Классный час "Народные верования"

  • Мероприятия
  • doc
  • 20.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Народные приметы, народные верования сопровождают нас в течение всей жизни. От старшего поколения дети слышат разные народные приметы. Наши предки были глубоко верующие люди. Цель данного мероприятия рассказать о понятиях «день – ночь», «свет – тьма» в народных верованиях, ознакомить преданиями и легендами о Солнце и Месяце. Мы должны знать свои корни, особенности национальной культуры.
Иконка файла материала Свет и тьма.doc
Урок по истории и культуры народов Марий Эл «Народные верования». Султайкина Мария Леонидовна, учитель начальных классов МОУ «Помарская СОШ» Волжского района РМЭ Тема урока: Понятия «день – ночь», «свет – тьма» в народных верованиях.  Цель   урока:  довести   до сознания   детей,   что   значит   народные   верования; раскрыть   содержание   понятий   «день   –   ночь»,   «свет   –   тьма»   в   народных верованиях.  Задачи:  Образовательная: сформировать представления о   народных верованиях. Обеспечить усвоение учащимися понятий «день – ночь», «свет – тьма» в народных верованиях.  Развивающая:   развивать   умение   творчески   мыслить,   вести   диалог, высказывать свое мнение, анализировать исторические факты.   Коррекционная:   работать   над   значением   и проговариванием   новых терминов, адекватно оценивать свою работу и работу учащихся.   Воспитательная: работать над развитием нравственных качеств учащихся, воспитывать уважение к народным верованиям. Методы: словесно­иллюстративный, частично­поисковый, беседа, рассказ. Тип урока: урок усвоения новых знаний. Ход урока: 1 этап — организационный момент. 2 этап — актуализация опорных знаний. Постановка проблемы, мотивация: ­ Что такое народные верования?    ­   Зачем   нам   необходимы   знания   о   народном   быте?   Почему   интерес   к национальным   традициям   усиливается   в   век   научно­технического   процесса? Предположения учащихся. ­  Мы должны знать свои корни, особенности национальной культуры, не быть "Иванами, не помнящими своего родства". 3 этап — объявление темы, целеполагание.  Формулировка темы урока с записью на доске: Понятия «день – ночь», «свет – тьма» в народных верованиях.    ­ Почему возникли верования? (  Ответ: потому что человек не мог объяснить явления природы.) ­ Вы когда­нибудь задавали себе вопрос, что такое Свет и что для вас Тьма?  ­ В чём взаимосвязь понятий «день – ночь», «свет – тьма»?  Предположения учащихся. 4 этап ­ изучение нового материала.  Рассказ учителя. ­   В   стародавние   времена   пространство   для   людей   представлялось   не   только трехмерным: ширина, высота, глубина. Пространство измерялось во времени ­ прошлое, настоящее и будущее как единое целое. Пространство измерялось иещё одной тонкой мерой ­ светом и тьмой. Люди чувствовали эту меру на весах своей   жизни.   Этими   понятиями   пронизаны   и   быт,   и   обряды,   и   сказки. Окружающий мир стал миром противопоставлений: день ­ ночь, свет ­ тьма, тепло ­ холодно, жизнь ­ смерть, солнце ­месяц, доля ­ недоля, левый ­ правый, правда ­ кривда, мужское ­ женское, земля ­небо. И все эти понятия произошли от чувства света и тьмы. Ум предков поражала противоположность  в весеннем возрождении и зимнем омертвении.  По представлениям древних славян жизнь на земле поддерживают светила. В народных   сказках   к   солнцу,   месяцу   и   звездам   обращаются   герои   в   трудных случаях жизни, и боги света помогают им: не дают погибнуть, посылают дары плодородия. Славяне всегда  чувствовали  свое родство с богами света. "Мне матушка ­ красно солнышко, батюшка ­ светел месяц, братцы ­ часты звездушки, сестрицы ­ белы зо­рюшки" ­ так поется в народной песне. Но солнце почиталось более других источников. "Как светило вечно чистое, ослепительное в своем сиянии,  пробуждающее   земную   жизнь,  солнце   почиталось   божеством   благим, милосердным,   имя   его   сделалось   синонимом   счастия".   "Придет   солнце   и   к нашим окошечкам"(пословица). Все боги славянские ­ солнечные. Все они постоянно борются за свет, тепло, урожай, жизнь, гармонию. Жива несет возрождение, весну, любовь, а Мара ­ увядание, холод, смерть. Между богами света и тьмы идет нескончаемая борьба за   владычество   над   миром,   как   извечная   борьба   добра   и   зла   вне   и   внутри человека. День, ночь ­ это высшие бессмертные существа. День ­ божество солнечного света.   Ночь   ­   божество   мрака.   Дневной   свет   и   тепло,   ночная   тьма   и   холод определялись суточным движением солнца, а летняя ясность и зимние туманы, закрывающие небо, метели и морозы ­ его годовым движением. Подобно тому, как   с   утром   связывались   представления   о   пробуждающемся   солнце,   о воскрешающейся повсюду жизни и деятельности, так и с весной связывалась мысль о воскресении тепла, о пробуждении природы из зимнего сна. Наличие родственных признаков у всех явлений (солнце и луна ­ супруги, заря утренняя и вечерняя   ­   сестры),   говорит   о   целостном   и   богатом   представлении   мира,   о снисходительном отношении к тьме, о знании законов взаимодействия с нею. В устном народном творчестве свет описывается как вещь или живое существо: молоко, сукно, белая кошка, золотое веретено, золотой мост. В загадках свет солнца ассоциируется с золотом, а луна ­ с серебром ("Золот хозяин ­ на поле, серебрян пастух ­ с поля"). В заговорах и при лечении добрый целитель или человек обращается к свету, а делающий злые наговоры ­ ко тьме. Хорошие люди у тьмы просили мудрости.  Наиболее   интимно   со   светом   связаны   глаза   человека,   причем   они   не   только воспринимают свет извне, но и сами испускают его, а когда человек умирает, то свет   его   гаснет.   В   обрядовых   причитаниях   не   зря   сравнивают   человека   со светилами: "Угасло наше солнышко, не глядят очи­звездочки".Наш предок гордо нес в себе свойства светил, свет мыслей и дел, мудрость в отношениях, радость и творчество в делах своих, тем и здравствовал.   и       «свет тьма».  понятия Противоположность света и тьмы, тепла и холода, весенней жизни и зимнего омертвения   —   вот   что   особенно   должно   было   поразить   наблюдающий   ум человека.   Чудная,  роскошная   жизнь   природы,   громко   звучащая   в   миллионах разнообразных голосов и стремительно развивающаяся в бесчисленных формах, обуславливается силою света и тепла; без нее все замирает. Подобно другим народам, наши праотцы обоготворили небо, полагая там ее вечное царство; ибо с неба падают солнечные лучи, оттуда блистают и луна и звезды и проливается благотворящий дождь..  В глубокой древности человек не отделял себя от природы, но это не значит, что он не стремился   объяснить   мир,   в котором   жил.   Чуткий,   настороженный, внимательный, человек древнейших времён просто не мог не ощутить незримо присутствующую   в мире   силу,   от которой   зависели   и жизнь,   и смерть.   С   ней связаны И   вывод   тут   такой:   Тьма   и   Свет   ­   лишь   два,   наиболее   популярных   пути, осовения силы. Они ничем не хуже и не лучше пути стихий, природы, которые имеют   свою,   абсолютно   иную   философию.   Просто   по   обычному   делению понятий человеского разума ­ эти два направления оказались наиболее известны и популярны. Самостоятельная работа. (Записать свое понятие о свете и тьме в тетрадях) Свет – это ..... Тьма – это ..... Самопроверка.  ­ Какие слова из ниженазванных взяли бы для объяснения данных понятий? Слова­помощники:   радость,   печаль,   утро,   день,   ночь,   месяц,   солнце,   туман, гроза, гром, дождь, зло, добро, град, цветы, тепло, холод. Народная фантазия, предания и легенды о Солнце и Месяце, как Богини света и тьмы.  Народная фантазия, создавшая для разнообразных явлений, связанных с небом, различные   поэтические   олицетворения,   представляла   их   и   в   едином, нераздельном   образе.   Варуна,   божество   неба,   по   индийским   преданиям, устраивает свет и времена, выводит в путь солнце и звезды; солнце — его глаз, а ветер, колеблющий воздух, — его дыхание. По литовскому преданию, божество это олицетворялось в женском образе королевы Каралуни. Каралуни — богиня света,   юная,   прекрасная   дева;   голову   ее   венчает   солнце;   она   носит   плащ, усеянный звездами и застегнутый на правом плече месяцем; утренняя заря — ее улыбка, дождь — ее слезы, падающие на землю алмазами.В народных сказках к солнцу, месяцу и звездам обращаются герои в трудных случаях жизни, и божество дня, сострадая несчастью, помогает им. Вместе с этим   солнце   является   и   карателем   всякого   зла,   т.   е.   по   первоначальному воззрению — карателем нечистой силы мрака и холода, а потом и нравственного зла — неправды и нечестия.  Солнце и Месяц были представляемы в родственной связи — или как сестра и брат, или как супруги... По литовскому преданию, Солнце — "божья дочка" — представляется женою Месяца; звезды — их дети. Когда неверный супруг начал ухаживать   за   румяной   Денницею   (Аушрине   —   утренница,   планета   Венера), богиня   Солнце   (по   другой   вариации   это   сделал   сам   громоносец   Перкун) выхватила меч и рассекла лик Месяца пополам... Предание в высшей степени поэтическое!   Художественная   фантазия   передала   в   нем   поразившие   ее естественные   явления   природы:   когда   восходит   поутру   солнце   —   месяц исчезает в его ярком свете; а когда удаляется оно вечером — месяц выступает на небо, и перед самым утренним рассветом он действительно один блуждает по небу с прекрасною денницею.  По народному поверью, Солнце и Месяц с первых морозных дней (с началом зимы, убивающей земное плодородие) расходятся в разные стороны и с той поры не встречаются друг с другом до самой весны; Солнце не знает, где живет и что делает Месяц, а он ничего не ведает про Солнце. Весною же они встречаются и долго рассказывают друг другу о своем житье­бытье, где были, что видели и что делали. При этой встрече случается, что у них доходит до ссоры, которая всегда оканчивается   землетрясением;   наши   поселяне   называют   Месяц   гордым, задорным   и   обвиняют   его,   как   зачинщика   ссоры.  Встречи   между   Солнцем   и Месяцем   бывают   поэтому   и   добрые,  и   худые;   первые   обозначаются   ясными, светлыми днями, а последние — туманными и пасмурными Как по литовскому, так   и   по   славянским   преданиям,   от   божественной   четы   Солнца   и   Месяца родились   звезды.   Малорусские   колядки,   изображая   небесный   свод   великим чертогом   или   храмом,   называют   видимые   на   нем   светила:   месяц   — домовладыкою, солнце — его женою, а звезды — их детками...  Работа над пословицами и поговорками о понятиях «день – ночь», «свет – тьма». (Проверка предварительного домашнего задания)  День да ночь и все вперед. День дневать, ночь коротать. День темен, да ночь светла (зимою). Для злого и день, и ночь темны.  Свет стоит до тьмы, а тьма до света. Свет в поле ­ человек на воле. Не нами свет начался, не нами и кончится. Плохой друг ­ что тень в солнечный день: не отвяжется. 5 этап – закрепление изученного материала. Игра «Верю – не верю»Ответить на вопросы, поставить + (да) и – (нет) в тетрадях. 1.   Как   и   в   стародавние   времена,   в   настоящее   время   тоже   пространство измеряется одной тонкой мерой ­ светом и тьмой. (нет) 2.   Дневной   свет   и   тепло,   ночная   тьма   и   холод   определялись   суточным движением   солнца,   а   летняя   ясность   и   зимние   туманы,   закрывающие   небо, метели и морозы ­ его годовым движением.(да) 3. Богиня Мара несет возрождение, весну, любовь.(нет)  4. Солнце   знает, где живет и что делает Месяц, а он ничего не ведает про Солнце.(нет) 5. Малорусские колядки, изображая небесный свод великим храмом, называют видимые на нем светила: месяц — домовладыкою, солнце — его женою, а звезды — их детками...(да) Взаимопроверка. 6 этап – рефлексия. ­ Выберите из предложенных учителем пословиц те, которые демонстрируют развитие темы сегодняшнего урока.  ­ Объясните, что означают данные пословицы.  Ученье свет, неученье тьма. Тьма свету не любит, злой добра не терпит. Свет во радости, а страх во тьме. ­ О чем интересно было слушать на уроке? 7 этап – домашнее задание. (По выбору) ­   Подготовить   сжатый   пересказ   о   понятиях   «день   –   ночь»,   «свет   –   тьма»   в народных верованиях.  ­ Рассказать предания и легенды о Солнце и Месяце. Нарисовать, как вы это представляете. Литература:  А.Н. Афанасьев. Свет и тьма.    1. 2. Марийский   фольклор.   Мифы,   легенды,   предания.   Йошкар­Ола:  http://webcenter.ru  Марийское книжное издательство, 1991.     3. Природа славян http://mifolog.ru 4. Противостояние света и тьмы http://kotomatrisi.ru