МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КГУ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №27» АКИМАТА
ГОРОДА УСТЬ – КАМЕНОГОРСКА
КЛАССНЫЙ ЧАС
«ДОРОГА В ЗАВТРА»
Разработала: Кошкина О.В.
Классный руководитель 10 «А» класса
г.Усть-Каменогорск
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Материал классного часа может быть полезен классным руководителям выпускных 8 - 11 классов, учащимся, педагогам – организаторам, заместителям директоров, курирующих профориентационную работу. Предоставленный материал актуален в настоящее время, т.к. любой учащихся стоит перед проблемой выбора будущей профессии, классный час поможет ему расширить знания о профессиях, узнать новые профессии, возможности трудоустройства в своем городе. В ходе классного часа делается акцент на разнообразие рабочих профессий.
Возрастная аудитория: учащиеся 8 - 11 классов
Форма проведения: групповая, защита проектов
«Выбери профессию, которую ты любишь,-
и тебе не придется работать ни дня в твоей жизни»
Конфуций
Цель: Помощь учащимся в выборе будущей профессии
Задачи:
ü Создать условия для актуализации вопроса о выборе профессии, с потребностями личностного самоопределения в условиях современного рынка труда;
ü Расширить знания учащихся о важности рабочих профессий, познакомить с возможностями профессионального образования г.Усть-Каменогорска в соответствии с выбранной профессией;
ü Развивать творческий потенциал, грамотную речь, умение работать в команде;
ü Воспитывать уважение к труду рабочих профессий, подчеркнуть важность «непопулярных» рабочих профессий в современном мире.
Оборудование: презентация Power Point
Оформление: оформление доски: название классного часа, эпиграф, картинки с рабочими профессиями, выставка: буклеты работ учащихся
Ожидаемые результаты: учащиеся смогут выбрать профиль обучения в соответствии с классификацией Климова Е.А., составить свой собственный план получения профессионального образования, узнать требования к профессии, расширить знания о рабочих профессиях.
Ход классного часа:
1. Психологический настрой на занятие.
Цель – поднять эмоциональный дух учащихся,позитивное настроение, настрой на работу, для учителя – небольшое исследование мнения учащихся.
Звучит песня Ю.Антонова «Мы выбираем путь, идем к своей мечте». Учащиеся садятся в круг. Учитель в центре круга начинает предложение:
- я хотел бы, чтобы моя профессия была связана с творчеством….
Учащиеся, кто согласен с предложением, должны быстро поменяться местами, тот игрок, которому не хватило стула, продолжает в центре свои предложения. Например:
- я боюсь чужих денег…
- я люблю работать на компьютере….
- мне необходимо общение с людьми…..
- я уже выбрал профессию…
- мне трудно определиться…
В ходе игры учитель видит картину предварительного трудоустройства, личные предпочтения, сомнения и т.д.
2. Распределение учащимся по группам.
Учащиеся должны самостоятельно выбрать свою группу в соответствии с классификацией Е.А.Климова. Учитель напоминает о типах профессий, делает к ним комментарии. На столах таблички:
1 группа: человек – природа
2 группа: человек – техника
3 группа: человек – знаковая система
4 группа: человек – человек
5 группа: человек – художественный образ
6 группа: человек - ??? (неопределившиеся)
Расположение групп
3. Вступительное слово учителя. Побуждение к работе.
В мире множество профессий и чтобы стать достойным гражданином своей Родины, необходимо трудиться в полную меру своих способностей, совершенствуя свое профессиональное мастерство.
На выбор профессии большое значение оказывают индивидуальность и внутренний мир человека, любой школьник оказывается перед сложным выбором, решая с каким видом деятельности связать свою жизнь, как не допустить ошибки при выборе дальнейшего профессионального пути. Необходимо учитывать свои желания с особенностями характера, темпераментом, физическим здоровьем, а также возможности обучения в своем городе, рынком труда, возможностью трудоустройства и т.д. Поэтому необходимо подойти к этому вопросу со всей ответственностью, не делать поспешных выводов.
Многие из вас давно определились с выбором, многие сомневаются, возможно сегодняшний разговор поможет кому-то найти свое место в жизни.
Игра «Кто я глазами других людей:
Перечисляются по очереди следующие профессии: юрист, парикмахер, врач, дизайнер, электрик, программист, банкир, учитель, повар. Учащиеся должны подобрать профессию тем ребятам, которые не смогли определиться с выбором. Последние – согласиться или не согласиться и аргументировать свой ответ. Если они согласны с мнением одноклассников, они могут пересесть в группу, соответствующую выбранной профессии.
4. Защита проектов.
Задания группам предполагается раздать заранее для создания проекта и защиты на итоговом классном часе по профориентации
4.1. Задание для группы «Человек-человек»
Представить результаты социологического опроса среди учащихся – выпускников по данным вопросам:
1. Определился ли ты с выбором профессии?
2. Какие ошибки допускают учащиеся при выборе профессии?
3. Что вы уже сейчас делаете для реализации своих планов?
4. Что в вас самих может помешать для достижения целей?
5. К чьим советам вы прислушиваетесь при выборе профессии?
6. Над какими негативными качествами вам нужно поработать для самосовершенствования?
4.2. Задание для группы «Человек – природа»
Создать модель построения личного профессионального плана на примере одного человека по данной схеме:
1. Главная цель (что я буду делать, где буду учиться, чего хочу достичь, идеал жизни и деятельности);
2. Цепочка ближайших и отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства);
3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с представителями профессии, проба сил, самообразование, подготовительные курсы, поступление в профессиональное заведение);
4. Внешние условия достижения целей (возможные противодействия, препятствия);
5. Внутренние условия (оценка своих интеллектуальных возможностей, физическое здоровье, настойчивость, усидчивость, личные качества, необходимые в той или иной профессии);
6. Запасной вариант на случай непреодолимых препятствий для реализации основного варианта.
4.3. Задание для группы «Человек-художественный образ»
Проект «Мой будущий ребенок – миллионер» - В проекте рассказать о качествах личности, которые нужно воспитывать у своего ребёнка для успешной карьеры, для взаимопонимания с людьми, для самосовершенствования. Цель проекта – создание ситуации успеха и размышления о будущем своем и своих детей.
4.4. Задание для группы «Человек – техника»
Создание портфолио рабочих профессий. Включить краткую характеристику деятельности, возможности обучения в колледжах и ВУЗах нашего города. (фотоотчет прилагается)
4.5. Задание для группы «Знаковая система»
Дать краткую характеристику учебных заведений, где обучаются рабочим профессиям, представить информацию о сотрудничестве колледжей и предприятий в целях дальнейшего трудоустройства, познакомить со специальностями, которые востребованы на рынке труда нашего города (фотоотчет прилагается)
5. Учитель. Заключительное слово, подведение итогов.
Очень важно найти свое место в жизни, найти такую работу, чтобы она приносила тебе не только доход, но и удовлетворение, в этом тоже есть счастье…. А в чем заключается счастье? Счастье – это быть необходимым, нужным в обществе человеком, любить жизнь, людей, свою профессию. Счастье – не быть посредственностью. Возможно, кто-то мечтал о карьере журналиста, а после классного часа подумал о кондитерном деле, это не страшно, главное, сделать правильный выбор. Не надо отказываться от мечты, стремитесь к ней, займитесь самовоспитанием: робким и застенчивым неплохо бы было побольше общаться, а нетерпеливым – внимательно слушать и быть сдержаннее. Вообще, людям любой профессии необходимо работать над собой всегда, и тогда любая мечта осуществится и станет реальностью. На пороге новой жизни хочется пожелать вам найти свое место в жизни, чтобы школа гордилась своими учениками, стать ведущими специалистами своей профессии, воплотить свою мечту в жизнь!
6. Домашнее задание: Обсудить следующие темы и выработать рекомендации:
- Как правильно выбрать ВУЗ.
- Советы девятиклассникам…или необходимо ли идти в десятый класс.
7. Рефлексия.
«Дай пять!»: Каждой группе раздается модель бумажной ладошки. На большом пальце учащиеся должны написать о полезности полученной информации на классном часе, на указательном – о новизне информации, на среднем – какие вопросы у них возникли во время классного часа, на безымянном – пожелания одноклассникам, учителю и т.д, на мизинце – какие эмоции возникли при проведении классного часа.
Используемая литература:
1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения/ М.,Academia. 2007
2. Кулагина Н.В. Программа профориентационной работы со старшеклассниками/ Психология и школа №2, 2006, С. 5-33.
3. Пустовая Е.Н. Профориентация: проблемы, опыт, перспективы. http://image.websib.ru
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.