«О, вера наших матерей!»
/Литературно - музыкальная композиция ко Дню Матери/
Цели:
Ø поддержка традиции бережного отношения к женщине, закрепление семейных устоев для показа значения в нашей жизни главного человека — Матери; отдания дани матерям, выражения почтения и уважения их труду, мужеству и просто любви.
Задачи:
Ø придание особого значения в нашей жизни главного человека — Матери;
Ø привлечение внимания к празднованию Дня Матери в России, придания этому празднику большего значения;
Ø расширение знаний учеников о праздновании Дня Матери в России и во всём мире.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
Ход мероприятия:
1. Показ презентации «Образ матери в живописи».
Учитель:
Праздник День матерей России был установлен Указом Президента РФ в 1998 году и отмечается в последнее воскресенье ноября. Это день, когда воздаётся должное материнскому труду и бескорыстной жертве женщин ради своих детей. Празднование дня матери уходит своими корнями в глубь веков.
Ученик :
Как часто невниманье обижаем
Мы в юности отцов и матерей!
Домой из института приезжая,
К своим друзьям торопимся скорей.
На завтра отложив все разговоры,
Едва успев костюм дорожный снять,
В заречные зовущие просторы
Стремглав летим мы детство догонять.
В своих подруг бросаем мы цветами,
Забыв нарвать для матери букет.
А мать всё ждёт. Живёт и дышит нами,
Обновы
шьёт, готовит нам обед.
Нас держит лес, не отпускает Волга.
Уже темно, поужинать и спать.
И лишь во сне мы повторяем: «Мама»,
И наши сны оберегает мать.
Ученица:
О,
вера наших матерей,
Вовек не знающая меры,
Святая трепетная вера
В нас, подрастающих детей.
Её, как свет в березняке,
Не вытравит никто на свете:
Ни единицы в дневнике,
Ни злые жалобы соседей.
Уж матери – народ такой-
Вздохнут, нас долгим взглядом смеря:
«Пусть перебесятся. Пройдёт», -
И снова верят, верят, верят.
Как
верят матери одни,
Взыскательно и терпеливо.
И – не крикливые – они
Не почитают это дивом.
А просто нипочём года
Их
вере, трепетной и нежной,
Вот только мы-то не всегда
Оправдываем их надежды.
Ученик:
Чем же мы можем отплатить, воздать маме за её любовь, пронесённую, словно горящая свеча, через все годы её жизни? Чем воздадим матери за беспокойные, бессонные ночи, поведённые возле нашей кроватки в борьбе с недугами и хворями, которые так часто выпадают на долю детей?
Ученица:
Кто из нас по достоинству может оценить кропотливый, продолжающийся из года в год, а вместе с тем столь незаметный труд матери по дому? И всё ради нашей пользы и нашего блага: лишь бы дети были сыты, чисты и опрятны, лишь бы детство осталось самой счастливой порой жизни. А ведь многие мамы работают, значит, и встают намного раньше своих детей, и ложатся позже, и при этом всё успевают: и завтрак собрать, и постирать, и приготовить чистую одежду, чтобы никто не называл дочку или сына неряхой и замарашкой. Воздать маме мы не сможем достойно ничем, только благодарностью – никогда не оскудевающей, но возрастающей. Благодарностью, явленной и в словах, и в делах, и в молитвах. Именно об этом говорит Господь в своей заповеди: «Чти отца и матерь твою, да благо тебе будет, и да продлён будешь на земле».
ПЕСНЯ в исполнении Ирины Алегровой «Мама»
Две ученицы в русских костюмах читают
«Семейный быт Древней Руси»
1 ученица: Издревле в русских семьях воспитание детей в основном лежало на женских плечах. Именно им подобало «нрав детиный исправляти», «блюсти чад своих». Церковь требовала от женщин воспитания в детях послушания, терпения, уважения к старшим: «младу отрочати перед старыми молчати»
2 ученица: Церковные поучения требовали от детей и уважения к матери. «Вечно матери своеё не забудь, вспомяни, яко тою родил еси». « Не забывай матерняя труда, еже о чадах печаль и болезнь. Можели о ней поболети, яко же она о тебе. Тем же страхом раболепным послужи ей».
1 ученица: С поучениями, которые мы встречаем в текстах церковных сборников, перекликаются свидетельства некоторых гражданских актов и летописей, которые также характеризуют отношения родителей и детей в древнерусских семьях. Князь Константин Всеволодович, чьё «Наставление о дошло до нас в изложении историка Татищева В.Н., так обращается к своим чадам: «Почитайте мать, сохраните поведения ея, учредите покой ей и довольство, чтоб не терпела недостатка…»
2 ученица: Роль мудрого влияния матери неоднократно подчёркивалась летописцами при описании многих поступков в жизни князей и бояр – главных действующих лиц летописей. Так, например, Анна, жена великого князя Всеволода Ярославовича прекратить усобную борьбу со Святополком Изяславичем. Великая княгиня Мария Ярославна благословила сына ИванаIII на борьбу с ханом Ахматом в1480 году, а результатом её, как известно, было свержение ордынского ига на Руси.
1ученица: «Свет – государыня, матушка!», «Госпожа моя, родная матушка!» - таковы обращения детей к матери в русских песнях и былинах. Так признаётся в любви своей матери другой былинный богатырь – Василий Буслаевич. С этими былинными строками перекликаются слова великой княгини Ольги, сказанные ею сыну Святославу Игоревичу: «Аще кто матери не послушает – в беду впадает!»
2 ученица: А вот как советует «укреплять чада» в своём завещании жене Евдокии знаменитый победитель Мамая великий князь Дмитрий Донской: «Аз приказал есмь детей свих княгине. А вы, дети мои, слушайте свое матери во всём, из её выступайтеся ни в чём. А который сын мой не имеет слушати матери, а не будет в её воли, на то не будет моего благословения».
Учитель: Понятия «мать» и «материнство» святы. И пусть мама сама считает себя несовершенной или грешной – в глазах детей она должна оставаться всегда прекрасной и, может быть, даже святой. Во всяком случае, недопустимо маме делать упрёки и замечания, уместные лишь в устах взрослых по отношению к подрастающему поколению. Иные современные юноши и девушки по душевной слепоте и в гордости даже укоряют родителей в своих собственных ошибках, недостатках, приписывая их просчётам в воспитании. Нет большей неблагодарности, чем эта, заслуживающая только наименования чёрной! К сожалению, наши дети ныне так увлечены всевозможными играми, что у них всё меньше и меньше времени остаётся на маму. Ах, как жаль, что дети в наше время почти разучились обращаться к маме с различными ласковыми словами. Не обнимут, не поцелуют, не скажут с любовью: «Мамочка моя хорошая, дорогая…» А подойдут и лишь крякнут отрывисто: «Мам, есть поесть?» - предоставляя ей расшифровать это своеобразное вопрошение.
ПЕСНЯ в исполнении О.Газманова «Мама».
Учитель читает отрывок из поэмы С.Острового «Мать»
Учитель: Может ли кто из вас сказать, какие глаза у мамы? Нет, я не имею цвет глаз, это, мы слава богу, помним. Мамины глаза… В них вся наша жизнь, них - мы сами в настоящем, прошлом и будущем. Иногда в маминых глазах прочитаешь мир и покой. Когда смотришь в эти глаза, уходит беспокойство и тревога, сердце освобождается от страхов и опасений, и веришь: всё будут хорошо, потому что рядом мама. А иногда эти глаза темнеют, как темнеет воздух перед грозой, и глаза превращаются в очи грозные. Через них исходит правда, и та сознаёшь себя маленьким и грешным, и тебе стыдно за свой презренный гаденький поступок.
ПЕСНЯ в исполнении А. Маклакова «Мамины глаза»
Ученик:
Далеко мой хутор родной…
Давно ушли те дни и ночи,
Когда я видел пред собой
Её заплаканные очи.
Но не забыть их никогда!
Во тьме житейского несчастья,
В часы раздумья и труда
Я вспоминаю их как счастье.
Как радость детства моего,
Как утешенье пред разлукой,
Как ласку нежную того,
Кто дал мне жизнь своею мукой!
Ученик: А что мы знаем о маминых руках – многозаботливых, не ведающих ни усталости. Ни покоя, то штопающих, то стирающих, то стряпающих? Мы верим и знаем, что руки мамины чудотворны. Вот почему, едва лишь что-то заболит у нас или мы поцарапаем руку, занозим, ушибём, мы сразу бежим к ней с громким воплем: «Ма-ма!» И – о чудо! – едва лишь мама прижмёт нас к себе, погладит там, где болит, приголубит – и боль уже наполовину меньше, а тои совсем пропала.
Ученик: «Я не помню сейчас рук своей матери, какие они были: большие или маленькие, шершавые или гладкие? Я хорошо помню её лицо: доброе и красивое, с упругими прохладными щеками. И когда, ударившись о что – нибудь твёрдое, я набивал на лбу шишку или молотком отбивал палец, только она могла унять мою боль. Прижмётся, бывало, к больному месту прохладной щекой – и боли как не бывало. Ну, а теперь, когда горе или несправедливая обида сожмёт сердце, никто, как она, уже не утешит тебя.
ПЕСНЯ в исполнении М. Шуфутинского «Мамины руки».
Ученица: Чем немощнее с годами будет становиться мама, тем большее внимание и попечения нам должно проявлять по отношению к ней. Для того она лелеяла и растила нас, чтобы в какой – то день её немощь восполнилась нашей силой, её болезнь - нашим здоровьем, её скудность – нашим изобилием. Любовь к матери никогда никого не унизила, даже самых великих людей, напротив, сделала их ещё более благородными и достойными уважения. Пренебречь родителями, оставить их без попечения – то же самое, что зачеркнуть всё доброе, когда бы то ни было нами сделанное, и отречься от Бога, а хуже этого ничего нет.
Учитель: «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!», - эту песню знает каждый ребёнок. И слова этой песни е обманывают нас: мама будет всегда! Но не всегда она будет рядом. Вот почему необходимо сейчас, с сегодняшнего дня учится любить маму так, чтобы эта любовь насытила её и наше сердце и связала нас такими тесными узами, которые окажутся сильнее самой смерти.
ПЕСНЯ в исполнении группы «Капелька».
Ученик: «Не изменяет и не охладевает любовь матери, её не уменьшить, ни подкрутить нельзя. Век свой одна и та же. Мать любит без толку и без разбору. Велики вы, славны, красивы, горды, переходит имя ваше из уст в уста, гремят ваши дела по свету – голова старушки трясётся от радости, она плачет, смеётся, шепчет: «Это мой!» А затем затеплит лампадку перед образом Спасителя и молится долго и жарко. А чадо, большею частью, и не думает поделиться своею славою с родительницею. Нищи ли вы духом и умом, отметила ли вас природа клеймом безобразия, точит ли жало недуга ваше сердце и тело, наконец, тяготеет ли над вами общее презрение, отталкивают ли вас от себя люди, и нет вам места меду ними, - тем белее места в сердце матери. Она сильнее прижмёт к груди уродливое, неудавшееся чадо и молится ещё долее и жарче».
Ученица:
Я помню спальню и лампадку,
Игрушку, тёплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
«Ангел – хранитель над тобой!»
Бывало, раздевает няня
И полушёпотом бранит,
А сладкий сон, глаза туманя,
К её плечу меня клонит.
Ты перекрестишь, поцелуешь,
Напомнишь мне, что Он со мной,
И верой в счастье очаруешь…
Я помню, помню голос твой!
Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампаду в сумраке угла
И тени от цепей лампадки…
Не ты ли ангелом была?
ПЕСНЯ в исполнении А. Маршала «Матушка»
Ученица:
Уляжется ночь у порога,
Уставится в окна луна…
И вот перед образом Бога
Она остаётся одна.
Туманный квадратик иконы,
Бумажного венчика тлен…
И долго роняет поклоны
Она, не вставая с колен…
Лишь сердце моё отзовётся,
Сожмётся во мраке больней…
Никто никогда не вернётся
С кровавых безмолвных полей…
Не будет великого чуда,
Никто не услышит молитв…
Но сплю я спокойно, покуда
Она надо мною стоит!
Родительница:
Заступница, дай мне большую душу,
Сердце доброе,
Око
недремлющее,
Голос мягкий, отходчивый, ласковый,
Руки крепкие, незлобливые,-
Очень трудно матерью быть!
Не власти прошу,
Не за деньги стою.
Вдохни, Сердобольная, в грудь мою, -
Столько любви и силы,
Чтоб до могилы
На всю семью –
На мужа, на сына, на дочь мою. –
На каждый характер хватило,
На все сомнения
И смятения,
На спотыкания и причуды,
На завихрения
И увлечения,
На заблуждения
И остуды.
Только любовь раскрывает сердца,
Лишь перед ней отступает горе.
Мне нужно очень много любви.
Ты – Мать,
Ты меня понимаешь…
Учитель: Ребята, это стихотворение А. Яшина, которое называется «Молитва матери», а теперь послушайте настоящую «Материнскую молитву за чадо своё»
Отец Пётр читает молитву.
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери услыши меня, грешную и недостойную рабу (имя).
Господи, в милости Твоей власти чадо моё (имя), помилуй и спаси его имени Твоего ради.
Господи, прости ему все согрешения, вольныя и невольныя, совершённые им пред Тобой.
Господи, наставь его на истинный путь заповедей Твоих и вразуми его и просвети светом Твоим Христовым, во спасение души и исцеление тела.
Господи, благослови его в доме, около дома, в поле, работе и в дороге и на каждом месте Твоего владения.
Господи, сохрани его под кровом Твоим Святым от летящей пули, стрелы, ножа, меча, яда, огня, потопа, от смертоносной язвы и от напрасныя смерти.
Господи, огради его от видимых и невидимых врагов, от всяких бед, зол и несчастий.
Господи, исцели его от всяких болезней, очисти от всякия скверны (вина, табака, наркотиков) и облегчи его душевные страдания и скорби.
Господи, даруй ему благодать Святого Духа на многие лета жизни и здравия, целомудрия.
Господи, дай ему своё благословение на благочестивую семейную жизнь и благочестивое деторождение.
Господи,
даруй и мне, недостойной и грешной рабе Твоей, родительское благословение на
чадо моё в наступающие утра, дни, вечера и ночи имени Твоего ради, ибо Царствие
Твоё вечно, всесильно и всемогуще. Аминь.
Господи, помилуй!
Учитель: Нет, наверное, среди нас ни одного, кто не видел иконы Божией Матери с Богомладенцем Иисусом Христом на руках. Маленький Спаситель прижимается головой к щеке Пречистой Девы, которая обнимает рукой Своего Сына, смотрит на мир, скорбя и молясь о каждом из нас.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ОБРАЗЫ ИКОН БОЖИЕЙ МАТЕРИ»
Рассказ отца Петра об этих иконах.
ПЕСНЯ ДАЙЯНЫ «Мама»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.