Класс - это основное звено, связующее ребенка и школу в рамках единой воспитательной системы. Каждый класс имеет свою индивидуальность, своеобразие, по-своему влияет на личность ребенка. Как классный руководитель я планирую и организую свою работу в соответствие с концепцией гуманистической воспитательной системы нашей школы, программой деятельности классного руководителя по созданию воспитательной системы класса. В воспитательной системе школы-комплекса детский коллектив играет особую роль. Он- один из важнейших инструментов воспитания и среда развития личности ребенка.
Мониторинг сформированности коллектива образовательного
объединения в условиях воспитательной системы класса
Класс это основное звено, связующее ребенка и школу в рамках единой
воспитательной системы. Каждый класс имеет свою индивидуальность, своеобразие, посвоему
влияет на личность ребенка. Как классный руководитель я планирую и организую свою работу в
соответствие с концепцией гуманистической воспитательной системы нашей школы, программой
деятельности классного руководителя по созданию воспитательной системы класса.
В воспитательной системе школыкомплекса детский коллектив играет особую роль. Он один из
важнейших инструментов воспитания и среда развития личности ребенка.
Под педагогическим мониторингом сформированности классного коллектива мы понимаем
систему сбора, анализа, отслеживания и коррекции, сопоставления результатов наблюдения для
обоснования стратегии и прогноза развития воспитательной системы класса.
Основные принципы мониторинга:
объективность
последовательность
систематичность
научность
комплексность
гласность
Основные функции мониторинга сформированности классного коллектива диагностическая,
ориентирующая ( направляющая), мотивационно стимулирующая, воспитывающая, оценочная,
аналитическая, коррекционная и прогностическая.
Цель мониторинга сформированности классного коллектива оценивание состояния и
результативности функционирования гуманистической воспитательной системы класса,
успешности воспитательного воспитательного процесса в ней и уровня развития классного
коллектива.
Задачи мониторинга:
1. Разработать программу отслеживания развития воспитательной системы класса и классного
коллектива, включающую использование различного инструментария и сроки контроля по годам
обучения.
2. Создать критериально диагностический аппарат для оценки сформированности классного
коллектива.
3. Установить разнообразные связи и зависимости причин, факторов и условий осуществления
мониторинга как механизма управления развитием классного коллектива.
В том понимании, в котором рассматривается мониторинг сформированности классного
коллектива, субъектами мониторинга выступают следующие участники воспитательного
процесса класс, родители класса, учителя прдметники, работающие в классе, психологи,
социальный педагог. Степень их участия различна, но все они получают информацию,
анализируют ее.
Объектом мониторинга являются воспитательная система класса.
Предмет мониторинга – детский коллектив как условие развития личности ребенка.
В воспитательной работе классного руководителя по формированию детского коллектива мы
выделили три главных направления.Первое связано с непосредственным воздействием на каждого ученика класса :
изучение индивидуальных особенностей его развития, его окружения, его интересов;
программирование воспитательных воздействий;
реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы;
анализ эффективности воспитательных воздействий.
Второе направление связано с созданием воспитывающей среды класса:
сплочение детского коллектива
формирование благоприятной эмоциональной атмосферы;
включение учащихся в разнообразные виды совместной деятельности;
развитие детского самоуправления классе.
Третье направление предполагает коррекцию влияния различных социальных отношений
ребёнка:
взаимодействие с педагогическим коллективом школыкомплекса;
коррекция воздействия средств массовой коммуникации;
нейтрализация негативных воздействий социума микрорайона школы.
Правильный выбор критериев и показателей сформированности детского коллектива–
важнейшее требование, т.к. неверно выбранные критерии не позволяют достичь результатов,
которые определены целью.
Критерии сформированности классного коллектива.
Критериально – диагностический аппарат для оценки сформированности классного коллектива
включает две группы критериев с условными названиями: « критерии факта» и « критерии
качества».
I группа – критерии факта ( определяют, сформирован ли классный коллектив или нет):
1. упорядоченность жизнедеятельности в классном коллективе;
2. наличие сложившегося единого коллектива класса;
3. интегрированность воспитательных воздействий в комплексы.
II группа – критерии качества ( определяют уровень развития классного коллектива):
1. степень приближенности классного коллектива к поставленным целям, реализация
педагогической концепции, лежащей в основе воспитательной системы класса;
2. общий психологический климат в классном коллективе, стиль отношений в нем,
самочувствие ребенка, его социальная защищенность, комфорт;
3. уровень воспитанности выпускников класса.
По каждой группе критериев определены показатели, выбраны методы и методики
педагогической диагностики, отобраны субъекты мониторинга и определены формы фиксации
результатов.
I группа критериев наличие классного коллектива.
Показатели
Методы ( методики)
1. Упорядоченность
жизнедеятельности в классном
коллективе
1. Конкурс идей и проектов «Класс, в
котором я хотел бы учится»
«Мой класс сегодня и завтра»
2. Беседы
3. Анкетирование
4. Наблюдение2. Наличие сложившегося
единого классного коллектива
1.Методика А.Н.Лутошкина ( тестирование
сформированности коллектива)
2. Методика Р.С. Немова «Социально
психологическая самоаттестация
коллектива»
3. Определение уровня развития
ученического самоуправления»
3. Игры « Лидер» и « Командные учения» (
определение состояния межличностных
отношений)
3. Методика М.Г.Казакиной ( классный
час «Мыколлектив? Мыколлектив…Мы
коллектив!»
3. Интегрированность
воспитательных воздействий в
комплексы
1. Беседа
2. Оценка
3. Ранжирование
4. Оценка
II группа критериев – развитие воспитательной системы класса и ее эффективность.
Показатели
Методы ( методики)
Формы
фиксации
Аналитическая
карта
деятельности
1. Социометрические
исследования
2. Анкетирование
3. Наблюдение
1. Конкурс рисунков « Я в
своем классе»
2. Методика М.И. Рожкова
(изучение
социализированности
ребенка)
Журнал
критериальных
оценок
1.Степень приближенности
системы к поставленным
целям, реализация
педагогической концепции,
лежащей в основе
воспитательной системы
класса.
2. Общий психологический
климат в классном
коллективе, стиль
отношений в нем,
самочувствие ребенка, его
социальная защищенность,
комфорт
3.Проявление
индивидуальности каждого
ребенка, развитие
креативных способностей
учащихся.
1. Рейтинговая оценка
деятельности 2.Участие в
конкурсах, выставках
3. Творческие отчеты
4. Кейсстади
«Портфолио»
учащихся класса
4. Уровень воспитанности
выпускников класса.
Модель
выпускника
класса
1. Карта интересов и
увлечений учащихся класса
(опросник Айзенка,
определяющий тип
темперамента)
2. Методика Мюнстенберга
(диагностика уровня
интеллекта, оценкавнимания)
Подробнее я остановлюсь на главном показателе это наличие сложившегося единого
классного коллектива. В качестве инструментария я выбрала такие методы педагогической
диагностики :
Информационно констатирующие Методика А.Н.Лутошкина ( тестирование
сформированности коллектива)
оценочные Методика Р.С. Немова «Социальнопсихологическая самоаттестация
коллектива», определение уровня развития ученического самоуправления.
поведенческие Методика М.Г.Казакиной ( классный час «Мыколлектив? Мыколлектив…Мы
коллектив!», наблюдение, анализ взаимодействия.
игровые методы Игры « Лидер» и « Командные учения» ( определение состояния
межличностных отношений)
Отслеживание уровня развития коллектива 6а класса происходило по следующим признакам :
движение к общезначимой цели,
самоуправление в классе,
дисциплина,
общественное мнение,
согласованность в работе,
соотношение руководства и подчинения,
дружба в коллективе,
общение в свободное время,
общественные связи и 3м уровням развития этого признака допустимый, критический и
недопустимый.
Если на начало 5 класса встречается по уровню развития признака критический и даже в
некоторых случаях недопустимый, то на конец года в основном преобладает допустимый.
Отслеживание уровня развития коллектива.
Уровень развития признака
Допустимый
Критический
Недопустимый
Признаки кол
лектива
Движение к
общезначимой
цели
Большинство
Меньшинство
Самоуправление
Передается часть
функций
Только при
участии
взрослых
Дисциплина
У большинства
У меньшинства
Есть
сопротивление
поставленной
цели
Только при
принуждении
Дисциплину
держит только
старший
Общественное
мнение
Большинство в
результате
разъяснения
Меньшинство
Полное
безразличие
Согласованность
в работе
Нужно руководство
кл. руководителя
Конфликтность
Согласованность
в отрицательных
поступках
Соотношение
Большинство
Лишь те, кого
Часть учащихсяруководства и
подчинения
Дружба в
коллективе
Доброжелательност
ь в коллективе
Общение в
свободное время
Свободное
групповое общение
выбирают
постоянно в
руководители
не умеют
подчиняться
Есть
эпизодические
конфликты
Есть
отверженные в
коллективе
Ограниченные
групповые
привязанности
Конфликтность
между группами
Общественные
связи
Без
взаимоотношений
Эпизодические Эгоистические
О развитии коллектива можно судить по уровню самоуправления в классе.
Главным органом самоуправления является – общеклассное собрание учащихся. В классе
работает Совет министров во главе с Президентом класса и входящими в Совет Министерствами
– образования, законности и порядка, культуры, информации и печати, творчества.
Как видно из таблицы процедура исследования носит поэтапный последовательный характер:
1. начальный ( 5 класс, 10 класс сентябрь )
2. промежуточные ( январь, май 59 класс и 1011 класс)
3. конечный ( 9 класс, 11 класс апрель),
Полученные данные свидетельствуют о том, что классный коллектив имеет достаточно высокий
уровень сфрмированности. 87 % учащихся класса включены в активную творческую
деятельность, креативны, коммуникативны. Остальные ребята хотя и не проявляют инициативы,
однако охотно участвуют в делах ученического коллектива, с большой ответственностью
относятся к поручениям. Все учащиеся класса принимают участие в общешкольных мероприятиях,
КТД. Уровень самоуправления коллектива класса высокий, его средний арифметический
показатель 0, 9. За два года класс нашел свое место в общешкольном коллективе и свою нишу в
воспитательной системе школы. Жизненное пространство класса не ограничивается рамками
школы. Ребята посещают городские спортивные клубы и секции, театральную студию,музыкальные школы, различные кружки и факультативы, являются членами школьной команды
эрудитов и с успехом выступают в городских конкурсах и соревнованиях.
Для того чтобы подсчитать количество улыбок, расправленных плеч, живых взглядов, творческих
инициатив, взаимных уступок, проявлений уважения, внимания, заботы, рыцарства, честности,
бескорыстия … нужен УЧЕТ! Пресловутый, кропотливый, почти бухгалтерский. Одним из
ориентиров качественного обновления оценки результатов является технология портфолио.
Я хочу представить одну из форм предоставления собранной информации – портфолио
достижений учеников 6а класса которое показывает, что уровень сформированности класса
является основой успешного развития индивидуальных способностей учащихся. Дети проявляют
себя в спорте, музыке, художественном творчестве, научном обществе учащихся. Основной смысл
портфолио «дать возможность каждому ребенку класса показать все, на что он способен». Это
портфолио представлено в электроктронном виде. Основная программа Microsoft Office Power
Point откуда идут различные гиперссылки на программы в которых представлены грамоты,
дипломы, сертификаты, сами работы представленные на различных уровнях конкурсах,
выставках, концертах. Ежегодно «портфолио» пополняется меняется рейтинговая оценка и
переносится педагогическое ударение с оценки учителя на самооценку ребенка.
Результаты исследования были представлены на разных уровнях:
на методическом объединении классных руководителей
на гордских методических конференциях по вопросам воспитательной работы
на районном профессиональном конкурсе классных руководителей «Самый классный
классный»
в средствах массовой информации и на школьном сайте и сайте издательского дома « 1
сентября» в Интернете.
Неоценим формирующий эффект мониторинга, если часть полномочий на всех его этапах
передается самим учащимся: когда они принимают посильное участие в разработке, в
организации, в анализе и интерпретации данных, оглашении результатов, в прогнозировании и
планировании новых дел на новые сроки. Это мощное средство практического
заинтересовывания ребят в развитие коллектива класса.
Таким образом, мониторинг сформированности классного коллектива на условиях гласности и
свободного доступа к обобщенным результатам – основа становления и развития коллектива
класса.