«Невозможное сегодня станет
возможным завтра.»
К.Э.Циолковский
В наше время полет космического корабля считается обыденным явлением. И даже странным порою кажется, что еще сто лет назад люди не могли и мечтать о таких полетах. Первым, кто попытался представить практическую сторону освоения космоса, стал скромный учитель из Калуги Константин Эдуардович Циолковский.
Константин
Эдуардович
Циолковский
1857 – 1935
гг.
160 лет
«Невозможное сегодня
станет
возможным завтра.»
К.Э.Циолковский
В наше время полет космического
корабля считается обыденным
явлением. И даже странным
порою кажется, что еще сто лет
назад люди не могли и мечтать о
таких полетах. Первым, кто
попытался представить
практическую сторону освоения
космоса, стал скромный учитель
из Калуги Константин Эдуардович
Циолковский.
Знаменитый,
великий,
гениальный
Константин Эдуардович Циолковский
родился 17 сентября 1857 года
в селе Ижевское под Рязанью.
Там мальчик жил совсем недолго — до трех
лет.
В 1860 году семья переехала в Рязань.
Косте Циолковскому 5
лет
Начальным образованием Кости и его братьев
занималась мама Мария Ивановна Юмашева.
Она научила его читать и писать, познакомила с
началами арифметики. Читать Костя выучился
по «Сказкам» Александра Афанасьева, причём
мать научила его только алфавиту, а как
складывать из букв слова Костя догадался сам.
Проект
космической
ракеты Циолковского
В возрасте девяти лет мальчик, катаясь зимой
на санках, простудился и заболел
скарлатиной. В результате осложнения
после болезни он потерял слух. В это время
Костя впервые начинает проявлять интерес
к мастерству.
Ему нравилось делать фигурки из бумаги.
В 1868 году Эдуард Игнатьевич снова потерял
работу. Семья переехала в Вятку, где братья отца
семейства помогли ему получить новую должность
Вятка. Дом Шуравина, в котором
Циолковских жила в 18691878
семья
гг.
В 1869 году Костя вместе поступил в первый класс
мужской Вятской гимназии.
Учёба давалась с большим трудом, предметов
было много, преподаватели строгие.
К тому же мальчику очень мешала глухота.
В том же году умер старший брат
Дмитрий. Эта смерть потрясла всю семью, но
особенно Марию Ивановну. В 1870 году мама
Кости, которую он очень любил, неожиданно
скончалась.
Горе потрясло мальчика. Итак не
блиставший знаниями, он стал учиться всё
хуже и хуже. Гораздо острее ощутил
Циолковский свою глухоту, делавшую его всё
более и более изолированным. За шалости он
неоднократно подвергался наказаниям,
попадал в карцер.
Во втором классе Костя остался на второй
год, а с третьего (в 1873 году) последовало
отчисление. После этого Константин
Эдуардович уже никогда и нигде не учился —
занимался исключительно самостоятельно.
Константин любил
мастерить,
и не только детские
игрушки
Именно в это время Циолковский нашёл свое
истинное призвание и место в жизни. Он
занимался образованием самостоятельно.
В отличие от гимназических учителей книги
щедро оделяли его знаниями и никогда не
делали ни малейших упрёков.
Верстак и токарный станок
Циолковского
В это же время Костя приобщился к
техническому и научному творчеству. Он
создал домашний токарный станок и
несколько других интересных изобретений.
Поверив в способности сына, в июле 1873 года
Эдуард Игнатьевич решил послать Константина
в Москву поступать в Высшее техническое
училище (ныне МГТУ им. Баумана).
По неизвестной причине, в училище Костя так и не
поступил и продолжил учиться самостоятельно.
Жил очень бедно, но упорно занимался.
Все сэкономленные деньги, присланные отцом,
тратил на книги и приборы.
Ежедневно юноша штудировал науки в
Чертковской публичной библиотеке.
Там он познакомился с основоположником
русского космизма Николаем Фёдоровичем
Фёдоровым, который заменил ему
университетских профессоров.
За первый год жизни в Москве
Циолковским были изучены физика и
начала математики. Затем
дифференциальное и интегральное
исчисление, высшая алгебра,
аналитическая и сферическая
геометрия.
Позже химия, механика, астрономия.
За три года Константин полностью
освоил гимназическую программу, а
также значительную часть
университетской.
К тому времени отец уже не мог обеспечивать проживание сына в
Москве.
Осенью 1876 Константин вернулся домой ослабшим и
измождённым. Тяжёлые условия и напряжённая работа привели
также к ухудшению зрения. После возвращения домой Циолковский
стал носить очки. Восстановив силы, Константин начал давать
частные уроки по физике и математике.
При ведении уроков Циолковский применял собственные
оригинальные методы, главным из которых была наглядная
демонстрация — Константин делал бумажные модели
многогранников для уроков геометрии, вместе с учениками проводил
многочисленные опыты на уроках физики, чем заслужил славу
преподавателя, хорошо и понятно объясняющего материал, на
занятиях с которым всегда интересно.
Сразу после приезда в Рязань в 1878 г Константин
прошёл медицинскую комиссию и был
освобождён от воинской службы изза глухоты.
Для продолжения работы учителем была
необходима определённая, документально
подтверждённая квалификация.
Осенью 1879 года в Первой губернской гимназии
Циолковский держал экзамен экстерном на
уездного учителя математики.
Циолковский в кругу семьи
Летом 1880 года Константин обвенчался с
дочерью хозяина комнаты , ее звали
Варвара Евграфовна Соколова .
Циолковский работал преподавателем в
Боровском уездном училище, и продолжал свои
исследования дома: работал над рукописями,
делал чертежи, ставил эксперименты.
Циолковский
в настенных росписях
города Боровска.
Циолковский разработал аэростат собственной
конструкции, (1885—1886). Это была новая и
оригинальная конструкция дирижабля с тонкой
металлической оболочкой.
Циолковский привёл чертежи общих видов
аэростата и некоторых важных узлов его
конструкции. Вскоре пришло письмо с
предложением выступить в московском
Политехническом музее на заседании
Физического отделения Общества любителей
естествознания
23 апреля 1887 года, в день возвращения
Циолковского из Москвы, где он делал доклад
о металлическом дирижабле собственной
конструкции, в его доме случился пожар, в
котором погибли рукописи, модели, чертежи,
библиотека, а также всё имущество
Циолковских, за исключением швейной
машинки, которую удалось выбросить через
окно во двор.
Это был тяжелейший удар для Константина
Эдуардовича, свои мысли и чувства он
выразил в рукописи «Молитва».
27 января 1892 года перевели «одного из
способнейших и усерднейших преподавателей» в
уездное училище города Калуги.
Там Циолковский прожил всю оставшуюся
жизнь. С 1892 года работал преподавателем
арифметики и геометрии в Калужском уездном
училище
В Калуге Циолковский написал свои главные
труды по космонавтике, теории реактивного
движения, космической биологии и медицине.
Также им была продолжена работа над
теорией металлического дирижабля.
После завершения преподавания, в 1921 году,
Константину Эдуардовичу была назначена
персональная пожизненная пенсия
С этого момента и до самой
своей смерти Циолковский
занимался исключительно своими
исследованиями,
распространением своих идей,
реализацией проектов.
В Калуге Циолковский также не
забывал о науке, об астронавтике и
аэронавтике.
Он построил специальную
установку, которая позволяла
измерять некоторые
аэродинамические показатели
летательных аппаратов.
Поскольку Физикохимическое
общество не выделило ни копейки
на его эксперименты, ученому
пришлось использовать семейные
средства для проведения
исследований.
Первые пятнадцать лет XX века были
самыми тяжелыми в жизни учёного. В 1902
его сын Игнатий погиб.
В 1908 во время разлива Оки его дом
затопило, многие машины, экспонаты были
выведены из строя, а многочисленные
уникальные расчёты утеряны.
5 июня 1919 года Совет Русского общества
любителей мироведения принял в свои члены К. Э.
Циолковского и ему, как члену научного общества,
была назначена пенсия. Это спасло его от голодной
смерти в годы разрухи.
В Физикохимическом обществе также не оценили
значимость и революционность представленных
Циолковским моделей. В 1923 году погиб и второй
его сын, Александр.
Лишь в 1923 году, после публикации
немецкого физика Германа Оберта о
космических полётах и ракетных
двигателях, советские власти
вспомнили об учёном.
После этого условия жизни и работы
Циолковского
радикально изменились. На него обратило
внимание партийное руководство страны.
Ему была назначена персональная пенсия и
обеспечена возможность плодотворной
деятельности.
В 1918 Циолковский был избран в число
членовсоревнователей Социалистической
академии общественных наук (в 1924 году
переименована в Коммунистическую академию),
а 9 ноября 1921 года учёному была назначена
пожизненная пенсия за заслуги перед
отечественной и мировой наукой.
Эту пенсию выплачивали до 19 сентября 1935
года — в тот день Константин Эдуардович
Циолковский умер в ставшем ему родным
городе Калуге.
«Ракета для меня
только способ, только
метод проникновения в
глубину космоса, но
отнюдь не самоцель…
Будет иной способ
передвижения в космосе
— приму и его… Вся суть
— в переселении с Земли
и в заселении космоса».
Из этого высказывания
К.Э. Циолковского следует
важный вывод — будущее
человечества связано с
покорением просторов
Вселенной: «Вселенная
принадлежит человеку!»
Источники иллюстраций:
• www.bolesmir.ru
• www.tonnel.ru
• http://blog42.ru/
• http://ethics.hindischool.info/
• http://bucharsky.ru/photos/13/118/
• http://badnews.org.ru/news/okkultnyj_stalin_chast_3/20110104
5832
• http://www.tishchenko.ru/rus/ciolkovsky1.htm
• http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/istochnik/2003/tsiol.html
• http://wap.fictionbook.ru/author/anton_pervushin/okkultniyyi_stalin/re
ad_online.htm
• http://мойборовск.рф/Abitante/Cohort/Tsyolkovski.aspx
• http://www.liveinternet.ru/users/4283080/post187041302/
Источники текстовой
информации:
1.
2.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Циолковский,_Константин_Эдуардович
Биографии. История жизни великих людей. К.Э. Циолковский.
http://www.tonnel.ru
Константин Циолковский: размышления о жизни
3.
Алексеев В.И. Интернет –журнал.
Учитель математики: Тихонова Е. А.
МОУ «Бронцевская СОШ»