Министерство образования Оренбургской области
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
«Бугурусланский нефтяной колледж»
г.Бугуруслана Оренбургской области
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
классного часа на тему
«Толерантность и МЫ»
Составитель:
классный руководитель группы №2Р
Яруллина Г. С,
2016
РАССМОТРЕНО
на заседании П(Ц)К
преподавателей спецдисциплин и мастеров п/о
Протокол № ____ от «____» ______ 2016 года
Составитель: Яруллина Г. С. – АФ ГАПОУ «БНК», г. Бугуруслана классный руководитель группы №2Р
Рекомендовано к печати П(Ц)К преподавателей спецдисциплин
Протокол № _________ от «______» ____________ 2016 года
Цели:
Задачи:
Форма проведения: «круглый стол» с сюжетно-ролевыми задачами, проблемными вопросами.
Используемые технологии:
-Воспитание счастливого человека;
-Классный руководитель общей заботы;
-Классный руководитель сотрудничества.
Ход классного часа
1ый слайд - 1ый ст-т
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: "Доброе утро!"
Доброе утро! - Солнцу и птицам.
Доброе утро! - Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
И доброе утро продлится до вечера.
Вступительное слово(преподаватель)
- Добрый день! Здравствуйте ребята!
- Сегодня мы собрались, чтобы обсудить одну, очень важную, на мой взгляд, проблему.
- Ребята, кто из вас знает, чем известен сегодняшний день -16 ноября. (ответы ребят)
- Правильно, сегодня Международный день Толерантности
2ой слайд --2ой ст-т
16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день Толерантности. Этот праздник был учрежден еще в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. Не всем, может быть, знакомо слово «толерантность», и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный, культурный человек – это не только образованный человек, но человек обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими, это – толерантный человек.
Все чаще и чаще мы слышим не совсем понятное для нас слово – толерантность и призыв быть «Толерантной личностью».
Что - же это за слово такое? Почему же наше общество нуждается именно в толерантной личности?
3ий слайд --Преподаватель
Ребята. Я думаю, что все поняли, о чем пойдет речь на сегодняшнем классном часе. Да, толерантность необычное слово! А вам интересно узнать об этом слове?
Объявляю девиз сегодняшнего классного часа:
Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным мир!
4ой слайд –3 ий ст-т
История понятия толерантность
Понятие толерантность имеет свою историю.
На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался министром иностранных дел. Его особый талант был в том, что он умел учитывать настроения окружающих, уважать их, решать проблему, ища различные оптимальные(т.е. удобные для всех) выходы из сложившейся ситуации. От имени этого мудрого министра появилось слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ.
С именем этого человека и связано понятие «толерантность».
Классный руководитель
Обратимся к этимологии (происхождению) понятия «толерантность».
5ый слайд –4 ый ст-т
В английском языке понятие «толерантность» имеет три значения: устойчивость, выносливость, терпимость;
Во французском языке «толерантность» – «уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов».
В китайском языке «быть толерантным» – «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других».
В арабском языке «толерантность» определяется, как «снисхождение, мягкость, сострадание, терпение, расположенность к другим».
В русском языке «толерантность» означает способность умение терпеть, сострадать, уважать, дружить.
Классный руководитель
- Какое из определений вам импонирует более всего? Нравится?
А что же объединяет эти определения? (во всех языках слово толерантность объясняется как уважение, сострадание, терпение)
Да, термин «толерантность» объясняется, как
6 ой слайд – Классный руководитель
читает со слайда
– это милосердие, это доброта души, это сострадание, это уважение, это дружба, это терпение, это путь к миру.
Мы живем на огромной планете Земля. Люди, живущие на этой красивой планете
7 ой слайд – Классный руководитель
различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и они обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Чтобы в этом убедиться, предлагаю вам поиграть в игру, которая называется
8 ой слайд – Классный руководитель
«Приветствие в разных странах»
В игре будет участвовать ребята, сидящие только в среднем ряду. Они покажут, как приветствуют друг друга жители разных стран.
9 ый слайд
- в Японии: сложить руки, как в молитве, на уровне груди и поклониться.
10 ый слайд
в Новой Зеландии: потереться носами.
11ый слайд –
в Великобритании: пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга.
12 ый слайд
на Тибете: показать язык.
13 ый слайд
в Германии: очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу.
14 ый-15 слайды
в России: обняться и поцеловать друг друга в щеки.
Итак, вы поняли, что все люди на земле разные. Но каждый из вас – это отдельный мир, у каждого есть свои отличительные черты, свои особенности, свой характер, но нельзя забывать, что живем мы все среди людей.
17ый слайд - Классный руководитель
«Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражается на людях. Знайте, что существует граница между тем, что хочется, и тем, что можно. Ваше желание – это радость или слезы ваших близких. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо». (Сухомлинский В.А)
- Ребята, а сейчас предлагаю вам послушать легенду «Гуси».
18 ый слайд – 5 ый студент
Много ли мы знаем про гусей? Они громко крякают и больно щипаются. А еще они летят клином на юг.
19 ый слайд – 5 ый студент (включить видеоролик)
А вы знаете, что гусь выбирает себе пару на всю жизнь? И если одна половинка погибает, другая никогда не выбирает себе новую пару и в скором времени тоже умирает.
А когда они летят клином, то способны пролететь на 71 % больше, чем поодиночке. Клин разбивает сопротивление ветра, как вертолет, и сложнее всего тому, кто летит впереди. Если первый устал – он отправляется в конец, и его незамедлительно подменяют. Так они постоянно меняют вожака. И каждый из гусей бывает в этой роли. Если один из гусей заболевает или устает и опускается ниже, еще двое опускаются с ним и остаются до тех пор, пока тот не наберется достаточно сил.
Вы слышали, как кричат гуси, когда клин медленно плывет в горизонт?
19 ый слайд – 5ый студент (включить звук)
Это они подбадривают того, кто летит впереди, и точно знают, что их будут также подбадривать, когда они окажутся на его месте.
20 ый слайд - Классный руководитель
Ответьте на вопросы
1. Про что этот рассказ для вас?
Классный руководитель приводит ребят к мысли, что жизнь гусей в стае это наша с вами жизнь в семье, коллективе, на работе.
1. Как вы чувствуете себя в нашем коллективе? Комфортно ли вам?
2. Можно ли сказать, что мы одна команда на время обучения в нашем колледже?
3. Есть ли в группе у вас товарищ, на которого можно положиться, которому можно доверять, просить, если нужно, помощи? Если можете, то назовите.
Так порой хочется чувствовать себя в стае, где есть защищенность, забота, верность. Особенно когда за все в жизни – работу, материальное благополучие, дом, детей – несешь ответственность только ты. А так происходит тогда, когда человек, находящийся рядом, не стремится ее с тобой разделить.
4. Как вы считаете, есть ли среди ваших однокурсников такой человек, которого можно назвать вожаком. Если есть, то кто это?
Часто ли нас, «летящих впереди», поддерживают, не забывают ли о нас, когда мы устали и отстаем? Как окружающие относятся к нашим победам, к тому, что нам удалось вырваться вперед? Разделяют с нами радость или воспринимают наши достижения как собственное поражение? Для того чтобы была возможность лететь вперед, важно иметь надежный «тыл», в то же время роли «летящего впереди» и «прикрывающего» обязательно должны меняться.
Как мы ведем себя, когда кто-то оступается, ошибается?
Мы «спускаемся с ним вниз», чтобы поддержать или попытаться разобраться, что случилось? Или нам легче выгнать его из «стаи», группы, колледжа, семьи?
Не возникает ли в нашей группе такая проблемная ситуация?
Ребята рассуждают.
Классный руководитель
: друзья, все о чем мы с вами проговорили, можем ли назвать это –толерантность? (Да)
21 ый слайд
Давайте еще раз перечислим эти качества (дети читают с экрана)
– это милосердие, это доброта души, это сострадание, это уважение, это дружба, это терпение, это путь к миру.
Можем ли мы себя назвать толерантной личностью?
Я предлагаю вашему вниманию еще одну легенду «Девушка по имени Любовь».
22 ой слайд – 6 ой студент
Жила – была на свете девушка по имени Любовь. Скучно ей жить на свете без подружки. Пошла она к старцу:
- Помоги мне, дедушка, выбрать себе подружку.
Подумал старец и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда запоют первые птицы и роса не обсохнет на траве.
Утром, когда тёплое солнышко только встало, пришла Любовь в условленное место.
23 ий слайд – 6 ой студент
Пришла и увидела пять девушек, одна краше другой.
- Вот выбирай, - сказал волшебник. – Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь, - не знаю, кого выбрать…
« Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши. Ты в жизни встретишься с ними. Может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.»
Подошла Любовь к девушкам поближе, стала внимательно рассматривать. Задумалась Любовь.
Классный руководитель А кого выбрали бы вы?
По мнению ребят, из 25 человек удачу выбрали 7 человек, доброту – 10 человек, радость – 8 человек.
В ходе обсуждения ребята приводят доводы в пользу выбранных качеств.
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
Классный руководитель Почему так произошло? Как вы думаете?
Всегда ли вы толерантны к своему соседу по парте? Всегда ли терпимо относитесь к своим друзьям?
Конечно, это происходит не всегда и не у всех это получается, но к этому нужно стремиться.
Классный руководитель: А сейчас я предлагаю вам выработать правила толерантности поведения в колледже, в общении, в группе.
После обсуждения должны получиться такие правила по теме «Толерантность в колледже»:
25 ый слайд – 7 ой студент (читает с экрана)
Умение слушать учителя.
Соблюдать порядок в кабинетах
Приветствовать каждого входящего в учебное заведение
Юноши внимательно и приветливо относятся к девушка
Не допускать нецензурной лексики
Правила поведения в группе:
Понимание и терпение друг к другу
Взаимоуважение
Толерантность в общении между собой
Быть внимательным и терпеливым друг к другу
Не оскорблять собеседника
Терпимо вести спор
Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.
Слайд 26
Есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный
Упражнение «Толерантная и интолерантная личности»
На доске на магнитиках прикреплены карточки со словами.
Вам нужно распределить слова в II колонки, где в I – колонке – черты, присущие толерантной личности, во II – черты, присущие интолерантной личности:
Приглашаю 2х участников
Слова:
Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность.
Толерантная личность |
Интолерантная личность |
Терпение Чувство юмора Уважение мнения других и т.д. |
Непонимание Игнорирование Эгоизм и т.д. |
Давайте проверим, правильно ли они понимают, какими качествами должен обладать толерантная личность и какими интолерантная личность
Слайд 27 (таблица)
Классный руководитель: Как можно охарактеризовать интолерантную личность?
Интолерантные личности делят мир на две части: чёрную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между «своими» и «чужими».
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
Классный руководитель
Ребята, я просто предполагаю, а может быть, думаю неправильно, что вы сейчас призадумались о том, чтобы считать себя подлинно толерантной личностью, у вас не хватает некоторых качеств толерантности.
Чтобы восполнить этот пробел, я предлагаю вам
28ой слайд – Классный руководитель
Игру «Волшебная лавка»
Существует волшебная лавка, в которой есть весьма необычные «вещи»:
29 ой слайд – Классный руководитель
терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, умение владеть собой, доброжелательность, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию.
Классный руководитель даёт студентам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.
Классный руководитель выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на другие. Принимают участие все желающие.
Вызывается участник.
Он может выбрать одну или несколько «вещей», которых у него нет. (Это те качества, которые, слабо выражены у данного участника). Например, покупатель просит у продавца терпения. Продавец выясняет, сколько и зачем ему нужно и в каких случаях он хочет быть терпеливым. В качестве платы продавец просит что-то взамен, например, тот может расплатиться чувством юмора, которого у него в избытке.
Вывод: теперь я думаю, что у вас всё будет в хорошо
Классный руководитель: ребята, а вы не хотите в конце нашего классного часа сказать напутственные слова друг другу?
Слайд 30
Пожелания друг другу (выступление ребят):
1. Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
2. Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
3. Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
4. Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
5. Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.
Классный руководитель: ребята, сегодня я хочу вам подарить на память о нашем классном часе буклеты с правилами толерантного общения, т.к частенько мы про них забываем.
Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый первый шаг в этом направлении.
Я надеюсь, что правилами толерантного общения вы впредь будете пользоваться. Вы можете дать рассказать об этом своим родителям, знакомым, друзьям по колледжу, т.к это никому не помешает.
Правила высвечиваются на экране.
Слайд 31
Правила толерантного общения:
Ø Уважай собеседника.
Ø Старайся понять то, о чем говорят другие
Ø Отстаивай свое мнение тактично.
Ø Ищи лучшие аргументы.
Ø Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
Ø Стремись учитывать интересы других.
Ø Прощай
Ø Уважай права другого
Ø Уважай человеческое достоинство
Ø Принимай другого таким, каков он есть
Ø Сострадай
Ø Проявляй терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
Классный руководитель: а сейчас
Послушайте стихотворение «Толерантность»
(читает _____________________)
Слайд 32 стихотворение «Толерантность»
Толерантность
- это не простое чувство,
Его не в раз приобретешь:
Сколько надо проявить благородства и сочувствия,
Только тогда сам все это поймешь.
Толерантным быть – это искусство,
Твердо в этом мы убеждены:
В дружбе и согласии жить должны.
Русские и украинцы, башкиры и татары
Мир становится таким жестоким,
Что по одиночке невозможно жить…
Ответим друг другу чувством высоким-
И хрупкий мир мы сможем сохранить
Слайд 33
Заключение
В заключении мне хочется сказать, что группа – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор.
Давайте каждый из нас будет толерантной личностью!
Слайд 34
Благодарю всех за активное участие.
Наш классный час прошел под девизом :
Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным мир!
Слайд 35
Спасибо
Список литературы
1.Бакулина С.Д. Толерантность: от истории понятия к современным социокультурным смыслам. – М.: Флинт-Наука, 2012.
2. Борытко Н.М., Соловцова И.А. Введение в Классный руководитель ику толерантности. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.
3. Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе. Методические материалы. – М.: КАРО, 2014.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.