Классный час "Хорошие манеры"
Оценка 5

Классный час "Хорошие манеры"

Оценка 5
Мероприятия
doc
воспитательная работа
6 кл
15.06.2017
Классный час "Хорошие манеры"
классный час "Хорошие манеры" разработан для учащихся 6 класса. он был представлен на районном конкурсе профессионального мастерства "Самый классный классный". Задачи классного часа: 1.Учить детей употреблять различные словесные формы вежливости; 2.Прививать этические нормы поведения. Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал для работы в группах, буклеты, книжная выставка.
хорошие манеры..doc
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  «Кондровская средняя общеобразовательная школа №3» Классный час  в 6 классе  на тему: «Хорошие манеры» Классный руководитель: Акимова Наталья Сергеевна Цель:  Кондрово, 2013 1. формировать у учащихся понимание важности вежливого отношения к окружающим людям,  2. воспитывать стремление совершать добрые дела,  3. развивать самооценку, 4. расширить   и   закрепить   знания   учащихся   о   вежливости   в   различных   жизненных ситуациях. Задачи классного часа:   1.Учить детей употреблять различные словесные формы вежливости; 2.Прививать этические нормы поведения. Оборудование:  мультимедийный   проектор,   компьютер,   раздаточный   материал   для работы в группах, буклеты, книжная выставка. Ход классного часа: Здравствуйте,   ребята!   Я   очень   рада   нашей   с   вами   очередной   встрече,   начать которую я бы хотела с  инсценировки стихотворения И. Антонова «Вежлив Витя или нет?»:                            Учитель:  Малыша обидел Витя Перед школою в строю, Витя просит: Ученик: Извините, Я ошибку признаю. Учитель:   На урок пришел учитель, Положил на стол журнал, Следом Витя: Ученик:    Извините. Я немного опоздал. Учитель:  Тихомиров! Покажите Нам на карте город Псков. Ученик:   Извините, ­ шепчет Витя, ­ Я к уроку не готов. Учитель:    Мы поспорили с Наташей, Вежлив Витя или нет? Разберитесь в споре нашем И пришлите нам ответ! Классный руководитель: Интересная и поучительная ситуация, не правда ли? Давайте мы с вами попробуем оценить поведение Вити. Итак, вежлив Витя или нет? Как вы считаете? (ответы ребят) Конечно, я с вами тоже должна согласиться: герой стихотворения ни в одной из ситуаций   не   проявляет   вежливости.   Так   о   чем   же   у   нас   пойдет   сегодня   разговор   на классном часе? Совершенно верно! Мы поговорим сегодня о воспитанности, вежливости, о хороших манерах. Скажите, а для ребят нашего класса эта тема актуальна? Молодцы!   Вы   привели   достаточно   примеров   из   жизни   нашего   класса   для доказательства того, что наш с вами сегодняшний разговор не случайность. И подчас мы забываем о вежливости, поступая очень грубо, некорректно, некрасиво. И это означает, что сегодня мы будем говорить о самом важном и необходимом в первую очередь  именно для нас.   Ничто   не   стоит   нам   так   дёшево и   не   ценится   так   дорого   как   вежливость. Как известно, сказочный медвежонок  Винни Пух считал, что в гости лучше ходить по утрам, а улицу переходить на любой свет светофора, но обязательно в толпе. Далеко не все правила Винни Пуха кажутся безупречными.   Могут  ли  существовать   правила  на  все   случаи   жизни?  Могут  ли  правила   быть одинаковыми для всех? Чтобы ответить на эти вопросы, попробуем разобраться в мире правил и предоставим слово учителю этикета Орловой Ларисе Владимировне. Выступление учителя этикета:  Этик тее  (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила поведения людей в обществе[1]. В современном виде и значении слово было впервые употреблено при дворе короля Франции Людовика XIV — гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того,   как   они   должны   держаться;   хотя   определённые   своды   норм   и   правил   поведения существовали уже с древнейших времён.   Традиционно принято считать, что странами­родоначальницами этикета являются Англия и Франция, но уклад жизни в этих странах в то время был таков, что в данных жестоких   и   грубых   условиях   человек   не   мог   совершенствоваться   в   своих   духовных   и нравственных   начинаниях.   Определённые   моральные   правила   и   манеры   поведения зародились примерно в XIV веке в Италии, где уже в то время социальная сущность и культура личности начали выходить на одно из первых мест. В России же одним из первых сводов правил поведения считается «домострой» (XVI в.).  Этикет   может   значительно   отличаться   в   разных   условиях,   в   зависимости   от конкретной   эпохи   и   культурной   среды.   Его   также   можно   условно   разделить   на ситуационный и профессиональный, светский и деловой, хотя чётких границ между ними зачастую провести невозможно, так как правила различных разделов этикета повторяются, включают правила  других разделов (иногда немного изменённые), исходят из основных норм поведения.  Заглянем в словарь: термин «этикет» (от французского etiquette) означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе. Этикет — это сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях со здравым смыслом, рациональность вложенного в них содержания. В чем же   состоит   практическое   значение   этикета?   Этикет   позволяет   людям   без особых   усилий   пользоваться   уже   готовыми   формами   вежливости,   принятой   в данном обществе   различными   группами   людей   и на различных   уровнях.   Этикет   в наши   дни (современный  этикет)  расписывает  поведение  людей  в быту, на службе,  в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях — приемах, церемониях, переговорах. Ученые выделяют следующую классификацию подсистемы этикета: 1. Речевой, или вербальный этикет. 2. Речевой этикет определяет, какими словесными формулами лучше воспользоваться,  если надо: поприветствовать, поздравить, поблагодарить, загладить вину, обратиться  к кому­то с просьбой, пригласить куда­то, выразить соболезнования. К речевому этикету  относят также теорию и практику аргументации — искусство вести беседу. Классный руководитель:  Спасибо большое Ларисе Владимировне! А мы продолжаем. Всегда   ли   мы   ведём   себя   надлежащим   образом?   Давайте   пролистаем   страницы нашего устного журнала. Сейчас несколько ребят разыграют перед вами сценки из нашей школьной жизни, а  все остальные будут внимательно смотреть и отмечать, какие ошибки допустили  «артисты» в своем поведении.  Сценка 1.       Действие 1. «В автобусе». Миниатюра.   На   школьной   сценке   шесть   стульев   в   ряд   условно   показывают   салон полупустого автобуса. В автобусе сидит очень старая женщина. Впереди сидит кондуктор. На   остановке   в   автобус   запрыгивает   Васечкин   и,   держа   за   руку   подружку,   начинает, затаскивать ее в салон. Оказав таким образом даме помощь, он плюхается на сиденье и кричит   подруге:   «Анька,   оплати   проезд!».   Аня,   севшая   позади   пожилой   дремлющей женщины, будит ее и просит передать деньги на билет. На следующей остановке заходят пассажиры, в основном пожилые люди. Васечкин разговаривает с Аней, делает вид, что не замечает уставших стариков. Аня встает, уступает место старушке, но при этом говорит: «Садитесь. Не сидится вам, старикам, дома». Беседа:  после просмотра миниатюры ребятам предлагается проанализировать поведение Васечкина   и   Ани   в   автобусе,   найти   допущенные   ошибки,   сформулировать   правила поведения в транспорте. Ребята   признают,   что   не   всегда   правильно   себя   ведут   и   называют   причины   такого поведения. Сценка 2.  Действие 2. Васечкин принимает гостей. Миниатюра. На школьной сцене стоит стол с букетом цветов, стулья. В глубине сцены «дверь». У Васечкина день рождения, он расставляет стулья для гостей. Звонят. Васечкин просит свою бабушку открыть дверь. Гость кричит с порога: «Здрасте!» и с расстояния бросает Васечкину мяч : «Держи! Тебе подарок! Смотри, не потеряй! Помнишь, как ты потерял мой ножик?». Вася обращается к бабушке: «Бабуль, принимай гостей, а я пока с Сашкой   поговорю».   Снова   звонят.   Бабушка   открывает   дверь.   Вламывается   толпа одноклассников.   Оттеснив   бабушку   в   глубину   коридора,   они   хором   кричат: «Поздравляем!».   Васечкин   подходит   к   друзьям,   берет   подарок   в   красивой   упаковке, бросает   его   на   стул   и   говорит   гостям:   «Проходите   в   комнату,   пальто   снимайте!». Обращаясь к бабушке, Вася добавляет: «Все собрались. Можно подавать на стол». Беседа:  анализируют увиденную ситуацию, находят ошибки, допущенные Васечкиным и его   одноклассниками,   формулируют   правила,   как   принимать   гостей,   как   дарить   и принимать подарки, как представлять при знакомстве людей. (Необходимо снять головной убор. Не толпитесь в дверях. Пропустите девочку вперед. В гостях нельзя шуметь и громко разговаривать. Не нужно ссориться и драться. Не ломайте мебель, лучше поиграйте). Физминутка. ­ Предлагаю отдохнуть и отгадать весёлые загадки. Эти загадки особенные. Если учат добру и вежливости, то в ответ надо хором сказать: «Это я, это я, это все мои друзья!» Будьте внимательны, слушайте, не отвлекайтесь, нужные слова вовремя произносите, а на вредную загадку – молчите.  Кто из вас, проснувшись бодро, «С добрым утром!» скажет твёрдо?  У кого у вас в порядке Сумка, книжки и тетрадки?  Кто из вас молчит как рыба Вместо доброго «спасибо»?  Кто из вас, скажите, братцы, Забывает умываться?  Кто из вас в трамвае тесном Уступает старшим место?  Кто быть вежливым желает, Малышей не обижает? Ребята, а вы никогда не задумывались, какова история этикета в России, что стало причиной его появления в нашей стране? И мы предоставляем слово учителю истории и обществознания Панковой Людмиле Олеговне. Выступление учителя истории (Зарождение этикета в России):   История   этикета   в   нашей   стране   уходит   своими   корнями   в   глубокую   древность. Будучи   в   культурном   отношении   преемницей   Византийской   империи,   Русь позаимствовала немало ценного из традиций и обычаев владык Константинополя, чей двор   всегда   отличался   пышностью   ритуалов   и   особой   изысканностью   манер.   Как известно,   важную   роль   в   становлении   русской   культуры,   в   том   числе   и   культуры поведения, сыграло принятие в X веке христианства. Богатейшее духовное наследие православия   оказало   огромное   влияние   на   формирование   норм   нравственности.  В   этой   связи   нельзя   не   вспомнить   имя   Иоанна   Златоуста,   константинопольского епископа, жившего еще в IV веке. В его «Беседах на Евангелие…» можно найти немало вполне практических рекомендаций о том, как нужно вести себя в различных жизненных ситуациях. Лучшими человеческими качествами Златоуст считал доброту, скромность, терпимость и стремление к самосовершенствованию, причем их важность несомненна и в наше время. В трудах Иоанна Златоуста и других православных мыслителей почерпнули для   себя   немало   важного   и   Ярослав   Мудрый,   и   Владимир   Мономах   ­   умнейшие   и образованнейшие люди Древней Руси, всегда отличавшиеся учтивостью и вежливостью в обращении, подавая этим пример другим. Следует упомянуть и о том, что в те времена грамотных в славянских землях было в сотни раз больше, чем в Европе, причем среди них   были   и   женщины,   наравне   с   мужчинами   участвовавшие   в   общественной   и культурной жизни.  К сожалению, последовавшие за этим несколько веков татарского ига и феодальной раздробленности   привели   к   упадку   нравов   и   духовной   жизни   в   целом.   Она   стала возрождаться лишь в XVI­XVII веках, когда с распространением книгопечатания стали появляться первые пособия, так или иначе касавшиеся вопросов этикета. К таковым можно отнести, например, «Домострой», в котором изложены также и правила того, как человек должен вести себя в повседневной жизни. Конечно, эти наставления содержат много   патриархального,   того,   что   кажется   нам   сегодня   грубым   и   неприемлемым, особенно   в   вопросах   семейных   отношений.   Однако   эта   книга   все   же   сыграла   очень в   становлении   культуры   поведения   в важную   роль   России.  Приблизить нравы и обычаи общества к европейским попытался в начале XVIII века Петр I, немало попутешествовавший и повидавший. Именно поэтому он безжалостно боролся с любыми проявлениями «азиатчины», насаждая западные традиции, порой даже насильственными методами. Именно при Петре Великом, в 1717 году вышла в свет книга о   хороших   манерах   под   названием   «Юности   честное   зерцало,   или   Показания   к житейскому обхождению». Этот труд был адресован в первую очередь молодежи и в доступной   форме   рассказывал   о   правилах   поведения   в   обществе.   Воспитанному дворянину полагалось, например, быть всегда вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим и так далее.  В   дальнейшем   этикет   в   России   претерпевал   различные   изменения,   постепенно приближаясь к своему современному состоянию. На его развитие существенно повлияли социальные потрясения начала XX века: две революции, Первая Мировая и Гражданская войны. После 1917 года был период, когда этикет считался «выдумкой буржуазии», бессмысленным   нагромождением   нелепых   правил,   только   осложняющих   жизнь   и поэтому   совершенно   ненужных.   Последствия   этого   культурного   регресса   отчасти ощутимы и сегодня. Именно поэтому можно сказать, что в настоящий момент правила этикета в России в очередной раз обновляются и претерпевают изменения. Однако это не   касается   основ   культурного   поведения   в   обществе,   ведь   вежливость   не   может устареть. А самый главный принцип, известный как «золотое правило нравственности», так же, как и много столетий назад гласит: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».  Классный руководитель:  Спасибо, Людмила Олеговна! А теперь, ребята, давайте с вами немного поиграем, не забывая о золотом правиле нравственности. Работа в группах по карточкам (по три человека). Найдите ошибки в поведении героев маленьких рассказов.      1. Молодой человек зашел в столовую. На нем был модный красивый костюм «тройка» и роскошная шапка из ондатры. «Кто крайний?»» ­ спросил он и встал в очередь. Очередь была небольшая. Неожиданно  молодой человек увидел в середине очереди видимо своего знакомого. Это был пожилой человек. Он о чем­то разговаривал с женщиной.   Молодой   человек   подошел   к   нему   и   звонко,   хлопнув   его   по   плечу, воскликнул:   «Привет,   старина!»   Женщина   отвернулась.   А   молодой   человек продолжил: «Я с тобой встану!» ­ утвердительно заявил он. Поставив на поднос суп, молодой человек вспомнил, что надо снять шапку. Он снял шапку, достал расческу и причесался. Взял второе блюдо. Зачем­то понюхал его и поставил обратно. Взял другую тарелку. Итак, сколько ошибок вы найдете в поведении молодого человека? 2. Игорю   скоро   в   школу,   но   уроки   еще   не   сделаны.   А   мама   просила   начистить картошки и протереть пол влажной тряпкой. Игорь никак не возьмется за дело. С утра – заглянули к нему на минутку товарищи, два брата. И все не уходили. Играли в   настольный   хоккей.   Тренировали   на   задержание   преступника   болонку   Тусю. Отрабатывали на ковре приемы карате. Опустошили вазочку с конфетами. Потом нашли песенник и стали петь песни. Что делать Игорю? 3. Ну вот, наконец­то вы сыты. Теперь пришло время и поразвлечься за столом; можно скатывать хлебные шарики; можно поиграть приборами, ловко вертя их в пальцах, пусть все оценят уместность вашего увлечения; лучше поиграть вилкой или ножом, поочередно перекладывая их из одной руки в другую. Так развлечете гостей и сами потренируетесь. Не беда если вилка или нож упадут на пол, ведь есть вы больше не хотите, а эти предметы все равно придется помыть. Теперь самое время начинать сворачивать край скатерти в трубочку. Это тоже хорошее занятие для развития ловкости пальцев. Также пропадает необходимость мыть руки после еды. Молодцы,   ребята!   Вы   успешно   справились   с   заданиями   и   смогли   правильно сформулировать определенные правила поведения. Вы, наверное, уже обратили внимание, ребята, на нашу книжную выставку, которую подготовила  Егерева   Наталья   Геннадьевна,   библиотекарь   школы.  Именно   ей   и хотелось бы сейчас предоставить слово. Выступление Егеревой Натальи Геннадьевны. Чтение стихотворения учениками С. Маршака «Ежели Вы вежливы». 1­й чтец:                    Ежели вы вежливы                                       И к совести не глухи,                                     Вы место без протеста                                        Уступите старухе.                                        Ежели вы вежливы,                                        В душе, а не для виду,                                        В троллейбус вы поможете                                        Взобраться инвалиду. 2­й чтец:                       Ежели вы вежливы,                                        То сидя на уроке,                                        Не будите с товарищем                                        Трещать, как две сороки.                                        Ежели вы вежливы,                                        Поможете вы маме,                                        И помощь ей предложите                                        Без просьбы, то есть сами. 3­ чтец:                          Ежели вы вежливы,                                        То в разговоре с тетей                                        И с дедушкой, и с бабушкой                                        Вы их не перебьёте.                                        Ежели вы вежливы,                                        Тому, кто послабее,                                        Вы будете защитником,                                        Пред сильным не робея. Классный руководитель: Итог:  Ребята, сегодня с вами мы успели поговорить о многих правилах поведения. Мы выяснили, как надо вести себя в гостях, за столом, в общественных местах, в транспорте. И я   надеюсь,   что   наш   разговор   не   пройдет   бесследно.   Вы   везде   будете   вести   себя   как воспитанные люди, не забывая о правилах этикета, разговор о которых мы обязательно продолжим. (параллельно звучит песня Б. Савельева «Если добрый ты» из м /ф «День  рождения кота Леопольда»).  Рефлексия.  Под песню учащиеся отвечают на вопрос  «Понравился ли вам классный час,   будете   ли   вы   в   своей   жизни   применять   те   правила   и   нормы   поведения,   о которых   шла   речь   на   классном   часе?».(голосование   на   компьютере,   результаты   на слайде) Итог классного часа перед вами, для   всех вас он стал поучительным, встреча была интересной!! ­ Перед тем, как нам расстаться И уйти всем по домам, Хочется мне попрощаться, Пожелав при этом вам, Чтобы добрыми вы были, Слов волшебных не забыли, Чтобы добрыми словами  Говорили вы с друзьями. Расстаемся мы сейчас, Добрый путь вам! В добрый час!

Классный час "Хорошие манеры"

Классный час "Хорошие манеры"

Классный час "Хорошие манеры"

Классный час "Хорошие манеры"

Классный час "Хорошие манеры"

Классный час "Хорошие манеры"

Классный час "Хорошие манеры"

Классный час "Хорошие манеры"

Классный час "Хорошие манеры"

Классный час "Хорошие манеры"

Классный час "Хорошие манеры"

Классный час "Хорошие манеры"

Классный час "Хорошие манеры"

Классный час "Хорошие манеры"

Классный час "Хорошие манеры"

Классный час "Хорошие манеры"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.06.2017