Классный час: «Благодарность – путь к счастью»
Цели: углубить и расширить представление о нравственных качествах человека: благодарности и признательности, формировать потребность в проявлении этих качеств в повседневной жизни.
Задачи: воспитывать осознанное отрицательное отношение к потребительскому образу жизни, развивать умение быть благодарным, размышлять о причинах и мотивах признательности.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие этических качеств личности- внимательности, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости;
Предметные: становление внутренней установки личности поступать в согласии с нравственными принципами;
Метапредметные: формирование готовности признавать возможность сосуществования различных точек зрения, слушать собеседника и вести диалог.
Форма занятия: беседа с элементами дискуссии;
Методы: проблемно-поисковый, репродуктивный, словесный;
Оборудование: мультимедийная установка, листы с заданиями для групповой работы.
Мероприятие подготовлено для учащихся первой образовательной ступени. Папка содержит иллюстрации, необходимые для проведения классного часа.
1.Организационный момент.
-Добрый день, дамы и господа, я хочу поблагодарить вас за хорошую подготовку, желание сотрудничать, доброжелательный настрой, а также выразить уверенность в том, что каждый из нас сегодня станет чуть ближе к совершенству, приобретая необходимые для жизни качества.
2.Введение в новую тему.
Прочитайте высказывания на экране, подумайте, о чём сегодня мы будем говорить.
«Благодарность не есть право того, кого благодарят, а
есть долг того, кто благодарит; требовать благодарности — глупость; не быть
благодарным — подлость».
Василий Осипович Ключевский
-Определите предмет нашей сегодняшней беседы (благодарность).
Постараемся вместе разобраться, что такое благодарность, как её проявлять и почему важно быть благодарным.
3. Работа над новой темой.
- Благодарность. Как бы вы определили это свойство души.
Благодарность – чувство признательности за сделанное добро или услугу.
В античности благодарность трактовалась как добродетель и связывалась со справедливостью.
-Марк Туллий Цицерон - древнеримский политический деятель, оратор и философ, говорил:
«Ни одним качеством я не хотел бы обладать в такой степени, как умением быть благодарным».
-Жан Жак Руссо определил благодарность как долг.
-Генри Уорд Бичер, как цветок души.
-А Эзоп связал благодарность с благородством.
Собираем бриллианты мнений.
-Согласны ли вы с этими высказыванием? Почему?
-Какое из них отражает ваше представление о благодарности.
Определение мотивов проявления благодарности.
Учитель или учащиеся читают открытые письма, доставая их из конвертов.
Ø «Дорогая Мария!
Спасибо тебе за твой пример. Он придает мне сил. Возможно, ты не знаешь, но твой положительный настрой и добрые слова — большая поддержка для меня». Настя
Ø Миша, спасибо тебе за помощь, я очень ценю нашу дружбу. Юра
Ø Мама, ты так много делаешь для меня! Я каждый день купаюсь в твоей заботе, доброте и любви. Ты – моё солнышко! Твоя дочь, Лена
Ø Мария Николаевна, Вы много лет учили меня на своих уроках. Спасибо вам за терпение, понимание, веру в меня. Ваш ученик, Иванов Александр.
-Что объединяет эти послания? Какое нравственное качество проявляется у всех адресантов, то есть отправителей посланий. Почему каждый из них захотел выразить благодарность дорогому для него человеку?
-Чтобы почувствовать благодарность, необходимо размышлять о том, что делают для тебя окружающие, стараться быть внимательным, замечать любые проявления заботы и доброты, по отношению к нам.
-Давайте попробуем сделать это вместе.
Групповая работа.
-Разделимся на группы. После обсуждения, запишите или нарисуйте плоды вашего интеллектуально-нравственного труда. Время на решение проблемы 3-5 мин.
1 группа размышляет о том, за что они благодарны своим родителям.
2 группа – друзьям
3 группа – учителям
Выступление представителей каждой группы.
Дискуссия
-Зачастую, люди не хотят проявлять благодарность, не считают нужным заметить проявление заботы окружающих, не умеют отозваться на доброту, считают признательность проявлением слабости. Что бы вы могли сказать таким людям?
Чтение литературных произведений по данной теме.
Василий Сухомлинский
Для чего говорят «Спасибо»?
По лесной дороге шли двое – дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить.
Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.
– Спасибо тебе, ручей, – сказал дедушка. Мальчик засмеялся.
– Вы зачем сказали ручью «спасибо»? – спросил он дедушку. – Ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймет вашей благодарности.
– Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы – люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»?
Подумай, кому нужно это слово?
Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял Долгий…
Василий Сухомлинский
Трудно быть человеком
Дети возвращались из леса, где они провели целый день. Путь домой лежал через небольшой хуторок, что расположился в долине, за несколько километров от села. Уставшие дети едва дошли до хуторка. Они заглянули в крайнюю хату попросить воды. Из хаты вышла женщина, за ней выбежал маленький мальчик. Женщина достала из колодца воду, поставила ведро на стол посреди двора, а сама пошла в хату. Дети напились воды, отдохнули на траве. Где и силы взялись!
Когда они отошли на километр от хуторка, Марийка вспомнила:
– А ведь мы не поблагодарили женщину за воду. – Ее глаза стали тревожными.
Дети остановились. В самом деле, они забыли поблагодарить.
– Ну что же… – сказал Роман, – это небольшая беда. Женщина уже и забыла, наверное. Разве стоит возвращаться из-за такой мелочи?
– Стоит, – сказала Марийка. – Ну разве тебе не стыдно самому перед собой, Роман?
Роман усмехнулся. Видно, что ему не было стыдно.
– Вы как хотите, – сказала Марийка, – а я вернусь и поблагодарю женщину…
– Почему? Ну, скажи, почему это нужно обязательно сделать? – спросил Роман… – Ведь мы так устали…
– Потому что мы люди…
Она повернулась и пошла к хуторку. За ней пошли все. Роман постоял с минутку на дороге и, вздохнув, пошел вместе со всеми.
Размышление по теме
-Какую причину для проявления благодарности назвали герои произведений?
Благодарность – это качество настоящего сильного, мыслящего, доброго, отзывчивого человека. Это – определяющий признак человечности, признак нравственности и культуры.
Практическая ценность
Благодарность – позитивное чувство. Испытывая признательность, человек перестаёт концентрироваться на себе, обращает внимание на других, легче налаживает отношения с окружающими. Благодарность является составляющей счастья и непременным его условием, поскольку благотворно влияет на психическое, физическое и эмоциональное здоровье.
Тренинг
Встанем в круг и попробуем выразить благодарность за что-то конкретное рядом стоящему другу. Будем внимательно слушать каждого, постараемся не повторяться и благодарить за добрые слова признательности.
Рефлексия
-Придумайте и нарисуйте ассоциацию, которую теперь рождает у вас слово «благодарность». Может быть - это, цветок, потому что радует. Может быть – солнце, потому что греет, может быть - вода, которая придаёт сил. Задействуем воображение, рисуя под красивую музыку без слов.
Прикрепите на доску свои шедевры. Кто хочет, может рассказать о своём рисунке.
-Какое у вас настроение? Что бы хотелось сказать в заключение?
-Благодарность принесёт вам много положительных эмоций, приятных моментов, поможет чувствовать себя достойными, культурными людьми, подарит счастье, успех, дружбу.
-Я очень благодарна вам за сотрудничество, отзывчивость, искренность и заинтересованность. Спасибо.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.