Мониторинг сформированности коллектива

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 04.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Класс - это основное звено, связующее ребенка и школу в рамках единой воспитательной системы. Каждый класс имеет свою индивидуальность, своеобразие, по-своему влияет на личность ребенка. Как классный руководитель я планирую и организую свою работу в соответствие с концепцией гуманистической воспитательной системы нашей школы, программой деятельности классного руководителя по созданию воспитательной системы класса. В воспитательной системе школы-комплекса детский коллектив играет особую роль. Он- один из важнейших инструментов воспитания и среда развития личности ребенка.
Иконка файла материала Мониторинг сформированности коллектива.doc
Мониторинг сформированности коллектива образовательного объединения в условиях воспитательной системы класса Класс ­ это основное звено, связующее ребенка и школу в рамках единой  воспитательной системы. Каждый класс имеет свою индивидуальность, своеобразие, по­своему  влияет на личность ребенка. Как классный руководитель я планирую и организую свою работу в  соответствие с концепцией  гуманистической воспитательной  системы нашей школы, программой деятельности классного руководителя по созданию воспитательной системы класса. В воспитательной системе  школы­комплекса детский коллектив играет особую роль. Он­ один из  важнейших инструментов воспитания и среда развития личности ребенка. Под педагогическим мониторингом сформированности классного коллектива мы понимаем  систему сбора, анализа, отслеживания и коррекции, сопоставления результатов наблюдения для  обоснования стратегии и прогноза развития воспитательной системы класса. Основные принципы мониторинга:  ­ объективность  ­ последовательность ­ систематичность ­ научность  ­ комплексность  ­ гласность Основные функции мониторинга сформированности классного коллектива  ­ диагностическая,  ориентирующая ( направляющая), мотивационно­ стимулирующая, воспитывающая, оценочная,  аналитическая, коррекционная и прогностическая. Цель мониторинга сформированности классного коллектива  ­ оценивание состояния и  результативности функционирования гуманистической воспитательной системы класса,  успешности воспитательного воспитательного процесса  в ней и уровня развития классного  коллектива. Задачи мониторинга:  1. Разработать программу отслеживания развития воспитательной системы класса и классного  коллектива, включающую использование различного инструментария и сроки контроля по годам  обучения. 2. Создать критериально  ­ диагностический аппарат для оценки сформированности классного  коллектива. 3. Установить разнообразные связи и зависимости причин, факторов и условий осуществления  мониторинга как механизма управления развитием классного коллектива. В том понимании, в котором рассматривается мониторинг сформированности классного  коллектива, субъектами мониторинга выступают следующие участники  воспитательного  процесса­ класс, родители класса, учителя­ прдметники, работающие в классе, психологи,  социальный педагог. Степень их участия различна, но все они   получают информацию,  анализируют ее.  Объектом мониторинга являются воспитательная система класса. Предмет мониторинга – детский коллектив как условие развития личности ребенка. В воспитательной работе классного руководителя по формированию детского коллектива  мы  выделили три главных направления.Первое связано с непосредственным воздействием на  каждого ученика класса : ­ изучение индивидуальных особенностей его развития, его окружения, его интересов; ­ программирование воспитательных воздействий; ­ реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы; ­ анализ эффективности воспитательных воздействий. Второе направление связано с созданием воспитывающей среды класса: ­ сплочение  детского коллектива ­ формирование благоприятной эмоциональной атмосферы; ­ включение учащихся в разнообразные виды  совместной деятельности; ­ развитие детского самоуправления классе. Третье направление предполагает коррекцию влияния различных  социальных отношений  ребёнка: ­ взаимодействие с педагогическим коллективом школы­комплекса; ­ коррекция воздействия средств массовой коммуникации; ­ нейтрализация негативных воздействий социума микрорайона школы. Правильный выбор критериев и показателей  сформированности детского коллектива–  важнейшее требование, т.к. неверно выбранные критерии не позволяют достичь результатов,  которые определены целью. Критерии  сформированности классного коллектива. Критериально – диагностический аппарат для оценки сформированности классного коллектива  включает две группы критериев с условными названиями: « критерии факта» и « критерии  качества». I группа – критерии факта ( определяют, сформирован ли классный коллектив или нет): 1. упорядоченность жизнедеятельности в классном коллективе;  2. наличие сложившегося единого коллектива класса;  3. интегрированность воспитательных воздействий в комплексы.  II группа – критерии качества ( определяют уровень развития классного коллектива): 1. степень приближенности  классного коллектива к поставленным целям, реализация  педагогической концепции, лежащей в основе воспитательной системы класса;  2. общий психологический климат в классном коллективе, стиль отношений в нем,  самочувствие ребенка, его социальная защищенность, комфорт;  3. уровень воспитанности выпускников класса.  По каждой группе критериев определены показатели,  выбраны методы и методики  педагогической диагностики, отобраны субъекты мониторинга и определены формы фиксации  результатов. I группа критериев ­ наличие  классного коллектива. Показатели Методы ( методики) 1. Упорядоченность  жизнедеятельности в классном  коллективе 1. Конкурс идей и проектов «Класс, в  котором я хотел бы учится» «Мой класс сегодня и завтра» 2. Беседы 3. Анкетирование 4. Наблюдение2. Наличие сложившегося  единого классного коллектива 1.Методика А.Н.Лутошкина ( тестирование сформированности коллектива) 2. Методика Р.С. Немова «Социально­ психологическая самоаттестация  коллектива» 3. Определение уровня развития  ученического самоуправления» 3. Игры « Лидер» и « Командные учения» ( определение состояния межличностных  отношений) 3. Методика М.Г.Казакиной ( классный  час «Мы­коллектив? Мы­коллектив…Мы­ коллектив!»  3. Интегрированность  воспитательных воздействий в  комплексы 1. Беседа 2. Оценка 3. Ранжирование 4. Оценка    II  группа критериев – развитие воспитательной системы класса и ее эффективность. Показатели Методы ( методики) Формы фиксации Аналитическая  карта  деятельности 1. Социометрические  исследования 2. Анкетирование 3. Наблюдение  1. Конкурс рисунков « Я в  своем классе» 2. Методика М.И. Рожкова  (изучение  социализированности  ребенка)  Журнал  критериальных  оценок 1.Степень приближенности  системы к поставленным  целям, реализация  педагогической концепции,  лежащей в основе  воспитательной системы  класса. 2. Общий психологический  климат в классном  коллективе, стиль  отношений в нем,  самочувствие ребенка, его  социальная защищенность,  комфорт 3.Проявление  индивидуальности каждого  ребенка, развитие  креативных способностей  учащихся. 1. Рейтинговая оценка  деятельности 2.Участие в  конкурсах, выставках 3. Творческие отчеты 4. Кейс­стади  «Портфолио»  учащихся класса 4. Уровень воспитанности  выпускников класса. Модель  выпускника  класса 1. Карта интересов и  увлечений учащихся класса  (опросник Айзенка,  определяющий тип  темперамента) 2. Методика Мюнстенберга  (диагностика уровня  интеллекта, оценкавнимания)  Подробнее  я остановлюсь на  главном показателе­  это наличие сложившегося единого  классного коллектива. В качестве инструментария я выбрала такие методы педагогической  диагностики : ­ Информационно­ констатирующие Методика А.Н.Лутошкина ( тестирование  сформированности коллектива) ­ оценочные    Методика Р.С. Немова «Социально­психологическая самоаттестация  коллектива», определение уровня развития ученического самоуправления. ­ поведенческие  Методика М.Г.Казакиной ( классный час «Мы­коллектив? Мы­коллектив…Мы­ коллектив!», наблюдение, анализ взаимодействия. ­ игровые методы   Игры « Лидер» и « Командные учения» ( определение состояния  межличностных отношений) Отслеживание уровня развития коллектива 6а  класса  происходило по следующим признакам :  ­ движение к общезначимой цели,  ­ самоуправление в классе,  ­ дисциплина, ­ общественное мнение,  ­ согласованность в работе,  ­ соотношение руководства и подчинения,  ­ дружба в коллективе,  ­ общение в свободное время,  ­ общественные связи и 3­м уровням  развития  этого признака   ­  допустимый, критический и  недопустимый. Если на начало 5 класса встречается по уровню развития признака критический и даже в  некоторых случаях недопустимый, то на конец года в основном преобладает допустимый.  Отслеживание уровня развития коллектива. Уровень развития признака Допустимый Критический Недопустимый Признаки кол­ лектива Движение к  общезначимой  цели Большинство Меньшинство Самоуправление Передается часть  функций Только при  участии  взрослых Дисциплина У большинства У меньшинства Есть  сопротивление  поставленной  цели Только при  принуждении Дисциплину  держит только  старший Общественное  мнение Большинство в  результате  разъяснения Меньшинство Полное  безразличие Согласованность в работе Нужно руководство  кл. руководителя Конфликтность Согласованность  в отрицательных  поступках Соотношение  Большинство Лишь те, кого  Часть учащихсяруководства и  подчинения Дружба в  коллективе Доброжелательност ь в коллективе Общение в  свободное время Свободное  групповое общение выбирают  постоянно в  руководители не умеют  подчиняться Есть  эпизодические  конфликты Есть  отверженные в  коллективе Ограниченные  групповые  привязанности Конфликтность  между группами Общественные  связи Без  взаимоотношений Эпизодические Эгоистические   О развитии коллектива можно судить по уровню самоуправления в классе. Главным органом самоуправления является – общеклассное собрание учащихся. В классе  работает Совет министров во главе с Президентом класса и входящими в Совет Министерствами  – образования, законности и порядка, культуры, информации и печати, творчества.  Как видно из таблицы процедура исследования носит поэтапный последовательный характер:  1. начальный (  5 класс, 10 класс  сентябрь )  2. промежуточные ( январь, май   5­9 класс  и 10­11 класс)  3. конечный ( 9 класс, 11 класс     апрель),   Полученные данные свидетельствуют о том, что классный коллектив имеет достаточно высокий  уровень сфрмированности. 87 % учащихся класса включены в активную творческую  деятельность, креативны, коммуникативны. Остальные ребята хотя и не проявляют инициативы,  однако охотно участвуют в делах ученического коллектива, с большой ответственностью  относятся к поручениям. Все учащиеся класса принимают участие в общешкольных мероприятиях, КТД. Уровень самоуправления коллектива класса высокий, его средний арифметический  показатель 0, 9. За два года класс нашел свое место в общешкольном коллективе и свою нишу в  воспитательной системе школы. Жизненное пространство класса не ограничивается рамками  школы. Ребята посещают городские спортивные клубы и секции, театральную студию,музыкальные школы, различные кружки и факультативы, являются членами школьной команды  эрудитов и с успехом выступают в городских конкурсах и соревнованиях. Для того чтобы подсчитать количество улыбок, расправленных плеч, живых взглядов, творческих инициатив, взаимных уступок, проявлений уважения, внимания, заботы, рыцарства, честности,  бескорыстия … нужен  УЧЕТ! Пресловутый, кропотливый, почти бухгалтерский. Одним из  ориентиров качественного обновления оценки результатов является технология портфолио.  Я  хочу представить одну из форм предоставления  собранной информации – портфолио  достижений учеников 6а класса­ которое показывает, что  уровень сформированности класса  является основой успешного развития индивидуальных способностей учащихся. Дети проявляют  себя в спорте, музыке, художественном творчестве, научном обществе учащихся. Основной смысл портфолио­ «дать возможность каждому ребенку класса показать все, на что он способен». Это  портфолио  представлено в электроктронном виде. Основная программа Microsoft Office Power  Point откуда идут различные гиперссылки на программы в которых представлены  грамоты,  дипломы, сертификаты, сами работы представленные на различных уровнях конкурсах,  выставках, концертах. Ежегодно «портфолио»  пополняется  меняется рейтинговая оценка и  переносится педагогическое ударение с оценки учителя на самооценку ребенка. Результаты исследования были представлены на разных уровнях:  ­ на методическом объединении классных руководителей ­ на гордских методических конференциях по вопросам воспитательной работы ­ на районном профессиональном  конкурсе классных руководителей «Самый классный  классный» ­ в средствах массовой информации и на  школьном сайте  и сайте издательского дома « 1  сентября» в  Интернете. Неоценим формирующий эффект мониторинга, если часть полномочий на всех его этапах  передается самим учащимся: когда они принимают посильное участие в разработке, в  организации, в анализе и интерпретации данных, оглашении результатов, в прогнозировании и  планировании новых дел на новые сроки. Это мощное средство практического  заинтересовывания  ребят в  развитие коллектива класса. Таким образом,  мониторинг сформированности классного коллектива  на условиях гласности и  свободного доступа к обобщенным результатам – основа становления и развития  коллектива   класса.