Классный час "Народные верования"
Оценка 4.9

Классный час "Народные верования"

Оценка 4.9
Мероприятия
doc
воспитательная работа
3 кл—5 кл
20.01.2017
Классный час "Народные верования"
Народные приметы, народные верования сопровождают нас в течение всей жизни. От старшего поколения дети слышат разные народные приметы. Наши предки были глубоко верующие люди. Цель данного мероприятия рассказать о понятиях «день – ночь», «свет – тьма» в народных верованиях, ознакомить преданиями и легендами о Солнце и Месяце. Мы должны знать свои корни, особенности национальной культуры.
Свет и тьма.doc
Урок по истории и культуры народов Марий Эл «Народные верования». Султайкина Мария Леонидовна, учитель начальных классов МОУ «Помарская СОШ» Волжского района РМЭ Тема урока: Понятия «день – ночь», «свет – тьма» в народных верованиях.  Цель   урока:  довести   до сознания   детей,   что   значит   народные   верования; раскрыть   содержание   понятий   «день   –   ночь»,   «свет   –   тьма»   в   народных верованиях.  Задачи:  Образовательная: сформировать представления о   народных верованиях. Обеспечить усвоение учащимися понятий «день – ночь», «свет – тьма» в народных верованиях.  Развивающая:   развивать   умение   творчески   мыслить,   вести   диалог, высказывать свое мнение, анализировать исторические факты.   Коррекционная:   работать   над   значением   и проговариванием   новых терминов, адекватно оценивать свою работу и работу учащихся.   Воспитательная: работать над развитием нравственных качеств учащихся, воспитывать уважение к народным верованиям. Методы: словесно­иллюстративный, частично­поисковый, беседа, рассказ. Тип урока: урок усвоения новых знаний. Ход урока: 1 этап — организационный момент. 2 этап — актуализация опорных знаний. Постановка проблемы, мотивация: ­ Что такое народные верования?    ­   Зачем   нам   необходимы   знания   о   народном   быте?   Почему   интерес   к национальным   традициям   усиливается   в   век   научно­технического   процесса? Предположения учащихся. ­  Мы должны знать свои корни, особенности национальной культуры, не быть "Иванами, не помнящими своего родства". 3 этап — объявление темы, целеполагание.  Формулировка темы урока с записью на доске: Понятия «день – ночь», «свет – тьма» в народных верованиях.    ­ Почему возникли верования? (  Ответ: потому что человек не мог объяснить явления природы.) ­ Вы когда­нибудь задавали себе вопрос, что такое Свет и что для вас Тьма?  ­ В чём взаимосвязь понятий «день – ночь», «свет – тьма»?  Предположения учащихся. 4 этап ­ изучение нового материала.  Рассказ учителя. ­   В   стародавние   времена   пространство   для   людей   представлялось   не   только трехмерным: ширина, высота, глубина. Пространство измерялось во времени ­ прошлое, настоящее и будущее как единое целое. Пространство измерялось и ещё одной тонкой мерой ­ светом и тьмой. Люди чувствовали эту меру на весах своей   жизни.   Этими   понятиями   пронизаны   и   быт,   и   обряды,   и   сказки. Окружающий мир стал миром противопоставлений: день ­ ночь, свет ­ тьма, тепло ­ холодно, жизнь ­ смерть, солнце ­месяц, доля ­ недоля, левый ­ правый, правда ­ кривда, мужское ­ женское, земля ­небо. И все эти понятия произошли от чувства света и тьмы. Ум предков поражала противоположность  в весеннем возрождении и зимнем омертвении.  По представлениям древних славян жизнь на земле поддерживают светила. В народных   сказках   к   солнцу,   месяцу   и   звездам   обращаются   герои   в   трудных случаях жизни, и боги света помогают им: не дают погибнуть, посылают дары плодородия. Славяне всегда  чувствовали  свое родство с богами света. "Мне матушка ­ красно солнышко, батюшка ­ светел месяц, братцы ­ часты звездушки, сестрицы ­ белы зо­рюшки" ­ так поется в народной песне. Но солнце почиталось более других источников. "Как светило вечно чистое, ослепительное в своем сиянии,  пробуждающее   земную   жизнь,  солнце   почиталось   божеством   благим, милосердным,   имя   его   сделалось   синонимом   счастия".   "Придет   солнце   и   к нашим окошечкам"(пословица). Все боги славянские ­ солнечные. Все они постоянно борются за свет, тепло, урожай, жизнь, гармонию. Жива несет возрождение, весну, любовь, а Мара ­ увядание, холод, смерть. Между богами света и тьмы идет нескончаемая борьба за   владычество   над   миром,   как   извечная   борьба   добра   и   зла   вне   и   внутри человека. День, ночь ­ это высшие бессмертные существа. День ­ божество солнечного света.   Ночь   ­   божество   мрака.   Дневной   свет   и   тепло,   ночная   тьма   и   холод определялись суточным движением солнца, а летняя ясность и зимние туманы, закрывающие небо, метели и морозы ­ его годовым движением. Подобно тому, как   с   утром   связывались   представления   о   пробуждающемся   солнце,   о воскрешающейся повсюду жизни и деятельности, так и с весной связывалась мысль о воскресении тепла, о пробуждении природы из зимнего сна. Наличие родственных признаков у всех явлений (солнце и луна ­ супруги, заря утренняя и вечерняя   ­   сестры),   говорит   о   целостном   и   богатом   представлении   мира,   о снисходительном отношении к тьме, о знании законов взаимодействия с нею. В устном народном творчестве свет описывается как вещь или живое существо: молоко, сукно, белая кошка, золотое веретено, золотой мост. В загадках свет солнца ассоциируется с золотом, а луна ­ с серебром ("Золот хозяин ­ на поле, серебрян пастух ­ с поля"). В заговорах и при лечении добрый целитель или человек обращается к свету, а делающий злые наговоры ­ ко тьме. Хорошие люди у тьмы просили мудрости.  Наиболее   интимно   со   светом   связаны   глаза   человека,   причем   они   не   только воспринимают свет извне, но и сами испускают его, а когда человек умирает, то свет   его   гаснет.   В   обрядовых   причитаниях   не   зря   сравнивают   человека   со светилами: "Угасло наше солнышко, не глядят очи­звездочки". Наш предок гордо нес в себе свойства светил, свет мыслей и дел, мудрость в отношениях, радость и творчество в делах своих, тем и здравствовал.   и       «свет тьма».  понятия Противоположность света и тьмы, тепла и холода, весенней жизни и зимнего омертвения   —   вот   что   особенно   должно   было   поразить   наблюдающий   ум человека.   Чудная,  роскошная   жизнь   природы,   громко   звучащая   в   миллионах разнообразных голосов и стремительно развивающаяся в бесчисленных формах, обуславливается силою света и тепла; без нее все замирает. Подобно другим народам, наши праотцы обоготворили небо, полагая там ее вечное царство; ибо с неба падают солнечные лучи, оттуда блистают и луна и звезды и проливается благотворящий дождь..  В глубокой древности человек не отделял себя от природы, но это не значит, что он не стремился   объяснить   мир,   в котором   жил.   Чуткий,   настороженный, внимательный, человек древнейших времён просто не мог не ощутить незримо присутствующую   в мире   силу,   от которой   зависели   и жизнь,   и смерть.   С   ней связаны И   вывод   тут   такой:   Тьма   и   Свет   ­   лишь   два,   наиболее   популярных   пути, осовения силы. Они ничем не хуже и не лучше пути стихий, природы, которые имеют   свою,   абсолютно   иную   философию.   Просто   по   обычному   делению понятий человеского разума ­ эти два направления оказались наиболее известны и популярны. Самостоятельная работа. (Записать свое понятие о свете и тьме в тетрадях) Свет – это ..... Тьма – это ..... Самопроверка.  ­ Какие слова из ниженазванных взяли бы для объяснения данных понятий? Слова­помощники:   радость,   печаль,   утро,   день,   ночь,   месяц,   солнце,   туман, гроза, гром, дождь, зло, добро, град, цветы, тепло, холод. Народная фантазия, предания и легенды о Солнце и Месяце, как Богини света и тьмы.  Народная фантазия, создавшая для разнообразных явлений, связанных с небом, различные   поэтические   олицетворения,   представляла   их   и   в   едином, нераздельном   образе.   Варуна,   божество   неба,   по   индийским   преданиям, устраивает свет и времена, выводит в путь солнце и звезды; солнце — его глаз, а ветер, колеблющий воздух, — его дыхание. По литовскому преданию, божество это олицетворялось в женском образе королевы Каралуни. Каралуни — богиня света,   юная,   прекрасная   дева;   голову   ее   венчает   солнце;   она   носит   плащ, усеянный звездами и застегнутый на правом плече месяцем; утренняя заря — ее улыбка, дождь — ее слезы, падающие на землю алмазами. В народных сказках к солнцу, месяцу и звездам обращаются герои в трудных случаях жизни, и божество дня, сострадая несчастью, помогает им. Вместе с этим   солнце   является   и   карателем   всякого   зла,   т.   е.   по   первоначальному воззрению — карателем нечистой силы мрака и холода, а потом и нравственного зла — неправды и нечестия.  Солнце и Месяц были представляемы в родственной связи — или как сестра и брат, или как супруги... По литовскому преданию, Солнце — "божья дочка" — представляется женою Месяца; звезды — их дети. Когда неверный супруг начал ухаживать   за   румяной   Денницею   (Аушрине   —   утренница,   планета   Венера), богиня   Солнце   (по   другой   вариации   это   сделал   сам   громоносец   Перкун) выхватила меч и рассекла лик Месяца пополам... Предание в высшей степени поэтическое!   Художественная   фантазия   передала   в   нем   поразившие   ее естественные   явления   природы:   когда   восходит   поутру   солнце   —   месяц исчезает в его ярком свете; а когда удаляется оно вечером — месяц выступает на небо, и перед самым утренним рассветом он действительно один блуждает по небу с прекрасною денницею.  По народному поверью, Солнце и Месяц с первых морозных дней (с началом зимы, убивающей земное плодородие) расходятся в разные стороны и с той поры не встречаются друг с другом до самой весны; Солнце не знает, где живет и что делает Месяц, а он ничего не ведает про Солнце. Весною же они встречаются и долго рассказывают друг другу о своем житье­бытье, где были, что видели и что делали. При этой встрече случается, что у них доходит до ссоры, которая всегда оканчивается   землетрясением;   наши   поселяне   называют   Месяц   гордым, задорным   и   обвиняют   его,   как   зачинщика   ссоры.  Встречи   между   Солнцем   и Месяцем   бывают   поэтому   и   добрые,  и   худые;   первые   обозначаются   ясными, светлыми днями, а последние — туманными и пасмурными Как по литовскому, так   и   по   славянским   преданиям,   от   божественной   четы   Солнца   и   Месяца родились   звезды.   Малорусские   колядки,   изображая   небесный   свод   великим чертогом   или   храмом,   называют   видимые   на   нем   светила:   месяц   — домовладыкою, солнце — его женою, а звезды — их детками...  Работа над пословицами и поговорками о понятиях «день – ночь», «свет – тьма». (Проверка предварительного домашнего задания)  День да ночь и все вперед. День дневать, ночь коротать. День темен, да ночь светла (зимою). Для злого и день, и ночь темны.  Свет стоит до тьмы, а тьма до света. Свет в поле ­ человек на воле. Не нами свет начался, не нами и кончится. Плохой друг ­ что тень в солнечный день: не отвяжется. 5 этап – закрепление изученного материала. Игра «Верю – не верю» Ответить на вопросы, поставить + (да) и – (нет) в тетрадях. 1.   Как   и   в   стародавние   времена,   в   настоящее   время   тоже   пространство измеряется одной тонкой мерой ­ светом и тьмой. (нет) 2.   Дневной   свет   и   тепло,   ночная   тьма   и   холод   определялись   суточным движением   солнца,   а   летняя   ясность   и   зимние   туманы,   закрывающие   небо, метели и морозы ­ его годовым движением.(да) 3. Богиня Мара несет возрождение, весну, любовь.(нет)  4. Солнце   знает, где живет и что делает Месяц, а он ничего не ведает про Солнце.(нет) 5. Малорусские колядки, изображая небесный свод великим храмом, называют видимые на нем светила: месяц — домовладыкою, солнце — его женою, а звезды — их детками...(да) Взаимопроверка. 6 этап – рефлексия. ­ Выберите из предложенных учителем пословиц те, которые демонстрируют развитие темы сегодняшнего урока.  ­ Объясните, что означают данные пословицы.  Ученье свет, неученье тьма. Тьма свету не любит, злой добра не терпит. Свет во радости, а страх во тьме. ­ О чем интересно было слушать на уроке? 7 этап – домашнее задание. (По выбору) ­   Подготовить   сжатый   пересказ   о   понятиях   «день   –   ночь»,   «свет   –   тьма»   в народных верованиях.  ­ Рассказать предания и легенды о Солнце и Месяце. Нарисовать, как вы это представляете. Литература:  А.Н. Афанасьев. Свет и тьма.    1. 2. Марийский   фольклор.   Мифы,   легенды,   предания.   Йошкар­Ола:  http://webcenter.ru  Марийское книжное издательство, 1991.     3. Природа славян http://mifolog.ru 4. Противостояние света и тьмы http://kotomatrisi.ru

Классный час "Народные верования"

Классный час "Народные верования"

Классный час "Народные верования"

Классный час "Народные верования"

Классный час "Народные верования"

Классный час "Народные верования"

Классный час "Народные верования"

Классный час "Народные верования"

Классный час "Народные верования"

Классный час "Народные верования"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2017