Классный руководитель в конфликте «Школа - родители»
Оценка 4.8

Классный руководитель в конфликте «Школа - родители»

Оценка 4.8
docx
25.06.2024
Классный руководитель в конфликте «Школа - родители»
+++++Классный руководитель в конфликте «Школа - родители».docx

Классный руководитель в конфликте «Школа - родители»

По-разному складываются отношения с родителями школы в целом и классного руководителя в частности. От этого зависит степень взаимопонимания и взаимодействия и, в конечном счете - эффективность воспитательного процесса, как школьного, так и домашнего. От этого зависит позиция, стратегия и тактика в работе классного руководителя с родителями учащихся. Существует три основных типа отношений, а значит, и три основных тактики взаимодействия.

1. Ситуация, когда родители полностью, всецело принимают и понимают школу. Столь благоприятная ситуация складывается, если родители стремились определить ребенка именно в эту школу. В этой ситуации родители, как правило, полностью принимают все требования, способствуют их выполнению детьми, с удовольствием помогают в организации учебно-воспитательного процесса.

2. Ситуация, когда родители нейтрально, а порой и равнодушно относятся к школе, что объясняется разными причинами, разной позицией родителей: «я занимаюсь своим делом - школа своим», «в дела школы вмешиваться не надо: если позовут - тогда прихожу», «мой ребенок хорошо учиться, не нарушает дисциплину - все идет нормально». К этой группе семей относятся и родители, воспитанием детей не занимающиеся (по разным причинам). В этой ситуации чаще всего родители принимают все, что исходит от школы, не вмешиваются ход учебно-воспитательного процесса, не мешают школе, но и существенной помощи не оказывают. Процесс семейного воспитания строят (либо пускают на самотек) по собственному усмотрению, руководствуясь своей жизненной и педагогической позицией, своими методами и приемами. При отсутствии взаимопонимания и взаимодействия школы и семьи ребенок чаще всего попадает в своеобразные «педагогические ножницы» содержание и методика воспитывания семьи и школы входят в противоречие, которое усугубляется по мере взросления ребенка, становления его жизненной позиции, развития его критериев оценки жизненных явлений, а следовательно - и критического отношения к воспитателям (родителям и педагогам).

3. Ситуация неприязненных, конфликтных, противоречивых отношений родителей и школы, если изначально либо в процессе последующего общения возникают коллизии типа: «педагоги не понимают моего ребенка…», «школа с предубеждением относится к моему сыну (дочери), «в учителя идут одни жизненные неудачники и недоучки», «в других школах все гораздо лучше» и т. п. В этих и подобных ситуациях возможна различная степень непонимания, противоречия отношений, противостояния и даже противодействие, «борьбы» двух сторон: скрытые и явные конфликты, жалобы в высшие инстанции, письма в газеты. Разумеется, в этих условиях нарушается нормальный ход учебно-воспитательного процесса в школе, не в выигрыше и домашнее воспитание детей.

Классному руководителю, во внимании и интересах которого взаимоотношения с родителями класса, небезразлична атмосфера в системе отношений «родители - школа»: хотим или не хотим, она неизменно является фоном, на котором строятся собственные отношения классного руководителя с классом и коллективом родителей. И поэтому на первой же встрече с родителями классный руководитель ощущает либо безоговорочное и быстрое принятие всего, что он предлагает, либо нейтрально-равнодушное отношение, либо скрытую или явную настороженность, оппозиционность и даже враждебность.

Классному руководителю следует немедленно, при первом же общении с родителями и детьми «снять» перенесенное с общешкольных масштабов явное или намечающееся противостояние и предотвратить возможное противодействие. Как? Во-первых, через формирование отношения детей к своей личности: первыми интересными и полезными уроками и внеклассными делами, проявлением внимания к классным делам и личности каждого ученика, культурой общения, заманчивыми перспективами общих дел, широкой эрудированностью и кругозором. Во-вторых, необходимо сразу установить определенные отношения с родителями: на первом же собрании знакомства с родителями раскрыть свою жизненную и педагогическую позицию, показать привлекательность своей личности (тактично, ненавязчиво, скромно), вынести на обсуждение наиболее острые классные проблемы для выработки общей стратегии и тактики воспитания (и школьного, и семейного). Обязательно в конце первого собрания предложить каждому родителю письменно или устно высказать свои суждения по поводу услышанного, замечания, предложения, дополнения, просьбы и рекомендации. При первых контактах очень важна тональность отношений: доброжелательность, культура речи, позитивная эмоциональность, оптимизм по поводу существующих с классом и отдельными учащимися проблем. Такое начало позволит классному руководителю выстроить систему собственных позитивных отношений с родителями. И это не значит, что эти отношения будут ровными, исключительно положительными, бесконфликтными. Такого быть не может, так как в основе этих отношений - жизнь со всеми её радостями и печалями, взлетами и падениями, ровным течением и коллизиями.

Конфликт в педагогике и психологии трактуется как несовпадение, несходство во взглядах, точках зрения, убеждениях, оценки жизненных явлений, мировоззрении, отношениях к объектам окружающего мира. Конфликт - это противоречие в диалектическом подходе к явлениям - источник всякого развития. Разрешенный конфликт способствует позитивному развитию, прогрессу - ученика, отношений в классе и с родителями, Самого педагога. Неразрешенный конфликт усугубляет неприязненные взаимоотношения, нарушает нормальный учебно-воспитательный процесс, разрушает наметившиеся контакты учителя и учащихся, родителей и детей. Классный руководитель должен овладеть теорией диалектического противоречия и конфликта (в этом поможет имеющаяся философская, педагогическая и психологическая литература).

Типы возможных конфликтов в отношениях «классный руководитель - родители» по возрастающей степени глубины и сложности:

  • несогласие, несовпадение мнений и оценок относительно жизненных явлений: книги, кинофильма, спектакля. Похода, музыкального произведения… (такого рода противоречие не затрагивает ни одну из сторон);
  • несогласие, несовпадение мнений и оценок относительно ребенка (воспитанника), его отдельных поступков и поведения (это противоречие уже затрагивает эмоциональную сферу сторон);
  • спор непродуктивная дискуссия по поводу личностных особенностей ребенка, его жизненной позиции, отношения к нему родителей, содержания и методики учебно-воспитательного процесса в школе (это противоречие затрагивает жизненную и педагогическую позицию тех и других);
  • ссора прерывание отношений на краткий или более длительный срок - могут привести к более устойчивым конфликтам, даже противодействию (непосещению родительских собраний, подчеркнутому игнорированию требований, жалобам администрации школы и других органов народного образования);
  • разрыв - конфликт, доведенный до крайней точки, когда в отношениях образовалось противостояние, делающее невозможным дальнейшее сотрудничество в воспитании ребенка; чаще всего в таком случае родители или классный руководитель ставят вопрос о переводе ребенка в другой класс или в другую школу.

Первая группа - причины объективные:

  • различия в уровне образования и культуры, мировоззрении, ценностных ориентациях, в убеждениях;
  • различия в уровне психолого-педагогической, этической, эстетической подготовленности к воспитанию детей;
  • возрастные и половые различия педагога и родителей;
  • различия в типе отношений к ребенку: в основе отношения родителей - чувство любви и родственные связи. В основе отношения педагога - общественные и общечеловеческие требования;
  • однобокая, односторонняя информированность о ребенке (у родителей из наблюдений в домашних условиях, у педагога - в системе общественных отношений)
  • предъявление завышенных требований родителей - к педагогам, педагогами - к родителям;
  • разница условий, материальных и духовных, для реализации задач воспитания и развития детей (интеллектуального, физического, эстетического, нравственного…).

Вторая группа - причины субъективного характера, кроющиеся в личностных особенностях классного руководителя и родителей:

  • личностные качества: особенности протекания психологических процессов (ощущения, внимания, памяти, мышления, речи), направленности личности (потребностей, мотивов, склонностей, интересов, убеждений, мировоззрения), способностей (общих и специальных), темперамента, черт характера;
  • история жизни и воспитания, события семьи и ближайшего окружения, повлиявшие на жизненную и педагогическую позицию;
  • сложившийся стереотип в понимании воспитания;
  • воспитание как стимулирование развития ребенка, как процесс интуитивный, «как нас воспитывали», «как… наказать, пригрозить, запугать…», как бесконечное морализирование, как книжно-наукообразное (что нередко встречается в семьях с высоким уровнем образования, в педагогических семьях);
  • предшествующие мелкие и крупные, краткие и затяжные конфликты;
  • отношение ребенка к учебно-воспитательному процессу в школе;
  • недостатки и отклонения в психике, наличие психических заболеваний (нервозность, истерия, неврастения);
  • вредные привычки (алкоголизм, курение, наркомания);
  • равнодушие к детям, неисполнение прямых родительских или педагогических обязанностей и другие.

Анализируя причины и условия появления конфликтности в отношениях с родителями, классный руководитель, как правило, выявляет несколько моментов, которые образуют так называемую сложную совокупную причину. Знание её позволяет грамотно распознать, предотвратить и преодолеть имеющие6ся или возникающие конфликты.

Проведя анализ степени конфликтности своих отношений с родителями, классный руководитель выбирает адекватные способы разрешения конфликта:

  • сведение незначительных, несущественных проблем взаимоотношений к шутке;
  • компромисс (действия на основе взаимных уступок);
  • перенос внимания на другие, более приятные, значительные, важные объекты отношений (с тем, чтобы вернуться к нерешенным проблемам на волне доброжелательности, спокойствия, педагогического такта);
  • спокойный и деловой анализ сложившейся ситуации;
  • выражение (подчеркнутое) доверия, заботливости, расположенности, любви к ребенку и родителям;
  • временный отказ от своего требования;
  • привлечь других лиц (директора школы, завуча, учителей-предметников, других членов семей) в качестве «третейского судьи»;
  • выяснение острых проблем и вопросов в других обстоятельствах (в другое время, на иной территории, в новых необычных формах): в библиотеке, в сквере, дома за чашкой чая;
  • проявление авансированного доверия, Уважения, Надежды, веры (для родителей неблагополучных семей);
  • конструктивный диалог (склонение родителей на свою сторону, убедительными доводами, доказательными фактами);
  • умение поставить себя на место противоположной стороны, оценить все «её глазами и умом» и избрать на основании этого верное решение и выстроить логику действий;
  • использование метода «параллельного действия» умелое приведение примера из литературы, истории, жизни, чтобы родители по аналогии выбрали верную позицию;
  • личный пример педагога в умении использовать все перечисленные способы выхода из конфликта с целью рациональной организации развития ребенка и классного коллектива.

Очень важно при организации классным руководителем разрешения конфликтных ситуаций учитывать необходимые условия. А в случае их отсутствия следует подумать о возможности их создания. Основные из них таковы:

  • убежденность обеих сторон в необходимости разрешения конфликта;
  • психолого-педагогическая грамотность, хотя бы на уровне элементарном;
  • этическая образованность, владение, владение нормами культуры поведения, соблюдение правил этикета;
  • психологическое здоровье сторон (в противном случае уместно участие врача-психоневролога, психиатра);
  • скрытость конфликтных отношений классного руководителя и родителей от учащихся.

Таким образом, анализ причин возникновения конфликтных отношений, их типов, способов выхода из конфликтов с учетом конкретных необходимых условий помогает классному руководителю управлять ситуацией возникновения, развития, и разрешения конфликта, сделав его источником развития взаимоотношений с родителями, а следовательно - средством повышения эффективности всего учебно-воспитательного процесса.


 

Классный руководитель в конфликте «Школа - родители»

Классный руководитель в конфликте «Школа - родители»

И поэтому на первой же встрече с родителями классный руководитель ощущает либо безоговорочное и быстрое принятие всего, что он предлагает, либо нейтрально-равнодушное отношение, либо скрытую…

И поэтому на первой же встрече с родителями классный руководитель ощущает либо безоговорочное и быстрое принятие всего, что он предлагает, либо нейтрально-равнодушное отношение, либо скрытую…

Первая группа - причины объективные : различия в уровне образования и культуры, мировоззрении, ценностных ориентациях, в убеждениях; различия в уровне психолого-педагогической, этической, эстетической подготовленности к…

Первая группа - причины объективные : различия в уровне образования и культуры, мировоззрении, ценностных ориентациях, в убеждениях; различия в уровне психолого-педагогической, этической, эстетической подготовленности к…

Анализируя причины и условия появления конфликтности в отношениях с родителями, классный руководитель, как правило, выявляет несколько моментов, которые образуют так называемую сложную совокупную причину

Анализируя причины и условия появления конфликтности в отношениях с родителями, классный руководитель, как правило, выявляет несколько моментов, которые образуют так называемую сложную совокупную причину

Очень важно при организации классным руководителем разрешения конфликтных ситуаций учитывать необходимые условия

Очень важно при организации классным руководителем разрешения конфликтных ситуаций учитывать необходимые условия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.06.2024