Цели и задачи мероприятия: обобщить знания учащихся об осенних изменениях в природе; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование: рисунки на тему «Золотая осень»; поделки учеников из природного материала; листья с загадками; костюмы учащихся; рисунки животных.
Любить природу – значит любить свою Родину. М. Пришвин
ОСЕНЬ – ЗОЛОТАЯ ПОРА.doc
ОСЕНЬ – ЗОЛОТАЯ ПОРА
Цели: обобщить знания учащихся об осенних изменениях в природе;
развивать наблюдательность, внимание; воспитывать любовь к родной
природе.
Оборудование: рисунки на тему «Золотая осень»; поделки учеников из
природного материала; листья с загадками; костюмы учащихся; рисунки
животных.
Эпиграф на доске: Любить природу –
значит любить свою Родину.
М. Пришвин
Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы занятия.
Учитель. Отгадайте загадку:
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает,
Когда это бывает?
(Осенью.)
– Ребята, сегодня мы подведем итоги наших наблюдений за признаками
осени, изменениями в жизни растений и животных весной.
III. Приметы осени.
– О каких признаках осени говорится в стихотворении?
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение.
ОСЕННЕЕ
Осень,
роща золотая!
Золотая,
синяя,
а над рощей пролетает
стая журавлиная.
Высоко
под облаками
гуси откликаются,
с дальним озером,
с полями
до весны прощаются.
И в лесу
не слышно смеха,
песенка оборвана.
Замолчало наше эхо –
звонкое,
задорное! Все дорожки
заметает,
тропки над полянами
осень –
роща золотая
с листьями багряными!
А. Пришелец
Учащиеся. Отлет птиц, листопад, листья желтеют.
– Ребята, вспомните народные приметы осени.
Гром в сентябре предвещает теплую осень.
Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима.
Паутина стелется по растениям – к теплу.
Журавли летят высоко, не спеша и «разговаривают» – к хорошей осени.
Листопад проходит скоро – зима будет холодная.
Много желудей в сентябре на дубу – к лютой зиме.
Если листья березы осенью начнут желтеть с верхушки, то следующая
весна будет ранняя, а если снизу – то поздняя.
Много ягод на рябине предвещают строгую зиму.
Если рябины в лесу много – осень дождливая, если же мало – сухая.
Если осенью вход в кротовую нору расположен на север, зима будет
теплой, к югу – холодной, к востоку – сухой, к западу – сырой.
Синица у дверей – к осенней поре.
Лебеди да сороки улетели – вскоре засвистят метели.
Пасмурная холодная погода проясняется к ночи – будет заморозок.
В класс входит Осень (девочка в костюме, украшенном желтыми
листьями, на голове – венок из осенних цветов и ягод, в руках – корзина с
овощами и фруктами).
Осень. Здравствуйте, ребята! Очень много вы знаете осенних примет. А
пришла я к вам с тремя братьями – осенними месяцами. Вы знаете их?
Тогда отгадайте загадки:
Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ,
Что за месяц к вам пришел?
(Сентябрь.)
Все мрачней лицо природы –
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к вам явился?
(Октябрь.)
Поле чернобелым стало. Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц, подскажи?
(Ноябрь.)
Осень. Молодцы, ребята! Правильно узнали братьевмесяцев. А теперь
порадуйте меня своими знаниями. Какие стихотворения обо мне вы знаете?
Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворения.
СЕНТЯБРЬ
Сыплет дождик большие горошины,
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.
Но взгляни: сквозь отверстие облака,
Как сквозь арку из каменных плит,
В это царство тумана и морока
Первый луч, пробиваясь, летит.
Значит, даль не навек занавешена
Облаками, и значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина
Засияла в конце сентября.
Вот теперь, живописец, выхватывай
Кисть за костью и на полотне
Золотой, как огонь, и гранатовой
Нарисуй эту девушку мне.
Нарисуй, словно деревце, зыбкую
Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою
На заплаканном юном лице.
Н. Заболоцкий
***
Все краснее и ярче рябина
На прохладной уже синеве,
О кузнечиках нет и помина,
Дольше стынет роса на траве.
Не один уж листок, золотея,
Опустился, кружась, у ворот,
Сиротеет сквозная аллея...
Собираются птицы в отлет. Меркнет вечер томительно длинный,
В опустевший входя мезонин,
Ядовито горят георгины
Посреди отсыревших куртин.
Пожелтевшие лета страницы
Этим липам ничто не вернет.
Все проходит на свете, а птицы…
Собираются птицы в отлет
В. А. Рождественский
ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ
Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
«Все гибнет, все гибнет! Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!»
Не слышит тревоги их царственный лес,
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны.
А. Майков
***
Бродит в роще листопад
По кустам и кленам,
Скоро он заглянет в сад
Золотистым звоном.
Соберем из листьев веер,
Яркий и красивый.
Пробежит по листьям ветер,
Легкий и игривый.
И послушно ветру вслед
Листья улетают.
Значит, лета больше нет,
Осень наступает.
А. Плещеев
***
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле… Ф. Тютчев
***
Лес задумчиво овеян голубою дымкою,
Каждый листик серебрится тонкой паутинкою.
Листья кленов пестрой стайкой
Тихотихо падают.
От реки притихшей веет
Легкою прохладою.
Молчаливые тропинки
В даль уходят синюю,
Над лесами пролетают
Стаи журавлиные.
А. Плещеев
Учитель. Осень – очень важная пора для наблюдений. Все живое готовится
к приходу зимы. Загляните в лес и постарайтесь подметить эти
приготовления.
Раннее утро. Солнце еще невысоко. Его лучи скользят по верхушкам
деревьев, а на земле лежит седая роса. Лес совсем не такой, каким он был
летом – зеленым, тенистым. Теперь он весь разноцветный. Желтеют березы,
клены, и среди них выделяются своим яркокрасным нарядом осины. Только
ели да сосны остались попрежнему зелеными.
Подует ветер, и в воздухе запорхают и упадут на землю разноцветные
листья. С каждым днем их падает все больше и больше, оголяются ветки
деревьев, и от этого в лесу становится както просторнее и светлее. Огромное
большинство растений давно отцвели и теперь уже завяли. Но зато все они
рассеяли на землю множество семян; из них будущей весной снова вырастут
зеленые молодые растеньица.
21 сентября – день осеннего равноденствия. Теперь дни, продолжая
убывать, будут уже короче ночей. Становится все холоднее. Забились в
разные щели насекомые. Многие из них, отложив яички, погибают, а другие на
зиму засыпают непробудным сном. Как только похолодает, прячутся лягушки,
змеи, ящерицы. Лягушки зарываются в тину на дне водоемов, а некоторые
забираются в ямы под опавшие листья. Ящерицы и змеи заползают в разные
норки, щели или в трухлявые пни, чтобы заснуть там на всю зиму.
В воздухе летают тонкие серебряные нити паутины. Поймайте такую
паутинку, и вы увидите, что на ее конце сидит крошечный паучок. Это он
выпустил из себя длинную серебристую нить, а ветер подхватил ее и понес
вместе с паучком. Так на своей паутинке и расселяются молодые паучки.
Осенью, куда ни погляди, всюду видишь, как разные животные готовятся к
зиме. Белка сушит грибы, собирает и прячет в дупла орехи и желуди. Все это
ей пригодится в бескормицу зимой. А вот барсуку не нужно делать запасы. За
осень он так отъелся, разжирел, что елееле ходит. Натаскает барсук в свою
глубокую нору сухую подстилку из листьев и уляжется спать до весны. Особенно заметны осенние приготовления у птиц. Высоко в небе уже
слышится прощальное курлыканье улетающих журавлей. Собираются в
огромные стаи грачи, скворцы и другие перелетные птицы. Поглядите на
ласточек, вон как их много уселось на телеграфных проводах, будто черные
бусинки на нитку нанизаны. Сидят и щебечут, словно переговариваясь о
предстоящем далеком пути.
Зато вместо улетающих птиц в наших лесах скоро появятся стайки
снегирей, клестов, свиристелей. Это все зимние гости. Они залетают к нам из
более северных лесов, чтобы вместе с нами провести долгую суровую зиму.
Много интересного можно увидеть осенью в лесу. Нужно только уметь все
подмечать и со вниманием, с любовью вглядываться в жизнь окружающей нас
родной природы.
– Ребята, а как ведут себя другие животные? Как они спасаются от
непогоды, где ищут приют?
(Учащиеся дают ответы.)
– В октябре давно уже исчезло большинство насекомых, жуков. Следом за
ними стал делать в глубине в земле свои ловчие ходы неутомимый охотник –
крот.
Не встретишь поздней осенью в лесу и ежика. Забрался он куданибудь под
кучу хвороста или в другое укромное место, свернулся в клубок и уснул.
Огромный медведь тоже скоро ляжет в берлогу и задремлет там до теплых
весенних дней.
Но совсем поиному готовятся к холодам те звери, которые не спят зимним
сном и запасов себе не делают: зайцы, лисицы, волки. Все они только
переодеваются осенью в теплую шубу. В ней и мороз не страшен.
Ученик. Лес осенний облетает,
Льется рыжий листопад.
Скоро белка поменяет
Золотистый свой наряд.
Шубка зимняя на ней
Станет гуще и пышней.
Станет серым, серебристым
Хвостик белочки пушистой.
– Ребята, вспомните пословицы и поговорки об осенних месяцах.
П о с л о в и ц ы о с е н т я б р е
Гром в сентябре предвещает теплую осень.
Задождит сентябрь – не радость мужику.
Сентябрь без плодов не бывает.
Сентябрь – вечер года. Кто пораньше встает – тот грибов наберет, а сонливый да ленивый
идут после за крапивой.
Бояться волков – быть без грибков.
Не всякий гриб в лукошко кладут.
Батюшка сентябрь не любит баловать.
Холоден сентябрь, да сыт.
Осенью и у кошки пиры.
Осенью и воробей богат.
От осени к лету поворота нету.
П о с л о в и ц ы о б о к т я б р е
В октябре на одном часу и дождь и снег.
В октябре ни на колесах, ни на санях.
Октябрь то плачет, то смеется.
Сентябрь пахнет яблоком, октябрь – капустой.
П о с л о в и ц ы о н о я б р е
В ноябре зима с осенью борются.
В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег
лежать.
Комары в ноябре – быть мягкой зиме.
Кто в ноябре не зябнет, тот и в декабре (январе) не замерзнет.
Ноябрь капризен: то плачет, то смеется.
Тепло старику в ночи в ноябре на горячей печи.
IV. Инсценировка «Спор овощей» Н. Семенова.
Учитель. Собирают осенью урожай плодов.
Много людям радости после всех трудов.
И мы тебя встречаем
Богатым урожаем.
Входят дети в костюмах (баклажаны, морковь, горошек, помидор,
свекла, картофель, лук, капуста, огурец, редис).
Осень. Урожай у вас хорош,
Уродился густо:
И морковка, и картошка,
Белая капуста,
Баклажаны синие,
Красный помидор
Затевают длинный
И серьезный спор.
Учитель.
Журавли на юг летят,
Здравствуй, здравствуй, осень!
Приходи на праздник к нам, Очень, очень просим.
Осень. Выскочил горошек –
Ну и хвастунишка!
Горошек (весело). Я такой хорошенький,
Зелененький мальчишка.
Если только захочу,
Всех горошком угощу!
Осень. От обиды покраснев,
Свекла вдруг сказала:
Свекла (важно). Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала.
Надо свеклу для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай,
Лучше свеклы нету!
Капуста (перебивая). Ты уж, свекла, помолчи,
Из капусты варят щи.
А какие вкусные
Пироги капустные!
Зайчикиплутишки
Любят кочерыжки.
Угощу ребяток
Кочерыжкой сладкой.
Огурец (задорно). Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный.
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно!
Редиска (скромно). Я румяная редиска,
Поклонюсь вам низконизко,
А хвалить себя зачем?
Я и так известна всем.
Морковь (кокетливо). Про меня рассказ недлинный:
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку –
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким!
Осень. Тут надулся помидор
И промолвил строго.
Помидор.
Не болтай, морковка, вздор,
Помолчи немного. Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный.
Дети.
Витаминов много в нем,
Мы его охотно пьем.
Осень. У окна поставьте ящик,
Поливайте только чаще.
И тогда как верный друг
К вам придет зеленый...
Дети. Лук!
Лук.
Я приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? – Я вам друг,
Я – простой зеленый лук!
Картошка (скромно). Я, картошка, так скромна,
Слова не сказала.
Но картошка так нужна
И большим, и малым!
Баклажаны. Баклажанная икра
Так вкусна, полезна…
Осень. Спор давно кончать пора.
Овощи. Спорить бесполезно.
(Слышится стук в дверь.)
Баклажаны. Ктото, кажется, стучит.
(Входит доктор Айболит.)
Овощи (радостно). Это доктор Айболит!
Айболит.
Ну, конечно, это я!
О чем спорите, друзья?
Лук.
Кто из нас, из овощей,
Всех вкусней и всех важней?
Морковь.
Кто при всех болезнях
Будет вам полезней?
Айболит (расхаживая). Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить
Все, без исключения,
В этом нет сомнения.
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь:
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас важнее!
Далее учитель открывает доску, где прикреплены осенние листья. – Смотрите, сколько листиков стало у нас! Но они не простые, они с
загадками.
Учитель читает загадки об осени.
Платье потерялось – пуговки остались. (Рябина.)
Стоят старички – красные колпачки; кто подойдет, тот и поклонится. (Подосиновик.)
Стоит лепешка
На одной ножке,
Кто мимо пройдёт,
Всяк поклонится. (Гриб.)
По поднебесью веревка протянулась. (Журавли летят.)
Шли плотнички без топоров, срубили избу без углов. (Скирды хлеба.)
Он совсем не хрупкий,
А спрятался в скорлупке.
Заглянешь в середину –
Увидишь сердцевину.
Из плодов он тверже всех.
Называется... (орех).
В небе тучи растревожит,
Дождь пригонит проливной,
Лодке парусной поможет,
Засвистит в трубе печной...
Побывал везде на свете
Озорной, веселый... (ветер).
Учитель. Молодцы, ребята! Загадки отгадали правильно. А сейчас
вспомните, какие цветы можно увидеть осенью в саду? (Астры и георгины.)
Ученик. Астру с прямыми ее лепестками
С давних времен называли «звездой».
В ней лепестки разбежались лучами
От сердцевины совсем золотой.
Осенние стынут картины,
Давно уж осыпался сад,
Но в гордой красе георгины
Одни, не склоняясь, стоят.
Пусть лужиц морщинится блюдце
И бродит туман по кустам.
Они молодцы – не сдаются
Осенним сырым холодам!
V. Итог занятия.
– Какие изменения происходят в неживой природе осенью?
– Как растения и животные готовятся к зиме?
– Какой лесной житель сушит грибы на деревьях? (Белка.)
– У какого зверя осенью в листопад появляются детеныши? (У зайца.)
– Листья каких деревьев краснеют? (Осины.) – Какое время года вы больше любите?
– Послушайте, какое стихотворение о важности всех месяцев года написал
Семен Кирсанов.
МЕСЯЦЫ ГОДА
Ты любишь ледяной январь,
безветрье, стужу зверскую,
а я – лютующий февраль,
метель, поземку дерзкую.
Ты любишь ранний месяц март
с апрельскими проталинами,
а я – молнирующий май
с дождями моментальными.
Ты любишь облачный июнь
в просторе многоярусном,
а я – сжигающий июль
и август – солнце в ярости!
Ты любишь бархатный сентябрь,
с его зеленым золотом,
а я – когда несет октябрь
штыки дождя по городу.
Ты любишь краски в ноябре,
свинцовые с лиловыми,
а я – декабрь, ведь в декабре
мы переходим к новому.
Классный час на тему "ОСЕНЬ – ЗОЛОТАЯ ПОРА"
Классный час на тему "ОСЕНЬ – ЗОЛОТАЯ ПОРА"
Классный час на тему "ОСЕНЬ – ЗОЛОТАЯ ПОРА"
Классный час на тему "ОСЕНЬ – ЗОЛОТАЯ ПОРА"
Классный час на тему "ОСЕНЬ – ЗОЛОТАЯ ПОРА"
Классный час на тему "ОСЕНЬ – ЗОЛОТАЯ ПОРА"
Классный час на тему "ОСЕНЬ – ЗОЛОТАЯ ПОРА"
Классный час на тему "ОСЕНЬ – ЗОЛОТАЯ ПОРА"
Классный час на тему "ОСЕНЬ – ЗОЛОТАЯ ПОРА"
Классный час на тему "ОСЕНЬ – ЗОЛОТАЯ ПОРА"
Классный час на тему "ОСЕНЬ – ЗОЛОТАЯ ПОРА"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.