МБОУ «Пудовская СОШ»
Учитель Половинкина Татьяна Александровна
Классный час (5-8 класс)
«Бог помощь вам, друзья мои…»
Цель:
· актуализировать для обучающихся понятие «дружба»
· дать возможность поразмышлять о взаимоотношениях с одноклассниками
· разобрать практические ситуации взаимоотношений в классе
Ход занятия:
Оформление:
Записи на доске ( или экране):
Расул Гамзатов «Берегите друзей»
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный
Изливать покуда не спеши.
Если горькую правду говорит тебе друг,
Знай, оружье у недруга он выбивает из рук. (пословица)
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
И если и споткнется вдруг,
Всегда ему надежный друг
В беде протянет руку.
Не только в радости, но и в печали
Мы верных друзей своих узнавали.
Нас школьная семья недаром породнила,
Мы школьные друзья, и в этом наша сила. С. Михалков.
А вот слова мудрого мужчины, Д.С. Лихачева: «Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди. От настоящего не останется ничего. А на самом деле оказалось все иначе. Мои сверстники остались со мной. …друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья – старые. Подлинные друзья приобретаются в молодости.»
Наши детство и юность во многом связаны со школой, и часто именно школьные друзья становятся друзьями на всю жизнь, то есть теми людьми, которые без оглядки приходят к нам на помощь в трудную минуту, которые радуются с нами нашим радостям.
2. А что делает людей друзьями, ведь не с каждым человеком мы дружим. Как мы выбираем друзей? Хорошие ли друзья мы сами? Ответить на эти вопросы нам поможет тестирование. Перед вами листы бумаги, ручки. Отвечая на вопросы теста, записывайте номер вопроса, букву ответа и количество баллов.
(см. «Классный руководитель» № 1, 2007 год, с.38-39.)
3. Мудрые люди говорят: «Дружба – это школа воспитания человеческих чувств. Дружба нужна нам не для того, чтобы заполнить время, а для того, чтобы утверждать в себе добро». Друг имеет однокоренное слово «другой». И глядя на друга, мы учимся видеть ценные качества другого человека. За что же мы ценим своих друзей?
-
- умение слушать, сочувствовать
- веселый нрав
- находчивость, ум
- смелость, сила
- неординарность
-
но ведь случается и так, что друзья ссорятся. Непонимание, обида отдаляют нас друг от друга. В школьном коллективе ссоры, обиды особенно болезненны, ведь одноклассники – не всегда люди близкие по духу, по увлечениям. Иногда люди просто несимпатичны нам, а почему – и объяснить-то трудно. Значит ли это, что школьная жизнь должна превратиться в кошмар?
- Случалось ли вам обижать друг друга в классе?
- Что чаще всего служить поводом для неприязненных отношений в классе?
- Вспомните, попросили ли вы прощения?
- Кому легче просить прощения: слабому или уверенному в своих силах человеку?
- Извинение унижает или возвышает человека?
- Важны ли в отношениях между одноклассниками навыки общения с людьми?
- Что бы вы назвали такими навыками?
- Владеете ли вы навыками общения?
- Хотели бы владеть?
4. Потренируем себя в общении. Разделимся на 3 группы и попробуем представить себя в разных ситуациях школьной жизни, причем попробуем разыграть их в 2-х вариантах: «Как бывает» и «Как должно быть»
Задание 1 группе: Раздавая тетради, одноклассница по ошибке положила тебе чужую тетрадь. Твои слова, действия.
Задание 2 группе: Ты услышал, что кто-то тебя обидно обозвал. Твои слова, действия.
Задание 3 группе: Кто-то случайно наступил тебе на ногу. Тебе больно. Твои слова, действия.
Общее задание: выработать правила общежития в коллективе.
А как быть, если нас раздражает чей-то характер? Ведь не все же люди милы в общении. Психолог Альберт Чеметин разделил людей с тяжелым характером на 8 типов и дал рекомендации, как общаться с такими людьми. Вот эти типы:
Подлые
Всезнайки
Буки
Вечно недовольные
Идущие напролом
Угодники
Любящие совершенство
Крикуны
Попробуйте дать свое толкование этим типам.
А теперь послушайте характеристики, данные психологом и рекомендации по общению.(см. «Классный руководитель» № 1, 2007 год, с.36)
А главный совет: в общении с другими необходимо видеть и себя – со стороны: не слишком ли я раздражителен? Угрюм? Неприветлив? Не слишком ли громко или нервозно я говорю? Не утомляю ли я других своими поучениями? Всегда ли выполнимы мои требования к окружающим? Следую ли я сам этим требованиям?
На доске:
ПРАВИЛА ДРУЖБЫ
Помогать друг другу
Делиться друг с другом
Не мелочиться
Доверять друг другу
Защищать друг друга
Быть терпимым к недостаткам друга
Быть доброжелательным
Уметь прощать
Быть сдержанным
Не завидовать
Быть честным
Быть преданным
Приложение
Задание 1 группе: Раздавая тетради, одноклассница по ошибке положила тебе чужую тетрадь. Твои слова, действия.
Задание 2 группе: Ты услышал, что кто-то тебя обидно обозвал. Твои слова, действия.
Задание 3 группе: Кто-то случайно наступил тебе на ногу. Тебе больно. Твои слова, действия.
ПРАВИЛА ДРУЖБЫ
Помогать друг другу
Делиться друг с другом
Не мелочиться
Доверять друг другу
Защищать друг друга
Быть терпимым к недостаткам друга
Быть доброжелательным
Уметь прощать
Не завидовать
Быть честным
Быть преданным
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.