Мониторинг сформированности коллектива
Оценка 4.9

Мониторинг сформированности коллектива

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
классное руководство
5 кл—8 кл
04.03.2018
Мониторинг сформированности коллектива
Класс - это основное звено, связующее ребенка и школу в рамках единой воспитательной системы. Каждый класс имеет свою индивидуальность, своеобразие, по-своему влияет на личность ребенка. Как классный руководитель я планирую и организую свою работу в соответствие с концепцией гуманистической воспитательной системы нашей школы, программой деятельности классного руководителя по созданию воспитательной системы класса. В воспитательной системе школы-комплекса детский коллектив играет особую роль. Он- один из важнейших инструментов воспитания и среда развития личности ребенка.
Мониторинг сформированности коллектива.doc
Мониторинг сформированности коллектива образовательного объединения в условиях воспитательной системы класса Класс ­ это основное звено, связующее ребенка и школу в рамках единой  воспитательной системы. Каждый класс имеет свою индивидуальность, своеобразие, по­своему  влияет на личность ребенка. Как классный руководитель я планирую и организую свою работу в  соответствие с концепцией  гуманистической воспитательной  системы нашей школы, программой деятельности классного руководителя по созданию воспитательной системы класса. В воспитательной системе  школы­комплекса детский коллектив играет особую роль. Он­ один из  важнейших инструментов воспитания и среда развития личности ребенка. Под педагогическим мониторингом сформированности классного коллектива мы понимаем  систему сбора, анализа, отслеживания и коррекции, сопоставления результатов наблюдения для  обоснования стратегии и прогноза развития воспитательной системы класса. Основные принципы мониторинга:  ­ объективность  ­ последовательность ­ систематичность ­ научность  ­ комплексность  ­ гласность Основные функции мониторинга сформированности классного коллектива  ­ диагностическая,  ориентирующая ( направляющая), мотивационно­ стимулирующая, воспитывающая, оценочная,  аналитическая, коррекционная и прогностическая. Цель мониторинга сформированности классного коллектива  ­ оценивание состояния и  результативности функционирования гуманистической воспитательной системы класса,  успешности воспитательного воспитательного процесса  в ней и уровня развития классного  коллектива. Задачи мониторинга:  1. Разработать программу отслеживания развития воспитательной системы класса и классного  коллектива, включающую использование различного инструментария и сроки контроля по годам  обучения. 2. Создать критериально  ­ диагностический аппарат для оценки сформированности классного  коллектива. 3. Установить разнообразные связи и зависимости причин, факторов и условий осуществления  мониторинга как механизма управления развитием классного коллектива. В том понимании, в котором рассматривается мониторинг сформированности классного  коллектива, субъектами мониторинга выступают следующие участники  воспитательного  процесса­ класс, родители класса, учителя­ прдметники, работающие в классе, психологи,  социальный педагог. Степень их участия различна, но все они   получают информацию,  анализируют ее.  Объектом мониторинга являются воспитательная система класса. Предмет мониторинга – детский коллектив как условие развития личности ребенка. В воспитательной работе классного руководителя по формированию детского коллектива  мы  выделили три главных направления. Первое связано с непосредственным воздействием на  каждого ученика класса : ­ изучение индивидуальных особенностей его развития, его окружения, его интересов; ­ программирование воспитательных воздействий; ­ реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы; ­ анализ эффективности воспитательных воздействий. Второе направление связано с созданием воспитывающей среды класса: ­ сплочение  детского коллектива ­ формирование благоприятной эмоциональной атмосферы; ­ включение учащихся в разнообразные виды  совместной деятельности; ­ развитие детского самоуправления классе. Третье направление предполагает коррекцию влияния различных  социальных отношений  ребёнка: ­ взаимодействие с педагогическим коллективом школы­комплекса; ­ коррекция воздействия средств массовой коммуникации; ­ нейтрализация негативных воздействий социума микрорайона школы. Правильный выбор критериев и показателей  сформированности детского коллектива–  важнейшее требование, т.к. неверно выбранные критерии не позволяют достичь результатов,  которые определены целью. Критерии  сформированности классного коллектива. Критериально – диагностический аппарат для оценки сформированности классного коллектива  включает две группы критериев с условными названиями: « критерии факта» и « критерии  качества». I группа – критерии факта ( определяют, сформирован ли классный коллектив или нет): 1. упорядоченность жизнедеятельности в классном коллективе;  2. наличие сложившегося единого коллектива класса;  3. интегрированность воспитательных воздействий в комплексы.  II группа – критерии качества ( определяют уровень развития классного коллектива): 1. степень приближенности  классного коллектива к поставленным целям, реализация  педагогической концепции, лежащей в основе воспитательной системы класса;  2. общий психологический климат в классном коллективе, стиль отношений в нем,  самочувствие ребенка, его социальная защищенность, комфорт;  3. уровень воспитанности выпускников класса.  По каждой группе критериев определены показатели,  выбраны методы и методики  педагогической диагностики, отобраны субъекты мониторинга и определены формы фиксации  результатов. I группа критериев ­ наличие  классного коллектива. Показатели Методы ( методики) 1. Упорядоченность  жизнедеятельности в классном  коллективе 1. Конкурс идей и проектов «Класс, в  котором я хотел бы учится» «Мой класс сегодня и завтра» 2. Беседы 3. Анкетирование 4. Наблюдение 2. Наличие сложившегося  единого классного коллектива 1.Методика А.Н.Лутошкина ( тестирование сформированности коллектива) 2. Методика Р.С. Немова «Социально­ психологическая самоаттестация  коллектива» 3. Определение уровня развития  ученического самоуправления» 3. Игры « Лидер» и « Командные учения» ( определение состояния межличностных  отношений) 3. Методика М.Г.Казакиной ( классный  час «Мы­коллектив? Мы­коллектив…Мы­ коллектив!»  3. Интегрированность  воспитательных воздействий в  комплексы 1. Беседа 2. Оценка 3. Ранжирование 4. Оценка    II  группа критериев – развитие воспитательной системы класса и ее эффективность. Показатели Методы ( методики) Формы фиксации Аналитическая  карта  деятельности 1. Социометрические  исследования 2. Анкетирование 3. Наблюдение  1. Конкурс рисунков « Я в  своем классе» 2. Методика М.И. Рожкова  (изучение  социализированности  ребенка)  Журнал  критериальных  оценок 1.Степень приближенности  системы к поставленным  целям, реализация  педагогической концепции,  лежащей в основе  воспитательной системы  класса. 2. Общий психологический  климат в классном  коллективе, стиль  отношений в нем,  самочувствие ребенка, его  социальная защищенность,  комфорт 3.Проявление  индивидуальности каждого  ребенка, развитие  креативных способностей  учащихся. 1. Рейтинговая оценка  деятельности 2.Участие в  конкурсах, выставках 3. Творческие отчеты 4. Кейс­стади  «Портфолио»  учащихся класса 4. Уровень воспитанности  выпускников класса. Модель  выпускника  класса 1. Карта интересов и  увлечений учащихся класса  (опросник Айзенка,  определяющий тип  темперамента) 2. Методика Мюнстенберга  (диагностика уровня  интеллекта, оценка внимания)  Подробнее  я остановлюсь на  главном показателе­  это наличие сложившегося единого  классного коллектива. В качестве инструментария я выбрала такие методы педагогической  диагностики : ­ Информационно­ констатирующие Методика А.Н.Лутошкина ( тестирование  сформированности коллектива) ­ оценочные    Методика Р.С. Немова «Социально­психологическая самоаттестация  коллектива», определение уровня развития ученического самоуправления. ­ поведенческие  Методика М.Г.Казакиной ( классный час «Мы­коллектив? Мы­коллектив…Мы­ коллектив!», наблюдение, анализ взаимодействия. ­ игровые методы   Игры « Лидер» и « Командные учения» ( определение состояния  межличностных отношений) Отслеживание уровня развития коллектива 6а  класса  происходило по следующим признакам :  ­ движение к общезначимой цели,  ­ самоуправление в классе,  ­ дисциплина, ­ общественное мнение,  ­ согласованность в работе,  ­ соотношение руководства и подчинения,  ­ дружба в коллективе,  ­ общение в свободное время,  ­ общественные связи и 3­м уровням  развития  этого признака   ­  допустимый, критический и  недопустимый. Если на начало 5 класса встречается по уровню развития признака критический и даже в  некоторых случаях недопустимый, то на конец года в основном преобладает допустимый.  Отслеживание уровня развития коллектива. Уровень развития признака Допустимый Критический Недопустимый Признаки кол­ лектива Движение к  общезначимой  цели Большинство Меньшинство Самоуправление Передается часть  функций Только при  участии  взрослых Дисциплина У большинства У меньшинства Есть  сопротивление  поставленной  цели Только при  принуждении Дисциплину  держит только  старший Общественное  мнение Большинство в  результате  разъяснения Меньшинство Полное  безразличие Согласованность в работе Нужно руководство  кл. руководителя Конфликтность Согласованность  в отрицательных  поступках Соотношение  Большинство Лишь те, кого  Часть учащихся руководства и  подчинения Дружба в  коллективе Доброжелательност ь в коллективе Общение в  свободное время Свободное  групповое общение выбирают  постоянно в  руководители не умеют  подчиняться Есть  эпизодические  конфликты Есть  отверженные в  коллективе Ограниченные  групповые  привязанности Конфликтность  между группами Общественные  связи Без  взаимоотношений Эпизодические Эгоистические   О развитии коллектива можно судить по уровню самоуправления в классе. Главным органом самоуправления является – общеклассное собрание учащихся. В классе  работает Совет министров во главе с Президентом класса и входящими в Совет Министерствами  – образования, законности и порядка, культуры, информации и печати, творчества.  Как видно из таблицы процедура исследования носит поэтапный последовательный характер:  1. начальный (  5 класс, 10 класс  сентябрь )  2. промежуточные ( январь, май   5­9 класс  и 10­11 класс)  3. конечный ( 9 класс, 11 класс     апрель),   Полученные данные свидетельствуют о том, что классный коллектив имеет достаточно высокий  уровень сфрмированности. 87 % учащихся класса включены в активную творческую  деятельность, креативны, коммуникативны. Остальные ребята хотя и не проявляют инициативы,  однако охотно участвуют в делах ученического коллектива, с большой ответственностью  относятся к поручениям. Все учащиеся класса принимают участие в общешкольных мероприятиях, КТД. Уровень самоуправления коллектива класса высокий, его средний арифметический  показатель 0, 9. За два года класс нашел свое место в общешкольном коллективе и свою нишу в  воспитательной системе школы. Жизненное пространство класса не ограничивается рамками  школы. Ребята посещают городские спортивные клубы и секции, театральную студию, музыкальные школы, различные кружки и факультативы, являются членами школьной команды  эрудитов и с успехом выступают в городских конкурсах и соревнованиях. Для того чтобы подсчитать количество улыбок, расправленных плеч, живых взглядов, творческих инициатив, взаимных уступок, проявлений уважения, внимания, заботы, рыцарства, честности,  бескорыстия … нужен  УЧЕТ! Пресловутый, кропотливый, почти бухгалтерский. Одним из  ориентиров качественного обновления оценки результатов является технология портфолио.  Я  хочу представить одну из форм предоставления  собранной информации – портфолио  достижений учеников 6а класса­ которое показывает, что  уровень сформированности класса  является основой успешного развития индивидуальных способностей учащихся. Дети проявляют  себя в спорте, музыке, художественном творчестве, научном обществе учащихся. Основной смысл портфолио­ «дать возможность каждому ребенку класса показать все, на что он способен». Это  портфолио  представлено в электроктронном виде. Основная программа Microsoft Office Power  Point откуда идут различные гиперссылки на программы в которых представлены  грамоты,  дипломы, сертификаты, сами работы представленные на различных уровнях конкурсах,  выставках, концертах. Ежегодно «портфолио»  пополняется  меняется рейтинговая оценка и  переносится педагогическое ударение с оценки учителя на самооценку ребенка. Результаты исследования были представлены на разных уровнях:  ­ на методическом объединении классных руководителей ­ на гордских методических конференциях по вопросам воспитательной работы ­ на районном профессиональном  конкурсе классных руководителей «Самый классный  классный» ­ в средствах массовой информации и на  школьном сайте  и сайте издательского дома « 1  сентября» в  Интернете. Неоценим формирующий эффект мониторинга, если часть полномочий на всех его этапах  передается самим учащимся: когда они принимают посильное участие в разработке, в  организации, в анализе и интерпретации данных, оглашении результатов, в прогнозировании и  планировании новых дел на новые сроки. Это мощное средство практического  заинтересовывания  ребят в  развитие коллектива класса. Таким образом,  мониторинг сформированности классного коллектива  на условиях гласности и  свободного доступа к обобщенным результатам – основа становления и развития  коллектива   класса.

Мониторинг сформированности коллектива

Мониторинг сформированности коллектива

Мониторинг сформированности коллектива

Мониторинг сформированности коллектива

Мониторинг сформированности коллектива

Мониторинг сформированности коллектива

Мониторинг сформированности коллектива

Мониторинг сформированности коллектива

Мониторинг сформированности коллектива

Мониторинг сформированности коллектива

Мониторинг сформированности коллектива

Мониторинг сформированности коллектива
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018