Классный час "Красота: как ты это понимаешь"(4 класс)
Оценка 4.9

Классный час "Красота: как ты это понимаешь"(4 класс)

Оценка 4.9
Работа в классе
doc
классное руководство
4 кл
13.09.2019
Классный час "Красота: как ты это понимаешь"(4 класс)
I. Учитель: Добрый день, ребята! Когда я училась в 9 классе, у нас в школе проходил диспут "Какого человека можно считать красивым?". Мне поручили выучить стихотворение малоизвестного мне тогда поэта Н. Заболоцкого "Некрасивая девочка". Это стихотворение удивило меня своей концовкой, вернее вопросом, которым оно заканчивалось. Эти слова перед вами, они стали эпиграфом нашего урока. Что есть красота? И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? Красота! С какими словами она ассоциируется у вас, ребята? Ученики отвечают Красота поэтической речи? А еще?
красота урок.doc
Беседа с учениками на тему: «Красота: как ты это понимаешь» Цели урока. Образовательные:  обобщить и расширить представление о красоте; Донести до учащихся проблему внутренней и внешней красоты; научить отбирать материал на морально­этическую тему. Воспитательные:  воспитать у учащихся чувство прекрасного; развить   у   учащихся   творческие   способности,   эмоции,   познавательные способности – речь, мышление, внимание, воображение, восприятие. Оборудование:   репродукции   картин,     диск   с   записью   музыкального произведения   А.   Вивальди   “Времена   года”,   раздаточный   материал   с фрагментом произведения В. А. Сухомлинского “Письма к сыну”. I. Вступительное слово. План урока: II. Введение эстетической категории “красота” на основе произведений изобразительного искусства. III. Разъяснение понятия “красота”. Обращение к народной мудрости и музыкальному произведению. IV. Воплощение красоты в слове. Анализ текста. Ход урока I. Учитель: Добрый день, ребята! Когда я училась в 9 классе, у нас в школе проходил диспут "Какого человека можно считать красивым?". Мне поручили   выучить   стихотворение   малоизвестного   мне   тогда   поэта   Н. Заболоцкого "Некрасивая девочка". Это стихотворение удивило меня своей концовкой, вернее вопросом, которым оно заканчивалось. Эти слова перед вами, они стали эпиграфом нашего урока.  Что есть красота? 1 И почему ее обожествляют люди?  Сосуд она, в котором пустота,  Или огонь, мерцающий в сосуде?  Красота! С какими словами она ассоциируется у вас, ребята?  Ученики отвечают Красота поэтической речи? А еще? Ученики отвечают  Учитель.   Недавно   в   словаре   синонимов   мне   встретилось   интересное выражение о красоте лица человека ­ счастливая внешность или наружность. А мне известны такие синонимы к слову красота ­ лепота, благолепие. Но, к сожалению, эти слова считаются устаревшими.    Сегодня же, ребята, мы с вами хотим поговорить о вечном. Великие поэты, художники оставили в вечности свой гимн женщине ­ её внутренней и внешней красоте, поэтому тема нашего урока". Эту строчку мы тоже взяли из стихотворения   Н.   Заболоцкого.   Вот   как   об   этой   проблеме   сказал   М.Ю Лермонтов. Ученик читает стихотворение. Учитель   Ребята,   вспомните   имена   тех,   кто   творил   историю   мирового изобразительного   искусства.   В   основном   они   принадлежат   мужчинам. Потому­то и воспета так ярко и вдохновенно красота и грация женщины в живописи и скульптуре всех народов. В образ женщины живописцы вложили свои представления об идеале, всю глубину знаний об окружающем мире. Вот перед вами знаменитый портрет. Ребята, а кто это изображен и кто автор? Ученики отвечают: Учитель.   Да,   эта   картина   Леонардо   да   Винчи   ­   венный   символ женственности   и   тайны   женской   души.   А   эта   картина   Рафаэля   "Донна Велата". О ней послушаем С. Таню: Сообщение ученицы. НА ЭКРАНЕ "Сикстинская Мадонна" Рафаэля. 2 Учитель. Это одно из самых прославленных произведений художника. Василий Андреевич Жуковский признавался в изумлении: "Не понимаю, как могла ограниченная живопись произвести необъяснимое" :Когда я смотрю на Сикстинскую Мадонну Рафаэля, несущую своё дитя людям, заведомо зная его   судьбу,   то   испытываю   боль   невосполнимой   утраты.   Истинная   красота женщины, утверждает Рафаэль, ­ в материнстве.   А для меня образ Марии исполнен сдержанного волнения. Посмотрите как, серьезно и печально смотрит она вдаль "Её благородный облик полон душевной чистоты и красоты. "Сикстинская Мадонна" гармонически сочетает в   себе   настроение   тревоги   и   глубочайшей   нежности.   Вот   как   об   этом произведении сказано в поэзии.  Ученица читает стихотворение. Учитель: Как вы понимаете слово “красота”? Ученик: Всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное   наслаждение.   (Ожегов   С.   И.   “Толковый   словарь   русского языка”). Учитель:   Вот   что   говорит   о   красоте   народная   мудрость:   (Учитель демонстрирует примеры пословиц) Красивое слово – серебро, а хорошее дело – золото. Красна весна цветами, осень – снопами. Красна птица пением, а человек – умением. Красна речь поговоркою. Красота без разума пуста. Какие примеры пословиц можете привести вы? Какая из перечисленных пословиц кажется вам исходной, необходимой для понимания других? Ученик: Красота без разума пуста. Учитель: Почему вы так считаете?  Ученик: Только мыслящий человек способен оценить истинную красоту. 3 Учитель: Какие виды искусства, известные вам, воплощают красоту? Ученик: Живопись, музыка, скульптура, архитектура, киноискусство. Учитель:   Обратимся   к   музыкальным   произведениям.   Прослушайте фрагмент произведения А. Вивальди “Времена года”, а затем запишите ряд ассоциаций, возникших во время этого прослушивания. (Можно предложить отрывок из композиции “Лето” из этого цикла) Ученик:   Ветер,   порывистость,   стена   дождя,   холодные   струи,   ярость, мощь, буря, гроза. Учитель:   Музыка   –   феноменальное   явление.   Ее   взаимоотношения   с человеком   удивительны.   Мелодичные   звуки   вершат   чудеса   –   в   человеке пробуждается, преобразуется душа, меняются состояния, настроения  Задание:  (Федор Степанович Рокотов "Неизвестная") Учитель. Ребята, сейчас перед вами репродукции с картин художников 18 в. Один из исследователей их творчества назвал их портретами ­ симфониями. А что такое симфония? Ученики отвечают: Учитель Послушайте одно из описаний портрета, и вы поймёте, почему это симфония, кроме того, ребята, попытайтесь определить о каком портрете идёт речь и объяснить, почему вы так считаете: На   портрете   запечатлена   миловидная   девушка   с   нежными,   почти детскими чертами лица. Гамма розовых и серебристо­серых тонов, сообщает образу целомудренную чистоту. Незабываемо выражение лица неизвестной: полуулыбка,   скользящая   на   губах,   взгляд   затененных   миндалевидных   глаз. Здесь   и   доверчивость   и   какая­то   недоговоренность,   быть   может,   своя сердечная тайна.  Ученики дают ответы. 4 Учитель.   Да,   это   картина   Федора   Рокотова,   которая   называется "Неизвестная". НА ЭКРАНЕ ПОРТРЕТ Струйской.  Учитель. Как известно, глаза ­ это зеркало души. Сейчас вы видите самый замечательный   портрет   Рокотова   ­   Струйской   Александры   Петровны.   Мы смотрим на портрет и слышим голос очарования. Это женщина добра, чутка, сиятельна.   Не   смог   остаться   равнодушным   к   этому   портрету   известный русский поэт 20 в. Николай Заболоцкий. Вот как он написал об этой картине: Её глаза, как два тумана,  Полуулыбка, полуплач,  Ее глаза, как два обмана,  Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок,  Полувосторг, полуиспуг,  Безумной нежности припадок  Предвосхищенье смертных мук.  Учитель.   А   кто   из   известных   женщин   19в.   была   признана   первой красавицей Петербурга? Ответ. НА ЭКРАНЕ ­ портрет Н.Н. Гончаровой (художник Брюлов). Что вам известно о ней? Ответы учащихся: Учитель А что об этом портрете говорили современники Пушкина? Хочу   добавить,   что   А.С.   Пушкин   в   женщине   ценил,   прежде   всего, внутреннею   красоту   и   в   письме   он   писал   своей   горячо   любимой   жене: "Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, а душу твою люблю я ещё более твоего лица". Учитель. В 1842­1843 годах были написаны ещё два портрета прекрасной женщины   художником   Владимиром   Гау.   Он   с   большим   мастерством   и 5 тщательностью   написал   тонкие   черты   лица,   изящные   линии   шеи,   плеч. Печальные глаза, разделённые на прямой пробор волосы, высокий чистый лоб. Родившая   четырёх   детей,   перенёсшая   смерть   мужа   ­   она   сохранила   свою красоту, изящество, женственность. Учитель.  Кроме  счастья, много  страданий  выпало  на  долю  жены  А.С. Пушкина.   С   помощью   писем,   а   также   картин,   оставленных   нам   великими художниками,   можно   воссоздать   образ   той,   душу   которой   Пушкин   любил более её прекрасного лица. Учитель.   А   я,   глядя   на   женские   портреты,   вспоминаю   слова   Виктора Гюго: "Вы созерцаете звезду по двум причинам, потому, что она сверкает, и потому, что она непостижима. Но рядом с вами сияние более нежное и тайна более глубокая ­ женщина". Учитель. Да, красивое сравнение с сияющей звездой, истинная красота не увядает,   она   исходит   изнутри.   Подтверждением   этого   для   меня   являются женские портреты одного из самых известных русских портретистов, нашего современника, Александра Шилова. Он пишет портреты не только известных людей,   не   только   прекрасных   внешне   женщин,   но   и   портреты   безвестных старух. Может быть не каждый из вас, ребята, видит их внешнюю красоту, но вы не сможете не согласиться, что они прекрасны духовной жизнью Учитель.   Да,   женские   портреты   этого   мастера   удивительно привлекательны. Это гимн красоте, женственности, материнству. Например, этот портрет называется "Ожидание". Это светлый образ женщины, которая скоро станет матерью.   Она подарит миру новую жизнь. Долго мать растит сына, но неизбежен час,   когда   она   должна   отдать   его   миру,   поэтому   с   такой   же   глубиной проникновения   Шилов   пишет   портреты   старушек,   глубоко   лиричные, индивидуальные, однако, одновременно и обобщенные. 6 А эта картина называется "Ждет сына". Выцветшие глаза слезятся от старости и оттого, что устали без конца всматриваться в проселочную дорогу: не едет ли домой пропавший сын? Ученик Я сейчас вспоминаю, давно это было, давно:  Утро. Осень метет, жмутся к небу озябшие птицы  Ты все смотришь в окно. Ты все смотришь и смотришь в окно  Хоть бы скрипнула дверь, хоть бы вздрогнули вдруг половицы, ­  Сын из дома ушел! И когда он вернется теперь?  И потянутся дни. И слезы материнской не спрячут: Учитель.   Да,   Нельзя   не   заметить   сходство   живописных   портретов   с поэтическим   (портрет   "Зацвел   багульник").   Это   и   тревога,   и   ожидание,   и тоска, читающиеся в каждом лице, и глубокие морщины на них, и скорбные складки в углах рта, и по ­ старчески светлые глаза, и натруженные руки. Опять   же   вспоминается   Пушкин.   Может   быть   вы,   ребята,   вспомните строки известного стихотворении Пушкина, которые можно бы было написать под этой картиной: "Голубка дряхлая моя!" и  "Глядишь в забытые вороты на черный отдаленный путь;  Тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь". За   всеми   этими   чертами   стоит   вечное   терпение,   любовь,   ожидание, надежда "на помощь и отраду". Учитель. Если иконописец, создавая образ Богоматери, величал Матерь Сына, который взял на себя грехи всего человечества, то поэты, посвящая стихи матери, говорят о величии Матери устами сыновей. Учитель. О красоте человека, о красоте человеческих лиц нельзя сказать лучше Николая Заболоцкого, своё стихотворение он так и назвал "О красоте человеческих лиц".  Ученица читает стихотворение. 7 Учитель.   Да,   множество   человеческих   лиц   ­   это   своеобразное   живое зеркало,   в   котором   отражается   внутренняя   жизнь   человека,   тончайший инструмент, который приоткрывает нам тайну человеческой души. Значит, мы можем дополнить, что красота ­ это и человеческое общение. Красота ­ это все   красивое   и   прекрасное,   что   доставляет   эстетическое   и   нравственное наслаждение. Мы   увидели,   как   прекрасное   воплощается   в   живописи   и   музыке. Обратимся к его словесному образу, ярко представленному в письме Василия Александровича Сухомлинского к сыну. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на красоту вечерней зари, он стал всматриваться в самого себя. Красота – это глубоко человеческое. Это радость нашей жизни. Человек стал Человеком   потому,   что   увидел   глубину   лазурного   неба,   мерцание   звёзд, розовый   разлив   вечерней   зари,   багровый   закат   пред   ветреным   днём, трепетание марева над горизонтом, бесконечную даль степей, синие тени в сугробах   мартовского   снега,   журавлиную   стаю   в  голубом   небе,  отражение солнца в мириадах капель  утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, фиолетовое облачко на сиреневом кусте, нежный стебелёк и голубой колокольчик подснежника – увидел и, изумлённый, пошёл по земле, создавая новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоём сердце расцветёт благородство. Во   внешней   человеческой   красоте   воплощены   наши   представления   об идеале   прекрасного.   Внешняя   красота   –   это   не   только   антропологическое совершенство   всех   элементов   тела,   не   только   здоровье.   Это   внутренняя одухотворённость   –   богатый   мир   мыслей   и   чувств,   нравственного достоинства, уважения к людям и к себе. Единство внутренней и внешней красоты – это эстетическое выражение нравственного   достоинства   человека.   Ярче   всего   красота   человека 8 проявляется   тогда,   когда   он   занят   любимой   деятельностью,   которая   по своему   характеру   подчёркивает   в   нём   что­то   хорошее,   свойственное   его личности. Духовная   пустота   делает   безликой   внешность   человека.   Ничто   так   не обезображивает, как угодничество: человек становится не самим собой, он как бы стремится вылезть из собственной шкуры. Идеал человеческой красоты – это вместе с тем и идеал нравственности. Единство физического, нравственного, эстетического совершенства – это и есть та гармония, о которой так много говорится. Ты – творец собственной духовной красоты. От тебя же зависит красота людей, живущих с тобой рядом. Прочитайте текст вслух. Кому адресовано это послание? Ученик: Сыну. Учитель: Только ли ему? Подумайте. Ученик: Это духовное завещание всему человечеству. Учитель: Приведите примеры из текста, подтверждающие ваши мысли. Ученик: “Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоём сердце расцветёт благородство”. “Ты – творец собственной духовной красоты”. Учитель: Как определяет В. А. Сухомлинский эту непреложную высшую человеческую ценность? Ученик:   “Красота   –   это   глубоко   человеческое.   Это   радость   нашей жизни”. Учитель: К чему призывает нас автор? Ученик: “Единство внутренней и внешней красоты – это эстетическое выражение   нравственного   достоинства   человека”.   “Единство   физического, нравственного,   эстетического   совершенства   –   это   и   есть   та   гармония,   о которой так много говорится”. 9 Учитель:   Разделяете   ли   вы   точку   зрения   автора?   Чему,   по   вашему мнению,   должен   отдаваться   приоритет   в   определении   идеально   развитой личности? Ученик: Идеально развитой личностью является личность гармоничная, прекрасная внешне и внутренне. Учитель: Но нередко именно внешняя красота обращает на себя внимание в первую очередь, ведь по одёжке встречают. Особенно в наше время, когда активно   пропагандируются   культ   внешней   красоты   и   вечной   молодости. Однако многовековой опыт подтверждает мудрые и справедливые слова В. А. Сухомлинского:   “Духовная   пустота   делает   безликой   внешность   человека”. Размышляя о духовности, В. А. Сухомлинский подводит следующий итог. А какой именно, найдите сами. Ученик: “Ты – творец собственной духовной красоты. От тебя же зависит красота людей, живущих с тобой рядом”. Итоги:   Я   поставлю   оценки   всем,   кто   принял   участие   в   обсуждении проблемы   красоты.   Но   главные   оценки   всем   вам   без   исключения   будет ставить жизнь за умение видеть красоту и создавать красивое.  10

Классный час "Красота: как ты это понимаешь"(4 класс)

Классный час "Красота: как ты это понимаешь"(4 класс)

Классный час "Красота: как ты это понимаешь"(4 класс)

Классный час "Красота: как ты это понимаешь"(4 класс)

Классный час "Красота: как ты это понимаешь"(4 класс)

Классный час "Красота: как ты это понимаешь"(4 класс)

Классный час "Красота: как ты это понимаешь"(4 класс)

Классный час "Красота: как ты это понимаешь"(4 класс)

Классный час "Красота: как ты это понимаешь"(4 класс)

Классный час "Красота: как ты это понимаешь"(4 класс)

Классный час "Красота: как ты это понимаешь"(4 класс)

Классный час "Красота: как ты это понимаешь"(4 класс)

Классный час "Красота: как ты это понимаешь"(4 класс)

Классный час "Красота: как ты это понимаешь"(4 класс)

Классный час "Красота: как ты это понимаешь"(4 класс)

Классный час "Красота: как ты это понимаешь"(4 класс)

Классный час "Красота: как ты это понимаешь"(4 класс)

Классный час "Красота: как ты это понимаешь"(4 класс)

Классный час "Красота: как ты это понимаешь"(4 класс)

Классный час "Красота: как ты это понимаешь"(4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.09.2019