НА ТЕМУ
« наша страна – Россия»
4 «б» класс
Учитель начальных классов
Стаценко М.Ю..
Цели:
1.Формировать устойчивое, уважительное отношение к родной природе.
Создать эмоционально – положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине;
2. Познакомить с символикой Российской Федерации (гербом, флагом, гимном).
3.Развивать кругозор учащихся, обогащать их словарный запас;
Способствовать развитию умения анализировать, обобщать.
Материалы и оборудование:
1.Кроссворд;
2.Географическая карта России;
3.Аудиозапись «Государственный гимн Российской Федерации»;
4.Аудиозапись мелодичной музыки;
5.Компьютер, экран.
6.Монеты, паспорт.
Ход классного часа:
1.Орг. момент. Приветствие.
2.Просмотр выставки рисунков.
Беседа:
Учитель:
Ребята, назовите слова, которые являются для вас самыми родными и дорогими на свете.
Ученики: Мама, друг, школа…
Учитель: Да, правильно! И еще есть одно дорогое слово, о нем вы узнаете, если правильно разгадаете кроссворд. Будем записывать первые буквы отгаданных слов.
Кроссворд:
1. Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Река.)
2. Про какое дерево говорят: «Мерзнет, дрожит на ветру»? (Осина.)
3. Живет в лесу работник -
Лесной носатый плотник. (Дятел.)
4. Вежливое слово. (Спасибо.)
5. Место, где лежат карандаши, ручки, ластики. (Пенал.)
6. Белые сапожки, зеленые сережки. (Береза.)
Учитель:
Соединим первые буквы отгаданных слов. Какое слово получилось?
Ученики. Получилось слово «Родина».
Учитель: Правильно! Молодцы!
(Пишет слово Родина на доске.)
Россия – самая большая страна на свете. Посмотрите на карту. (Учитель по карте показывает Россию.) Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде. На карте России много голубого цвета. Это реки, моря и озера. Очень красива и богата наша страна.
Учитель:
Родина – это дом, в котором мы живем, и русская береза, и крик кукушонка, и полянка в лесу. Это место, где мы родились и выросли. А сейчас послушаем песню «С чего начинается Родина». (Звучит песня)
3.Постановка цели:
Учитель:
Сегодня на нашем занятии мы продолжим разговор о нашей Родине.
(Звучит мелодичная музыка).
У каждого листочка, у каждого ручья
Есть главное на свете – есть родина своя,
Для ивушки плакучей нет реченьки милей.
Для беленькой берёзки опушки нет родней.
Есть ветки у листочка, овражек у ручья…
У каждого на свете есть родина своя.
А там, где мы родились, где радостно живём.
Края свои родные…
Дети (хором) МЫ РОДИНОЙ ЗОВЁМ!
4.Основная часть.
а) Учитель:
В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился.
- А знаете, в каком селе родились вы?
(Ответы детей).
Учитель:
Село Новоселицкое – это малая Родина для вас.
II.(Российская Федерация) – наше Отечество, наша
Родина. Тема
занятия.
Подумаем, что обозначают эти слова?
1. «Отечество», « Родина», «Отчизна». (высказывания
детей)
(Дети обращаются к «Толковому словарю»)
ОТЕЧЕСТВО, - Страна, где человек родился и к
гражданам которой он принадлежит. Любовь к отечеству. Зашита своего отечества.
ОТЧИЗНА-страна, в которой родился; отечество,
родина.
РОДИНА - Месторождения кого-либо.
2.Значение слова Родина по словарю синонимов:
Родина – отечество –отчизна
3.Страна, в которой человек живет, дом в котором
он растёт, где березка и яблонька у родного порога, место, где жили его предки –
всё это и есть
Родина, то есть родное место человека.
4.Послушайте, как говорит об этом К. Д.Ушинский в тексте «Наше
Отечество».
«Наше Отечество, наша родина – матушка Россия.
Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней
жили испокон веков отцы и деды наши.
Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы
родились, в ней говорят родным
нам языком, и все в ней для нас родное; матерью
– потому, что онавскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила
своему языку;
как мать она защищает и бережет нас от всяких
врагов…»
VI. Государственные символы.
1.Кроме Конституции каждый гражданин нашей страны (даже,
если он и маленький) обязан знать государственные символы.
Какие государственные символы вы знаете? (Герб,
Флаг, Гимн)
2.Государственный флаг Российской Федерации
–появился бело-сине-красный триколор в России в 1693 году: Петр 1 использовал
его в качестве «флага царя Московского». А с 1705 года трехцветное полотнище
становится торговым флагом России. С тех пор бело-сине-красный триколор рождался
три раза. Последний раз это произошло в 1991 году.
Как вы думаете, что обозначает каждый цвет
флага?
Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о
миролюбии нашей страны.
Синий цвет – это вера, верность. Народ любит
свою страну, защищает ее, верен ей.
Красный цвет – цвет силы. Это цвет крови,
пролитой за Родину и ее независимость.
3.
Что изображено на гербе?
- Что такое Герб?
Герб России – двуглавый орел – символ солнца,
небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб: он появился 500 лет
назад, в 1497 году.
Впервые еговвел великий князь московский Иван
III Васильевич. Но почему у орла 2 головы?
Двуглавый орел, охраняя государство смотрит и на
запад, и на восток.
Корона на голове орла – символ законности,
означающий, что страна живет по законам чести и справедливости. В одной лапе
орла скипетр – символ власти, а в другой лапе – золотой шар, который называют
«держава» - символ могущества страны.
4. Ещё одним символом Российской Федерации
является Государственный
гимн. Стихи гимна написал С. Михалков на музыку А.
Александрова.
Слушать и исполнять его нужно стоя.
С символикой России мы
познакомились. Среди отличий одного государства от другого вы называли еще
обычаи, традиции русского народа.
VII.Работа по группам
1 группа -создать флаг нашего класса, с защитой.
2 группа –герб (эмблему) класса..
3 группа- выбрать девиз для класса, объяснить
смысл.
VIII.Одним из видов народного творчества являются
пословицы и поговорки о Родине.
(задание «Собери пословицу». Дети составляют
пословицу по группам,
объясняют смысл.)
Всякая птица свое гнездо любит.Всякому мила своя
сторона.
Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
На чужой стороне и весна не красна.
Человек без Родины – что соловей без песни.
Родина – мать, умей за нее постоять.
Издавна на Руси почитались знатоки загадок. В
народном фольклоре именно такие герои зачастую оказывались победителями
различных состязаний. В каждую загадку вкладывалось немало ценных сведений об
окружающем мире. Человек с такими знаниями по праву считался мудрым и
смекалистым.
IX.Загадка.
По всем странам славится
Стройная красавица:
Белые одежки,
Золото – сережки,
С расплетенною косой,
Умывается росой. (Береза)
Почему БЕРЁЗА-символ России.
В переводе на русский язык название дерева
означает «беречь», от слова «берегиня» (языческое божество у славян, которое
они считали матерью всех известных духов и именно ее образ ассоциировался у
людей с березкой).
Кроме того, растение это изначально
ассоциировали со здоровьем и плодородием и лишь после его стали считать
символом женского начала и красоты.
X. Что, по – вашему, объединяет нас всех,
присутствующих здесь?
(Мы - россияне. - А какие мы – россияне?
Чтобы ответить на этот вопрос давайте поиграем в игру « Угадай –
ка».
- Как называют человека, умеющего жить мирно,
дружно, без ссор? (миролюбивый)
- Человек, умеющий сам выполнять качественно
свои обязанности?
(ответственный)
- Человек, любящий трудиться (трудолюбивый)
- Человек ,всегда готовый помочь в трудную
минуту (отзывчивый)
- Человек, умеющий героически защищать интересы
государства и еготерриторию (мужественный)
XI.Итог занятия.Рефлексия.
• Как называется наша Родина?
• Как называют людей, живущих в России?
• Почему к Москве у нас особое отношение?
Обращаем внимание на рисунок ромашки, расположенный на доске, каждое
государство имеет символ –цветок. И таким
символом России является
ромашка.
Почему символом России является ромашка?
РОМАШКА- символ русской природы. по старинным русским преданиям
ромашка вырастает там где упала звезда. Существует легенда, по которой в давние
времена ромашки служили зонтиками маленьким степным гномикам, и ведь не
промокали гномики под ними.
Из ромашек плетут венки, ну и конечно же это
первый советчик в гаданиях "любит-не любит"
А самое удивительное, что ромашка -
прародительница крупноцветковых хризантем.
Что бы вы пожелали каждому человеку, живущему в
России, своим друзьям?
Написать пожелание на лепестке ромашки и
соединить в ромашку, по группам.
Берегите Россию – нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе
Берегите Россию, без нее нам не жить.
Берегите ее, чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.