Этот классный час направлен на гражданско-патриотическое воспитание детей. От детей далека тема Великой Отечественной войны. Но остались ещё люди, которые помнят голодное детство, лишение семьи. Наша задача состоит в том, чтобы сохранить в сердцах у детей память о проявленном в годы войны мужестве и героизме русского народа, о детях войны.
классный час ДЕТИ ВОЙНЫ.docx
Областной конкурс детских творческих работ
и методических
материалов «Подвигам жить в веках!»
Номинация ««Методическая разработка
«Тысяча четыреста восемнадцать дней»»
Классный час
«Дети войны»
Шмитова Людмила
Викторовна,
Работу выполнила:
учитель начальных классов
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Остерская средняя школа»
Рославльского района
Смоленской области 2017 год
Цель: сохранить в сердцах у детей память о проявленном в годы войны мужестве и
героизме русского народа, о детях войны; воспитывать у подрастающего поколения
чувство гордости и патриотизма; бережно относиться к памяти военных событий
и ветеранам Великой Отечественной войны.
Задачи:
формировать гражданскопатриотическое сознание и активную жизненную позицию
обучающихся;
воспитывать чувство гордости к истории своей страны, подвигам народа;
развивать творческие способности обучающихся.
Ход классного часа
Учитель: Ребята, посмотрите на фотографии из нашей школьной жизни. Какие
чувства они у вас вызывают?
Ученики: Эти фотографии у нас вызывают чувство радости, счастья.
Учитель: Можно ли детство сегодняшних всех детей назвать счастливым?
Ученики: Можно. Мы ходим в школу, у нас есть семья, мы занимаемся спортом и
вообще радуемся жизни.
Учитель: Как вы думаете, а всегда ли детство детей было таким счастливым?
Ученики: Конечно, нет. В годы войны много детей погибло, дети оставались без
родителей, им нечего было есть. И сейчас по телевизору показывают, как погибают
дети в тех местах, где идёт война. Учитель: Вы правы, ребята. Война это страшное слово, которое никогда не
изгладится из людской памяти. Война это грозное время особенно тяжело
переживали и переживают дети. Сколько сирот оставляет война, горя и слёз.
1
Ученик:
Наше детство убила война!
Всюду были голод, разруха,
Но у нас не сломила она
Чувство гордости, силу духа!
Учитель: До войны почти каждый ребёнок жил в своей семье, окружённый заботой и
лаской родителей и не думал о том, что будет завтра. Они были детьми, живущими в
своем мире, имевшими свои тайны, надежды. Так же, как и вы, они мечтали, дружили,
любили. Так же, как и вы, верили в счастливое будущее.
И вот… 22 июня 1941 года всё «погрузилось во мрак», разбились детские мечты…
Наш сегодняшний разговор с вами будет похож на перелистывание страниц большой
книги «Войной украденное детство», к сожалению, всю книгу мы не успеем сегодня
прочесть, но мы обязательно её дочитаем на других классных часах. Мы сегодня с
вами прочтём всего лишь три страницы. Перелистывая страницы и слушая рассказы и
стихи, которые подготовили ваши одноклассники, наша гостья попробуйте поставить
себя на место этих героев – хватило бы у вас силы духа и мужества вынести то,
что вынесли они?
1 страница
« ДЕТИ В ТЫЛУ»
Ученик:
Мне на веку запомнилось немало,
И только детства вспомнить не могу:
Его война, как стебелёк, сломала
Июньским днём за речкой, на лугу. Учитель: Дети войны. Ведь это они, 915летние, заготавливали дрова, наравне со
взрослыми растили хлеб, овощи и кормили фронт и тыл. Сегодня нельзя сказать, кому
было тяжелее, тем, кто был на передовой или тем, кто остался в тылу, но не
спрятался за чужие спины, а работал и отдавал всё фронту, стране. Отцы на фронт –
дети на завод.
2
Ученик:
Зачем ты, война,
у мальчишек их детство украла –
И синее небо, и запах простого цветка?
Пришли на заводы работать
мальчишки с Урала,
Подставили ящики, чтобы достать до станка.
Ученик: Подростки работали на заводах по 1214 часов. Многие ребята были малы
ростом и не доставали до станка. Они подставляли к станку ящики, вставали на них и
работали, забывая про сон и отдых.
Учитель: Сегодня к нам в гости пришла Седюкевич Клара Александровна. Клара
Александровна почти всю свою жизнь живёт в нашем селе Остёр. Она не понаслышке
знает, что такое страшное слово ВОЙНА.
Седюкевич Клара Александровна: Каждый год 9 мая вся наша страна отмечает
День Победы в Великой Отечественной войне. Что такое война я хорошо знаю. Я
смотрю на вас и радуюсь тому, что вы радуетесь детству, у вас у всех есть семья. Вы
знаете, что такое любовь родителей. Мне этого не довелось испытать. Мои родители
во время войны погибли, и я воспитывалась в детском доме. Мне пришлось испытать
и голод, и холод. А сколько раз мне снились, да и сейчас снятся те ужасы войны – рёв
самолётов, бомбёжки, постоянное чувство голода. Я до сих пор не могу выбросить кусочек хлеба, потому что во время войны каждая крошка была на вес золота. Пусть
никто из детей никогда не узнает, что такое война. Помните, что многим девчонкам и
мальчишкам в годы войны пришлось заплатить слишком дорого, свою жизнь, своё
детство ради того, чтобы вы радовались жизни. Умейте дружить, любите и уважайте
своих родителей, а самое главное постарайтесь стать в этой жизни хорошими людьми,
чтобы вами гордились не только ваши близкие, но и наша Родина.
3
2 страница
«Дети в блокаде»
Ученик:
Блокада... Далеко как это слово
От наших мирных светлых дней.
Произношу его и вижу снова
Голодных умирающих детей.
Учитель: «Ленинградские дети»... Когда звучали эти слова, у человека сжималось
сердце. «Ленинградские дети»... Это холод, голод, слезы, стоны.
Ученик: «Ленинградские дети»... Это крики, бомбежки, разруха и смерть… Это
звучало как пароль: «Ленинградские дети». Беспримерной в истории по героизму и
стойкости стала 900дневная оборона Ленинграда. Учитель: Зима 19411942 гг. была на редкость суровой. Блокада. Несмотря на это,
осаждённый город, погружённый во тьму, голод и холод, подвергаемый бомбёжкам и
артобстрелам, жил, работал, боролся. Вместе со взрослыми, как и во многих городах,
к станкам встали подростки.
Ученик: В эти суровые дни не забывали про учёбу. Учиться в жестоких условиях
зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках
воду, следили за чистотой в школе.
4
Урок продолжался 2025 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники.
Записей не вели, так как мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали
чернила. Сидели в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах... В
школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их
бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях.
Учитель: В Ленинграде начался голод. В осажденном городе тысячами погибали от
голода. Голод не щадил никого. Люди падали на улицах, на заводах, у станков,
ложились и не вставали. Блокадный паек – 125 граммов хлеба из смеси опилок и
пшеничной пыли с мельницы... Люди пекли печенье из столярного клея и сдирали со
стен обои, чтобы съесть клейстер. Ленинградские дети разучились шалить, играть,
смеяться, падали от голода. У всех была общая болезнь дистрофия. А к ней
прибавилась и цинга. Кровоточили дёсны. Качались зубы. Дети умирали не только
дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе. Ученик:
А в голод спасала лишь корочка хлеба,
очистки картофеля, жмых.
И падали бомбы на головы с неба,
не всех, оставляя в живых.
5
Учитель: Всему миру известна одиннадцатилетняя ленинградская школьница Таня
Савичева.
Ученик:
Таня Савичева, Таня,
Ты в сердцах у нас жива.
Затаив на миг дыханье,
Слышит мир твои слова.
Учитель: Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой. В те жуткие дни
Таня вела в записной книжке страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принёс фашизм семье
Савичевых и другим ленинградским семьям. «Дневник Тани Савичевой» не был издан.
Эта маленькая записная книжка была предъявлена на Нюрнбергском процессе, в
качестве документа, обвиняющего фашизм. Дневник Тани Савичевой выставлен в
Музее истории Ленинграда (СанктПетербург), его копия — в витрине мемориала
Пискарёвского кладбища, где покоятся 570 тысяч жителей города, умерших во время
900дневной фашистской блокады (19411943 гг.), и на Поклонной горе в Москве.
6
Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа,
пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции.
Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия — трагические «визиты
смерти» в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь:
Ученики: «28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»
«Савичевы умерли».
«Умерли все».
«Осталась одна Таня».
Ученик:
Будьте бдительными, люди.
Люди, вслушайтесь в дневник –
В нем звучит сильней орудий
Тот безмолвный детский крик. Учитель: Таню же, потерявшую сознание от голода, обнаружили служащие
специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва
теплилась в ней. Вместе со 140 другими истощенными голодом ленинградскими
детьми девочку эвакуировали в Горьковскую (ныне – Нижегородская) область, в
поселок Шатки. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и согревали
сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не
поднялась. Врачи в течение 2х лет сражались за жизнь юной ленинградки, но
гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми. У Тани тряслись руки и
ноги, ее мучили страшные головные боли. 1 июля 1944 года Таня Савичева
скончалась. Ее похоронили на поселковом кладбище, где она и покоится под
мраморным надгробием. Рядом — стена с барельефом девочки и страничками из ее
дневника.
7
Танины записи вырезаны и на сером камне памятника «Цветок жизни», под Санкт
Петербургом, на 3ем километре блокадной «Дороги Жизни».
Ученик:
Всё ярче звезды, небо голубей,
Но отчегото вдруг сжимает сердце,
Когда мы вспоминаем всех детей,
Которых та война лишила детства.
Учитель: Через всю жизнь пронесли люди, пережившие блокаду, трепетное
отношение к каждой крошке хлеба, стараясь, чтобы их дети и внуки никогда не
испытали голода и лишений. Это отношение оказывается красноречивее всех слов.
Учитель: А сейчас, ребята, представьте, что у вас появилась возможность написать
письмо вашим ровесникам – детям блокадного Ленинграда. Чтобы вы им написали? Письма обучающихся 4 класса.
Клюева Мария
«Здравствуйте, мои ровесники из блокадного Ленинграда.
Меня зовут Маша. Я представляю, как Вам было тяжело, но Вы держались из
последних сил. Девятьсот дней город был в блокаде. Вы разучились радоваться
жизни, улыбаться, смеяться, потому что у Вас на глазах умирали Ваши родители.
8
Сколько людей погибло от голода, холода, болезней, фашистских бомб и снарядов!
Это так страшно! Ваш город Ленинград сейчас называется СанктПетербург. Я была в
этом городе, он очень красивый!
Я горжусь вами и хочу, чтобы никогда не было войны».
«Здравствуй, дорогой друг!
Самохина Валерия
Пишу тебе в тот суровый год, в блокаду. Знаю из истории, каким тяжёлым было
это время. Люди умирали, вы голодали, мёрзли в неотаплеваемых квартирах. Тяжело
тебе приходилось! Рядом со взрослыми ты гасил зажигательные бомбы, которые
сбрасывали фашисты с самолётов, расчищали дорожки от снега, помогали старшим на
заводе делать снаряды для фронта. Твоё детство украдено войной. Но всё, что ты
делал для Родины, не пропало даром. Память о твоём подвиге останется в наших
сердцах навсегда».
«Дорогой, друг!
Стецук Дмитрий
Тебе было очень тяжело пережить блокаду Ленинграда. Но Вы все можете
гордиться тем, что отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями,
старшими братьями и сёстрами. Вы были равными в том поединке благородства,
когда старшие старались незаметно отдать свою долю хлеба младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим. Трудно понять, кого погибло больше в
том поединке. По сей день мы говорим Вам спасибо за те выстоянные тяжёлые годы!»
Маслова Дарья
«Здравствуй, мой дорогой сверстник блокадного Ленинграда!
Мне хочется назвать тебя Таней. Мысленно я представляю тебя светловолосой, с
голубыми глазами. Меня зовут Даша, я учусь в четвёртом классе. Я пишу тебе из
далёкого будущего и хочу сказать огромное спасибо за ваше мужество. Ведь всё
прошло не зря и ваши усилия не пропали даром. Я узнала на классном часу о том, как
вам тяжело жилось в те страшные блокадные дни. Вы действительно совершили
подвиг, пережив блокаду, вы сохранили город Ленинград. Твоё детство украдено
войной, которую навязали фашисты. Вместо того чтобы спокойно играть с подругами
ты помогала взрослым гасить зажигательные бомбы.
Я перед тобою преклоняюсь. И хочу сказать тебе и всем кто участвовал в войне
огромное спасибо за мирное небо и счастливое наше детство».
9
3 страница
«ПАМЯТИ ПАВШИХ»
Учитель: Дети войны … Они отдали своё детство за победу, детство – солнечное, с
книгами, смехом, праздниками. Отдали, чтобы земля процветала, чтобы люди
рождались и жили под солнечным мирным небом. Проходит время, пролетают годы,
десятилетия, а боль не утихает. Мертвых не воскресить, но пусть в венки, которые
ложатся на их могилы, вплетается весть о суровом возмездии убийцам...
Пусть всегда в вашей жизни будет чистое небо над головой и рядом родные и
близкие люди.
Минута молчания. Интернет ресурсы:
• http://perm.psu.ru/school136/1945/antifashist/s136g2/index.htm Дети войны;
• http://www.sergievposad.ru/gord/history/?id=3852 – Война и дети;
• http://www.az.ru/women_cd2/15/i8_148117.htm военные фотографии;
• http://www.az.ru/women_cd2/4/index.htm дети в период ВОВ;
Фотографии обучающихся 4 класса МБОУ «Остерская средняя школа».
10
Классный час "Дети войны"
Классный час "Дети войны"
Классный час "Дети войны"
Классный час "Дети войны"
Классный час "Дети войны"
Классный час "Дети войны"
Классный час "Дети войны"
Классный час "Дети войны"
Классный час "Дети войны"
Классный час "Дети войны"
Классный час "Дети войны"
Классный час "Дети войны"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.