Классный час «Семейное общение за самоваром»
Оценка 5

Классный час «Семейное общение за самоваром»

Оценка 5
Мероприятия
docx
воспитательная работа
2 кл
29.10.2018
Классный час «Семейное общение за самоваром»
Разработка к классному часу.
Публикация является частью публикации:
Внеклассное мероприятие в начальной школе.docx

Классный час «Семейное общение

за самоваром»

3а класс

http://www.bankoboev.ru/images/NTEwMDgz/Bankoboev.Ru_tulskii_samovar.jpg

Описание материала: сценарий предназначен для организации праздника в начальной школе. Разработка может быть полезна как учителям начальных классов, так и педагогам дополнительного образования.
Тема. Что за чудо этот чай!
Цель: формировать правильное отношение к русским национальным традициям; воспитывать чувство патриотизма и любви к родине.
Задачи:
1. Создать условия для пробуждения интереса детей и родителей к совместному проведению мероприятия, создание атмосферы тесного общения и взаимопонимания.
2. Приобщать родителей к интересам детей, возвращение в семью русских традиций.
3. Способствовать поддержанию интереса учащихся к общественной жизни, формировать активную жизненную позицию.
Оборудование:
- иллюстрации растений: липа, мята, смородина, малина, зверобой, душица, лимон;
- плакаты;
- костюмы царя, послов, профессора, трех сестер;
- самовар;
- пироги, сладости;
- чай;
- веретена, пряжа;
- «веники» из газеты.
Этапы:
1. Подготовка учащихся к работе.
2. Выступление детей.
3. Историческая справка о чае.
4. Выступление родителей.
5. Инсценировка пьесы.
6. Загадки, конкурсы.
7. Подведение итогов.
8. Рефлексия.
9. Чаепитие.

Ход занятия

Ведущий:
Дорогие гости!
Как говорится-
Милости просим
В нашу светлицу.
Не нужно платы
И робеть не надо.
Всем, чем богаты,
Тем вам и рады.
Ученик 1:
Не стесняйтесь, проходите
В нашу горницу, друзья,
И улыбки захватите – 
Ведь без них никак нельзя.
Ученик 2:
От души признаться надо,
Что давно вас в гости ждём.
Вы своим приходом радость
Принесли в наш светлый дом.
Ученик 3:
Здесь, без всякого сомненья,
Чай душистый всех вас ждёт,
Несколько сортов варенья,
Пироги, ватрушки, торт.
Ученик 4:
Мир вам, гости долгожданные,
Что явились в добрый час.
Встречу тёплую, желанную
Мы готовили для вас.
Ученик 5:
Хлебосольством и радушием
Знаменит наш русский край.
Для гостей и песни русские,
И медовый каравай.
Ученик 6:
И места для вас приметные
За обеденным столом…
Пусть с гостями радость светлая
Входит в наш просторный дом.
Ученик 7:
В знак признания и отличия
Нам приятно в этот час
По старинному обычаю
Хлебом – солью встретить вас.

Ведущий: Традиции чаепития в разных странах не похожи друг на друга. Например, в Японии этот ритуал, где до мелочей продумана каждая деталь, и каждое движение что-то означает. Попробуй сделать неверный жест – и разрушить всю чайную церемонию, а то и, того хуже, станешь хозяину врагом. (слайд 1)
Ученик: На Руси чаепитие всегда отличалось простотой и сердечностью. Самовар на столе как бы приглашает расслабиться и вести долгие задушевные беседы. (слайд 2)
Ученик:
 За нашу любовь к чаю нас называют водохлёбами. Похрустывая крендельками, гости, и хозяева незаметно выпивали до десяти стаканов чаю. Приглашая «пожаловать на чай», хозяева предлагали гостям чувствовать себя свободно, «без церемоний». (слайд 3)
Ученик:
 Считалось неприличным пригласить гостя и не напоить его чаем. Чай пили не внакладку, а вприкуску, чтобы не перебивать сахаром его настоящего вкуса. (слайд 4)
Стихи читают родители.
Родитель 1:
На завалинке, в светелке
Иль на брёвнышках ,каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Кое-где и при свечах,
Говорили, песни пели
И, конечно, пили чай.
Пироги, баранки, сушки
Были очень хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души. (слайд 5)
Родитель 2: 
Быт людей отличен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы – по «сусекам»
Личных дач, домов, квартир. 
Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить,
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить. (слайд 6)
Ведущий: А вы посмотрите вокруг! У нас светлая горница, на столах самовары, столы от угощения ломятся, хозяева гостеприимные. Чем не посиделки?
Родитель: Только одно условие: на посиделках запрещается скучать, разрешается петь, плясать и шутить.
Игра
: горячий картофель

Традиционно в игре использовался настоящий картофель, но его можно заменить на теннисный мячик или волейбольный мяч. 
Дети садятся в круг, ведущий находится в центре. Он бросает «картошку» кому-нибудь из игроков и тут же закрывает глаза. 
Дети перебрасывают ее друг другу, желая как можно быстрее от нее избавиться (будто это натуральная горячая картошка). 
Вдруг ведущий командует: «Горячий картофель!» 
Тот, у кого в данный момент оказалась в руках «горячая картошка» – выбывает из игры. 
Когда в кругу остается один человек, игра прекращается, и этот игрок считается победившим.

Пол, нос, потолок.

Эта игра также является хорошей проверкой внимательности. Она очень проста, ее правила легко объяснить. 
Правой рукой покажите на пол и назовите: «Пол». 
Затем покажите на нос (лучше будет, если вы его коснетесь), скажите: «Нос», а потом поднимите руку вверх и произнесите: «Потолок». 
Делайте это не торопясь. 
Пусть ребята показывают с вами, а называть будете вы. 
Ваша цель запутать ребят. Скажите: «Нос», а сами покажите в это время на потолок. Ребята должны внимательно слушать и показывать правильно. 
Хорошо, если вы весело прокомментируете происходящее: «Я вижу, у кого-то нос упал на пол и там лежит. Давайте поможем найти отвалившийся нос». 
Игра может повторяться много раз с убыстрением темпа. 
В конце игры можно торжественно пригласить на сцену обладателя «самого высокого в мире носа».

Родитель: А по какому поводу посиделки?
Ведущий: Угадайте! Листья салата, петрушки, укропа, капусты, лука люди едят. А есть такое растение, листья которого есть нельзя, а всё-таки их каждый день на стол подают. Что это за растение? (Чай) (слайд 7)
Так вот на посиделки нас всех сегодня собрал чай. Это очень чудодейственный напиток. Он лечит, и компанию веселит, и способствует задушевной беседе. А вы знаете, откуда появился чай, где его родина? Об этом нам расскажет профессор чайных наук Цейлон Китаев.
Профессор: Культура чая – древнейшая, ей пять тысяч лет. До сих пор спорным считается вопрос о родине чая. Длительное время ею считался Китай, потом – Индия, а по последней версии – Вьетнам. На международную арену чай вышел из Китая. Китайское слово «ча» означает «молодой листочек».
Ведущий: Это очень интересно, профессор. А как чай к нам на русскую землю попал?
Профессор: А вот на этом остановиться подробнее. Наберитесь терпения, лекция моя рассчитана на два часа. Вы не торопитесь?
Ведущий: Заскучают наши гости от лекций таких. Может, как-то ускоренной технологии можно об этом узнать?
Профессор: Если хотите побыстрей да поинтересней, сходите в театр на спектакль «Сказ о первом русском чаепитии»
Инсценировка пьесы.
Картина 1.
Три девицы прядут и поют песню «То не ветер ветку клонит»
Ведущий: 
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
Ученица 1:
Кабы я была царица,
То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир.
Ученица 2:
Кабы я была царица,
То на весь бы мир одна
Наткала б я полотна.
Ученица 3:
Коли буду я царицей,
Так я батюшке царю
Пачку чая подарю!
Ученица 1:
Господи, сестра, изволь,
У тебя, похоже, боль
В голове или в зубу.
Говоришь ты ерунду.
Ученица 2:
Ишь, придумала какое!
Я в ней спесь-то успокою!
Ведущий:
Ой, сестрицы дорогие!
Разошлись вы не на шутку,
Успокойтесь на минутку.
Про глубоку старину.
(смотрит на третью сестрицу)
А сестрица-то, похоже,
Эту сказку знает тоже.
Картина 2.
На сцене трон, а на нем надпись «Царь». Открывается надпись: «1638 год. Михаил Федорович Романов». 
Царь: Вы послы мои, идите, 
К Алтын – хану попадите,
Соболями одарите,
Черно – бурыми лисами 
Да каменьев драгоценных 
Захватите непременно. 
Ведущий: Послы с приказом согласились 
И с поклоном удалились.
Царь же стал, как всем понятно 
Ожидал послов обратно.
Царь: Много ценных я диковин 
Алтын – хану приготовил.
Чем ответит Алтын – хан?
Что же мне пришлет он в дар? 
Ведущий: Дни и месяцы прошли…
Возвращаются послы.
Царь их кормит и поит, 
И ответ держать велит. 
Царь: Чем ответил Алтын – хан? 
Что же мне прислал он в дар?
Послы: В чужих странах мы бывали,
Много дива повидали,
Посетили Алтын – хана.
Вроде все в нем без изъяна.
Но с чудинкой он, однако…
Вот смотри подарок, на – ка!
С подноса скидывается покрывало, а под ним горка чая с надписью «Чай»
Ведущий: Как увидел царь-отец,
Что принес ему гонец,
В гневе начал он чудесить
И послов хотел повесить.
Царь: Посмотрите вы, бояре!
Ведь смеется чай над нами!
Ах, насмешник он какой!
На него пойду войной!
Ведущий: Но, смягчившись на сей раз,
Слугам дал такой приказ:
Чудо-листья заварить
Да боярам подносить.
Царь. Чтоб не страшно было вам,
Перву чашу выпью сам.
Ведущий. Глотнул раз… Потом второй…
Вкус понравился.
Царь. Крутой!
Ведущий. Царь-то наш дивится чуду.
Царь. Если только жив я буду,
Буду устали не знать,
Каждый день чаи гонять.
(Выходит третья ученица)
Ученица 3. Ой, вы гостюшки честные,
Люди вы мои родные!
Коли лгу, пусть Бог простит,
Но история гласит,
Что без чая с той поры
Жить не могут на Руси.
Ведущий. Это было первое чаепитие на Руси.

Профессор. А вы знаете, что есть две легенды, которые говорят о том, как люди узнали секрет чая? Нет?! Тогда мои ученики расскажут вам об этом.
Ученик 1. Согласно одной легенде, чай – бодрящее, прогоняющее сон питье. А открыли это китайские пастухи, которые заметили, что животные, обглодав кусты, становились необычайно резвыми и подвижными. Пастухи сначала тоже попробовали жевать листья чая, но они были очень горькие и невкусные. Тогда пастухи стали кидать листья в котелок с водой и пить напиток. (слайд 8)
Ученик 2. Группа людей прогуливалась на природе вдали от города. Они сварили еду и оставили ее, чтобы она немного остыла, а сосуд с едой накрыли веточками с куста, который рос рядом. Когда через некоторое время они пришли, чтобы пообедать, то увидели, что еда необычайно разварилась и размягчилась, приобрела необычайный вкус, который им очень понравился. Тогда люди сообщили об этом знахарям, которые лечили травами. Те стали присматриваться к чаю и изучать его. (слайд 9)
Ведущий.
 Россия расплачивалась за чай с Китаем мехами и золотом. Чай в Москву привозили за 11 тысяч километров. Этот путь длился от полутора до двух лет. Долгое время этот напиток был редкостью, стоил очень дорого и считался привилегией знати. Зато теперь чай стал нашим национальным напитком. (слайд 10,11)

Лучшую в мире «чайную машину» изобрели в России, как вы думаете? (слайд12) Это самовар.

Игра: Пословицы, поговорки:

  1. За чаем не скучаем – по три чашки выпиваем.
  2. Чай пьёшь – здоровье бережёшь.
  3. Пей чай, беды не знай!
  4. С чаю лиха не бывает, а здоровье прибавляет.
  5. Чай не пьёшь – где силу берёшь?
  6. Холодно – пей чай! Жарко – пей чай! Устал – пей чай!
  7. Чай пить – не дрова рубить.
  8. Самовар кипит – уходить не велит.
  9. Самовар – Друг семейного очага, лекарство прозябшего путника.
  10. Выпей чайку - позабудешь тоску .
  11. С чая лиха не бывает!
  12. Пей чай, не вдавайся в печаль!


Профессор.
 Да чаю все рады. Хотя бывает и такое, что… Но сами посмотрите и все поймете.
Исполняется песня – инсценировка «Чай ты мой золотой» на мотив песни «Когда б имел златые горы». Поют мама и папа.
мама. Когда б имел златые горы
И реки, полные вина?
папа. Все отдал бы за чашку чая 
И выпил бы ее до дна.
мама. А коли я пришла бы в гости
И красотой пленила вдруг?
папа. Я б напоил тебя чаечком,
Да так, чтоб захватило дух.
мама. А если б я сказала: «Здравствуй,
Гулять я к реченьке иду».
папа. А я, пожалуй, соглашуся,
Вот самовар лишь захвачу.
мама. А если б я сказала: «Игорь,
Ну покажи глаза свои…»
папа. Я б на тебя смотрел, Викуля
И пил без устали чаи.
мама. Ну, все! Прощай! Мы расстаемся!
Прощенья даже не проси!
папа. Ты заходи ко мне почаще,
Варенья к чаю приноси.
Ведущий. Раз уж разговор коснулся песен,
То признаюсь вам, друзья:
Мир без песен был бы скучен,
Без песни нам никак нельзя.
(Исполняется песня «Ах, ароматы чая» На мотив «Изгиб гитары желтой»)
I
Изгиб гитары желтой 
Ты обнимаешь нежно.
Сидим у самовара,
Дымок уходит ввысь.
В беседе задушевной 
Вдруг кто-то тихо скажет: 
«Как здорово, что все мы здесь
Сегодня собрались!»
II
Ах, ароматы чая!
И, знаешь, неслучайно
Веселье, песни, шутки
В душе моей зажглись.
Отступят все заботы,
И вот воскликнул кто-то:
«Как здорово, что все мы здесь
Сегодня собрались!»
III
Радушные хозяйки
Накрыли стол богато:
Пирог, блины, печенье
И сладости нашлись.
Мы выпьем чашку чая,
Все вместе дружно скажем:
«Как здорово, что все мы здесь
Сегодня собрались!»
Ведущий. Песня у костра хорошо поется,
А чай у костра лечебный пьется.
- Угадайте травы, с которыми можно заваривать чай. (слайд 13 – 19)

- Я попрошу некоторых родителей рассказать нам, что лечат эти травы. (небольшие доклады родителей)
Ведущий. Гость доволен, значит, все в порядке! – 
Выше счастья и не пожелать.
А сейчас народные загадки
Я вам предлагаю отгадать.
Загадки. (слайд 20 – 28)
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела».
(Чайник.)
Что в сковородку наливают 
Да вчетверо сгибают?
(Блины.)
Ящик на коленях пляшет – 
То поет, то горько плачет.
(Гармонь.)
Жидко, а не вода,
Бело, а не снег.
(Молоко.)
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый, 
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(Хлеб.)
Он бывает с толокном,
С рисом, мясом и пшеном, 
С вишней сладкою бывает.
В печь сперва его сажают.
А как выйдет он оттуда, 
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят.
(Пирог.)
Летом рад я свежей
Ягоде медвежьей;
А сушеная в запас,
От простуды лечит нас.
(Малина.)
Стоит рядом с нами,
Смотрит черными глазами.
(Черная смородина.)
Вошел в зеленый кабинет
Ярко-желтый баронет,
Улыбки милые – 
Да мысли кислые.
(Лимон.)
Ведущий. А теперь отгадайте такую загадку: (слайд 29)
В этом доме печь стоит,
Да не каждый день дымит.
Есть и веник, вот беда – 
Не метет он никогда.
Уважают в доме жар,
А хозяин в доме – пар.
(Баня.)
- В народе говорится: «Напарился, намылся – так иди скорей чайку попей». И это очень даже правильно с медицинской точки зрения. В бане происходит обильное потоотделение, и вода из организма быстро испаряется. Немедленное возмещение потери воды очень важно для внутренних органов, прежде всего для почек. Поэтому после бани обязательно надо выпить чаю, лучше всего с шиповником или лимоном.
Конкурс «Русская баня».
Кто попариться желает
Кто парную уважает,
Приходи скорей – 
Есть и веник, и вода,
Веник в руки и, как встарь,
Сам соперника попарь.
(По два человека «парятся» вениками из газеты.)
Побеждает только тот,
Кто веник быстро обобьет.
(Исполняется песня на мотив песни «Будьте здоровы».)
I
(Дети)
Сейчас в нашем классе веселье и шутки,
Так пусть же для лени не будет минутки.
Пусть наш самовар для гостей закипает,
О нашем радушье пусть каждый узнает.
II
(Родители)
Путь к вашему дому мы знаем прекрасно
И вас обещаем наведывать часто –
То просто заедем, то чаю напиться.
Хотим, чтобы вами могли мы гордиться.
III
(Все)
Так будьте здоровы, живите богато, 
Мы все уезжаем до дому, до хаты.
Мы славно гуляли на празднике нашем,
Нигде не видали мы праздника краше!


- Понравился ли вам наш праздник? Что-то нового вы узнали о русских национальных традициях, о чае?

Праздник заканчивается чаепитием.

 

 

 

 

 

 

 

                        

 

 


 

Классный час «Семейное общение за самоваром» 3а класс

Классный час «Семейное общение за самоваром» 3а класс

Описание материала: сценарий предназначен для организации праздника в начальной школе

Описание материала: сценарий предназначен для организации праздника в начальной школе

Тем вам и рады. Ученик 1: Не стесняйтесь, проходите

Тем вам и рады. Ученик 1: Не стесняйтесь, проходите

Ученик: За нашу любовь к чаю нас называют водохлёбами

Ученик: За нашу любовь к чаю нас называют водохлёбами

Вдруг ведущий командует: «Горячий картофель!»

Вдруг ведущий командует: «Горячий картофель!»

Сказ о первом русском чаепитии»

Сказ о первом русском чаепитии»

Ведущий: Послы с приказом согласились

Ведущий: Послы с приказом согласились

Ученица 3. Ой, вы гостюшки честные,

Ученица 3. Ой, вы гостюшки честные,

Профессор. Да чаю все рады. Хотя бывает и такое, что…

Профессор. Да чаю все рады. Хотя бывает и такое, что…

В душе моей зажглись. Отступят все заботы,

В душе моей зажглись. Отступят все заботы,

С рисом, мясом и пшеном, С вишней сладкою бывает

С рисом, мясом и пшеном, С вишней сладкою бывает

Побеждает только тот, Кто веник быстро обобьет

Побеждает только тот, Кто веник быстро обобьет
Скачать файл
Бесплатно учителям.
Свидетельство СМИ.
Приз 150 000 руб. ежемесячно.
10 документов.