Внеклассное мероприятие
«Вот он, хлебушко душистый,
Вот он тёплый, золотистый.»
Цель: раскрыть значение хлеба, важность труда земледельца, расширить
знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба,
воспитывать чувство бережного отношения к хлебу, любовь к родной земле.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, «Хлебные столы»,
уголок старой Руси: чугуны, рушник, каравай, лаваш и др. виды и сорта хлеба,
кулич, кувшины, колосья хлеба.
Ход занятия.
1.Организационный момент
(Гостей встречает девушка в русском костюме с караваем на рушнике)
Звучит песня «Русское поле».
Ведущий 1:
Здравствуйте, гости дорогие!
Милости просим к нам на праздник, без гостей и праздник не праздник. Ох,
и много праздников на Руси раньше было. Многие из них к нам пришли из
глубокой старины. Самые веселые, щедрые праздники были осенью, когда
люди, убрав урожай, делали заготовки на зиму.
Ведущий 2:
А вот чему будет посвящен сегодняшний праздник, вы сами скажите,
отгадав загадку :
Комковато, ноздревато,
И губато, и горбато,
И кисло, и пресно,
И красно, и кругло
И легко, и мягко, и твердо и ломко
И черно и бело,
И всем людям мило.
Ведущий 1:
Такую загадку придумал русский народ о каравае – круглом хлебе.
Издревле хлеб берегли, в его честь слагали гимны, говорили о нем, как о
живом существе: хлеб кормилец, хлеб –батюшка. Наши предки восточные
славяне считали каравай символом плодородия, использовали его в различных
обрядах. Приготовление каравая было связано со множеством торжественных
действий особенных жрецов, использовались обрядовые жернова для
приготовления муки.
1 В свадебных обрядах каравай, разломленный на две половинки, воплощал
жениха и невесту. Настоящий обрядовый каравай украшался изображением
мирового дерева и фигурками птиц и животных.
С тех незапамятных времен дошел до нас обычай встречать дорогих гостей
хлебом караваем. Он стал символом доброго, мирного труда, символом
достатка и счастья. И этим счастьем спешат поделиться со всеми. В старину
каравай ржаного хлеба с солонкой соли подносили князьям и боярам, царям и
помещикам.
Ведущий 2:
Святое отношение к хлебу является одним из главных достоинств русского
человека, ведь чтобы вырастить хлеб надо вложить много труда: вспахать землю,
посадить семена, волноваться, хватит ли влаги или, наоборот, не будет ли она
излишней. А потом приходила пора убирать налитые колосья. В старину говорили:
«Зерно в колосу торопись жать полосу», «Пора же, маты, жито жати » поется в
старинной русской песни.
2 Первый сжатый сноп называли «именинником». С него начиналась осенняя
молотьба, его соломой кормили больную скотину, зерна первого ржаного снопа
считались целебными для людей и птиц. его украшали цветами, несли в дом с песнями
и ставили в красный угол под иконами.
Фолькл. группа песня «Как пошла наша Параша»
Ведущий 1:
А сколько загадок, пословиц и поговорок у русского народа о хлебе и всем, что
с ним связано! К сегодняшнему дню вы готовили пословицы, поговорки и загадки о
хлебе.
Объявляю конкурс : «Хлеб – всему голова.»
Дети заранее объединяются в две команды: «Колосок» и «Зернышко». Затем они
поочередно называют пословицы, поговорки, загадывают загадки друг другу. Кто
больше?
Ведущий:
Пришла пора провести «Хлебную» викторину.
У меня в руках чаша. В ней листочки с вопросами. Я буду по очереди подходить то к
одной, то к другой команде, а вы брать листочки, читать вопросы и отвечать. Если не
сможете дать правильного ответа, на помощь к вам придут друзья и родители.
1. Что такое хлеб? Какой хлеб бывает? (Растения, зерна которых употребляют в
пищу, называют словом хлеб; хлеб бывает на корню, в зернах, печеный.)
2. Какой хлеб – черный или белый – считают русским национальным хлебом?
(черный ржаной хлеб)
3. Как называют хлеб, которым угощают гостей? (Пирог. Слово пир первоначально
означало праздничный хлеб, отсюда – «пирог».)
4. Что такое «сусек»? (Ящик для ссыпки зерна, муки.)
5. Продолжите поговорку «Не худо, что булка …» (С полпуда).
3 6. Загадаю загадку, закину на грядку: моя загадка в рост пойдет калачом взойдет.
7. Что на сковороду наливают, да вчетверо сгибают? (Блины)
8. О чем эта загадка: «Изпод липова куста бьет метелица густа»? (Муку сеют.)
9. Продолжите поговорку «Хлеба ни куска, так и в доме …» (Тоска)
10. В какой русской народной сказке случилось так: «Посеял раз старик пшеницу.
Добрая уродилась пшеница, да только повадился ктото пшеницу мять да таскать»?
(Сивкабурка)
11. Что это за борозда: «Стоит она валом сажени на две высотою. Кругом мужики
пашут. А борозды не распахивают: оставляют на память»? о ком идет речь? О чем?
Подсказка: проложена борозда от Киева до самого Черного моря. (Никита Кожемяка,
Никитина борозда.)
12. Отгадайте загадку:
Лежит мужичок в золотом кафтане,
Подпоясан, а не поясом;
Не поднимешь – так и не встанет. (Сноп.)
13. Кто не велел в сказке садится на пенек и есть пирожок? (Маша)
14. О чем загадка?
Согнут в дугу –
Детом на лугу,
Зимой на крюку. (Серп)
Ведущий:
Однако на первом месте у всех народов отношение человека к хлебу насущному,
потому что «Хлеб – всей жизни основа».
Чтец 1:
Воистину, не углами
От века изба красна!
А хлебом!
Все тем же люди!
Так помните же сыны:
Хлеб – это судьба народа,
Хлеб – это судьба страны!
Чтец 2:
Хлеб России, сильный хлеб России!
Как не восхищаться над тобой,
Если ты из неоглядной сини
Хлещешь как безудержный прибой!
Хлеб России, хлеб моей Отчизны.
Дюжий, богатырский как всегда.
Жизнью создавался ты для жизни
И трудом для нового труда.
4 Мир – народам
Хлеб – голодным!
1й чтец. К пониманию хлеба мира нельзя прийти, не зная о хлебе войны.
Хлеб войны?…
Самые страшные воспоминания – горящий на корню хлеб, валы огня на
полях.
Первый удар во все времена вероломный враг почти всегда наносит по хлебу.
Фашисты не случайно напали на родину нашу в сорок первом в конце июня. На своем
пути они сжигали, “вытаптывали” хлебные поля.
2й чтец.
На оккупированных территориях немцы вывозили хлеб в “свои” склады с
полицаями ходили по дворам и отбирали даже пригоршню зерна. Искали хлеб везде, в
доме, сарае, стогах специальными щупами.
Страшные лишения в годы войны испытал наш народ – голод, холод,
издевательства.
И как никто цену хлеба знали заключенные концлагерей и партизаны.
Фашисты выпекали для русских военнопленных особый хлеб “Остен – брот”
только для русских. Вот он: отжимки сахарной свеклы – 40%, отруби – 30%,
древесные опилки – 20%, целлюлозная мука из листьев или соломы – 10%.
Но во многих лагерях не давали и такого “хлеба”.
3й чтец.
Ктокто, а партизаны знают как хорошо с хлебом и как плохо без хлеба.
Хлеб – ценнее оружия.
…Партизанский хлеб, особенно дорог. Поели партизаны – способны сражаться. Ни
мясо, ни масло, ни сало… ничто не оценивалось так, так высоко, как хлеб. И не
покорились они фашистам, в деревнях и селах крестьянами собирался хлеб и
отправлялся партизанам, солдатам на фронт.
Гитлеровцы делали ставку на страх от зверств, которые они чинили. В селе Сувид
Черниговской области за связь с партизанами и обеспечение их хлебом заперли в
доме и заживо сожгли сто детей, стариков и женщин.
Чтец
Кровавым заревом поля озарены,
И черный дым клубами грозно вьется…
Чья это тень прижалась у стены?
Чей это стон придушенный несется?
Там жгут людей, там жгут живых людей…
Под этой пыткой дрогнул бы и камень…
Когда старух и маленьких детей
Они спокойно вкидывали в пламень…
Их было сто.
Им всем хотелось жить…
5 Свои идут… Уж слышна канонада,
Но разве изверга возможно умолить.
И разве немцам ведома пощада!
А дом горит, горит со всех сторон…
Закрыты двери, окна на запоре…
Сто голосов слились в единый стон…
Кругом бушует огненное море!
1й чтец.
Читаем и перечитываем воспоминания о блокаде, блокадном хлебе. Сколько их
ленинградцев умерло в ту суровую зиму 19411942 годов от холода и голода. (Показ
фильма «Блокадный хлеб 41го»).
Ссылка: http://yandex.ua/video/search?filmId=d0ZOA9woUXI&text=Фильм%20о
%20блокадном%20хлебе&redircnt=1447241982.1
Пискаревское кладбище … На общей могиле – кусочек хлеба. Рядом
надпись: “Если бы у меня тогда был такой кусочек хлеба, мама бы выжила…”.
Блокадные дни … между хлебом и жизнью зловеще стоял знак равенства. От голода
умирают дети.
На одном из километров Ленинградской Дороги жизни есть памятник – на
гигантских плитахстраницах высечены известные всему миру слова Тани Савичевой.
(Демонстрируется фотография Тани Савичевой, ее дневник, фотография
памятника)
“Женя умерла 28 декабря в 12.30 часов утра 1941 года”
“Бабушка умерла 25 января 3 часа дня 1942 года”
“Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года”
“Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года”
“Дядя Леша – 10 мая в 4 дня 1942 года”
“Мама – 13 мая в 7.30 часов утра 1942 года”
“Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня”.
Навсегда запомним слова Тани Савичевой…
6 Чтец 1. Что драгоценней хлеба на земле?
Дороже он всего в любую пору.
Изба красна, коль хлеб есть на столе.
Он жизни нашей твердая опора.
Чтец 2. Шумят хлеба – и значит, жизни цвесть.
Шумят хлеба – и значит, все в порядке.
И родина сильнее, если есть
Хлеб драгоценный в закромах в достатке.
Сценка. ( Две девушки в русских народных костюмах; одна с караваем, другая с
горшочком каши.)
1. Что это вы, соседушка, вроде сеять собрались?
2. Да, пора уж. Но я гляжу и вы, соседушка, на поле идете, горшок ржаной
каши несете?
3. Верно, верно. Говорят, если закопать горшок каши в свежевспаханную
землицу, всходы она даст ровные да сильные.
4. Знаю такую примету. А я вот к первой борозде иду с поклоном – положу
в поле каравай хлебушка. Буду тоже надеяться на хлеб обильный.
5. Землю уважай, будет и урожай.
6. Не ленись за плужком, вот и будешь с пирожком.
Учитель :
Говорите чаще о бережном отношении к хлебу. Заставляйте задуматься:
какое это богатство – хлеб, ведь хлеб – понятие нравственное.
Да, наша родина – великая хлебная держава.
Да, необозримы ее поля.
7 Но всегда ли мы почтительны к хлебу?
Мальчик
Ногою пинающий хлеб,
Мальчик,
Голодных не знающих лет,
Помни,
Что были лихие года.
Хлеб
Это жизнь, а не просто еда.
Хлебом клялись,
За хлеб умирали
Не для того,
Чтоб в футбол им играли.
В слове народная мудрость таится.
Вот что
В народе у нас говорится:
“Если ты хлеб ценить перестал,
Ты человеком быть перестал!”
Ребята! Берегите хлеб! Помните, что каждый кусочек хлеба – это результат
нелегкого труда хлебороба, пахаря, сеятеля!
Мальчик:
Мне больно, когда я случайно вижу,
Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.
Эй ты, попирающий корку ногою,
Ты топчешь достоинство наше людское.
Ты мать оскорбил, ты обиду нанес
Земле, на которой родился и рос.
Звучит песня “Баллада о хлебе”.
На весенней заре
Воздух свежий и синий.
Постаревший отец,
Седину шевеля,
Говорил у крыльца
Тихим голосом сыну,
Провожая его
Первый раз на поля.
Ты запомни, сынок,
Золотые слова
8 Хлеб всему голова,
Хлеб всему голова.
Сын пошёл, пошагал
По отцовскому следу,
Но война началась
Боль огня и свинца
В годы бед и потерь,
Добывая победу,
Нёс боец по земле
Завещанье отца.
Ты запомни, сынок,
Золотые слова
Хлеб всему голова,
Хлеб всему голова.
Но случилась беда
На земле незнакомой,
Был он ранен в бою
По холодной зиме.
Пайку хлеба свою
Передал он другому,
А домой написал
В треугольном письме.
Ты запомни, сынок,
Золотые слова
Хлеб всему голова,
Хлеб всему голова.
На весенней заре
Воздух свежий и синий.
На страде посевной
Гул моторов и шум.
У родного крыльца
Сын погибшего сына
Говорил на заре
Своему малышу…
Ты запомни, сынок,
Золотые слова
Хлеб всему голова,
Хлеб всему голова.
На сцену выходят 4 ведущих.
1й ведущий.
9 Не боюсь я в стихах повториться.
Хлеб не знает предела похвал,
Если рожь на Руси колосится,
Значит ктото всерьез недоспал.
2й ведущий.
Зори росные, свет полуденный,
Хлеборобской заботы тропа,
Перебродят и пламенем зерна,
Запылают в колосьях снопа.
3й ведущий.
Ничего нет на свете вкуснее,
Благородней работы жнеца,
Если рожь гдето жемчугом зреет,
Ктото трудится в поте лица.
4й ведущий.
Не боюсь я в стихах повториться.
Хлеб не знает предела похвал.
Если надо кому поклониться
После мамы его бы назвал.
Девочка:
Вот он, хлебушко – душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем – здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
С этими словами она преподносит его гостям.
Учитель:
«Хлеб наш насущный» святые слова,
Так говорили и деды и прадеды.
Он в нашей жизни всему голова –
Сила великая хлебушку дадена.
Надо беречь хлеб – щедрость Земли,
Силу страны, дар великой природы.
Вот и заканчивается наш разговор о хлебе, о русском каравае.
Спасибо за внимание. (звучит песня о хлебе)
10 Пословицы о хлебе.
Чья земля, того и хлеб.
Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат.
Пока есть хлеб да вода – все не беда.
Береги хлеб для еды, а деньги для беды.
Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
Хлеб в пути не тягость.
Хлеб за брюхом не ходит, а брюхо – за хлебом.
Хлебсоль кушай да добрых людей слушай.
Бог на стене, хлеб на столе.
Хоть постарому, хоть поновому, а без хлеба не прожить.
У кого хлеб родится, тот всегда веселится.
Был бы хлеб, а зубы сыщутся.
11 Без соли, без хлеба худая беседа.
Будет хлеб, будет и обед.
12 13
Внеклассное мероприятие "Вот он, хлебушко-душистый, Вот он - тёплый, золотистый"
Внеклассное мероприятие "Вот он, хлебушко-душистый, Вот он - тёплый, золотистый"
Внеклассное мероприятие "Вот он, хлебушко-душистый, Вот он - тёплый, золотистый"
Внеклассное мероприятие "Вот он, хлебушко-душистый, Вот он - тёплый, золотистый"
Внеклассное мероприятие "Вот он, хлебушко-душистый, Вот он - тёплый, золотистый"
Внеклассное мероприятие "Вот он, хлебушко-душистый, Вот он - тёплый, золотистый"
Внеклассное мероприятие "Вот он, хлебушко-душистый, Вот он - тёплый, золотистый"
Внеклассное мероприятие "Вот он, хлебушко-душистый, Вот он - тёплый, золотистый"
Внеклассное мероприятие "Вот он, хлебушко-душистый, Вот он - тёплый, золотистый"
Внеклассное мероприятие "Вот он, хлебушко-душистый, Вот он - тёплый, золотистый"
Внеклассное мероприятие "Вот он, хлебушко-душистый, Вот он - тёплый, золотистый"
Внеклассное мероприятие "Вот он, хлебушко-душистый, Вот он - тёплый, золотистый"
Внеклассное мероприятие "Вот он, хлебушко-душистый, Вот он - тёплый, золотистый"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.