Спешите делать добро
I. Беседа по теме.
У человека есть два вида жизни. Первая — реальная, повседневная жизнь. Это его учёба, работа, выполнение обязанностей, взаимоотношения с другими людьми. И есть скрытая, духовная жизнь. Это мысли, чувства, идеалы, внутренний мир. У французского писателя Виктора Гюго есть красивые слова: «Во внутреннем мире человека доброта - это солнце». А что такое доброта? Какой человек может быть добрым? Об этом и будет наш сегодняшний разговор. Предоставим слово творческой группе, которая подготовила этот урок для нас.
Пусть эпиграфом к нашему разговору станут слова А. Чепурова:
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звёздной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом.
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.
П. Работа с пословицами.
Существует множество пословиц и поговорок о добре. Какие вы знаете и как их понимаете?
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Злой не верит, что есть добрый.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Доброго чтут, а злого не жалуют.
Добряк творит добро, быть может, и, не зная, что от того
болит душа у негодяя.
III. Игра «Кто больше».
Народ слагал не только пословицы о доброте. Есть и имена, фамилии с корнем – добр. Давайте проведём конкурс по рядам. Назвать фамилии с корнем — добр.
Побеждает тот ряд, который последним назовёт фамилию.
IV. Это интересно.
Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья.
Уже в IV в. до н. э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье». Человек, который делает доброе другим, чувствует себя счастливым. Напротив, себялюбец — несчастлив.
Иван Сергеевич Тургенев писал: «Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое дерево».
Многие поэты и писатели высказывались о доброте. Какие высказывания вам уже известны?
Вот некоторые из них (читают ученики).
«Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям». (Жан Жак Руссо)
«Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других».(Л. Толстой)
«Знания должны увеличиваться с добротой». (Фазиль Искандер)
V. Ролевая игра.
Как вы думаете, есть какие-либо правила доброты? Давайте посмотрим сценку из известного вам с детства произведения.
Сценка
Действующие лица: Незнайка , Пилюлькин, Пончик, Сироп-чик, Кнопка, Автор.
Незнайка: Ты, Пилюлькин, всё трудишься, всё другим помогаешь, а тебе никто помочь не хочет. Давай я потолку тебе лекарство.
Пилюлькин: Пожалуйста. Это очень хорошо, что ты хочешь мне помочь. Мы все должны помогать друг другу, (подходят Сиропчик и Пончик)
Пончик: Смотри, Незнайка тоже решил стать доктором. Вот будет потеха, когда он начнёт лечить всех.
Сиропчик: Нет, он, наверное, решил подлизаться к Пилюлькину, чтобы тот не давал ему касторки.
Незнайка: (замахивается и начинает драться) Молчи, а то вот как дам ступкой.
Пилюлькин: Стой! Стой!
Незнайка: Ах, ты, Сироп, противный! Я тебе ещё покажу. Какое доброе дело пропало даром!
Автор: Незнайка и Кнопочка стали думать, почему всё так вышло.
Кнопочка: А может быть ты не бескорыстно совершал эти поступки, а ради выгоды?
Незнайка: Как это — не бескорыстно? Растеряйке шапку помог найти. Моя это шапка, что ли? Пилюлькину ландыши собирал. Какая мне выгода от этих ландышей?
Кнопочка: А для чего же ты их собирал?
Незнайка: Будто не понимаешь. Сама ведь сказала: если совершу три добрых дела, то получу волшебную палочку.
Кнопочка: Вот видишь — а говоришь бескорыстно.
Незнайка: А для чего ж я, по-твоему, должен совершать добрые поступки?
Кнопочка: Ты должен совершать их просто так, из хороших побуждений.
VI. Беседа по теме.
— Какое правило доброты вы услышали сейчас?
Давайте вместе попробуем выработать другие правила и вместе составим Свод правил «Спешите делать добро», (раздаём детям листочки, звучит музыка).
Народная мудрость гласит: худо тому, кто добра не творит никому.
— А что вы сделали хорошего? Чем вы помогли людям?
Ребята, мне
запомнился один случай в детском доме. Чудесный осенний день. Деток
вывели на полянку. Мы, приехавшие к детям в гости, с радостью старались каждому дать конфетку,
игрушку. А один худенький сероглазый
мальчик протянул ручонки, бросил игрушку и сказал: «Не надо, лучше
возьми меня на ручки».
— Что же оказалось для него главным? (Ласка, доброта)
— Оказывается, каждый ребёнок имеет на это право. У взрослых есть закон. Кто его знает? (Конституция).
— А у детей есть такой документ?
— Да, это конвенция о правах ребёнка - документ большой нравственной силы.
VII. Итог.
Давайте в заключении послушаем стихи (читают дети).
Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги тропою Доброты
И радость помоги найти кому-то.
Как бы жизнь не летела –
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Все вместе: Делай доброе дело –
Тем живём на земле.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.