Классный час "Поговорим о воспитанности"
Оценка 4.6

Классный час "Поговорим о воспитанности"

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
классное руководство
9 кл
08.09.2019
Классный час "Поговорим о воспитанности"
Данная разработка классного часа , надеюсь, поможет сформировать у ребят умение оценивать человека по его душевным качествам, а не по внешнему виду. Представ-ленный материал, иллюстрированный примерами из книг и ситуациями, почерпнуты¬ми из жизни. Это позволяет поднять вопросы этической культуры на понятном детям языке.
Классный-час-по-воспитанности6.doc
Классный час «Поговорим о воспитанности»      Как только называют наш век ­   кибернетический, космический, компьютерный... А по­ моему, у него есть особенность, позволяющая назвать его веком общения. Вы, наверное, не раз были свидетелями того, как «рейтинг» того или иного ребенка среди ровесников рос вместе со стоимостью его сотового телефона. А когда в классе появлялся новый ученик, дети начинали  перешептываться:  «Смотри, какая классная сумка, она, наверное, много воображает»   или:   «Он   такой   толстый,   его   надо   сразу   на   место   поставить,   чтоб   не задирался»...    Ученики  по­своему  оценивают  каждого члена коллектива,  навешивая  ярлык,  который остается надолго, а то и на всю жизнь. Необходимо предостеречь ребят от поспешных выводов, научив их по­доброму смотреть на человека. Воспитанность дает возможность молодым   людям   получить   признание   в   коллективе,   выстроить   собственную   тактику общения. Основы этой науки можно заложить уже в школе.    Данная  разработка классного  часа , надеюсь,  поможет сформировать  у ребят умение оценивать человека по его душевным качествам, а не по внешнему виду. Представленный материал, иллюстрированный примерами из книг и ситуациями, почерпнутыми из жизни. Это позволяет поднять вопросы этической культуры на понятном детям языке. Подготовка мероприятия может занять одну ­ две недели.  1. Анкетирование учеников, класса.  Вопросы: Предварительная работа —  По каким качествам характера вы судите об уровне воспитанности человека? —  Кого из нашего класса вы считаете человеком воспитанным? 1. Анкетирование учителей, работающих в классе.  Вопрос: «Кого из учащихся класса можно считать воспитанным?» Домашнее задание 1.  Посмотреть в словаре, что означает слово «этикет». 2.  Узнать, каких правил этикета прошлого века уже не придерживаются в наше время. Цель классного часа: формирование навыков сопоставления внешнего поведения человека и его истинного характера, развитие общей культуры учащихся. Оборудование: —  карточки для работы в группах с описанием жизненных ситуаций; —   карточки   со   словами   «воспитанность»,   «этикетка»,   «знание   этикета»,   «выполнение правил этикета», «+», «—», « = »; —   три   плитки   шоколада:   с   симпатичной,   яркой   этикеткой;   с   бледной,   неприметной этикеткой; с красивой этикеткой, но внутри нее пластилиновый шоколад.    В   течение   классного   часа   учащиеся   работают   параллельно   в   трех   группах   по   6—   8 человек в каждой.   Ход мероприятия     «Все добродетели имеют своим источником этикет» Конфуций.   Ученик  (читает   отрывок   из   книги   Б.В.Бушевлевой   «Поговорим   о   воспитанности»). Однажды Марк Твен рассказал о себе такую историю: «...я вышел в зал, где собралось уже немало гостей, приглашенных на прием. Через некоторое время я стал ощущать на себе взгляды присутствующих. Эти взгляды выражали не приветствие, а скорее говорили о том, что,   глядя   на   меня,   они   видят   нечто   совершенно   поразительное,   непривычное   и   даже неприличное. Я не мог понять, что их так удивляет во мне. Я стал проверять, зашнурованы ли мои ботинки, застегнут ли пиджак, а когда мои пальцы привычным жестом должны были проверить, ровно ли надет галстук, — в этот момент в меня словно попала молния: — галстука не оказалось на месте! Я забыл его надеть! Теперь мне стали понятны взгляды людей, но никто не смог бы понять мои чувства. Мне было и жарко, и холодно одно­ временно, я краснел и бледнел, я готов был провалиться сквозь землю. Я чувствовал себя так, как будто голый стою перед всей этой публикой. Тогда мне казалось, что я никогда не смогу вернуть себе прежнего уважения людей, что меня перестанут принимать в обществе, так как я сам того не желая, нарушил одно из правил этикета». Учитель. Да, когда­то недопустимо было появляться в обществе без галстука. Я просила вас поговорить с бабушками и дедушками,  чтобы выяснить, какие правила этикета ушли из жизни и их больше не придерживаются в наше время. Ученики.  Ношение   париков,   поклоны,   реверансы...   Раздельное   обучение   мальчиков   и девочек в школе. Строгость в обращении мужчины и женщины. Например, воспитанный мужчина не мог себе позволить сесть, если рядом стоит женщина...  Учитель.  Да, эти правила  ушли, но остались  многие другие, о которых у нас сегодня пойдет   речь.   Чтобы   представить   себе   важность   поднятой   темы,   вспомним   одно высказывание   Д.Леббока:   «Для   успеха   в   жизни   умение   общаться   и   быть   человеком воспитанным гораздо важнее обладания талантами». Действительно, для того чтобы нас уважали в коллективе (школьном, рабочем, в кругу друзей), очень важно то, как мы сами относимся   к   окружающим,   как   о   них   думаем,   как   они   нас   воспринимают.   В   рассказе, который вы услышали вначале, прозвучало слово «этикет». Я просила вас посмотреть в словарях, что оно означает. Ученики. Этикет — это установленный порядок поведения где­либо. Учитель.  Перед   классным   часом   мы   проводили   анкетирование.   В   ней   участвовали   23 ученика нашего класса. Воспитанными вы назвали следующих ребят... (называет фамилии. Цифра рядом с фамилией показывает, сколько учащихся указали это имя).   Итак, по поводу 9 учащихся мнения учителей и учеников совпали, 4 имени назвали только ученики, 6 — только учителя. Это значит, что наши представления о воспитанности в чем­ то совпадают, а в чем­то отличаются. Как объяснить такие расхождения? Может быть, во время анкетирования вы забыли о некоторых одноклассниках? А может быть, иные из вас предпочитают проявлять свои положительные качества в кругу взрослых? Словом, тем из ребят, кто попал в один список, но не вошел в другой, есть о чем подумать. Но еще больше поводов задуматься над своим поведением у тех, кто не обнаружил своей фамилии ни в одном списке.   На вопрос анкеты: «По каким качествам вы судите об уровне воспитанности человека?» — вы, ребята, отвечали так: —  по внешнему виду; —  по манере разговаривать и слушать других; —  по готовности прийти на помощь; — по умению никогда не лезть в чужие разговоры и дела.   Такие качества характера являются для вас визитной карточкой человека, его этикеткой. Кстати, есть ли что­то общее между словами «этикет» и «этикетка»? Этикетку все видели: на спичечной коробке, бутылке газированной воды и т.д. Это яркая наклейка,  цветной ярлычок,   который   привлекает   внимание   и   рассказывает   о   качестве   предлагаемого предмета, можно сказать, маленький представитель той или иной вещи. А этикет определяет, какой стороной человек поворачивается к людям, это наш внешний вид,   манера   себя   вести   в   обществе.   Но   ведь   жесты,   способы   приветствий,   приемы поведения   за   столом   —   все   это   тоже   своеобразная   этикетка,   которая   прежде   всего бросается в глаза, и по ней судят о нас самих. Послушаем два рассказа, а потом поделимся своими мыслями и впечатлениями. Рассказ 1. Ученик (читает отрывок из книги Е.А.Крашенинниковой «Шаг навстречу»). ...В непогоду мы семьей ждали самолет в аэропорту. К нам присоединился попутчик — симпатичный мужчина средних лет. В руке дипломат, спортивного телосложения... Едва мы познакомились, он начал что­то кричать моему мужу в самое ухо, будто имел дело с глухим. А потом стал подкидывать нашего сынишку в воздух, задавая ему один и тот же вопрос:  «Кого больше  любишь:  маму или  папу?»  Мы опешили.  Я не говорю, что этот человек плохой. Вполне вероятно, он отличный специалист и его очень ценят на работе. Не исключено,   что   у   него   есть   собака   и   он   трогательно   заботится   о   лохматом   друге. Познакомившись   с   ним   поближе,   мы   бы   узнали   о   его   прекрасных   качествах   и   могли проникнуться к нему уважением. Но нам не захотелось узнавать его ближе и общаться с ним. Мы постарались с ним скорее расстаться. Рассказ 2. Ученик (читает дневник педагога). У мужа моей знакомой через все лицо проходит шрам, да и передвигается он не слишком быстро — прихрамывает. Людям, не знакомым с ним, хочется сразу отвести взгляд от несчастного калеки. Но для нас он настоящий магнит. Мы­ то знаем, какой это прекрасный человек. Все мальчишки во дворе завидуют Сашке (его сыну), когда тот с отцом возвращается с рыбалки или они вместе идут на стадион, чтобы там погонять мяч. А шрам и хромоту он получил, вытаскивая из горящей машины друга с семьей, когда все вместе они попали в аварию где­то у Байкала. Учитель. Мы выслушали две истории. В них представлены два человека. С каким из них вам захотелось бы подружиться? Не бывает ли так, что за «красивой этикеткой» прячется «некачественный товар», а там, где этикетка оставляет желать лучшего, — открываешь содержание высшей пробы! Но трудно сразу дать истинную оценку человеку!   Далее идет обсуждение данной темы в группах.   В том­то и разница между этикеткой и этикетом, что этикетка — это в конце концов что­ то внешнее. Можно на хорошую вещь наклеить плохую этикетку, а никудышный товар снабдить замечательным ярлыком. Правда, рано или поздно люди разберутся, что к чему.   Давайте и мы попробуем разобраться в некоторых непростых ситуациях. У вас на столах лежат   карточки   с   записанными   в   них   жизненными   историями.   Прочитайте   их, проанализируйте поведение ребят и дайте им свою оценку. Ситуация 1.   На экскурсию надо было выйти ровно в 11 часов. Все собрались. Пора идти, но еще нет Иры и Володи. Ребята смотрят по сторонам. На часах 11.05. Бежит Ира: «Здравствуйте, извините   за   опоздание.   Мама   задержалась   в   аптеке,   я   не   могла   оставить   маленькую сестренку».   Все   двинулись   в   путь.   Тут   из­за   угла   появился   Володя:   «Ну,   что   — собрались?» «Где ты был? Мы тебя ждали», — закричали ребята. Володя ответил: «Видик смотрел».   «Ты   разве   не   знаешь,   что   опаздывать   некрасиво?»   —   «Знаю,   но   так   уж получилось».   Идет беседа в группах. Ребята дают оценку поступкам Иры и Володи. Кто из них проявил большую воспитанность? Случается ли такое в нашем классе? Учитель. Существует правило «5 минут». Не стоит приходить на встречу очень рано — вы теряете свое время. Но и не опаздывай — цени время других. Людей, вовремя приходящих на назначенные встречи, называют пунктуальными. Ситуация 2.    Нарядная   оживленная   женщина   в   сопровождении   подтянутого   мужчины   входит   в трамвай. Увидев ее, поднимается девочка. —  Садитесь, пожалуйста! —  Ну что ты... Спасибо... Не надо. —  Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым и больным место уступаю. Оживление на лице женщины гаснет.   Обсуждается вопрос: все ли правильно было в поведении этой девочки? Учитель.  Доброе   отношение   к   людям   проявляется   в   разных   формах,   одна   из   них   — тактичность. На этом примере видно, что вежливость и тактичность — не одно и то же. Вежливость   у девочки  есть,  а  вот такта  маловато.  Правила  этикета  не позволяют нам напоминать женщине о возрасте, сколько бы ей ни было, 25, 45 или 85...   Ситуация 3.    В лагере Олега определили в пятую палату. А там уже трое, других ребят устроились. Сидят, альбом с марками рассматривают. Заглянул Олег в окно. Нет, не нравятся ему эти типы. Вон тот, рыжий, наверняка ябеда. А длинный драться будет. И вообще они какие­то подозрительные, надо сгущенку спрятать. А другого парня — Сергея — определили в седьмую палату... —   Привет,   ребята!   Я   —   Сергей,   учусь   в   четырнадцатой   школе.   У   вас   какая   кровать свободная? Да ты не убирай гантели, они мне не мешают. Лучше посмотри, какой у меня компас. Отец подарил... И вообще, если что­то надо: книги, ножик — берите, я их сверху положу.    Идет обсуждение ситуации: с кем из героев дети хотели бы оказаться в одной палате, почему? Учитель. К сожалению, среди ребят есть и такие, которые подозревают, что все вокруг них глупцы, жадины и злюки. Имея подобные мысли, трудно прослыть воспитанным человеком. Дагестанский поэт Расул Гамзатов написал такие стихи: «Вон человек, что скажешь ты о нем?» Ответил друг, плечами пожимая: «Я с этим человеком не знаком. Что про него хорошего я знаю?» «Вон человек, что скажешь ты о нем?» — Спросил я у товарища другого. «Я с этим человеком не знаком. Что я могу сказать о нем плохого?»   Чувствуете разницу? А ведь все просто. Один человек имеет доброе сердце и поэтому на всех глядит с любовью. А другой заражен микробом недоверия и видит мир в черном цвете. Великий педагог А.С.Макаренко говорил, что к людям надо подходить с оптимистической гипотезой. Оптимист — тот, кто верит в хорошее. Гипотеза — в данном контексте предпо­ ложение о том, что мы живем среди хороших людей. Именно с этой позиции и строил свои отношения с людьми Макаренко, а он ведь всегда добивался успеха.   Далее в класс вносят на подносе три плитки шоколада. Представителям каждой группы предлагается выбрать одну из них и развернуть. Еще   более   красивая   этикетка   и пластилиновый шоколад внутри Красивая   этикетка   и настоящий шоколад внутри   Учитель.  Разверните упаковку и проверьте ее содержимое. А теперь поделитесь своими чувствами. Первая   группа   учеников   выбрала   самую   красивую   упаковку.   Но   в   ней   оказалось   не­ съедобное содержимое. Ребята обманулись, поверив этикетке. Некрасивая   этикетка   и настоящий шоколад внутри Учитель.  Вы, наверное, догадались, что этот сюрприз предложен вам не шутки ради. В ваших руках некий символ. Теперь скажите, глядя на свою «шоколадку», какой урок в отношениях с людьми она иллюстрирует? Ученики. За красивой внешностью порой может скрываться что­то негодное. «По одежке встречают, по уму провожают». Учитель. Кто из героев наших сегодняшних рассказов похож на эту «шоколадку»? Ученики. Мужчина в аэропорту, девочка в трамвае. Вторая группа учеников выбрала некрасивую упаковку с натуральным шоколадом внутри. Ученики.  Сначала мы были не слишком довольны выбором, но, увидев, что шоколад­то настоящий, очень обрадовались. Учитель. Какой урок вы извлекли в контексте разговора об этикете? Ученики. Нельзя делать поспешных выводов о человеке. Непривлекательные черты могут скрывать доброту, самоотверженность, душевную красоту. Учитель. Кто из героев услышанных историй символизирует вашу шоколадку? Ученики. Человек со шрамом. Вторая группа учеников выбрала красивую упаковку с натуральным шоколадом. Ученики. Приятно, что наши ожидания не обманулись, — этикетка соответствует товару. Учитель. Какой урок вы извлекли? Ученики. Когда внешнее и внутреннее в человеке соответствуют друг другу, когда они не идут вразрез с нормами этикета — это просто здорово. Учитель. Кто из героев подходит под данное вами определение? Ученики. Сергей, приехавший в лагерь, Ира на экскурсии! Учитель.  У   вас   на   столах   лежат   карточки   со   словами   «воспитанность»,   «этикетка», «знание этикета», «соблюдение правил этикета», «+», «­», «=». Сложите из этих карточек формулу воспитанности и формулу этикетки. Ребята составляют две формулы и подводят итоги классного часа.   знание этикета + соблюдение его правил = воспитанность знание этикета ­ соблюдение его правил = этикетка   Вывод. Воспитанность заключается не только в знании правил этикета. Если человек, зная правила этикета, создает у окружающих видимость воспитанности, то он превращает себя в красивую этикетку, за которой скрывается холодная пустышка. Учитель.  Воспитанность и хорошие манеры на самом деле прочно связаны с внутренней культурой человека. Бывают случаи, когда человек выглядит воспитанным: он приветливо улыбается, вежливо здоровается, подает пальто, открывает перед старшими дверь... Но рано   или   поздно   притворщик   снимает   маску,   и   все   видят   его   настоящее   лицо,   злое   и неприятное.   В   заключение   желаю   всем   вам   стать   людьми   истинно   воспитанными   и тактичными, чтобы у людей от общения с вами оставалось только хорошее впечатление, чтобы с вами было приятно дружить и общаться. Если ты не можешь быть сосной на вершине холма, Будь деревцем в долине, но только будь Самым лучшим деревцем у родника; Будь кустиком, если ты не можешь быть деревом. Если ты не можешь быть кустиком, будь травой И сделай дорогу счастливее; Если ты не можешь быть щукой, будь просто окунем — Но будь самым красивым окунем, в озере! Мы не можем все быть капитанами, кто­то должен быть и матросом; Для всех нас найдется здесь работа. Работа может быть большой и малой, Мы должны делать то, что неотложно. Если ты не можешь быть дорогой, будь тропинкой. Если ты не можешь быть солнцем, будь звездой; Выигрываем мы или проигрываем — неважно. Проявляй лучшее, что в тебе есть.

Классный час "Поговорим о воспитанности"

Классный час "Поговорим о воспитанности"

Классный час "Поговорим о воспитанности"

Классный час "Поговорим о воспитанности"

Классный час "Поговорим о воспитанности"

Классный час "Поговорим о воспитанности"

Классный час "Поговорим о воспитанности"

Классный час "Поговорим о воспитанности"

Классный час "Поговорим о воспитанности"

Классный час "Поговорим о воспитанности"

Классный час "Поговорим о воспитанности"

Классный час "Поговорим о воспитанности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.09.2019