навязчивые мысли о возможном заражении.
В любом случае, сдача анализа позволяет положить конец мучительной неопределенности, и принимать решения о своей дальнейшей жизни на основе знаний о состоянии своего здоровья.
Иногда люди проходят тестирование на ВИЧ просто из любопытства, всегда интересно узнавать что-то новое о своем организме.
Организатор: Спасибо нашим экспертам. Давайте их поблагодарим аплодисментами (аплодисменты).
Организатор: Уважаемые участники! Подведем итоги нашей игры. Сообщите, сколько жетонов набрала каждая группа. Победителем игры считается команда, набравшая большее количество жетонов.
3. Заключение. Рефлексивно-оценочная часть классного часа.
Организатор: Уважаемые участники! Давайте поблагодарим победителей, всех участников мероприятия, а также экспертов. Переходим к подведению итогов. Прошу всех участников разместиться в кругу (все рассаживаются).
Предлагаю каждому по часовой стрелке высказаться. Вы можете ответить на вопросы:
Какие чувства испытывали?
Что будет способствовать профилактике распространения ВИЧ-инфекции?
Какие идеи понравились больше всего?
Какие идеи оказались для вас новыми?
Другие суждения в форме свободного микрофона.
В качестве символа об окончании урока всем участникам раздается «Красная ленточка», как международный символ борьбы с ВИЧ/СПИДом, объединяющий людей всего мира (Раздаются ленточки, значки, наклейки).
Использованные ресурсы:
Материалы Всероссийской конференции «Актуальные проблемы профилактики асоциального поведения и формирование культуры безопасного образа жизни, профилактики ВИЧ/СПИД среди молодёжи» https://centersot.ru/aids
1 декабря 2018 года отмечается 30-я годовщина Всемирного дня борьбы со СПИДом. Этот день служит напоминанием о необходимости остановить глобальное распространение эпидемии ВИЧ/СПИДа.
В 2018 году тема Всемирного дня: «Знай свой ВИЧ-статус». С 1988 года ответные меры против СПИДа достигли значительного прогресса, и сегодня миллионы людей, живущих с ВИЧ, ведут здоровую и продуктивную жизнь. Но как показывает последний доклад ЮНЭЙДС, все еще есть недостигнутые цели. И одной из оставшихся проблем является знание ВИЧ-статуса.
По данным доклада программы ООН по борьбе со СПИДом за последние семь лет число новых случаев инфицирования в мире сократилось на 18% – с 2,2 млн. (2010 г.) до 1,8 млн. (2017 г.), что почти в два раза меньше, чем в 1996 году - на пике заболеваемости. Лечение антиретровирусными препаратами получают 60% всех инфицированных (21,7 млн. человек).
Тем не менее, даже эти темпы не позволят достичь поставленной цели до 2020 года – по регистрации менее полумиллиона новых случае заболевания и ликвидации эпидемии ВИЧ-инфекции к 2030 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.