Конспект классного часа
Тема: Моя малая Родина!
Цели:
Расширение и углубление знания учащихся об истории родного города.
Воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину.
Задачи:
Научить ребят видеть и ощущать красоту родного края.
Воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения.
Формировать потребность в сохранении исторических и культурных памятников родной земли.
Развивать интерес к чтению документально-исторической литературы.
Содействовать моральному развитию детей.
Оборудование: мультимедийная презентация; рисунки учащихся.
Ход занятия
Эпиграф:
“Для России наш город – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем”.
I. Вступление.
II. Исполнение Гимна России.
Учитель: Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна. Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми
Ученик: Но у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где мы родились, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – городская улица или уютный дворик с качелями.
Словом, малая Родина у каждого своя!
Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая ,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!
Исполнение песни «Наш край».
Проводится
конкурс «Родня».
Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».
(Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ,
народность, родник, родной и др.) (слайд 4)
РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.
РОДИЧ – родственник, член рода.
РОДНЯ – родственники.
РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной,
изучают её
РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.
НАРОД – нация, жители страны.
Учитель: Почти каждое
слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле:
семье, отечеству, ручейку, морю. Моя семья, мой дом с этого начинается малая
родина.
Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья,
работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья
детства, любимые книги и игры, природа – такие простые, тёплые, человеческие
ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому
из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в
самом сердце.
Итак, у нас ключевое слово – РОДИНА. О том, как бережно всегда относился
русский народ к своей Родине, говорится в пословицах.
Игра - Составь пословицу
Родина – мать, Родине служить.
Жить - умей за неё постоять.
Человек без Родины, там и пригодится.
Где кто родится, что соловей без песни.
- Понятие «Родина» широкое и ёмкое. В мыслях сразу возникают необъятные
просторы России с широтой её полей, рек и озёр, лесов и пашен. И среди всего
этого многообразия есть земля, есть точка, есть самое милое сердцу и душе
место: это твоя малая родина.
- Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край,
это наша малая Родина. Это слово я записала два раза. В чём их различие?
Когда слово «Родина» пишется с большой буквы?
- Когда слово «родина» пишется с маленькой буквы?
- Чем дорого вам это место, кроме того, что там вы родились и с вами проживают
ваши родственники?
Современный поселок им. Воровского вытянулся вдоль южного коренного берега древнего озера ледникового происхождения. В настоящее время от древнего озера сохранились торфяные массивы Маслова, болота да остатки заболоченных озер: Чистого, Лукового, Поганого.
В 1972 году после торфяного пожара, который оголил склон центрального суходола Маслова болота, в оранжевой зале, ученик Виктор Крючков обнаружил и принос в школу несколько дротиков 15-ти видов орнамента, отщипы от тарелок, сосудов, украшения, ножи и т.д. (имеются в школьном краеведческом музее). Об этом сообщили в Академию Наук СССР. После проведенных раскопок было обнаружено 10 стоянок древних людей, которые относятся к 4-ому тысячелетию до н.э. Остальные стоянки погибли при торфоразработках (расположены, в 4 км от ост Храпуново) На Масловом болоте осталось два не раскопанных кургана, которые представляют большую археологическую ценность.
История поселка собиралась по крупицам учителем истории Пещенко Петром Фомичем, который является основателем школьного музея.
Более ста лет назад на месте нашего поселка были непроходимые болота да лесная глухомань. Существовала только небольшая деревенька Демидово, которая входит сейчас в черту поселка. В указателе селений жителей уездов Московской губернии, составленном, в 1852 году значится: "Демидово - деревня 2-ого стана, Каринской Анны Михайловны, коллежской асессорши. Крестьян: 10 душ мужского пола,.16 - женского; 4 двора; 42 версты от столицы и 21 верста от уездного города по Носовихинской дороге.
Леса и озера, богатые зверем, дичью и рыбой, привлекали людей в эти места с незапамятных времен.
Прошли тысячелетия. Озера заболотились, покрылись торфом и привлекли сюда уже новых людей, которых интересовал торф. Во второй половине XIX века стали ощущаться большие потребности в топливе. Торфяные запасы Подмосковья, были незаменимым резервом местного топлива для заводов и фабрик. Первым стал разрабатываться Бисеровский массив, а в девяностые годы - Масловский торфяной массив. Болота принадлежали казне и частным лицам. Добывали торф для Реутовской, Раменской, Купавинской и Истомкинской фабрик. Одним из первых начал торфодобычу владелец фарфорового производства из гжельской деревни Кузязево Храпунов.
Однажды Храпунов приехал к нам на охоту в лес, где тогда в большом количестве водились кабаны и лоси. Поохотившись, он с друзьями перешел железнодорожную линию для того, чтобы разжечь костер и обогреться. Костер был разожжен приблизительно там, где когда-то была пожарная, а сейчас 2-этажные дома. Храпунов сбил сапогом ком "земли" и увидел, что это глина, а так как он был специалистом в этой области, определил, что глина ценного сорта. С этого времени стали вывозить глину в Гжель. Нанял рабочих, которые перевозили глину к остановке поезда. Станции еще не существовало. Зятем глина грузилась на железнодорожные вагонетки. Грузчики были готовы к погрузке глины, а хозяин где-то замешкался и они стали ему кричать: "Храпунов! Храпунов!", а в это время стоял вопрос о названии станции. Говорит, что с легкой руки грузчиков станция стала называться Храпуново,
Рабочий день выматывал рабочих до предела, он длился 13,5 часов с 1 мая до 1 августа. Рабочие должны были приступать к работе в 4 часа утра и работать до 6 часов вечера с 2,5 часами перерыва на обед и отдых. Основная часть артели - ямщики, стоя по колено в воде, за день с лопатой набрасывали на ленту элеватора по 20 тонн торфа. Секачи, мальчики 14-16 лет, отсекая попеременно двумя ножами торфяную ленту, поступающую из барабана, делами 30-40 тысяч ударов. Подкладчик едва успевал подставлять полутораметровые решетки, на каждую из которых ложилось пять серых торфяных кирпичей. Он двигал их по роликам в вагонетки, заполняя каждую в три ряда. Вагонщики вручную откатывали тяжелые вагонетки к месту сушки торфа. Другие рабочие складывали торф в один ряд. Дня через четыре, когда он "завянет", его переворачивали. Затем складывали в небольшие клетки, а потом до зимы - в караваны. И так, 13,5 часов в сутки весь сезон. Тяжела была жизнь торфяников, и только нужда гнала сюда людей из Курской, Тамбовской и Рязанской губерний Центральной России. Сезонные рабочие жили там, в бараках, спали десятками на нарах, о постельных принадлежностях и речи не было. Питались рабочие поартельно, а продукты получали в хозяйских лавках.
Конец 20-х, начало 30-х годов знаменуется появлением новой техники. А Масловские торфоразработки переходят на гидроторф. В это время строится школа, детские ясли, детский сад, больница, клуб.
До 1940 года наш поселок входил в состав Есинского сельсовета. 16 июля 1940 года Указом Президиума Верховного Совета СССР населенный пункт при торфоразработках им.Горького был отнесен к категории рабочих поселков с присвоением наименования пос. им.Воровского.
" Я люблю человечество и отдаю ему все свои силы", - в этих словах Вацлав Вацлович Воровский выразил свое отношение к людям и жизни. Литературный критик, талантливый дипломат. В 1914 году он работал в электрическом обществе, соорудившим на болотах Богородского уезда электростанции. В частности, на болоте "Белый мох" торфопредприятие им. Классона. Вацлав Вацлович не мог оставаться равнодушным к тяжелому труду торфяников. Встречался с ними, беседовал, устраивал благотворительные обеды и субсидировал деньги, на приобретение специальной одежды работникам торфяных болот. В честь В.В. Воровского был назван наш посёлок.
Вы познакомились с историей возникновения нашего посёлка.
Итог:
-Что нового вы узнали из истории нашего посёлка?
- В честь кого была названа наша станция?
- В честь кого назван наш посёлок?
– Наш классный час подошёл к концу.
Россия, Родина, малая родина. Такие до боли родные слова.
Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.
Но где-бы мы ни были, ваш родной край всегда будет для нас тем светлым
огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.
Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек,
любой гражданин России.
Ученик:
О родине –
негромко говорю:
Ведь о большой любви кричать не надо.
Она – моя отрада и награда,
Скажу о ней – молитву сотворю:
“Будь вечно в благоденствии и славе,
Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,
Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво
И пред тобой себя не уронить!”.
Исполнение песни « Россия».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.