Классный час на тему «О дружбе, товариществе».

  • Культурные мероприятия
  • doc
  • 20.08.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: • раскрыть личностную и социальную значимость дружбы и товарищества как высших человеческих чувств; • формировать умение различать дружбу и товарищество; Дружба, товарищество, друг и товарищ казались бы понятия простые, но как сложно бывает порой разобраться в человеческих отношениях. А от того, насколько каждому удается сберечь и отстоять в себе и окружающих человека, человеческое зависит многое, зависит, какой будет наша жизнь.Цель: • раскрыть личностную и социальную значимость дружбы и товарищества как высших человеческих чувств; • формировать умение различать дружбу и товарищество; Дружба, товарищество, друг и товарищ казались бы понятия простые, но как сложно бывает порой разобраться в человеческих отношениях. А от того, насколько каждому удается сберечь и отстоять в себе и окружающих человека, человеческое зависит многое, зависит, какой будет наша жизнь.
Иконка файла материала о дружбе, товариществе.doc
Классный час на тему «О дружбе, товариществе». Цель:   раскрыть личностную и социальную значимость дружбы и товарищества как высших человеческих чувств;   формировать умение различать дружбу и товарищество;  Оборудование: выставка книг, плакаты с высказываниями по теме, музыкальное  оформление.  Класс оформляется высказываниями по теме. 2­3 ученика подбирают и учат стихотворение по теме классного часа. Высказывания по теме. Для истинных друзей Ты жизни не жалей, Но отличить умей, От недругов друзей. М. Джалиль. Учитель: “Ребята, сегодня мы с вами прикасаемся к этике человеческих отношений, войди в мир тонкий и сложный. Отношения людей близких, знакомых, посторонних, что  заслуживает вечной памяти.  Дружба, товарищество, друг и товарищ казались бы понятия простые, но как сложно  бывает порой разобраться в человеческих отношениях. А от того, насколько каждому  удается сберечь и отстоять в себе и окружающих человека, человеческое зависит многое,  зависит, какой будет наша жизнь. У всех у вас есть друзья, товарищи. Так давайте разберемся, чем отличаются понятия  “друг”, “товарищ”. Эти понятия очень близки друг другу, но все же различаются. Как? Возможные ответы: товарищ – человек близкий с кем­нибудь общностью взглядов. Друг – тот с кем могут быть близкие отношения, основанные на взаимном доверии. I. Иметь друга и самому быть другом очень большое счастье для каждого из нас. Словарная работа «Знакомый, приятель, товарищ, друг» Классный руководитель:  Выслушав ваши рассказы, я поняла, что некоторые плохо понимают смысл слова «друг». И употребляют его там, где нужно было бы употребить слова «товарищ», «знакомый», «приятель». Как вы считаете, можно ли назвать синонимами эти слова? И как бы вы их расположили по степени возрастания? (Знакомый, приятель, товарищ, друг)А   теперь   потренируемся     уверенно   различать,   когда   и   какое   слово   употребить. (Учитель читает начало предложения, дети его заканчивают и громко произносят последнее слово) О   человеке,   с   которым   вы   просто   здороваетесь   во   дворе,   вы   можете   сказать… знакомый. О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие­то события, вы скажите… приятель. Об однокласснике, с которым за 8 лет съеден пуд соли, скажете… товарищ. О   человеке,   которому   доверяете   свои   тайны,   с   которым   делите   радости   и   печали, скажете… друг. VI. Оценка проблемной ситуации. Подбери пословицу. Классный руководитель:  Дружба – это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержаться мудрые наставления о том, как сохранить дружбу. Обратите внимание на пословицы:  Нет друга – ищи, а найдешь – береги.  Друга иметь – себя не жалеть.  Друг познается в беде.  Друга на деньги не купишь.  Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает. Я   сейчас   буду   описывать   ситуации,   а   вы   попробуйте   подобрать   одну   из   пословиц, которая подскажет, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия. Учитель: Что считать настоящей дружбой? Дружба – это единство в чувствах, отношениях к окружающему, оценках людей и  поступков. Послушайте такую ситуацию и скажите. Была ли эта дружба настоящей?   Как вы оцениваете поступок Наташи? Наташа сказала: “Костя, я не выучила басню Крылова “Стрекоза и муравей” Скажи  учительнице, что и ты не выучил”. Я опешил и не успел сказать свое мнение, потому что  прозвенел звонок и меня первым вызвали к доске. Пришлось мне с выражением прочитать  басню и получить пятерку. Наташа сказала: “Как тебе не стыдно! – и отвернулась к окну”.Итак, ваше мнение. Можно ли обижаться в данном случае на Костю? Можно ли в дружбе  диктовать свои требования? Итог учителя: этот случай следует рассматривать как проявление лжетоварищества. Ведь  по отношению друг другу недопустимо потребительство. Прежде всего человек должен  быть требовательным к себе, а не диктовать свои требования. Учитель: А можно ли критиковать друг друга? Есть ребята, которые закрывают глаза на самые неблаговидные поступки только потому,  что их совершает друг. Такую дружбу нельзя назвать верной, а друга, который не готов  сказать в глаза горькую правду, ­ преданным. Если мы говорим о классе, как о дружном  коллективе: что здесь вы – друзья или товарищи? Итог : Значит есть дружба личная и коллективная. Личная основана на чувствах друг  друга, а коллективная на общем деле. Как же добиться, чтобы в классе были товарищи и друзья? Что для этого необходимо? Итог : Помогать друг другу, знать друг друга хорошо, быть искренним , честным по  отношению другому. Прочитайте следующую ситуацию и скажите:  Как бы вы вышли из этой ситуации?  Твоя подруга получила приз на конкурсе читателей. Ты отлично знаешь, что надо подойти  к ней и сердечно поздравить. Но ты не в силах заставить себя сделать это и не испытываешь ничего кроме зависти. Ты сама рассчитывала получить награду и не можешь пережить  успех подруги. Итог : Если ты настоящий друг, в твоем сердце не должно быть зависти. Хотите иметь  друга, подругу – будьте и сами другом на равных, без оглядки. Воспринимайте радости и  горести подруги, друга как собственные и помогите ему стать счастливее.  Во   многих   языках   слова   “друг”,   “дружба”   по   своему   происхождению   близки   со словами,   обозначающими   родство   и   любовь.   Поэты   и   писатели   всегда   сближали понятия “любовь” и “дружба”. Они называли дружбу “частичным браком”. Игра «Знаю ли я своего друга?»  Классный руководитель: Хорошо ли вы знаете своих друзей? Внимательны ли вы к ним?   Знаете   ли   вы,   что   они   любят,   чем   интересуются,   о   чем   мечтают?   Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями. Я приглашаю вас к доске, чтобы все увидели, кто у нас в классе настоящие друзья. Сейчас мы поиграем в игру «Знаю ли я своего друга?» В этой игре участвует одна пара друзей.   Я   буду   задавать   вопросы.   Один   из   друзей   запишет   ответ   на   доске,   потом   мы выслушаем другого. Мы сравним ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга.(Одному из участников игры завязывают глаза, другой подходит к доске, чтобы писать ответы на вопросы.) 1. Какой урок у него любимый? 2. На чем он любит кататься? 3. Какое время года у него любимое? 4. Какой вид спорта любит? 5. Кем хочет стать, когда вырастет? 6. Какое животное он хотел бы иметь дома? 7. Какие книги любит читать? Классный руководитель:  Ну что ж, как видим, (имя) хорошо знает, чем живет его друг, какие у него интересы, мечты. Проверим, как обстоят дела у (имя). (Игра повторяется) (Вариант: «К сожалению, (имя) тоже не совсем знает, какими интересами живет (имя друга), мне кажется, им нужно больше интересоваться жизнью друг друга») Заключительное слово «Кто достоин настоящей дружбы?» Классный руководитель: «Дружба – бескорыстная стойкая приязнь» ­ так определяет дружбу В. Даль в своем знаменитом Толковом словаре. И не случайно на первое место знаменитый   ученый   ставит   бескорыстие.   Ты   дружишь   с   человеком   не   потому,   что   это выгодно, а потому что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Сейчас, правда, некоторые ребята выбирают себе друга по одежке: кто богато и модно одевается, с тем и дружат. Но настоящих друзей они так и не находят. А без друзей человек не может быть счастлив. Дружбу нужно заслужить. Для этого нужно самому быть порядочным   человеком.   Заступиться   за   слабого,   помочь   старику,   уступить   место пожилому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь. Подведение итогов Классный руководитель:  Как вы считаете, полезным ли был для вас сегодняшний разговор? Что запомнилось больше всего?