Морозова Светлана Николаевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ села Заветное», Энгельсского района, Саратовской области
Классный час для учеников начальной школы.
«День народного единства»
Цель: Создать условия для формирования основ гражданской идентичности личности на базе чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий.
Задачи:
Образовательная:
· познакомить обучающихся с историей возникновения государственного праздника РФ - День народного единства;
· закрепить и расширить знания о государственной символики России.
· пояснить смысл и значение нового государственного праздника, введенного в РФ;
· развивать и углублять знания об истории, культуре и природе родного края и страны;
· реализовать сетевое взаимодействие как средство формирования универсальных учебных действий.
Познавательная:
· Способствовать формированию у обучающихся интерес к истории Российского государства.
Воспитательная:
· воспитывать в школьниках бережное отношению к памятникам истории, культуры и к национальным традициям, традициям родного края;
· развивать и углублять знания об истории, культуре и природе родного края и страны;
· воспитывать и развивать у обучающихся толерантность и культуру межнациональных отношений.
Оборудование: компьютер, слайды, музыкальные фонограммы, государственная символика РФ, икона Казанской богоматери.
Ход мероприятия:
1.Организационная часть
-Всем доброе утро! Улыбнитесь друг другу. Желаю вам хороших эмоций и отличного настроения!
2.Основная часть.
Отгадайте загадку:
Наслаждаться не устану.
Песней жаворонка,
Ни на что не променяю
Милую сторонку!
Теплый ветер принесет.
Аромат смородины,
Так чего дороже нет?
— Нет дороже.
Правильно: Родины
-А как называется наша Родина?
-Россия.
Учитель читает текст Константина Дмитриевича Ушинского:
Наше отечество, наша родина — матушка Россия.
Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.
Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились. В ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.
-Назовите символику России.
(Флаг, герб, гимн.)
-Давайте встанем и исполним гимн России. Исполняется гимн Российской Федерации.
-Столица России (Москва)
-Как называется регион, в котором мы с вами проживаем?
Саратовская область.
-А как называется наша малая родина - наше село?
-Заветное.
-А какое же оно наше село?
Большое, красивое.
-А много ли людей проживает в нашем селе?
-Все верно. В нашем селе проживает много людей. Село наше многонациональное.
-Сейчас мы с вами встанем в круг, и будем передавать мяч по кругу, называя национальности людей, проживающих в нашем селе.
Игра «Мяч по кругу»
(Дети передают мяч по кругу и называют национальность наших земляков)
-Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с этим заданием.
-Скажите, пожалуйста, а что помогает людям разных национальностей, традиций, культуры жить вместе, не ссориться?
(Дружба, понимание, общие взгляды, единение.)
-А как вы понимаете, что такое – Единение?
Правильно. Единение – это когда все люди вместе.
-А как вы думаете, кто такие патриоты?
Это люди, которые любят свою Родину; люди всегда готовы встать на её защиту.
-Что же нас всех объединяет? – (Родина)
-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на нашем занятии?
Правильно, мы будем говорить о Родине, о дружбе, о мире, единении, патриотах.
История возникновения государственного праздника. «День народного единства»
-Кто из вас был в Москве? Были ли вы на Красной площади?
На Красной Площади есть этот памятник (Учитель демонстрирует слайд, на котором изображен памятник Минину и Пожарскому)
-Кто знает, кому он установлен и почему? (Ответы детей)
Рассказ учителя:
Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке свершались подвиги, слагались пословицы, песни, стихи...
Россия — многонациональная страна. Культура каждого народа разнообразна, но одно их объединяет – это любовь к своей Родине.
Но, к сожалению, так было не всегда.
Сейчас мы вернёмся к истории, в 1612 год
Наступило горе страшное, беда.
На Руси не стало Батюшки-царя.
Не оставил он наследства на престол.
Преденденты все поссорились за трон.
В хаос жуткий погрузилась вся страна,
И назвали Черной Смутой, времена.
А Москву поляки грезят захватить.
Чтоб Россию и народ поработить.
Чтобы не было России, как страны.
Чтобы правили вельможи и паны.
Но спасли Россию-матушку тогда
Два отважных, непростых богатыря.
Войско смелое на бой они собрали,
И народу путь к свободе обещали.
«Коли будем мы едины!
Будем мы - непобедимы!»
Рано утром войско двинулось к Москве,
С Божьей Матери иконою в руке,
И прогнали прочь поляков из Кремля,
И все вместе дружно выбрали царя.
Потому, как все единство обрели
На защиту встали матушки-Земли.
Кто же эти два непростых богатыря?
Кузьма Минин был нижегородским старостой. Именно он положил начало народному ополчению. Минин призвал горожан противостоять врагу и организовал сбор войска, в которое вошли люди разных сословий. Это были крестьяне, казаки, стрельцы, дворяне. Вместе с русскими вступали в отряд и другие народы, страдающие от интервенции.
Дмитрий Пожарский стал воеводой организованной армии. Кузьму Минина народ избрал его казначеем и помощником.
Почему это важный день?
Изгнание поляков из России положило конец Смутному времени. Закончилась анархия. Все сословия страны приняли участие в выборе нового царя: казачество, дворяне, крестьяне, бояре, стрельцы и духовенство.
4 ноября стало днём народного единства, символом сплочения для защиты родной земли. Ещё не раз память о нём укрепляла русских людей в борьбе с захватчиками. Даже спустя 401 год, мы вспоминаем эту дату, говоря, что в единстве наша сила и победа. Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин показали себя отважными воинами и мудрыми полководцами. Народ не забыл их подвиг.
На Красной площади в Москве воздвигнут памятник этим мужественным людям. На памятнике написано «Гражданину Минину и князю Пожарскому Благодарная Россия».
Теперь мы празднуем День народного единства, как заслуженный праздник. Ведь и мы горячо любим свою Родину и готовы постоять за нее.
(Заранее подготовленный ученик читает стихотворение:)
Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут:
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья!
Россией зовется общий наш дом!
Пусть будет уютно каждому в нём!
Любые мы трудности вместе осилим.
И только в единстве - сила России!
Рефлексия:
-Ребята, поднимите флажки вверх те, кому понравилось наше занятие, кому было интересно и понятно, кто понял историю возникновения праздника.
Поздравляю вас всех с праздником «Днем народного единства». В этот знаменательный для всего нашего государства день, хотелось бы, чтобы никто из нас не забывал, что лишь в единстве и согласии наш народ - великая сила, что лишь все вместе мы сможем достичь процветания и благополучия нашей страны.
Давайте, поздравим, друг друга, пожелаем больше счастья, добра, любви, меньше невзгод и побольше единства. С праздником!
Звучит песня Татьяны Куртуковой «Матушка-Земля»
Дети исполняют флешмоб.
Источники:
https://www.maam.ru/
https://nsportal.ru/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.