Открытый классный час на тему: «Хлебзолото земли»
Цель проведения:
показать, что во все времена хлеб был и остается основой жизни человека.
Задачи:
Дать детям представление о том, как на наших столах появляется хлеб.
Познакомить с профессиями людей, производящих хлеб. Прививать бережное
отношение к хлебу.
Активизация и обогащение словаря по теме.
Наглядные пособия:
выставка хлебных изделий, рисунки детей, пословицы и поговорки о хлебе.
Ход классного часа.
I.
Вступление
Дорогие, ребята! Сегодня наш классный час будет посвящен одной очень
важной теме.
II. Основная часть.
О чем пойдет речь вы узнаете, если отгадаете загадку:
«Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый…»
Что это? (Хлеб.)
Правильно. Сегодня мы познакомимся с заповедями народа о хлебе, о том, что
во все времена хлеб был и остается основой жизни человека; что хлеб золото
земли, что к хлебу нужно относиться уважительно, бережно.
Ученик 1: Нет ничего дороже хлеба. Но всегда ли мы относимся к нему с
должным почитанием? Нет человека, который мог бы от него пренебрежительно
отмахнуться: меня это не касается, я хлеба не ем. Можно по болезни или из
оригинальности не есть молока, мяса, рыбы. А вот совсем не есть хлеба нельзя.
Так, что о его особой цене, о том, что булки не растут на деревьях, должен знать
каждый несмышленый малыш.
Ученик 2: Стар и вечно молод хлеб. Сколько ему лет?... Века! В музее Цюриха
есть удивительный экспонат окаменелый кирпичик. Считается, что это самый
древний образец хлеба он был выпечен 6000 лет назад. А в музее Нью Йорка
хранится каравайчик, возраст которого 3400 лет. Самый древний памятник
пекарю стоит в Риме.
Народная мудрость гласит: «Золото и серебро металл. А рожь и пшеница
жизнь».Что же такое хлеб? ( Ответы детей )
В нашем классе учатся дети разных национальностей. Давайте вспомним, как на
вашем родном языке звучит слово «хлеб» ? (каравай, тандыр) Как бы ни выглядел хлеб и как бы его ни называли: русский каравай , казахский
тандыр, на всех языках это слово звучит одинаково вкусно, веет от него теплом.
Чтобы хлеб пришел к нам на стол, пришлось не мало потрудиться многим
людям. Сначала надо обработать землю. Затем долго ухаживать за посевами:
поливать их, полоть ,бороться с вредителями. Когда поспеет урожай, бережно
убрать его с полей, обмолотить, рассортировать, привезти на элеватор. Из
хранилищ элеватора зерно доставляют на мельницу, где зерно превращается в
муку. Муку отправляют на хлебозаводы, пекарь замесит тесто и испечет хлеб.
Готовая выпечка попадает в магазины. И уже оттуда к нам на стол. Вот такой
длинный путь проделывает хлеб от семени до булки хлеба!
А теперь давайте поговорим о традициях народов, связанных с хлебом.
Хлебом солью на Руси встречали дорогих гостей. Обычай этот означает
разделите со мной хлеб соль, приобщитесь к жизни моего дома, и пусть всегда
будет в вашем доме хлебсоль, достаток, успех.
Ученица в русском костюме .
Если мы хотим когото
Встретить с честью и с почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим.
То гостей таких встречаем
Круглым , пышным караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
«Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб – соль из рук!»
Ученик:
Мой читатель, мой дружище!
Человек, немногих лет,
Видишь хлеб не только пища,
Без которой жизни нет.
Он – мерило дружбы верной ,
Службы воинской примерной.
У народа есть слова:
«Хлеб всей жизни голова!
Учитель: В пословицах и поговорках – народная мудрость, поучение будущим
поколениям. Пословицы русского и казахского народов перекликаются . Давайте
вспомним их!
Дети называют пословицы о хлебе.
Хлеб всему голова.
Хлеб – батюшка, водица – матушка.
О гостеприимстве и радушии казахского народа мы знаем не понаслышке.
Никогда не отпустят гостя из дома, не предложив ему отведать хлеба. Выпить пиалу вкусного чая с молоком. В пословицах казахского народа выражается
святое, бережное отношение к хлебу.
Нан ас атасы.
Нан алтынан қымбат.
Арпа, бидай ас екен, алтын, күмис тас екен.
А какие еще пословицы других народов вы знаете?
(Пословицы других народов)
О человеке судят по тому, как он относится к хлебу. Плох тот человек, который
не ценит хлеб, выкидывает его, не уважает труд хлеборобов, пекарей.
Ученица: Булка. С . Михалков
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Тудасюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул,
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
Вы кто такой? спросили дети,
Забыв на время про футбол.
Я – пекарь! – человек ответил
И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Поля пшеницы золотой.
( Обсуждение поступка мальчиков)
Почему дети так поступили? Знают ли они цену хлеба? А пекарь? Знаете ли вы
, что обычай просить прощения у хлеба восходит к Древнему Египту? В
дошедших до нас папирусах , где излагаются правила воспитанного человека,
говорится: если взрослый или ребенок по неосторожности уронят кусочек хлеба,
то они должны немедленно оставить дела и поднять хлеб, сдуть с него пыль,
поцеловать, а затем положить на стол или полку. Обычаю этому 6000 лет. Знаком
ли вам этот обычай? Кто приучил вас к такому обращению с хлебом?
Ученик:
С детских лет запомни навсегда:
Хлебземля, хлебвоздух, хлеб вода.
Солнечное в нем живет светило.
В нем живет душа родных полей,
Нежность доброй матери моей, Жизнь от хлеба и от хлеба сила.
Перенесемся в далекие годы Великой Отечественной Войны . Мы с вами
живем в мирной стране, стране житнице. Страна наша богата своими хлебными
нивами. Разве можем мы себе представить , что такое голод?
Даже не верится ,что когдато
На поле , сожженном огнем батарей,
Перед атакой героисолдаты
Делили остатки ржаных сухарей.
Даже не верится, что на свете
В какойнибудь очень далекой стране
С черствой лепешкой голодные дети
Порою встречаются только во сне.
Даже не верится нам с тобою,
Что ктото сорит этим чудом земли.
Сердце за хлеб обливается болью,
Когда он лежит в придорожной пыли.
Во время войны люди совершали невиданные подвиги . «Все для фронта, все
для победы!» вот призыв военного времени. Весь хлеб с полей отправляли на
фронт, защитникам, а в тылу было очень голодно. Хлеб в военное время в тылу
выдавали по карточкам, на которых было написано100 грамм, 200 грамм, 500
грамм.
Казалось бы сейчас мы не испытываем недостатка в хлебе, но это отнюдь не
означает, что наше отношение к хлебу должно быть расточительным. За обедом у
каждой тарелки остается небольшой кусочек хлеба, не более 50ти грамм, это
значит , что по всей стране ежедневно выбрасывают 100 тысяч тонн испеченного
хлеба, которого хватило бы , чтобы накормить 8 миллионов человек. Помните об
этом всегда и старайтесь следовать заповеди: « Хлеба к обеду в меру бери, хлеб
драгоценность, им не сори!»
Существует очень большое разнообразие хлебобулочных изделий. Они бывают
разными по вкусу, величине, цвету, форме. Вы знаете, что нужно для того чтобы
испечь все то, что вы принесли для выставки? ( Мука, вода, яйца, соль, сахар,
дрожжи.)
1. Ученики рассказывают рецепты приготовления изделия из муки,
которое приготовили вместе с мамой для классного часа.)
2. Учитель обращает внимание на выставку рисунков.
Ребята, многие знаменитые художники изображали хлеб на своих полотнах:
Брейг Питер «Жнецы», Татьяна Яблонская «Хлеб», Иван Шишкин «Рожь»,
Сальвадор Дали «Корзинка с хлебом»
Ученик:
Каравай земли и неба
На твоём столе.
Ничего сильнее хлеба
Нету на земле.
В каждом маленьком кусочке
Хлебные поля. А на хлебном колосочке –
Держится земля.
Все хором:
Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!
Учитель:
Вот он, хлебушко душистый!
Вот он, теплый, золотистый!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
В нем земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем!
III. Практическая работа. Звучит песня «Хлеб всему голова»
Работа в группах: Предлагаем слепить калачики из солёного теста.
IV. Итог занятия
Что нового узнали?
Какой хлеб попадает к нам на стол?
Сколько лет самому древнему образцу хлеба?
Где стоит памятник самому древнему пекарю?
Как выдавали хлеб во время войны?
Рефлексия. Игра «Светофор».
Классный час на тему "Хлеб-золото земли"
Классный час на тему "Хлеб-золото земли"
Классный час на тему "Хлеб-золото земли"
Классный час на тему "Хлеб-золото земли"
Классный час на тему "Хлеб-золото земли"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.