Составитель: Лазарева Елена Петровна, учитель начальных классов
Классный час на тему: «Глаза – главные помощники человека. Гигиена зрения. Забота о глазах.»
Цели: - Объяснение устройства глаза.
- Развивать знания о необходимости упражнений для мышц глаза.
- Гигиена глаз.
Ход занятия.
1. Оргмомент.
2. Зарядка
- Повторим упражнение «Беркут»
Упражнение «Беркут»
Цель упражнения: Укрепление глазных мышц. Развитие силы воли. Воспитание потребности в здоровом ОЖ.
Счастье – это хорошее здоровье. Чтобы иметь хорошее здоровье, нужна сила воли. Воля – это мысль, переходящая в дело.
1. Глазки открыты
2. (Непременное условие выполнения упр-я) голова неподжвижна, работаем только глазами. Глазами опишите горизонтальную восьмёрку – максимального размера в пределах лица. (в одну сторону несколько раз и в другую сторону.
3. Поморгайте часто-часто, легко-легко.
4. Т.ж. упражнение, только теперь «рисуем» глазками вертикальную восьмёрку
Слушаем стихотворение и продолжаем выполнять упражнение
Мой беркут, весь земной простор
В себя вобрал твой острый взор.
Вычерчиваешь круг за кругом
И грозным клёкотом в горах
Ты на врагов наводишь страх.
3. Актуализация знаний
- Вспомним прошлый урок. Какие правила гигиены вы узнали?
- Как правильно следует мыть руки и лицо?
4. Сообщение темы занятия.
- С помощью чего человек познаёт окружающий мир? (с помощью зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания – 5 органов чувств)
- Отгадайте загадки:
***
Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле… (ушки)
***
Оля смотрит на кота,
На картинки – сказки.
А для этого нужны
Нашей Оле … (глазки)
***
Два соседа – непоседы.
День на работе, а ночью на отдыхе. (глаза)
***
Всегда он в работе, когда говорим,
А отдыхает, когда мы молчим. (язык)
Для того, чтобы быть здоровыми, вы должны знать своё тело и любить его. Потому что никто не позаботиться о вас лучше, чем вы сами.
- Сегодня мы будем изучать устройство глаза, вы узнаете, для чего нужны упражнения для мышц глаз, как заботиться о глазах.
5. Новый материал
Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте. Вокруг лучше всех видит заяц.
Человек не такой зоркий, как орёл. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека.
- Почему? (они помогают видеть всё, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину)
Повернитесь и посмотрите друг другу в глаза. Какие красивые у вас у всех глаза.
- Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? (прекрасные, ясные, чистые, огромные, весёлые и т.д.)
- Каким бывает цвет глаз?
- Какими по размеру бывают глаза?
- Как глаза расположены?
- Пододвиньтесь близко друг к другу всмотритесь в глаза. Что вы видите?
У человека глаза такие, какие нужны именно ему. Брови, ресницы и веки оберегают глаза от пыли, ветра, пота.
Цветное колечко. Это радужная оболочка или радужка. От неё зависит цвет ваших глаз. Радужную оболочку покрывает прозрачная тонкая оболочка – роговица. В центре глаза мы видим чёрную точку. Она, то расширяется, то сжимается. Это зрачок. Он регулирует количество света. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик и собираются на сетчатке глаза. Дальше по зрительным нервам сигналы передаются в мозг и человек видит то, на что он смотрит.(рис. глаза)
Хрусталик необходим для того, чтобы человек видел вдали так же хорошо, как в близи.
Ткани глаз очень нежные, поэтому глаза хорошо защищены.
- Как защищены? (веки, ресницы защищают их)
Брови, ресницы и веки у нас не только для красоты. Они оберогают глаза от пыли, ветра и пота. Но чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты недостаточно.
Хрусталик крепится к глазу с помощью мышц. Если мышцы глаза не тренировать с помощью упражнений, они перестают сжимать и разжимать хрусталик, и человек будет плохо видеть. Всё в организме человека взаимосвязано.
- Почему человек плохо видит, если мышцы глаз не тренировать с помощью упражнений?
- Как вы думаете, для чего глазам нужны слёзы?
Слезами глаза увлажняются, промываются. Человек плачет не только от лука, но и от горя и радости.
- А теперь настало время для физминутки.
6. ФМ Упражнение для глаз «Буратино»
Цель упражнения:
1. Гимнастика для глаз.
2. Снижение утомления.
3. Воспитание любви к труду.
1. Пудель Артемон жмурится на солнце
И.п. – сидя на стуле. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек. Затем открыть их, широко раскрыв на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз
(Примечание: упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз)
2. Мальвина
И.п. – сидя на стуле. Быстрое моргание – 1-2 мин.
(Примечание: упражнение способствует укреплению мышц глаз)
3. Буратино дразнится
И.п. – стоя.
А) Смотреть прямо перед собой 2-3 сек;
Б) Вытянуть руку вперёд. Смотреть на мизинец руки – 3-5 сек.;
В) Медленно приближайте палец к носу, затем медленно отодвигайте обратно.
Г) Опустить руку. Повторить 10-12 раз.
(Примечание: упражнение снижает утомление и облегчает работу на близком расстоянии. Те, кто в очках, не снимают их)
4. Карабас – Барабас высматривает Буратино.
Вращать глазами, стараясь как можно больше увидеть по сторонам, 6 раз влево, 6 раз вправо.
(Примечание: глаза быстро «сбросят усталость».
5. Лиса Алиса ночью в поле
Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
(Примечание: укрепляются окологлазные мышцы)
6. Кот Базилио
И.п. – сидя за партой
А) закрыть веки;
Б) массировать их круговыми движениями пальцев в течении 1 мин.
(Примечание: упражнение расслабляет мышцы век, улучшает их кровообращение)
- А сейчас послушайте басню.
7. Басня. Работа над текстом
«Слепой музыкант»
Слепой от роду человек спросил зрячего: «Какого цвета молоко?»
Зрячий сказал: «Цвет молока такой, как бумага белая».
Слепой спросил: «А что, этот цвет так же шуршит под руками, как бумага?»
Зрячий сказал: «Нет, он белый, как мука белая».
Слепой спросил: «А что, он такой же мягкий и сыпучий, как мука?»
Зрячий сказал: «Нет, он просто белый как заяц-беляк».
Слепой спросил: «Что же, он пушистый и мягкий, как заяц?»
Зрячий сказал: «Нет, белый цвет такой, точно снег.»
Слепой спросил: «Что же, он холодный, как снег?»
И сколько примеров зрячий ни приводил, слепой не мог понять, каким бывает белый цвет молока.
- Какие качества предметов слепой определял на ощупь? (мягкий, пушистый, холодный, сыпучий)
- Можно ли глазами определить эти свойства предметов?
- Почему слепой человек не мог понять, каким бывает белый цвет?
8. Игра «Полезно – вредно»
- Рассмотрите рисунки и скажите, что для глаз полезно, что вредно и почему?
* читать лёжа в постели,
* смотреть на яркий свет,
* читать в транспорте,
* тереть глаза грязными руками,
* смотреть близко телевизор,
* оберегать глаза от удара,
* промывать глаза по утрам,
* читать при хорошем освещении,
* работать долго на компьютере.
9. Правила бережного отношения к зрению.
· Умываться по утрам.
· Смотреть телевизор не более 1-1.5 часов в день.
· Сидеть не ближе 3 м от телевизора.
· Играть на компьютере можно не более 15 мин.
· Не читать лёжа.
· Не читать в транспорте.
· Оберегать глаза от попаданий в них инородных предметов.
· При чтении и письме свет должен освещать страницу слева.
· Расстояние от глаз до текста рекомендуется 30-35 см.
· Употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов (морковь, лук, петрушку, помидоры, сладкий красный перец).
· Делать гимнастику для глаз.
· Укреплять глаза, глядя на восходящее и заходящее солнце.
10. Если вы носите очки
Не горюйте, со временем с помощью очков ваше зрение может улучшиться.
· Берегите свои «вторые глаза».
· Храните их в футляре.
· Не кладите стёклами вниз.
· Регулярно мойте стёкла тёплой водой с мылом.
· Снимайте во время занятий спортом.
11. Обобщение
- Как вы думаете, для чего глазам нужны слёзы?
- Почему человек плохо видит, если мышцы глаз не тренировать?
- Что для глаз полезно, а что вредно?
- Есть ребята, у которых плохое зрение и они вынуждены носить очки. Но их начинают дразнить. Дети перестают носить очки. Как вы думаете, к чему это может привести?
- Как помочь таким детям сохранить зрение?
Играя на перемене, нужно быть внимательным, чтобы не повредить очки одноклассника.
12. Итог занятия
- Что нового вы сегодня узнали?
- Как вы оцениваете сегодняшний урок?
Занятие окончено. Желаю вам удачи! Спасибо за то, что внимательно слушали и активно работали.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.