Формировать у учащихся представление о добре и зле, доброте, милосердии, хороших и плохих поступках.
Формировать нравственные категории и оценочные суждения, воспитывать культуру общения.
Воспитывать чувства товарищества, взаимоподдержки и сострадания, стремление к лучшему, учить совершать благие дела.
Учить распознавать героев и персонажей художественных произведений, у которых есть такие качества личности, как доброта, щедрость, отзывчивость.Формировать у учащихся представление о добре и зле, доброте, милосердии, хороших и плохих поступках.
Классный час по теме "Добро или зло?" 5 б класс
Цели классного часа:
Формировать у учащихся представление о добре и зле, доброте, милосердии,
хороших и плохих поступках.
Задачи:
1. Раскрыть понятия: доброта, добро и зло, милосердие.
2. Формировать нравственные категории и оценочные суждения,
воспитывать культуру общения.
3. Воспитывать чувства товарищества, взаимоподдержки и сострадания,
стремление к лучшему, учить совершать благие дела.
4. Учить распознавать героев и персонажей художественных
произведений, у которых есть такие качества личности, как доброта,
щедрость, отзывчивость.
Форма классного часа: классный час – размышление
Основные понятия:доброта, милосердие, добро и зло.
Методы обучения:
1.Беседа 2.Упражнения3.Работа в парах.
Дети ищут и запоминают пословицы, поговорки о доброте. Учащиеся
разучивают стихотворение о добре и зле.
4. Учащиеся рисуют добро и зло так, как они это представляют
1.Организационный момент. Задачи урока. Постановка проблемы
Здравствуйте, девочки и мальчики! Сегодня мы проводим необычный
классный час. И начнем мы классный час с необычного персонажа детского
мультфильма (кота Леопольда), посмотрите на доску. На доске плакат с
изображением персонажа мультфильма.
Узнали? Кто же это? Из какого мультфильма этот сказочный персонаж?
Ответы детей: Приключения кота Леопольда.
Расскажите, что вы знаете о нем. Какой он?
Ответы детей: добрый, вежливый, аккуратный, он не отвечает злом на зло.
Посмотрите внимательно на кота Леопольда, опишите выражение его лица.
Дети дают описание черт лица, а учитель записывает на доске: глаза, улыбка
приветливые, добрые.
А почему он часто улыбается? Какой кот Леопольд?Он, по-вашему, добрый кот?
Ответы детей: Добрый всегда приветлив, вежлив, он счастлив.
Так, о чем мы с вами поговорим? Ответы детей: О добре и зле.
Сегодня мы поговорим с вами о добре и о зле.
2.Психологическая разминка.
Сегодня мы должны сделать вывод, что же нам дороже? Добро или зло?
Но для начала я попрошу вас сесть в круг, взяться за руки.
Проведем такой эксперимент.
Теперь закройте глаза и послушайте музыкальную композицию
( звучит музыка добра, чувств и мечтаний).
Что вы почувствовали?
Ответы детей: Теплоту. Доброту. Тишину. Спокойствие. Хорошее настроение.
А почему, как вы думаете?
Ответы детей: музыка, ваши улыбки, прикосновения к друг другу, ощущение
дружбы, – всё это повлияло на ваше настроение.
Вы правы в этом.
А теперь вспомните случай из жизни, когда вас кто-то обидел. Что вы
почувствовали? Ответы детей.
Что же лучше? Делать добро или зло? Ответы детей.
3. Определение понятий «добро» и «зло».
А вы знаете, что называют добром, что злом?
Перейдем к определениям. Что такое «добро» и «зло»?
Сформулируйте определение понятий «добро», «зло».
Самостоятельная работа детей парами по карточкам, продолжите…
«Добро – это…» «Доброта – это ...» «Добрый человек – это ... » «Милосердие –
это…»«Зло –это …»
Одна пара учащихся работает по словарям. (Даль,Ожегов
Ответы детей
Добро- вещественное , все доброе (достаток, добришко)
В духовном значении — благо, что честно и полезно, все, чего требует долг
человека, гражданина, семьянина. Народное — хорошо, ладно. (Толковый
словарь русского языка Даль Владимир ИвановичДоброта – морально-ценностная характеристика человека, включающая такие
свойства, благодаря которым он способен творить добро.
К таким свойствам относятся отзывчивость, внимание к людям, щедрость,
готовность поступиться своими интересами ради других, способность к
самоограничению, бескорыстие и т.д.
Добро это радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать,
откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.
Добро- это по доброй воле, без принуждения, по хорошему.
Добрый человек -это не тот, кто делает добро, а тот, кто не может сделать
зла!
Особый вид доброты — милосердие. Это милость сердца, жалость, мягкость,
сострадание, любовь к людям.
Милосердие — не слабость, а сила, потому что оно свойственно людям,
способным прийти на помощь.
Способность сострадать, сопереживать — это признак духовной зрелости
личности.
И слёзы сочувствия к другому человеку — святые слёзы. Они означают
наличие у человека души и сердц
Милосердие -это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь,
сострадание. Человеколюбие. (Толковый словарь Ожегова Сергея Ивановича
Милосердие- это сердолюбие, сочувствие. Любовь на деле, готовность делать
добро всякому, жалость, мягкосердность (Толковый словарь Даля В.И.)
«Добрые души - это сады, добрые мысли - это корни, добрые слова - это
цветы, добрые дела - это фрукты, позаботьтесь о своем саде и берегите его от
сорняков, заполните его светом добрых слов и добрых дел».(ам. Поэт Генри
Уодсворт Лонгфелло)
«Доброта-это солнечный свет, в котором растет добродетель».(публицист
Роберт Ингерсолл)
Зло- это лихое, худое, худо, лихо (Толковый словарь Даля В.И.)
Зло противостоит добру. Зло – всё то, что губит душу человека, способствует
нравственной деградации.
Зло – это войны и предательство, жадность и зависть, это преследование
людей другой национальности, другого цвета кожи, происхождения.
Зло – это хамство и равнодушие, эгоизм, обман, пьянство, наркомания. Зло –
когда сильный обижает слабого, когда хулиган оскорбляет людей, когда
младшие не уважают старших, и взрослые не заботятся о детях.К сожалению, зло очень распространено и многолико, оно коварно. Зло часто
маскируется, иногда его трудно распознать.
Можно тысячу раз говорить о том, что жалко стариков, и никогда не уступать
место в транспорте пожилому человеку, на словах заботиться о природе, не
замечая при этом урну для мусора.
Многие, полагают, что злые люди добиваются своего, им чужды сомнения,
сострадания, а удача сопутствует.
Известный врач и философ Альберт Швейцер определил сущность добра и
зла:
«Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни.
Зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей»
Запомните это
Теперь вы знаете эти понятия.
Выполните упражнение.
Упражнение «Соседи добра и зла».
Посмотрите на следующий плакат и назовите соседей добра и зла.
та сть
порядочность радство
душие вредность
Добро - деятельность Зло - деяние
сердечность памятность
Вы приготовили рисунки на тему «добро и зло». Объясните их. Что для вас
добро и зл
4.Поговорки о добре и зле.
А вы знаете поговорки о добре и зле?
Где ногой ступит – трава не растёт.
Глядит, как змея из-за пазухи.
Глядит, как чёрт на попа.
Говорит три дни, а всё про злыдни.
Делай другим добро – будешь сам без беды.
Делая зло, на добро не надейся.
Для такого характера и сатана не пугало.Добра желаешь, добро и делай.
Добра ищи, а худо само придёт.
Добра не смыслишь, так худа не делай.
Добра, что клада, ищут, а худо под рукой.
Добро делаем – добро и снится, а худо делаем – худо и снится.
Добро не лихо – ходит тихо.
Добро сеять, добро и пожинать.
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Доброму человеку весь мир – свой дом, а злому – и своя хата чужая.
Добрый человек плачет от радости, а злой – от зависти.
Его копейка нищему руку прожжёт.
Злой с лукавым водились, да оба в яму свалились.
Злой человек, как уголь: если не жжёт, то чернит.
И душа то в чем: кожа да кости, да и те пожелтели от злости.
Как на лес взглянет, так и лес вянет.
Красота до вечера, а доброта навеки.
Кто с лихостию, а Бог с милостию.
Тьма света не любит, злой доброго не терпит.
Злой не верит, что есть добрый
В чем их смысл?
Ответы детей: от зла не жди ничего хорошего.
Чему учат эти поговорки?
Ответы детей.
5.Сказки о добре и зле. Загадки.
А какие сказки о добре и зле вы знаете?
Ответы детей: Красная шапочка. Спящая красавица. Золушка. Шарль Перро.
Снежная королева. Дюймовочка. Андерсен.
Отгадайте сказки, в которых упоминается о добре и зле.Появилась девочка в чашечке цветка.
А была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала,
Вот какая девочка, как она мала!
Кто читал об этом книжку и знает девочку-малышку?
ОТВЕТ: Дюймовочка
Сейчас потолкуем о книжке другой.
Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю, он невод забросит,
Кого-то поймает и что-то попросит.
О жадной старухе рассказ здесь пойдет,
А жадность, ребята, к добру не ведет.
И кончится дело все тем же корытом,
Но только не новым, а старым, разбитым.
ОТВЕТ: "Сказка о рыбаке и рыбке" - А.С.Пушкин
Кто-то за кого-то ухватился крепко,
Ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко.
Но еще помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд.
Кто засел так крепко? Кто же это… репка
Кто я?
Я бегу, бегу, бегу,
Опоздать я не могу!
Я на волке поскачу,
На орле я полечу!
Не боюсь волны морской,
Не боюсь горы, крутой.Я лечу, плыву, скачу, —
Всем больным помочь хочу!
ОТВЕТ: Доктор Айболит
Вы знаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг - только грязь и зола.
А звали красавицу ... (Золушка)
Xолодной льдинки злой осколок
Вонзит в сердечко малыша.
Её правленья век не долог,
Когда есть добрая душа. Снежная королева
Что побеждает в этих сказках? Ответы детей: Дружба, доброта, помощь,
любовь.
6. Противостояние добра злу
Вы обратили внимание на то, что рядом с добром всегда соседствует зло. Зло
и добро живут неразрывно. В подтверждение этого учащиеся читают
стихотворение. (Сосновская Анна, Захарова Анна)
Мы каждый день встречаемся с тобой,
Один –хороший, добрый, а другой- плохой и злой.
И каждый день мы перед выбором стоим
Как нам соединиться стать одним?
Мы разные, как ночь и день, как свет и тьма,
Мы не похожи, как лето и зима,
В одном тихонько светит радость, и искриться смех,
В другом вскипает ярость, превращаясь в грех.
И целым нам не стать, хоть мы одноКак целым не стают волны верхушка и илистое дно
И иногда друг перед другом мы стоя
Тихонько шепчем - я ведь ты, а ты ведь я.
Сосновская Анна Андреевна читает стихотворение.
Добро и Зло с далёких пор Ведут свой древний, давний спор
Кто наяву а не во сне Сильней и крепче на земле?
"Сильнее Я" сказало Зло "Кто служит мне, тем повезло
Я щедро отблагодарю Земные блага подарю
Машины, деньги, мощь и власть Пусть насладятся жизнью всласть!"
Добро сказало: "Может быть, Но только я могу любить
Хоть за душою ни гроша Для всех людей важна душа
Я виллы, яхты не дарю Зато я душу сохраню
Друзей, родных, детей и дом И много счастья в доме том
Не знаю что ещё сказать.. Остаться с кем, самим решать
Добро и Зло с далёких пор Не оставляют этот спор.
Единственное, что вы должны понимать, где добро и зло, и чтобы ваши
намерения были чистыми и добрыми, тогда и зла будет меньше. И тогда,
действительно, добро победит зло не только в сказках. Делайте добро, от
которого будет польза.
7.Притча о добре и зле
Нужно быть искренне добрым. А зачем нужно быть добрым?
Ответы детей: Добрым нужно быть для того, чтобы жить в мире, чтобы не
было войн, чтобы радовать друг друга, помогать, сочувствовать,
сопереживать, общаться, чтобы общение приносило радость, чтобы не делать
плохо другим людям…и чтобы зло не побороло добро в вашей душе.
Вот послушайте притчу о том, как это бывает.
.Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.
Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции,
ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину,
доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда,
задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. А что нужно делать,
чтобы быть добрым?
Ответы детей.
8.Высказывания известных людей о добре и зле.
Давайте обсудим то, что говорят известные деятели. Согласны ли вы с этим.
-Правильно ли отвечать добром на зло? На зло отвечают справедливостью. На
добро отвечают добром. Конфуций (др. китайский мыслитель ок. 551-479 г.г.
до н.э.)
-Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и
другую. (Матфей 5:39)
-Зло может остановить добро (древняя мудрость)
-Добро всегда побеждает зло.
-Тайное всегда становится явным.
Могут ли эти высказывания стать вашим жизненным ориентиром?
8. Закрепление.
Давайте теперь установим правила доброты.
Дети называют правила, а учитель записывает на доске.
Правила доброты.
1. Будь приветлив, вежлив, отзывчив, справедлив.
2. Будь внимателен к людям, помогай им.
Делай добрые дела.Не отвечай злом на зло.
Заполните лепестки цветков словами о добре и зле.
Какой цветок лучше?Что же вы выбираете? Добро или зло?
Ответы учащихся
Давайте жить и следовать нашим правилам доброты и тогда каждый из вас
будет очень счастлив, красив и привлекателен, потому, что доброта украшает
и облагораживает человека.
Я хочу, чтобы каждый новый день своей жизни вы начинали с улыбки, с
хорошего настроения, с музыки и не стеснялись улыбаться себе самому,
новому дню, маме, папе, учительнице, одноклассникам и всем прохожим. Я
надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми, порядочными людьми и
будете следовать законам доброты потому, что добрые дела и поступки
живут вечно. Словом, идите дорогою добра.В заключение исполняют песню из К/ф «Приключения маленького Мука».
Песня Маленького мука.