Классный час "Дороги, которые мы выбираем"
Оценка 4.9

Классный час "Дороги, которые мы выбираем"

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
классное руководство
11 кл
08.10.2019
Классный час  "Дороги, которые мы выбираем"
Материалы для проведения классного часа по профориентации. Данный классный час предназначен для обучающихся 9-11 классов.Предложенные тесты и задания помогут выявить профессиональные интересы у обучающихся и в соответствии с ними выбрать свою будущую профессию.Предложенные задания могут использоваться классным руководителем как полностью ,так и выборочно в зависимости от возраста обучающихся.
Дороги.doc
Классный час Тема: «Дороги, которые мы выбираем» Форма: Беседа Возраст участников: 16 ­17 лет Оснащение:  анкета оптанта, словарь основных понятий курса, доска, бланки ответов для участников.  Особенности   сценического   замысла:  Беседа   о   профессиональных намерениях учащихся, о необходимости учета интересов и склонностей при выборе карьеры. Ход классного часа: Мы творим нашу собственную жизнь. И называем её судьбой. Дизраэли 1. Введение. ­  Сегодня   вы   познакомитесь   с   необычным   словом   латинского происхождения   –   оптант.   Каждый   из   вас   может   назвать   себя   человеком, юношей или девушкой, учеником или ученицей (вспомните методику «Кто я?»).  На наших занятиях вы выступаете еще в одной, новой для вас роли, ­ в роли оптантов. Слово   оптант   (от   лат.   оptatio  –   желание,   набирание)   означает «выбирающий профессию». Вам предстоит ответить на вопросы: ­ выбрали ли вы будущую профессию? ­ продуманы ли вами пути её получения (учебное заведение, конкретное предприятие и т.д.)? ­   имеются   ли   резервные,   запасные   варианты,   если   не   осуществятся основные? ­ что вас привлекает в выбранной профессии? Когда вы будете отвечать на вопросы анкеты оптанта, вам понадобятся знания   о   том,   что   такое   интерес,   заинтересованность,   увлечение,   а   также некоторые понятия, термины, обязательные для овладения данным курсом. 2. Изучение  базовых понятий курса. Работа со словарем. Работа строится в форме дискуссии. Ребятам предлагается обсудить следующие вопросы:  Что   такое   профориентация?   (Отталкиваться   от   значения   слова «ориентация», «ориентироваться».)  Какова цель профориентации?  Что такое профессия? Методом   эвристической   беседы   обсуждаются   основные   признаки профессии: а) Учащиеся подводятся к выводу о том, что профессия – род трудовой деятельности, при том, что и работа на садовом участке – тоже трудовая деятельность. В чем же отличие профессии от других видов деятельности? б)   Что   необходимо   для   того,   чтобы   получить   профессию? (Образование.) в)   Дворник,   грузчик,   уборщица   –   это   профессии?   (Нет,   потому   что нигде не обучают этим занятиям, хотя они и являются трудовыми.) г)   Что   еще   является   основным   признаком   профессии?   На   что   мы надеемся,   получая   профессию?   (Она   будет   приносить   нам   радость, удовлетворение и обеспечивать нас материально.) д)   Что   еще   необходимо   учитывать   при   выборе   профессии?   (Чтобы совпадали интересы, желания, возможности, способности человека.).  Что такое специальность? (объяснить на примерах.) а) Какие специальности вы знаете в профессии врача? б)   Военный   –   это   профессия?   А   какие   военные   специальности   вы знаете? (Можно использовать другие профессии: юрист, слесарь, инженер и т.д.)  Что такое должность? Выбирается   профессия,   должность,   специальность   и   объясняется   на примерах:   главный   бухгалтер   –   бухгалтер;   заведующий   лабораторией   – старший инженер – инженер – инженер­техник; учитель ­ учитель начальных классов   –   завуч;   продавец   –   заведующий   отделом   –   продавец продовольственных товаров.  Попробуйте дать три определения слову «квалификация».  Что такое вакансия?  Знакомо   ли   вам   слово   «карьера»?   Что   оно   означает?   (Дать   три определения.)  Что такое призвание? В процессе этой работы на доске записываются определения, данные классом или конкретным учащимся. Затем – сравнить определения, данные классом   и   конкретным   учащимся.   Затем   –   сравнить   с   определениями   в словаре основных понятий. В конце беседы учащимся раздаются словари с определениями. Дается задание – запомнить понятия. 3. Заполнение анкеты оптанта. Ребятам предлагается заполнить анкету. После заполнения анкеты участники приводят несколько примеров о том, какие профессиональные намерения считаются устойчивыми. При анализе анкеты формулируются выводы:  о направленности интересов;  о наличии или отсутствии предшествующего опыта, связанного с профессиональными намерениями;  об адекватности мотивов выбора карьеры;  о   наличии   профессионального   плана   и   степени   его сформированности   (сформированным   профессиональный   план считается тогда, когда выбрана профессия, продуманы пути её получения и имеется уверенность в правильности выбора);  об   осознанности   выбора   профессии   (осознанным   выбор   можно считать   в   том   случае,   если   он   построен   с   учетом   интересов, предшествующего   опыта   личности,   при   наличии   адекватных мотивов выбора карьеры). Определите: 1. Что такое профессия? Основные понятия  Что необходимо, прежде всего, для получения профессии?  Что является основным признаком получения профессии (на что мы надеемся, получая профессию?)  Что необходимо учитывать при выборе профессии? 2. Что такое специальность? (приведите примеры) 3. Что такое должность? (приведите примеры) 4. Дайте определение слову «квалификация». 5. Что такое вакансия? 6. Что означает слов «карьера»? 7. Что такое призвание? Запишите ваши выводы. Один из участников выступает перед всем классом. ПРИЛОЖЕНИЕ Словарь основных понятий 1.   Профориентация   это   определение   человеком   своего   места   в профессиональном мире. 2.   Цель   профориентации   –   подвести   учащегося   к   взвешенному, самостоятельному   выбору   профессиональной   деятельности,   сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению. 3.   Психолог­профконсультант   –   специалист,   обучающий   школьников самостоятельному планированию профессионального пути. 4. Профессия это род трудовой деятельности, требующий подготовки и являющийся обычно источником существования (примеры). 5. Специальность это вид занятия в рамках одной профессии (примеры). 6. Квалификация это:  профессия, специальность;  степень   годности   к   какому­либо   виду   труда,   уровень подготовленности. 7. Должность это служебная обязанность, служебное место. Это круг действий,   возложенных   на   определенного   человека   и   безусловных   для исполнения (примеры). 8.   Вакансия   –   незамещенная,   незанятая   должность   в   учреждении,   на предприятии. 9. Карьера это:  достижение наивысших результатов;  род занятий;  продвижение по служебной лестнице. 10.   Призвание   –   наивысшая   степень   взаимного   соответствия конкретного человека и его работы. АНКЕТА ОПТАНТА 1. Что ты собираешься делать после окончания школы: а) учиться в училище, колледже, институте (записать полное название учебного заведения) _____________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ б) работать (записать полное название предприятия, специальности) _____________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________ 2. Подчеркни требования к своей будущей профессии (что тебя в ней привлекает?): отсутствие чрезмерной физической нагрузки; конкретные результаты; возможность   творчества;   возможность   развивать   способности;   высокая зарплата; возможность заниматься любимым делом; общение с интересными людьми;   высокая   общественная   значимость;   разнообразие   в   содержании работы; свободное время; возможность самому регулировать рабочее время. 3.   Что   тебе   советуют   делать   родители   после   окончания   школы? Согласен ли ты с их мнением? _____________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 4. Какой учебный предмет является твоим любимым? Почему? Люблю   _______________________________________   потому   что:   он легко усваивается; он развивает ум и способности; нравится преподаватель этого   предмета;   знание   этого   предмета   необходимо   для   поступления   в институт; знание этого предмета пригодится для будущей профессии (нужное подчеркнуть). 5. Есть ли у тебя дело, которым ты любишь заниматься в свободное время и от которого тебя трудно оторвать для чего­либо другого? _____________________________________________________________ __________________________________________________________________ ________________________________________________________________ 6.   Есть   ли   у   тебя   интересы,   склонности,   связанные   с   выбором профессии   (чтение   специальной   литературы,   беседы   о   профессии   со специалистами, посещение учебных заведений?) _____________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 7. Задатки дарований есть у каждого человека, в соответствии с ними нужно   выбирать   профессию.   Поэтому   подчеркни   те   способности,   которые проявляются у тебя в наибольшей мере: хорошая память; наблюдательность; сообразительность;   тонкость   и   точность   движений,   действий;   тонкое обоняние; умение различать цвета и их оттенки; рассудительность; здравый смысл;   устойчивый   интерес   ко   всем   наукам;   высокая   умственная работоспособность;   увлеченность   техникой;   умение   конструировать, моделировать;   интерес   к   экспериментам;   любовь   к   детям;   страсть   к путешествиям;   любовь   к   природе,   к   животным;   интерес   к   кулинарии; постоянно испытываемое удовольствие от общения. 8. Какие способности человека развивает школа? _____________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 9.   Развиваешь   ли   ты   способности,   связанные   с   выбором   профессии? (тренируешь память, улучшаешь физическую подготовку, углубляешь знания о профессии и др.) _____________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 10. Как ты оцениваешь достигнутые успехи в учебной деятельности? _____________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 11. Считаешь ли ты, что сможешь осуществить свои профессиональные намерения? Что может этому помешать? _____________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 12.   В   случае   неосуществления   основных   планов,   есть   ли   у   тебя запасные, резервные варианты? _____________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 13. Некоторыми профессиями невозможно овладеть при определенных недостатках (противопоказаниях к профессии). Подчеркни их: аллергия на пищу, запахи, плохое здоровье; быстрая утомляемость; повышенная нервная чувствительность;   раздражительность,   нетерпеливость;   боязнь   крови, человеческих   страданий;   вспыльчивость,   неуравновешенность;   быстрая утомляемость   от   общения   с   людьми;   неаккуратность,   неряшливость, небрежное отношение к работе и быту; отсутствие выдержки, конфликтность в отношениях со сверстниками и взрослыми; нежелание переделывать плохо выполненную работу. 14. Подчеркни профессиональные  черты человека,  который для тебя является образцом: знание своего дела, вдумчивость, пытливость; цепкость в работе;   творческий   склад   ума;   нестандартность   мышления;   умение   быть простым, доступным в общении с людьми; требовательность к себе и своей работе;   высокая   результативность   труда,   его   качество;   умение   учитывать условия   и   обстоятельства;   умение   преодолевать   трудности;   уверенность   в своих силах. Фамилия_________________________ Имя_______________________ Класс___________________________ Школа______________________

Классный час "Дороги, которые мы выбираем"

Классный час  "Дороги, которые мы выбираем"

Классный час "Дороги, которые мы выбираем"

Классный час  "Дороги, которые мы выбираем"

Классный час "Дороги, которые мы выбираем"

Классный час  "Дороги, которые мы выбираем"

Классный час "Дороги, которые мы выбираем"

Классный час  "Дороги, которые мы выбираем"

Классный час "Дороги, которые мы выбираем"

Классный час  "Дороги, которые мы выбираем"

Классный час "Дороги, которые мы выбираем"

Классный час  "Дороги, которые мы выбираем"

Классный час "Дороги, которые мы выбираем"

Классный час  "Дороги, которые мы выбираем"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.10.2019