Цели: Развивающие: учащиеся должны научиться высказывать своё мнение; анализировать свои мнения, черты характера; прогнозировать последствия поступков; участвовать в коллективной деятельности; акцентировать внимание на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития.
Воспитательные: учащиеся должны убедиться в существовании влияния друзей друг на друга; необходимости уметь различать дурное влияние друзей от положительногов том, что сильная личность ценит в дружбе именно возможность помочь другому человеку, быть полезным для него.
Задачи: поговорить о дружбе, перечислить важные для человека качества; улучшить межличностные отношения в деятельности коллектива; развитие дружбы как условие дальнейшего формирования коллектива; мотивировать желание самоизменений.
Тема: Дружба нам всего дороже.
Классный час
Цели: Развивающие: учащиеся должны научиться высказывать своё мнение;
анализировать свои мнения, черты характера; прогнозировать последствия
поступков; участвовать в коллективной деятельности; акцентировать
внимание на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего
саморазвития.
Воспитательные: учащиеся должны убедиться в существовании влияния
друзей друг на друга; необходимости уметь различать дурное влияние друзей
от положительногов том, что сильная личность ценит в дружбе именно
возможность помочь другому человеку, быть полезным для него.
Задачи: поговорить о дружбе, перечислить важные для человека качества;
улучшить межличностные отношения в деятельности коллектива; развитие
дружбы как условие дальнейшего формирования коллектива; мотивировать
желание самоизменений.
Оборудование: карточки с пословицами; листы А3 для составления "кодекса
класса”; листочки из цветной бумаги; плакат с рисунком дерева, лучики
солнца с написанными положительными качествами настоящего друга,
карточки с ситуациями, аудиозапись с песней «Улыбка»
Ход классного часа
1. Вступительная часть (на доске эпиграф).
Сегодняшний классный час я хотела бы открыть словами М.Пляцковского.
Землю обогнули тоненькие нити,
Нити параллелей и зеленых рек,
Протяните руку, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.
Кто догадался, какой теме будет посвящен сегодняшний классный час?
(Тема «Дружба»).
Как вы думаете, почему эта тема для нас важна? (Мы должны учиться
дружить; учиться стать хорошим другом; учиться беречь дружбы; хотим,
чтобы наш класс был самым дружным).
Как вы понимаете слово «дружба»?
Кто такой друг?
Что значит «дружить»?
Есть ли определенные правила дружбы?
«Друг», «приятель», «товарищ» одно ли значение у этих слов?
Друг – это человек, который связан с кемнибудь дружбой.
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии,привязанности, общности интересов.
Приятель человек, с которым ктол. состоит в дружеских, коротких
отношениях; близкий знакомый.
Товарищ человек, действующий, работающий вместе с кемн., помогающий
ему, делающий с ним общее дело, связанный с ним общим занятием, общими
условиями жизни, и потому близкий ему.
2. Выход на тему:
– Ребята, сейчас я вам покажу пословицы, которые записаны необычным
способом. Слова стоят на своих местах, но буквы внутри каждого слова
перепутаны. Верните буквы на свои места и прочтите правильно пословицы.
Задания:
Зеб дурга в зинжи гуто.
Дург напозсяет в дебе.
Дурга щии, а дешьнай гереби.
Не ийме 100 бурлей, а ийме 100 дурзей.
Сатрый дург чулше выхно вдух.
По мере отгадывания, учитель вывешивает на доску, правильно напечатанную
пословицу:
Без друга в жизни туго.
Друг познается в беде.
Друга ищи, а найдешь, береги.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Старый друг лучше новых двух.
– Объясните смысл этих пословиц. Что вы заметили? Как вы думаете, какова
тема нашего классного часа?
А какие пословицы и поговорки вы знаете?
Нужна ли дружба вообще? Почему люди дружат? Почему люди ценят
дружбу?
3. Основная часть.
Качества для настоящего друга.
(Открывается доска с нарисованным солнцем, в центре написано дружба.)
Настоящий друг должен обладать определёнными качествами характера.
Сейчас мы с вами поиграем.
Я вам буду предлагать качества характера человека, а вы должны
внимательно слушать, если предлагаемые качества подходят настоящему
другу, вы хлопаете в ладошки, а если нет, то топаете ногами.
В ходе игры из положительных качеств настоящего друга мы будемсоставлять солнышко, которое будет светить нам на протяжении нашего
занятия.
У нашего солнышка нет лучиков, лучики лежат на столе.
1. честность
• враньё
2. доброта
3. верность
• грубость
4. взаимовыручка
• предательство
• драчливость
5. справедливость
• задиристость;
6. ответственность
7. сострадание.
А сейчас послушайте одно стихотворение и подумайте, можно ли этого
героя назвать настоящим другом и почему.
Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра:
Карандаш мне дал однажды,
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка:
Откусить мне дал когдато,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.
А может дружба распасться? А по каким причинам?
4. Решение проблемы.
– Ребята, а в нашем классе все дети дружные?
– Что вы можете предложить, чтобы у нас был дружный класс?
– Давайте попробуем составить "Кодекс класса”. Слово "кодекс” обозначает
законы, правила жизни в обществе. (Не бояться просить прощения, если
обидел друга Не грубить Не злиться Не жадничать Помогать другу Быть
честным)
Ситуация 1. Девочка возмущенно жаловалась маме: "Во дворе есть такой
плохой мальчик все время зовет меня Валькой". "А ты как его зовешь?"
спросила мама. "Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: "Эй, ты!"Права ли была девочка?
(Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а
не кричать "Эй, ты!")
Ситуация 2.На день рождения имениннику неожиданно принесли в подарок
две одинаковые машинки. На что мальчик сказал "Что мне делать с двумя
машинками? Ведь у меня такая уже есть!"
Что бы вы сказали на месте мальчика, чтобы не обидеть гостя?
(Большое спасибо! У меня теперь две одинаковые машинки, можно играть
вдвоем!)
Ситуация 3.
В школьном коридоре разговаривают 2 учителя. Среди них Катя увидела свою
учительницу и вежливо поздоровалась только с ней: "Здравствуйте, Ольга
Ивановна!" Правильно ли поступила девочка?
(Надо было сказать общее "Здравствуйте")
5. Игры.
Игра “Волшебный стул”.
Цель: развивать интерес к человеку, формировать положительные качества
личности; учить видеть в человеке хорошее.
На “волшебный стул” приглашается один из участников игры: как только он
садиться, “высвечиваются” и становятся очевидными только все его
достоинства; присутствующие рассказывают о том, что видят их глаза;
называют качества (умный, добрый, внимательный..); дают поведенческие
характеристики (он всегда помогает, к нему можно обратиться с просьбой…);
говорят о внешних достоинствах (красивые волосы..).
Блицвопрос "Доскажи словечко".
Дядя Саша огорчен.
Рассказал он вот о чем…
Настя – славная девчонка,
Настя ходит в 4 класс!
Но… давно уже от Насти
Я не слышу слова…. (здравствуйте)
А слово то какое –
Очень дорогое!
Встретил Витю я, соседа.
Встреча грустная была:
На меня он "как торпеда"
Налетел изза угла!
Но представьте! Зря от Вити
Ждал я слова… (извините)
А слово то какое –
Очень дорогое!Он про внучку говорил:
Экая досада!
Я портфель ей подарил,
Вижу: очень рада!
Но нельзя ж молчать, как рыба,
Ну, сказала бы … (спасибо)
Слово – то какое –
Очень дорогое!
Игра “ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА”
Приглашаю вас на игру “ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА”.
Давайте встанем в большой круг плотнее, ручки вытянем вперед. Ваша
задача прокатить мяч по кругу в ладошках и не уронить его (под музыку).
Ребята, а как вы думаете, почему у нас не упал мяч?
6. Итог.
– О чем мы сегодня должны задуматься, какой вывод для себя сделать?
(Ребята давайте дружить. Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.
Лучше честный враг, чем коварный друг. Не бойся врага умного, бойся
друга глупого.)
7. Рефлексия.
– На столах у вас лежат листики (вырезанные из цветной бумаги). Выберите
любой и напишите одним предложением дружественное пожелание своему
однокласснику или классу в целом.
(На доске плакат "Дерево дружбы”. Дети выходят и приклеивают
листочки с пожеланиями к дереву.)
В заключение я прочитаю слова М.М.Рощина «Попробуйте не наступить, а
уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не
спрятать, а поделиться. Не кричать, а выслушать. Не разорвать, а склеить. Вот
тогда наш коллектив будет сильным, дружным, сплоченным»
– Предлагаю закончить наш классный час песней "О дружбе”
Наш классный час окончен. Всего доброго! Хороших вам друзей!