Цель:
• раскрыть личностную и социальную значимость дружбы и товарищества как высших человеческих чувств;
• формировать умение различать дружбу и товарищество;
Дружба, товарищество, друг и товарищ казались бы понятия простые, но как сложно бывает порой разобраться в человеческих отношениях. А от того, насколько каждому удается сберечь и отстоять в себе и окружающих человека, человеческое зависит многое, зависит, какой будет наша жизнь.Цель:
• раскрыть личностную и социальную значимость дружбы и товарищества как высших человеческих чувств;
• формировать умение различать дружбу и товарищество;
Дружба, товарищество, друг и товарищ казались бы понятия простые, но как сложно бывает порой разобраться в человеческих отношениях. А от того, насколько каждому удается сберечь и отстоять в себе и окружающих человека, человеческое зависит многое, зависит, какой будет наша жизнь.
о дружбе, товариществе.doc
Классный час на тему «О дружбе, товариществе».
Цель:
раскрыть личностную и социальную значимость дружбы и товарищества как высших
человеческих чувств;
формировать умение различать дружбу и товарищество;
Оборудование: выставка книг, плакаты с высказываниями по теме, музыкальное
оформление.
Класс оформляется высказываниями по теме. 23 ученика подбирают и учат стихотворение
по теме классного часа.
Высказывания по теме.
Для истинных друзей
Ты жизни не жалей,
Но отличить умей,
От недругов друзей.
М. Джалиль.
Учитель: “Ребята, сегодня мы с вами прикасаемся к этике человеческих отношений, войди
в мир тонкий и сложный. Отношения людей близких, знакомых, посторонних, что
заслуживает вечной памяти.
Дружба, товарищество, друг и товарищ казались бы понятия простые, но как сложно
бывает порой разобраться в человеческих отношениях. А от того, насколько каждому
удается сберечь и отстоять в себе и окружающих человека, человеческое зависит многое,
зависит, какой будет наша жизнь.
У всех у вас есть друзья, товарищи. Так давайте разберемся, чем отличаются понятия
“друг”, “товарищ”. Эти понятия очень близки друг другу, но все же различаются. Как?
Возможные ответы: товарищ – человек близкий с кемнибудь общностью взглядов.
Друг – тот с кем могут быть близкие отношения, основанные на взаимном доверии.
I.
Иметь друга и самому быть другом очень большое счастье для каждого из нас.
Словарная работа «Знакомый, приятель, товарищ, друг»
Классный руководитель: Выслушав ваши рассказы, я поняла, что некоторые плохо
понимают смысл слова «друг». И употребляют его там, где нужно было бы употребить
слова «товарищ», «знакомый», «приятель». Как вы считаете, можно ли назвать синонимами
эти слова? И как бы вы их расположили по степени возрастания? (Знакомый, приятель,
товарищ, друг) А теперь потренируемся уверенно различать, когда и какое слово употребить.
(Учитель читает начало предложения, дети его заканчивают и громко произносят
последнее слово)
О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать…
знакомый.
О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какието
события, вы скажите… приятель.
Об однокласснике, с которым за 8 лет съеден пуд соли, скажете… товарищ.
О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали,
скажете… друг.
VI. Оценка проблемной ситуации. Подбери пословицу.
Классный руководитель: Дружба – это не только великий дар, но и великий труд.
Можно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержаться
мудрые наставления о том, как сохранить дружбу. Обратите внимание на пословицы:
Нет друга – ищи, а найдешь – береги.
Друга иметь – себя не жалеть.
Друг познается в беде.
Друга на деньги не купишь.
Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.
Я сейчас буду описывать ситуации, а вы попробуйте подобрать одну из пословиц,
которая подскажет, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия.
Учитель: Что считать настоящей дружбой?
Дружба – это единство в чувствах, отношениях к окружающему, оценках людей и
поступков.
Послушайте такую ситуацию и скажите. Была ли эта дружба настоящей?
Как вы оцениваете поступок Наташи?
Наташа сказала: “Костя, я не выучила басню Крылова “Стрекоза и муравей” Скажи
учительнице, что и ты не выучил”. Я опешил и не успел сказать свое мнение, потому что
прозвенел звонок и меня первым вызвали к доске. Пришлось мне с выражением прочитать
басню и получить пятерку. Наташа сказала: “Как тебе не стыдно! – и отвернулась к окну”. Итак, ваше мнение. Можно ли обижаться в данном случае на Костю? Можно ли в дружбе
диктовать свои требования?
Итог учителя: этот случай следует рассматривать как проявление лжетоварищества. Ведь
по отношению друг другу недопустимо потребительство. Прежде всего человек должен
быть требовательным к себе, а не диктовать свои требования.
Учитель: А можно ли критиковать друг друга?
Есть ребята, которые закрывают глаза на самые неблаговидные поступки только потому,
что их совершает друг. Такую дружбу нельзя назвать верной, а друга, который не готов
сказать в глаза горькую правду, преданным. Если мы говорим о классе, как о дружном
коллективе: что здесь вы – друзья или товарищи?
Итог : Значит есть дружба личная и коллективная. Личная основана на чувствах друг
друга, а коллективная на общем деле.
Как же добиться, чтобы в классе были товарищи и друзья? Что для этого необходимо?
Итог : Помогать друг другу, знать друг друга хорошо, быть искренним , честным по
отношению другому.
Прочитайте следующую ситуацию и скажите:
Как бы вы вышли из этой ситуации?
Твоя подруга получила приз на конкурсе читателей. Ты отлично знаешь, что надо подойти
к ней и сердечно поздравить. Но ты не в силах заставить себя сделать это и не испытываешь
ничего кроме зависти. Ты сама рассчитывала получить награду и не можешь пережить
успех подруги.
Итог : Если ты настоящий друг, в твоем сердце не должно быть зависти. Хотите иметь
друга, подругу – будьте и сами другом на равных, без оглядки. Воспринимайте радости и
горести подруги, друга как собственные и помогите ему стать счастливее.
Во многих языках слова “друг”, “дружба” по своему происхождению близки со
словами, обозначающими родство и любовь. Поэты и писатели всегда сближали
понятия “любовь” и “дружба”. Они называли дружбу “частичным браком”. Игра «Знаю
ли я своего друга?»
Классный руководитель: Хорошо ли вы знаете своих друзей? Внимательны ли вы к
ним? Знаете ли вы, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают? Поднимите,
пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями.
Я приглашаю вас к доске, чтобы все увидели, кто у нас в классе настоящие друзья.
Сейчас мы поиграем в игру «Знаю ли я своего друга?» В этой игре участвует одна пара
друзей. Я буду задавать вопросы. Один из друзей запишет ответ на доске, потом мы
выслушаем другого. Мы сравним ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга. (Одному из участников игры завязывают глаза, другой подходит к доске, чтобы
писать ответы на вопросы.)
1. Какой урок у него любимый?
2. На чем он любит кататься?
3. Какое время года у него любимое?
4. Какой вид спорта любит?
5. Кем хочет стать, когда вырастет?
6. Какое животное он хотел бы иметь дома?
7. Какие книги любит читать?
Классный руководитель: Ну что ж, как видим, (имя) хорошо знает, чем живет его
друг, какие у него интересы, мечты. Проверим, как обстоят дела у (имя).
(Игра повторяется)
(Вариант: «К сожалению, (имя) тоже не совсем знает, какими интересами живет (имя
друга), мне кажется, им нужно больше интересоваться жизнью друг друга»)
Заключительное слово «Кто достоин настоящей дружбы?»
Классный руководитель: «Дружба – бескорыстная стойкая приязнь» так определяет
дружбу В. Даль в своем знаменитом Толковом словаре. И не случайно на первое место
знаменитый ученый ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не потому, что это
выгодно, а потому что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний
мир. Сейчас, правда, некоторые ребята выбирают себе друга по одежке: кто богато и модно
одевается, с тем и дружат. Но настоящих друзей они так и не находят. А без друзей
человек не может быть счастлив. Дружбу нужно заслужить. Для этого нужно самому быть
порядочным человеком. Заступиться за слабого, помочь старику, уступить место
пожилому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека
могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.
Подведение итогов
Классный руководитель: Как вы считаете, полезным ли был для вас сегодняшний
разговор? Что запомнилось больше всего?
Классный час на тему «О дружбе, товариществе».
Классный час на тему «О дружбе, товариществе».
Классный час на тему «О дружбе, товариществе».
Классный час на тему «О дружбе, товариществе».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.