Классный час "Русский язык - мой родной язык"
Оценка 4.6

Классный час "Русский язык - мой родной язык"

Оценка 4.6
Мероприятия
doc
воспитательная работа
4 кл
22.06.2017
Классный час "Русский язык - мой родной язык"
Классный час посвящен русскому языку. Для нас русский язык является родным, поэтому мы должны хорошо знать его и любить. Не стоит засорять язык ненужными словами.Данный классный час учит детей правильному литературному русскому языку. Ребятам открываются тайны родного языка, его многообразие и величие. Дети пополнят свою речь новыми словами и оборотами.Документ, где дано описание проведения классного часа
Классный час в 4 классе на тему.doc
Классный час в 4 классе на тему «Русский язык ­ мой родной язык» Цель: Содействовать осмыслению детьми родного языка,  как основного  средства общения; способствовать сознательному, бережному отношению к  языку, как к достоянию народа, культуры. Оборудование: Презентация «Русский язык – мой родной язык» аудиозапись «Русалка» М.Ю.Лермонтов; портреты писателей и их высказывания о русском языке для оформления; карточки для учащихся; фразеологизмы в картинках; сигнал «Светофор» Предварительная подготовка:  выполнение проектов о форме множественного числа имён  существительных;  подборка материала на тему «Высказывания писателей и поэтов о  русском языке»;  участие в выставке «Фразеологизмы в нашей речи» (рисунок);  разучивание стихотворений о русском языке. Содержание 1 слайд 1. Вступительное слово учителя. ­ С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека  неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился, как следует говорить, а  его чуткий слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской  колыбельной песни. Подросток идёт в школу. Юноша шагает в институт или  университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за  широкими дверями. Сквозь страницы сотен книг впервые видится ему  отражённая в слове необъятно сложная Вселенная. Человек знакомится с теми  мыслями, что сложились в головах людей за тысячелетия до его рождения, и  обретает возможность обращаться к правнукам, которые будут жить спустя века после его кончины. И всё это благодаря языку. Всё, что люди совершают  действительно человеческого, совершается при помощи языка. Нельзя без него  работать согласованно, совместно с другими. Без него немыслимо ни на шаг  двинуть вперёд науку, технику, ремёсла, искусство, жизнь. ­ Наш классный час мы посвящаем  русскому языку.   (Заранее подготовленные учащиеся читают стихи)                     *** “Учите русский – годы к ряду, С душой, с усердием, с умом!  Вас ждет великая награда,  И та награда – в нем самом”.                 ***  С благоговеньем прикасайся   К тому, чем ты вооружён,   Твори светло и упивайся   Безбрежным русским языком                   ***   Воздушно лёгок, сочен, вкусен,   Суров и нежен, многолик,   Во всех мелодиях искусен   Наш удивительный язык.                  ***   Ему к лицу и термин узкий,   И междометный вздох, и клич,   Гордись, что понимаешь русский,   Старайся глубину постичь.                          ***                                     «Я ко всем наукам путь имею. Я со всей вселенною знаком. Это потому, что я владею Русским величавым языком» 2.  Сообщение темы. Постановка цели. ­ Для каждого из вас русский язык является родным, поэтому вы должны  хорошо знать его, любить, не коверкать и не засорять ненужными словами. ­ Сегодня вы будете учиться правильному литературному русскому языку у  признанных классиков поэзии, окунётесь в тайны родного языка, пополните  свою речь новыми словами, узнаете много нового. ­ Что нам необходимо для этого? ­ Правильно, нам надо уметь слушать, запоминать, рассуждать. 3. Справка о русском языке ­ Почему мы говорим на русском языке? ( Потому что мы живем на Руси) ­ Задумывались ли вы, что означают слова Русь, русский, Россия, россияне?        ( выслушиваются версии детей)  ­ Некоторые исследователи полагают, что слово Русь происходит от слова “русло” ­ углубление, по которому течет река. Ведь на Руси множество  больших и малых рек. И города, и деревни, и сёла наши предки строили на берегах водоемов. “Иными словами, Русь – страна, где много рек и озер, а  русский ­ человек, живущий у воды”.                                                                     (С. Романовский)  ­ А может быть, слово Россия связано со словом роса? Утренняя, светлая,  свежая роса.   ­ Есть предположение, что слово “русский” появилось от названия  древнего славянского племени “рус”, известного еще в IV веке. “Много в старину было беспорядков, правда не соблюдалась. Случится спор  у людей разного возраста, сойдутся старейшины их судить, каждый за своего  родного вступается. Беда вышла оттого, что правдивого судьи не было. Надо  судью из людей чужих брать – он вернее судить будет. Слыхали люди, что в одном роде, который назывался Русью, есть три князя­  брата, которые и судят правдиво, и хорошие воины. Их и позвали славяне, чтобы навести порядок на своих землях. Рюрик с братьями пришел в славянскую землю и привел с собой весь русский  народ, отчего и земля, где они стали княжить, назвалась Русью”. ­ Нет самого человека, если нет у него его родины. Плох тот человек, который  не знает истории своей родины, народа.  4. Рубрика «Знаете ли вы, что…» (сопровождается показом слайдов):  2 слайд ­ Русский язык входит в число наиболее распространённых языков мира. На  земле на нём говорят около 254 млн. человек. По степени распространённости  русский язык занимает 5­е место в мире, уступая лишь китайскому,  английскому, хинди, и испанскому. 3 слайд ­ Русский язык тесно связан с другими языками мира. Для некоторых языков  русский язык является близким родственникам, для других языков ­  отдалённым. Наибольшее родство русский язык имеет с украинским и  белорусским языками. Эта близость неслучайна: до 14 века предки русских,  украинцев и белорусов составляли единый народ, говоривший на так  называемом древнерусском языке. И русский, и украинский, и белорусский  языки входят в группу восточнославянских языков. 4  слайд ­ В более отдалённом родстве с русским языком состоят польский, чешский,  словацкий, болгарский, македонский и сербскохорватский. Все перечисленные  языки называют славянскими языками. 5 слайд ­  Когда­то в русском языке было 49 букв, 5 из которых исключили Кирилл и  Мефодий, не нашедшие соответствующих им звуков в греческом языке. Затем  Ярослав Мудрый, Петр I, Николай II в сумме сократили русский алфавит до 35  букв. 6 слайд  ­На данный момент в русском языке всего 3 существительных на букву «а»,  имеющих исконно русское происхождение: «азбука», «аз», «авось» — все  остальные взяты из других языков. 7  слайд ­ Большинство слов с буквой «Ф» в русском языке — заимствованные. Пушкин  гордился тем, что в «Сказке о царе Салтане» было всего лишь одно слово с  буквой «ф» — флот. 8 слайд ­ А вот этому факту, хотелось бы уделить особое внимание.  ­ Это произошло во время Великой Отечественной войны в оккупированном  городе Орле. К коменданту города пришла молодая девушка, учительница  русского языка и литературы с просьбой разрешить открыть музей Тургенева.  Удивительно, но разрешение комендант дал, выделив для этого маленькую  комнатку. И вот музей открыт. Посетителей немного. Люди не понимали, к чему эта затея.  Однако, прошло несколько дней, и посетителей становилось больше и больше.  Побывав в музее, они словно преображались: светлел взгляд, тверже  становилась походка, выше поднималась голова. Фашистов заинтересовало, что  же вселяет в людей уверенность. Комендант решил посмотреть сам. Вошел в  музей и все понял. Первое, что видел каждый,  9 слайд были слова великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева, которые  он написал в 1882 году. 10 слайд “Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ­ ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается  дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу”. Судьбу народа он связывает с судьбой языка. Он верит в душевную силу своего  народа, верит, что с помощью веры в язык русские люди сумеют преодолеть  любые трудности.  ­ И наша страна смогла преодолеть эту беду. ­ И как бы продолжая мысль Ивана Сергеевича Тургенева через 60 лет Анна  Андреевна Ахматова  написала такие строки: 11 слайд Не страшно под пулями мертвыми лечь,   Не горько остаться без крова,­   И мы сохраним тебя, русская речь,   Великое русское слово.   Свободным и чистым тебя пронесем,   И внуками дадим, и от плена спасем,   Навеки.  ­ Какую знаменательную дату отмечает наша страна в этом году? ­ Правильно, в этом году наш народ отмечает 70­ю годовщину Великой Победы. 12 слайд ­ С 2010 года  Днём русского языка принято считать дату 6 июня. В этот день  родился А.С.Пушкин. 13 слайд ­ Эталоном красивого звучания русского языка называют стихотворение  М.Ю.Лермонтова «Русалка». ­ Послушаем это стихотворение (аудиозапись) и насладимся его звучанием,  мелодичностью, выразительностью. ­Дорогие ребята! Любите и берегите наш родной язык, говорите правильно и  красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами. Учитесь  правильно ставить в словах ударение. Помните, что родной язык тысячи лет  создавался многими поколениями наших предков.  5.  Игры с русским языком 1.«Прятки»  ­ В каждом предложении спряталось ещё одно. Найдите его. Нельзя убирать и  добавлять буквы, переставлять их местами. ­ Возьмите карточку и выполните задание работая четвёркой.   Ты жеребёнок ещё./ Ответ: Ты же ребёнок ещё. Несуразные вещи./ Ответ: Несу разные вещи. Покалечилась она./ Ответ: Пока лечилась она. И дико мне сейчас./ Ответ: Иди ко мне сейчас. Ябеду не ждал./ Ответ: Я беду не ждал. Ведь мы летали на метле./ Ответ: Ведьмы летали на метле. 14 слайд ­ Проверим, правильно ли вы, выполнили данное задание. Я показываю  правильный ответ, а вы показываете сигнал.  2. «Беглянка» Беглянка – это запятая. Поймайте и поставьте её на место. Прочитайте, что у  вас получилось. А теперь попробуйте при помощи запятой изменить смысл  фразы на противоположный. ­ Возьмите карточку и выполните задание, работая в паре. Казнить пленника нельзя помиловать! Ответ: Казнить, пленника нельзя помиловать!/Казнить пленника нельзя,  помиловать! Строить здесь нельзя сносить!  Ответ: Строить, здесь нельзя сносить!/ Строить здесь нельзя, сносить! Говорить на уроке нельзя молчать! Ответ: Говорить, на уроке нельзя молчать!/ Говорить на уроке нельзя, молчать! После окончания работы учащиеся объясняют смысл фразы. 15 слайд ­ Сверяем свои ответы и показываем сигналом правильность выполнения  задания. 3. «Что за фразеологизм?» ­ Догадайся, какой фразеологизм изображён на рисунке. Объясните  фразеологизм. 4. Игра “Закончи пословицу” ­ Наш родной русский язык точный, богатый и звучный. Недаром говорится:  “Народ русский могуч и велик. Велик и его язык”. ­ Кто до писателей создавал наш язык. ( Народ, из уст в уста ) ­ Чем красна была устная речь? (Пословицами и поговорками)  ­ Обогащают и оживляют русский язык народные пословицы и поговорки. Они  короткие, четкие, полны глубокой, выработанной веками мудрости.  ­ Давайте поиграем, узнаем, какие пословицы вы знаете. Закончите фразу. Без труда не вытащишь… Поспешишь … Волков бояться … Как аукнется, так … Мороз не велик, а … Старый друг лучше … Век живи ­ … Глаза боятся, а … За двумя зайцами погонишься ­ .. Семь раз отмерь … 6. «Чистота родного языка» ­ А.И.Куприн сказал «Русский язык в умелых руках и опытных устах красив,  певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» ­ Нужно следить за своей речью, чтобы в речи не появлялись слова «паразиты»,  необдуманно применялись иноязычные слова. ­ Существуют признаки, по которым можно определить является ли слово  иноязычным.  Вот некоторые из них. 1. Начальная буква «а» почти всегда свидетельствует об иностранном  происхождении слова. Например: абажур, алый, армия, анкета, алмаз, аптека,  август, астра, агент, ария, авиация. Начальная буква «а» в русских словах —  редкость. Это слова: а, ах, ага, ахнуть, аукнуться. 2. Если присутствует буква «э». Например: эра, эпоха, этаж, эволюция, каноэ,  эффект, этика, алоэ, мэр, пэр, эхо, элемент. В русских словах буква «э»  встречается редко: эх, э, этот, этакий, поэтому. 3. Если слово начинается на «дж»: джемпер, джаз, джем, джоуль, джентльмен,  джокер. Эти слова заимствованы из английского языка.  Игра «Замени слово» ( учитель на одной половине карточки показывает иноязычное слово, дети  пытаются его заменить словом из родной речи)  Эра – летоисчисление Экспорт – вывоз Шеф – глава Шоу – зрелище Фрукты – плоды  Хобби – увлечение Сервис – обслуживание Отель – гостиница Реставрация – восстановление Резолюция – решение Персональный – личный Синхронно – одновременно Стабильность – устойчивость ­ С одной стороны, заимствования без меры засоряют речь, делают ее не для  всех понятной. Чрезмерность, неуместность, необоснованность употребления  заимствований приводит к образованию нелепых фраз. Но с другой  стороны  заимствование является развитием языковой лексики, и отвергать этот  естественный процесс нельзя. 7. Заключение ­ Закончить разговор о русском языке хотелось бы словами Ивана Сергеевича  Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние,  переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим  могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии творить чудеса» 8. Рефлексия ­ Почему русский язык называют богатым, точным, звучным? ­ Вам понравился классный час? ­ О чем сегодня дома сможете рассказать? Слайд 16 9.   Подведение итогов. Продолжите фразы: Сегодня я понял …. Сегодня я узнал …. Сегодня я вспомнил… Сегодня я поучился… Дидактический материал Материал для учащихся Игра «Прятки» В каждом предложении спряталось ещё одно. Найдите его. Нельзя убирать и  добавлять буквы, переставлять их местами.  Ты жеребёнок ещё. Несуразные вещи. Покалечилась она. И дико мне сейчас. Ябеду не ждал. Ведь мы летали на метле. Игра  «Беглянка»  А теперь попробуйте при помощи запятой изменить смысл фразы на  противоположный. Казнить пленника нельзя помиловать! Казнить пленника нельзя помиловать! Строить здесь нельзя сносить!  Строить здесь нельзя сносить!  Говорить на уроке нельзя молчать! Говорить на уроке нельзя молчать! Продолжите фразы: Сегодня я понял …. Сегодня я узнал …. Сегодня я вспомнил… Сегодня я поучился… Материал для учителя  Игра «Замени слово» эра  экспорт шеф  шоу фрукты хобби сервис отель реставрация резолюция персональный синхронно стабильность летоисчисление вывоз глава зрелище плоды увлечение обслуживание гостиница восстановление решение личный одновременно устойчивость Материал для оформления доски

Классный час "Русский язык - мой родной язык"

Классный час "Русский язык - мой родной язык"

Классный час "Русский язык - мой родной язык"

Классный час "Русский язык - мой родной язык"

Классный час "Русский язык - мой родной язык"

Классный час "Русский язык - мой родной язык"

Классный час "Русский язык - мой родной язык"

Классный час "Русский язык - мой родной язык"

Классный час "Русский язык - мой родной язык"

Классный час "Русский язык - мой родной язык"

Классный час "Русский язык - мой родной язык"

Классный час "Русский язык - мой родной язык"

Классный час "Русский язык - мой родной язык"

Классный час "Русский язык - мой родной язык"

Классный час "Русский язык - мой родной язык"

Классный час "Русский язык - мой родной язык"

Классный час "Русский язык - мой родной язык"

Классный час "Русский язык - мой родной язык"

Классный час "Русский язык - мой родной язык"

Классный час "Русский язык - мой родной язык"

Классный час "Русский язык - мой родной язык"

Классный час "Русский язык - мой родной язык"
Скачать файл