Сценарий и презентация - литературно -исторический вечер бардовской песни
Оценка 4.9

Сценарий и презентация - литературно -исторический вечер бардовской песни

Оценка 4.9
Документация +2
doc
история +2
11 кл
28.10.2018
Сценарий и презентация - литературно -исторический вечер бардовской песни
Презентация к методической разработке литературно -исторического вечера бардовской песни.
лит. вечер.doc

Литературное кафе

"...Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались..."

 

1 ведущий: Добрый день, друзья!

2 ведущий: Здравствуйте, мы рады приветствовать вас.

1 ведущий: Сегодня в нашей школе открывается литературное кафе “Огонек”.

2 ведущий: Вы спросите почему “Огонек”? Да потому что огонек – это свет, тепло, настроение, надежда.

1 ведущий: Существует выражение “зайти на огонек”. И люди всегда идут туда, где их ждут, где их поймут, где им всегда рады.

2 ведущий: Сегодня мы будем говорить об авторской песне, о поэтах-романтиках прошлого столетия.

 

1 ведущий:

Нам с годами ближе
Станут эти песни,
Каждая их строчка
Будет дорога…

А. Городницкий

 

На экране фотоподборка портретов бардов

 

Юрий Визбор

 

Ученик 1: В середине прошлого века в русской поэзии возникло новое соцветие. И создали его барды, поющие поэты. Авторы стихов и музыки своих песен. Именно в этом жанре реализовали свой поэтический талант Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Юрий Визбор, Александр Галич и другие.

 

Ученик 2: Кто первый взял в  руки гитару и, подойдя к микрофону, стал не читать стихи, а петь их? Многие полагают: Окуджава, еще чаще говорят: Высоцкий. У людей есть основание думать так. Но если быть точным, то у истоков современной песенной лирики стоит Юрий Визбор.

 

Ученик 1: Юрий Иосифович Визбор родился в Москве в 1934 году, жил в районе Сретенки, замечательно воспетой им в песнях. Учился в Московском Государственном Педагогическом институте, по окончании преподавал русский язык и литературу.

 

Ученик 2: Юрий Визбор был незаурядным человеком, наделённым многими способностями, и умел приложить свой главный талант - быть Личностью там, где требовало Время.

Ученик 1: Визбор-подросток, готовящий себя к мужественной профессии летчика и даже получивший в аэроклубе документ, который удостоверял его право водить самолёт.

 

Ученик 2: Визбор-студент, сумевший вместе со своими товарищами сделать так, что их МГПИ стал центром, вокруг которого, как планеты вокруг солнца, кружилась вся студенческая Москва.

 

 

Ученик 1: Визбор-учитель маленькой северной школы, где нужно было вести отнюдь не только те предметы, которым учили в институте.

 

Ученик 2: Визбор на нелегкой солдатской службе - и тоже на Севере; так что Север, Арктика стали любовью и потребностью, заставляя всю оставшуюся жизнь искать новых встреч с ледоколами и дрейфующими льдинами.

 

Ученик 1: Визбор-журналист, овладевающий профессиями тех, о ком ему предстояло писать, изобретающий новые жанры звучащей журналистики (радиостанция "Юность", журнал "Кругозор", песни-репортажи - рождение каждого из этих новшеств связано с именем Визбора).

 

Ученик 2: Визбор-альпинист и тренер по горнолыжному спорту.

Свечка темно горит,

Дождик в окно стучит,

Лето - сплошной обман,

В соснах висит туман.

 

Припев:

Непогода в горах, непогода,

В эту смену с погодой прокол,

Будто плачет о ком-то природа

В нашем лагере "Узункол".

Нам-то что? Мы в тепле и в уюте

И весь вечер гоняем чаи,

Лишь бы те, кто сейчас на маршруте,

Завтра в лагерь спуститься б смогли.

 

Врут все мои друзья,

Что, мол, придет рассвет,

Что,дескать, есть края,

Где непогоды нет.

Ученик 1: Визбор-поэт и певец, автор трёхсот песен, голос поколения - не случайно визборовская "Лыжи у печки стоят" оказалась первой (в истории человечества!) песней, прозвучавшей из космоса.

 

Ученик 2: Жизнь Ю.Визбора неразрывно связанно с кино "Июльский дождь", “Красная палатка”, "Начало", "Белорусский вокзал", "Ты и я", роль Бормана в телесериале "Семнадцать мгновений весны" принесли ему всенародную известность.

Помни войну
Юрий Визбор

Помни войну! Пусть далёка она и туманна. 
Годы идут, командиры уходят в запас. 
Помни войну! Это, право же, вовсе не странно: 
Помнить всё то, что когда-то касалось всех нас. 

Гром поездов. Гром лавин на осеннем Кавказе. 
Падает снег. Ночью староста пьёт самогон. 
Тлеет костёр. Партизаны остались без связи. 
Унтер содрал серебро со старинных икон. 

Помни войну! Стелет простынь нарком в кабинете. 
Рота - ура! Коммунисты - идти впереди! 
Помни войну! Это мы - ленинградские дети, 
Прямо в глаза с фотографий жестоких глядим. 

Тихо, браток. В печку брошены детские лыжи. 
Русский народ роет в белой зиме блиндажи. 
Тихо, браток. Подпусти их немного поближе - 
Нам-то не жить, но и этим подонкам не жить. 

Помни войну! Пусть далёка она и туманна. 
Годы идут, командиры уходят в запас. 
Помни войну! Это, право же, вовсе не странно: 
Помнить всё то, что когда-то касалось всех нас. 

1970

 песня «Воспоминания о пехоте»

 

Ученик 1: Песни Юрия Визбора бытуют в живой памяти людей, их поют в студенческих общежитиях, у костров, на зимовках, кубриках и кают-компаниях.

Звучит песня “Ты у меня одна”.

Ученик 2: Песни Юрия Визбора – песни, которые тревожат всех. Их хочется запомнить, их хочется петь, с ними не хочется расставаться.

 

Звучит песня “Милая моя”.

 

1 ведущий:Певец – сакральная фигура у всех народов: у кельтов – барды, у славян – баяны, у народов Кавказа – ашуги, а в Средней Азии – акыны. Часто налегке, с одной гитарой или каким-либо другим музыкальным инструментом уходили они в путь.

 

2 ведущий: Одним из них был Булат Шалвович Окуджава.

 

Ученик 1: Это имя не нуждается в особом представлении. Вряд ли можно найти человека, который не читал ни одного его стихотворения, не слышал его песен. Он родился в  Москве 9 мая 1924 года и рос на Арбате.

Ученик 2:Чёрные 30-е годы не обошли стороной и мирный арбатский дворик. Окуджава писал: «Репрессировали моего отца, пятерых дядьёв, тётю и мать. Девять лет она просидела». А сын «врагов народа» уцелел. Он учился в школе.

Ученик 1: В 1942 году девятиклассник Окуджава добровольцем уходит на фронт. Вместо учебников необходимо осваивать науку пехотного боя, овладевать профессией минометчика. Он был ранен, мотался по госпиталям, потом снова передовая, Северо-Кавказский фронт.

Ученик 2: После мобилизации Б. Окуджава заканчивает десятый класс и поступает на филологический факультет Тбилисского университета. По окончании преподавал русский язык и литературу в сельской школе.

А мы с тобой, брат, из пехоты,

А летом лучше, чем зимой.

С войной покончили мы счеты...

Бери шинель - пошли домой.

 

Война нас гнула и косила.

Пришел конец и ей самой.

Четыре года мать без сына...

Бери шинель - пошли домой.

К золе и пеплу наших улиц

Опять, опять, товарищ мой,

Скворцы пропавшие вернулись...

Бери шинель - пошли домой.

А ты с закрытыми очами

Спишь под фанерною звездой.

Вставай, вставай, однополчанин,

Бери шинель - пошли домой.

Что я скажу твоим домашним,

Как встану я перед вдовой?

Неужто клясться днем вчерашним?

Бери шинель - пошли домой.

Мы все - войны шальные дети,

И генерал, и рядовой

Опять весна на белом свете...

Бери шинель - пошли домой.

 

Ученик 1: Песни Булата Окуджавы вошли в нашу жизнь в конце 50-х годов как-то сразу и, как оказалось, надолго. Они заметно отличались и от тех, что тогда звучали на концертах, по радио, на пластинках, и от тех, что пели дома, когда собирались друзья.

Ученик 2:Булат Окуджава в своих песнях обращался не к массе, не ко всем, а к каждому в отдельности:

Настоящих людей не так много!

Всё вы врёте, что век их настал.

Посчитайте и честно, и строго,

Сколько будет на каждый квартал.

Настоящих людей очень мало:

На планету – совсем ерунда,

На Россию – одна моя мама,

Только что она может одна?

 

Ученик 1:Песни на стихи Окуджавы написаны ко многим фильмам.

(Звучит песня «Ваше благородие, госпожа удача»

к/ф «Белое солнце пустыни»)

Ученик 2:Есть в творчестве Булата Окуджавы песня к кинофильму, о которой хочется  сказать отдельно, потому что и фильм, и песня, о войне.  Песню к кинофильму «Белорусский вокзал» Окуджаве заказал режиссёр Андрей Смирнов. Он просил написать песню, которую бы пели в фильме бывшие фронтовики. И эта песня, которая по замыслу режиссёра, должна была украсить,  сделать более достоверной сцену встречи фронтовых друзей, сама стала одним из главных действующих лиц фильма.

(Звучит песня из фильма «Белорусский вокзал»)

Ученик 1:Как-то в  интервью поэт сказал: « Я часто смотрю телевизор и меня отталкивают лица людей. Все истерично доказывают собственную правоту. Эта истеричность, на мой взгляд, говорит об их неуверенности. Так, когда наши патриоты кричат о своём патриотизме и бьют себя кулаками в грудь, у меня это вызывает подозрение.  Я в их патриотизм не верю. Потому что патриотизм – дело тихое и интимное.  Любить вообще надо тихо.

   Все знают, как надо разрушить, как пустить кровь, как вздёрнуть, как захватить, как покорить… но как сделать меня счастливым. Не знает никто».

Ученик 2:Вот она – его «Молитва», которую повторяли тысячи людей, никогда не умевших молиться и не открывавших Евангелие.

(Звучит песня «Молитва»)

 

1 ведущий: Ходят по стране песни. Они передаются из уст в уста. Их поют студенты и педагоги, физики и лирики.

2 ведущий: Ходят по стране песни и Владимира Семёновича  Высоцкого. Чем же они привлекательны, в чем их прелесть?

 

На экране фотопортрет Владимира Высоцкого и цитата: “Чтоб не было следов, повсюду подмели…/ Ругайте же меня, позорьте и трезвоньте: / Мой финиш – горизонт, а лента – край земли, / Я должен первым быть на горизонте!”

 

Ученик 1:Их сила в оптимизме, в лиричности, сердечности. Они согреты добрым юмором. В них много света, надежды.

 

Ученик 2: Владимир Высоцкий родился в семье кадрового военного 25  января 1938 года в Москве. Детские годы его связаны с Москвой.  Простой рабочий народ, открытый в радости и в горе, дворовая  шпана, ценившая дружбу и честь, прежде всего… Милые сердцу детские воспоминания отразились во многих его стихах и песнях.

Ученик 1:В дом приходили фронтовые друзья Семена Владимировича, вспоминали войну. Откуда им было тогда знать, этим “ дяденькам” с офицерскими погонами, что девятилетний проказник с хриплым баском, который с раскрытым ртом слушал их рассказы о войне и досаждал расспросами,  что потом он, поэт Владимир Высоцкий, напишет о тех годах и споет свои пронзительные песни.

Звучит песня “Только он не вернулся из боя ”

 

Ученик 2: Высоцкий поступил в инженерный институт, но вскоре понял, что  это не его призвание, и поступил в театральную студию. Он должен  был стать актером. И он им стал. Вся его актерская деятельность была связана с театром на Таганке. Там он сыграл свои лучшие роли:   Гамлета, Дон Гуана, Галилея. Зрители ходили на Высоцкого.

 

Ученик 1: Прекрасны  стихи Высоцкого о любви. Большое чувство связывало поэта со второй женой, французской актрисой русского происхождения Мариной Влади. Она жила в Париже, он в Москве. Редкие встречи, телефонные звонки. И полные любви строки…

Ученик читает “ Баллада о любви”.

Высоцкий Владимир

Баллада о Любви

Когда вода Всемирного потопа
Вернулась вновь в границы берегов,
Из пены уходящего потока
На берег тихо выбралась Любовь -
И растворилась в воздухе до срока,
А срока было - сорок сороков...

И чудаки - еще такие есть -
Вдыхают полной грудью эту смесь,
И ни наград не ждут, ни наказанья, -
И, думая, что дышат просто так,
Они внезапно попадают в такт
Такого же - неровного - дыханья.

Я поля влюбленным постелю -
Пусть поют во сне и наяву!..
Я дышу, и значит - я люблю!
Я люблю, и значит - я живу!

И много будет странствий и скитаний:
Страна Любви - великая страна!
И с рыцарей своих - для испытаний -
Все строже станет спрашивать она:
Потребует разлук и расстояний,
Лишит покоя, отдыха и сна...

Но вспять безумцев не поворотить -
Они уже согласны заплатить:
Любой ценой - и жизнью бы рискнули, -
Чтобы не дать порвать, чтоб сохранить
Волшебную невидимую нить,
Которую меж ними протянули.

Я поля влюбленным постелю -
Пусть поют во сне и наяву!..
Я дышу, и значит - я люблю!
Я люблю, и значит - я живу!

Но многих захлебнувшихся любовью
Не докричишься - сколько не зови, -
Им счет ведут молва и пустословье,
Но этот счет замешан на крови.
А мы поставим свечи в изголовье
Погибших от невиданной любви...

И душам их дано бродить в цветах,
Их голосам дано сливаться в такт,
И вечностью дышать в одно дыханье,
И встретиться - со вздохом на устах -
На хрупких переправах и мостах,
На узких перекрестках мирозданья.

Свежий ветер избранных пьянил,
С ног сбивал, из мертвых воскрешал, -
Потому что если не любил -
Значит, и не жил, и не дышал!

Ученик 2: Поэт всегда преклонялся перед сильными, смелыми, честными людьми и воспевал их в стихах. Это альпинисты, взбирающиеся на непокоренные вершины, и шахтеры, добывающие для нас “черное, надежное золото”, летчики и моряки, боксеры и хоккеисты. Они сильнее, потому, что честны и дружны.

Звучит песня “О друге”.

 

Ученик 1: К песням Владимира Высоцкого  можно относиться по-разному. Им можно любить ли не любить. Можно принимать или отвергать. И долго спорить о них тоже можно.

Ученик 2:Но одно я знаю наверняка: мимо песен Владимира Высоцкого нельзя пройти. И нельзя сделать вид, что их просто-напросто не существует. Сами песни не дадут этого сделать. Не дадут. Ибо они всегда заметны, всегда слышны. И слышимость эта с годами не уменьшается, а увеличивается.

 

Ведущий 1:Песни – это кратчайший путь к сердцу и уму человека. Поэтам казалось, что они не могли высказаться до конца в своих концертах, поэтому выступления на сцене перерастали порой в митинги, полемики, а иногда даже в лекции. Зрителей, приходивших на эти концерты, удивляло сочетание несочетаемого в их творчестве: мягкие, лирические песни о любви звучали на фоне резких политических, кричащей композицией.

 

Ведущий 2: В этих песнях поэты пытались рассказать о жизни людей в самое страшное время для многострадальной родины, в момент кульминации войны правительства со своим народом. Они считали своим долгом донести до ума и сердца слушателя то, о чем болит и кричит душа.

 

«БРАТСКИЕ МОГИЛЫ»

На братских могилах не ставят крестов,

И вдовы на них не рыдают, -

К ним кто-то приносит букеты цветов,

И Вечный огонь зажигают.

 

Здесь раньше вставала земля на дыбы,

А нынче - гранитные плиты.

Здесь нет ни одной персональной судьбы -

Все судьбы в единую слиты.

 

А в Вечном огне - виден вспыхнувший танк,

Горящие русские хаты,

Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,

Горящее сердце солдата.

 

У братских могил нет заплаканных вдов -

Сюда ходят люди покрепче,

На братских могилах не ставят крестов...

Но разве от этого легче?!

 

          Почему эти песни названы авторскими?

          Что связывает между собой всех поэтов-песенников?

         Что вы чувствовали когда слушали эти песни?

         Почему они всенародно любимы?

         Знаете ли вы современных бардов?

         Поете ли вы сами под гитару?

 

Выступление гостей.

1 ведущий:Если вам будет трудно, если вам когда-нибудь станет грустно и одиноко,

2 ведущий: Если захочется послушать хорошую музыку и замечательные стихи,

1 и 2 ведущие: Заходите к нам на огонек!

 

Звучит песня О. Митяева “Изгиб гитары” (поют все).

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Литературное кафе "...Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались

Литературное кафе "...Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались

Ученик 2: Визбор на нелегкой солдатской службе - и тоже на

Ученик 2: Визбор на нелегкой солдатской службе - и тоже на

Прямо в глаза с фотографий жестоких глядим

Прямо в глаза с фотографий жестоких глядим

Бери шинель - пошли домой. К золе и пеплу наших улиц

Бери шинель - пошли домой. К золе и пеплу наших улиц

Звучит песня «Молитва») 1 ведущий:

Звучит песня «Молитва») 1 ведущий:

Пусть поют во сне и наяву!..

Пусть поют во сне и наяву!..

Ученик 2: Но одно я знаю наверняка: мимо песен

Ученик 2: Но одно я знаю наверняка: мимо песен

Сценарий и презентация - литературно -исторический вечер бардовской песни

Сценарий и презентация - литературно -исторический вечер бардовской песни
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.10.2018