Классный час по экологии "Спасти и сохранить"
Оценка 4.6

Классный час по экологии "Спасти и сохранить"

Оценка 4.6
Мероприятия
doc
классное руководство
5 кл—8 кл
01.06.2017
Классный час по экологии "Спасти и сохранить"
Классный час по экологии "Спасти и сохранить" рассчитан на обучающихся 5-8 классов. Проводится с целью формирования экологического образования у подрастающего поколения. Проведение данного мероприятия приурочено к объявленному в России 2017г. - годом экологии. В ходе классного часа обучающиеся пытаются решать некоторые экологические проблемы, стоящие перед Югрой в настоящее время.Классный час по экологии "Спасти и сохранить"
Классный час по экологии.doc
Классный час по теме: «Спасти и сохранить…» Цель:  формирование у обучающихся устойчивых представлений о необходимости сохранения   окружающей     человека   природы;   расширение   кругозора   о   животном   и растительном   мире   Ханты   –   Мансийского   автономного   округа   ­   Югры,   о   редких   и исчезающих   видах   живых   организмов,   занесенных   в   Красную   книгу   ХМАО   ­     Югры; привитие навыков правильного поведения в природе; формирование чувства патриотизма, любви  и бережного отношения к природе родного края. Классы: 5­8 Наглядность   и   оборудование:   плакаты,   фотографии   и   рисунки   животных   и растений ХМАО – Югры, готовые коллекции насекомых, гербарии растений,  диапроектор с диапозитивами «Красная книга», компьютер, мультимедийный проектор и видеодиски «Самаровский   Чугас»,   «Спасти   и   сохранить»,   «Красная   книга»   ­   Всероссийская экологическая акция; телевизор и видеокассета с фильмом «Планета Земля в опасности», нарисованные памятки о правилах поведения в природе. Ход урока: ( учитель читает стихотворение под лирическую музыку) Оглянитесь вокруг, люди! Посмотрите Земле в глаза! Мы природу свою губим И пытаем, а так нельзя! Спасая родную природу, Ты душу свою спасешь. В сердцах благодатных потомков Бессмертие обретешь!             (рассказ учителя  с использованием презентации «Природа в опасности») На   протяжении   своей   истории   человечество   не   только   познавало   природу   и открывало новые земли. Люди использовали природные богатства. И по мере того, как людей становилось больше, а развитие науки и техники давало  им новые возможности, все заметнее проявлялись изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Уже древние люди,   охотившиеся на крупных животных, погубили многих из них. Считается,   что   в   вымирании   мамонтов,   пещерных   медведей,   шерстистых   носорогов немалую роль сыграл  человек. Люди преследовали их, заманивали  в ямы – ловушки и убивали. В те далекие времена живой мир планеты понес первые большие потери от рук человека. С тех пор прошло много лет, а человек  не перестает брать у природы ее богатства: полезные   ископаемые,   почву,   воздух,   воду,   животных   и   растения.   Причем,     человек воздействует на природу  в большей степени уже не прямыми способами: истребляя живые организмы,   а   косвенными:   загрязняя   окружающую   среду,   освобождая   земли   под строительство   городов   и   дорог,   вырубая   леса,   осушая   болота   и   озера,   добывая минеральные ресурсы и др., тем самым, загрязняя и истребляя среду обитания животных и растений.  Поэтому   многие   виды   флоры   и   фауны   сейчас   являются   редкими   и   требуют   от человека охраны. Леса топорщатся и степь клубится Жара изводит и снега  блестят. Богаты мы…. Но считанные птицы Над считанными рощами летят. Полночный филин ухает из тьмы Неужто внуки лишь по Красной книге Узнают, как богаты были мы.               На нашей   планете становится все меньше и меньше растений и животных: одни виды исчезают, численность других сокращается… Это беспокоило людей еще с 19в., но только     в   1948г.   был     образован   Международный   союз   охраны   природы   и   природных ресурсов (МСОП). Созданная при нем Комиссия по редким и исчезающим видам занялась сбором данных  о растениях и животных, находящихся под угрозой исчезновения.  В 1963г. появился первый список редких и исчезающих видов диких животных и растений мира, получивший название «Красная книга». Все виды растений и животных, занесенные в Красную книгу, нуждаются в особой охране. Снижение численности того или иного вида происходит по разным причинам. В одном случае это массовая охота, рыболовный промысел, сбор яиц. В Другом – вырубка лесов, распашка полей, строительство гидроэлектростанций, т.е, уничтожение не самого животного,  а среды его обитания. Красная книга – это  документ человеческой тревоги о сохранении на Земле живой природы     с  каждым  днем  привлекает   к себе   большое  внимание.  Слишком  долго  люди считали, что природа неисчерпаема. Между тем только за последние четыре века наша планета потеряла навсегда 36 видов зверей и 94 вида птиц. На очереди еще сотни видов. А ведь   восстановить   утраты   невозможно.   Именно   поэтому   по   предложению   англичанина Питера   Скотта   международный   союз   охраны   природы   и   природных   ресурсов   (МСОП) учредил Красную книгу. По сути дела, она – острое предупреждение человеку и призыв к нему: «Протяни руку помощи!» в Красную книгу с 1966г. ­ экстренной помощи. Страницы   книги   имеют   пять   цветов:   красный,   желтый,   белый,   серый   и   зеленый. Животные и растения, которым грозит полное исчезновение, заносят на красные страницы. На   желтых   страницах   перечисляют   легко   уязвимых,   близких   к   исчезающим   видам. Малочисленные, редкие в природе виды указывают на белых страницах. Серые отведены для животных и растений, судьба которых точно не определена. Самые оптимистичные – зеленные   страницы.   Здесь написаны виды, численность которых благодаря специально принятым мерам значительно увеличена. Значит, при дальнейшей работе гибель уже не грозит, например зубрам. Когда же необходимость в такой опеке отпадает в результате достаточного размножения вида, лист с его описанием изымают. Международная Красная  книга  – рабочий  документ специалистов.  В неё только животных внесено более 1000 видов и подвидов. Однако практически любая страна после записи в Красную книгу вида, обитающего на её территории, принимает меры по охране терпящего бедствие. В нашей стране выпускались свои Красные книги. Две   ­ в бывшем СССР (1978, 1984г.г.) и одна – в России (1985г.) В Красную книгу России включено около 250 видов и подвидов млекопитающих, птиц, рептилий, амфибий и т.д. и около 1000 видов растений. В 1973г. МСОП опубликовал Черную книгу – список видов, исчезнувших с земли с 1600г., она включает в себя более 600 животных. Человек, кичась своими научными достижениями и технологическими новшествами объявил себя царем природы и правит, нарушая все традиции и законы. Ещё   в   к.   50­х   г.г.   разумные   люди   забили   тревогу,   а   сейчас   просто   необходимо звонить во все колокола. Многие виды  растений и животных уже исчезли с лица земли, да и   сейчас   возросло   браконьерство   и   контрабанда.   Горе   –   предприниматели   убивают животных и вывозят за рубеж природные богатства: в Японию ­медвежью желчь и крабов; Германию   ­   бобровые   железы;   КНР­   кости   тигра   и   рога   сайгака;   Швецию   –   бобровые железы и т.д. А из­за рубежа в Россию везут попугаев, крокодилов, бивни слонов, рога носорогов и т.п. Совместные предприятия организуют охоту для иностранцев за валюту, в т.ч, на «краснокнижных животных». И, вот на грани уничтожения: белый медведь, бурый медведь, леопард, бобр, тигр, орел, сайгак и т.д.  2 В 1949 г. при Международном союзе охраны природы и природных ресурсов во Франции   была   создана   комиссия   по   редким   и   исчезающим   видам.   Считали   14   лет. Выяснили, что с 1600г. по 1800г. с лица Земли «с помощью» человека исчезло 33 вида  и п/вида млекопитающих; с 1800г  по 1900г. – ещё 33 вида, а с 1900 по 1913г.г.­ 52 вида. Главным организатором и автором книги стал английский орнитолог и художник Питер Скотт. Красная   книга   –   документ     совести   человека.   На   счету   человеческой   совести исчезнувшие   тигры   в   Турции,   Афганистане,   Иране,   Закавказье.   Если   в   1930г.   тигром насчитывалось 100тысяч, то сейчас – 3 тысячи. Главное   практическое   значение   Красной   книги:   выявление   и   учет   тех   видов организмов, которые находятся на грани исчезновения. «Судьба незавидная животного ждет, Если человек с ружьем навстречу идет, Насытить себя никак не может он. Поэтому тарпан и тур с лица Земли был истреблен» Та же участь постигла и других животных: гагарки, морские коровы, странствующие голуби и еще многие другие. 6   ноября   1741г.   участники   2­ой   экспедиции   Витуса   Беринга   были   вынуждены высадиться   на   неизвестном   побережье,   которое   впоследствии   было   названо   именем Командора (Командорские острова). Положение людей было плачевное: много больных, мало продуктов. На следующий день натуралист экспедиции Георг Стеллер  обнаружил вблизи берега крупных морских животных, неизвестных науке. Добродушные животные поедая морскую капусту, подпустили к себе Стеллера. Эти великаны (6м. в длину, весом 3,3 т.) спасли жизнь членам экспедиции. Вкусное мясо и нежный жир помогли поднять  на ноги  ослабленных  от болезней людей. Но спустя 27 лет морские коровы были истреблены до единой. Среди исчезнувших: тарпан, квагга, моа, тур (из рогов тура делали: луки, гребни для волос, из толстой шкуры: подошву, из кожи: шлемы, мясо употребляли в пищу). Последний тур исчез в 27г. 17в.  А, было их много, туры водились на территории Европы, Кавказа и С.Африки. Последний тур был убит в Польше. Человек поместил на гербе Канады бобра, а затем сам же его уничтожил. Индейцы – коренные жители С. и Ю. Америки бережно относились и к бобрам, к птицам, не убивали их в период гнездования. Но европейские поселенцы в погоне за наживой убивали бобров и заставляли   это   делать   индейцев.   До   полумиллиона   бобровых   шкурок   отправлялось   из Канады в Европу. Общественность Канады возмутилась и правительство приняло строгие меры по охране бобров. Численность их увеличилась. Но в 1914г. запрет был отменен и «бобровая лихорадка» продолжилась. Капканы, ружья, динамит – все пошло в дело. И численность их резко снизилась. Красная книга красная,  потому что природа в опасности!     (Просмотр  кинофильма «Красная книга») (Викторина с обучающимися:  «Что я знаю о Красной книге») 1. Родственница   зебры,   последняя   особь,   которая   умерла   в   1883г.   в   зоопарке Амстердама (Квагга) 2. Что такое энтомопарк (микрозаповедник для сохранения   насекомых. Первый в России создан в 1972г. недалеко от г. Омск) 3. Последний дикий зубр был убит 9 февраля 1921г. в Беловежской пуще. В зоопарках к этому времени сохранилось всего 50 зубров. Как удалось их спасти? (Зубр занесен в Красную книгу в 1923г. На международном конгрессе в Париже по предложению ученого Яна Штольцмана было создано общество по спасению зубров. Были собраны средства, создан заповедник и восстановлена численность вида) 3 4. Как называется участок земли либо водного пространства, который находится под  охраной  государства и его ресурсы не используются в народном хозяйстве? (заповедник) 5. В лесах Сибири растет красивый цветок, внесенный в Красную книгу. О нем Фет  сочинил строчки: «Ночь темна, как дух бесплотный                                 Темный воздух онемел                                 Но как будто мимолетный                                 Цветок этот прозвенел!»   (колокольчик) 6. О каком животном, занесенном в Красную книгу идет речь, если в названии его  упоминается самый  большой остров – Гренландия?      (гренландский кит) 7. Многие виды этого представителя животного мира занесены в Красную книгу.  О нем можно сказать: «Растет червячком, питаясь листком,                                       Потом засыпает, себя обмотает.                                       Не ест, не  глядит, неподвижно лежит,                                       Но теплой весной вновь оживает                                       И как птичка порхает»                         (бабочка)         8. Эта хищная птица занесена в Красную книгу, являясь одной из самых высоко             летающих птиц. Она может набирать высоту до 6 – 7 км.   (кондор)         9. Самый быстрый зверь, занесенный в Красную книгу России?   (леопард)        10. Орхидея, занесенная в Красную книгу не только России, но и всей планеты?               (венерин башмачок)        11. Тигр, занесенный в Красную книгу России, обитающий на территории Дальнего              Востока? (уссурийский тигр)  Югорский край богат разнообразными животными и растениями. На большей части площади   растут  хвойные   и  смешанные   леса.   Заливные  пойменные  луга,   крутые  берега, поросшие   тайгой,   в   сочетании   с   множеством   мелких   озёр   и   болот,   богатых   ягодами, создают непревзойденные по красоте картины природы Западной Сибири. Растительный и животный мир характерен для зоны средней тайги: на территории округа выявлено 214 видов лишайников, 90 видов мхов, 261 вид грибов, 323 вида высших сосудистых растений, 331 вид насекомых, 161 вид птиц и 31 вид млекопитающих. Природа   нашего   края   отдаёт   человеку   свои   несметные   богатства,   но   и   взамен требует бережного отношения. К сожалению не все помнят об этом В XXI веке проблемы охраны природы становятся всё актуальнее. Как сохранить на Земле   неприкосновенный   «золотой   запас»   жизни   –   генетический   фонд   животных   и растений?   В   наше   время   этот   вопрос   звучит   с   тревожным   набатом,   суровым предостережением: «опомнитесь, одумайтесь, не губите!» Это обращение ко всем людям, и поэтому каждый должен принять участие в общем деле. Ты, человек, любя природу, Хоть иногда её жалей. В увеселительных походах не растопчи её полей. Не жги  её напропалую и не исчерпывай до дна. А помни истину простую: нас много, а она – одна. В.Шефнер     Бережное, чуткое отношение к природным богатствам должно стать частью нашей повседневной жизни. Все, кому не безразлична судьба нашей Земли, пытаются ей помочь.  В Красную книгу ХМАО­Югры внесены 71 вид животных, 140 видов растений и 16 видов грибов.  Кроме основного раздела с очерками о состоянии видов животных, растений  и грибов,  занесенных  в Красную книгу ХМАО, в ней имеется  Приложение  с очерками о  8 видах  животных, 45 – растений и 9 – грибов, нуждающихся в особом внимании к их состоянию в природной среде.  4 (Загадки «Животный и растительный мир ХМАО – Югры») 1.Меньше тигра, больше кошки, Над ушами кисти ­ рожки. С виду кроток, но не верь: Страшен в жизни этот зверь. (Рысь) 2.Хозяин лесной, просыпается весной, А зимой под снежный вой Спит в избушке снеговой. (Медведь) 3.Над шапками кустарника дерево плывёт. На чьей же голове оно уютно так растёт? Откроет нам поляна, лесного великана. (Лось) 4.Что за зверь зимой холодной, Ходит в чаще злой, голодный? (волк) 5.Чуток, строен и высок, гордо голову несёт, От рогов густая тень. Вот красивый зверь…… (олень) 6.Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу. В дупле на старом кедре Орешки я грызу (белка) 7.Есть в реке работники – не столяры, ни плотники, А выстроят плотину – хоть пиши картину. (Бобры) 8.Трусоват лесной красавец. Догадались? Это ………… (заяц) 9.Хитрая плутовка, Рыжая головка. Хвост пушистый, красный, ах краса! А зовут её …………………… (лиса) 10.Словно ёлка, весь в иголках (Ёж) А сейчас мы с вами поговорим о рекордсменах Югорского края. 1. А вы знаете птицу, которая быстрее всех? (сокол – сапсан) 2. Скажите, какая птица выше всех? (журавль) 3. Есть птица, которая вьёт самое большое гнездо. Назовите её. (Орёл) 4. У какой птицы самые сильные и длинные крылья? (беркут) 5. Что теряет лось каждую зиму? (рога) 6. У кого каждый день растут зубы? (у бобра, зайца) 7. Слепыми или зрячими рождаются зайцы? (зрячими) 8. Когда ёж не колется? (когда только родился) 9. Где ухо у кузнечика? (на ноге) 10. Чем стрекочет кузнечик? (ногой о крыло) 5 Правительством   Ханты – Мансийского автономного округа – Югры с 2001 года осуществляется   проект   под   названием   «Спасти   и   сохранить»   под   эгидой   ЮНЕСКО, международной ассоциации «Северный форум».  Цель   данного   проекта   является   вовлечение   всех   слоев   населения   в природоохранную   деятельность,   привлечение   всех   здоровых   сил   общества   к   решению Экологических проблем в области сохранения окружающей природной среды, повышение экологической информированности населения.  (беседа с обучающимися)  Ребята,  как вы понимаете  фразу «Спасти и сохранить»?   Кого  нужно спасать и сохранять?   От кого?   Почему   именно   в   настоящее   время   люди   стали   обращать   большее   внимание   на окружающую природу?  Какое значение для человека имеют животные?   Какое значение для человека имеют растения?  Какие виды  животных и растений ХМАО – Югры вы знаете?  Какие   редкие     и   исчезающие   видов   растений   и   животных   ХМАО   –   Югры   вам известны?  Почему они стали редкими?  Для чего их использует человек?  Что   необходимо   делать   людям,   чтобы   эти   животные   и   растения     не   исчезли   с территории нашего округа,  с лица Земли?  Что такое заповедники, заказники, зоопарки, национальные парки? В  нашем округе есть перечисленные виды особо охраняемых территорий? Какие вы знаете?   Что такое Красная книга? Для чего их создают?       Просмотр   с   обучающимися   видеоролика   «Самаровский   чугас»,   фрагмента видеофильма   «Всероссийская   экологическая   акция   «Спасти   и   сохранить»   в   г.   Ханты­ Мансийске», фрагмента кинофильма «Красная книга России»  (Беседа  с обучающимися о просмотренных сюжетах) Ребята, скоро каникулы. Все вы будете ходить в лес, на речку. И хочется еще раз вспомнить о правилах поведения в природе. Правила поведения  человека в природе: (учитель   показывает   обучающимся   заранее   нарисованные   знаки,   ребята   дают   им объяснения) Все в природе не случайно, все взаимосвязано и подчинено разумному порядку, при котором  травы получают тепло (энергию) от солнца, отдают его травоядным, а те, в свою очередь,   ­   хищникам.   Но   этот   порядок   постоянно   нарушает   человек.   Часто   человек наносит природе вред не потому, что он вынужден это сделать для своего блага, а просто по незнанию  или не думая. Помни о том, что… 1. В   лесу,   в   парке   ходи   по   тропинкам   и   по   дорожкам.    Помни:  в   траве   много маленьких животных, они незаметны и их можно нечаянно раздавить. 2. Не   лови   бабочек.   Бабочку   погубить   легко.   Достаточно   подержать   в   руке,   с   ее крылышек   опадут   чешуйки,   она   не   сможет   больше   летать.  Помни:  бабочки украшают природу и опыляют растения. 3. Не разрушай муравейник. Муравьи по хвоинке, по соломинке долго строят свой дом.  Помни:  любой труд надо уважать. Муравьи – санитары леса, они не дают сильно размножаться насекомым, которые губят лес. 6 4. Не рви паутину, а понаблюдай за паучком, как он охотиться, передвигается. Помни: паук – крестовик – полезное насекомое, поедает комаров  и мух. 5. Не   руби   деревья,   не   ломай   веток,   не   повреждай   кору.  Помни:  деревья   дают многочисленным животным корм, защиту, жилье. 6. Не рви цветы в лесу, на лугу, а любуйся их красотой. Помни: сорванные растения быстро гибнут и не дают семян. Не будет семян – не будет и цветущих растений. 7. Не повреждай ягодные кустики и не вырывай их с корнем. Помни: ягодные кустики долго восстанавливаются. И чтобы не зря ходить по ягодным местам, надо знать время, когда поспевают ягоды: черника, голубика – в июле, брусника – в августе, клюква – в сентябре. 8. Не сбивай несъедобные грибы. Помни:  эти грибы тоже нужны лесу. Животные их едят и лечатся ими. Кроме того, некоторые растения не могут без них жить. 9. Строго   соблюдай   правила   противопожарной   безопасности   в   лесу:   не   бросай зажженных   спичек,   не   оставляй   непотушенных   костров   и   не   разводи   их   на пожароопасных местах. 10. Не бросай в водоемы разный хлам.  Помни:   это дом для рыб, в нем должно быть чисто. Ребята,   хочется верить, что  данный разговор не прошел для вас бесследно, и вы приобрели определенные знания, которые помогут вам в дальнейшей жизни.   И закончить нашу встречу я хочу словами: Давайте научимся жить на Земле, Беречь все живое на свете. Чтоб наши потомки не стали жалеть, Что пусто и них на планете!  (учитель раздает брошюрки о правилах поведения в лесу)  7

Классный час по экологии "Спасти и сохранить"

Классный час по экологии "Спасти и сохранить"

Классный час по экологии "Спасти и сохранить"

Классный час по экологии "Спасти и сохранить"

Классный час по экологии "Спасти и сохранить"

Классный час по экологии "Спасти и сохранить"

Классный час по экологии "Спасти и сохранить"

Классный час по экологии "Спасти и сохранить"

Классный час по экологии "Спасти и сохранить"

Классный час по экологии "Спасти и сохранить"

Классный час по экологии "Спасти и сохранить"

Классный час по экологии "Спасти и сохранить"

Классный час по экологии "Спасти и сохранить"

Классный час по экологии "Спасти и сохранить"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2017